Малоизвестные правила известнейшей игры

Понедельник, 05 Ноября 2007 г. 11:47 + в цитатник
Начать хочу с правил обозначения материала. Дело в том, что шахматы, как, пожалуй, наиболее известная, наиболее древняя и, наверное, наиболее распространённая игра уже со всех сторон, как мхом, обросла всевозможными наростами. Речь о "доделанных" пристройках к классическим правилам игры, о терминологии, о всевозможных "дворовых" додумках, в общем о всём том, что неизбежно приклеивается ко всему, достаточно широко известному и популярному. После джентльменского "лошадью ходи!" и подобных выкладок многие словечки буквально "прилипают" к сознанию, и уже воспринимаются как неотъемлемая часть древней игры с точными, выверенными и неизменными последние пятнадцать веков, правилами. Я же буду говорить только о классических правилах классической игры.

Итак, материал для игры представлен шестнадцатью объектами для каждой из сторон. Единственно правильные название этих объектов: пешка, конь, слон, ладья, ферзь, король. Всё остальное - додумки. И "лошадь", и "офицер", и "тура" ("турка"), и "королева" и, возможно, что-то ещё, что прошло мимо меня, всё это - прилипшие с чьей-то лёгкой руки сторонние слова, не имеющие к классике шахмат никакого отношения. Никаких других объектов в классических шестидесятичетырёхклеточных (!) шахматах нет. В стоклеточных да, есть ещё так называемые "ракеты" (осуществляют ходы и взятия и как конь, и как слон), но эти шахматы я даже рассматривать не стану. Возможно, у них есть некое будущее, но я подобные изыски воспринимаю исключительно как плагиат, не более того.

Ложно также и правило добавления пешек при каких бы то ни было условиях. Пешек одного цвета на доске никогда не может быть больше восьми, и ни одна взятая или "превращённая" пешка до конца партии на доску уже не вернётся, чего не скажешь о фигурах. Любая фигура, кроме короля, может заменить любую дошедшую до последней горизонтали пешку, причём не временно, а до конца партии, либо до её взятия. Таким образом, чисто теоретически, но в пределах правил (!) на доске может быть до девяти (!) ферзей одного цвета, либо до десяти коней, слонов или ладей, как бы дико оно ни выглядело. Удивляет также уверенность начинающих игроков в том, что пешка превращается не только a ферзя. Мол, а зачем это надо, если ферзь - самый сильный и ходит "как угодно"? Ну, во-первых, конь всё же уникален, и ферзь его не копирует, а, во-вторых, порой именно (безусловно, максимальная) сила ферзя и "не даёт" ему появиться на доске. То есть угрожает создать ситуацию, невыгодную тому, кто с таким трудом "провёл" свою пешку. Выбрав же другую фигуру для превращения пешки, не ферзя, игрок часто получает тот самый желанный результат: новую фигуру без нежелательных последствий. Особенности ситуаций, где сила ферзя может быть более вредной, чем полезной, я здесь и сейчас рассматривать не стану. Всему своё время. Но знать о возможностях своего материала должен каждый, кто им руководит, я так считаю.

Разумеется, ни одна пешка не может ни ходить назад, ни осуществлять взятия каким-либо иным образом, кроме как вперёд-вбок, то есть "наискосок". Казалось бы, ну это-то общеизвестно. К сожалению, даже этому правилу в некоторых кругах напридумывали массу исключений и наделили пешку различными новыми возможностями. Я понимаю, что пешка - самая слабая, а слабого закономерно хочется как-то защитить, но мне всё же ближе высказывание (не помню, чьё, по-моему Хосе-Рауля Капабланки, если я не ошибаюсь) о том, что "пешка - душа шахмат". И, конечно, как и в жизни, в слабости пешки кроется её сила. Зиждется эта сила, прежде всего, на недооценке её противником, в общем, всё как и в жизни.

Ещё момент. Не путать с шашками! В шахматах ни одно взятие и ни один ход не может быть вынужденным. Всегда только сам игрок решает, чем и как ему ходить. Исключением являются лишь те ситуации, когда этот ход единственный, что в настоящий момент разрешён правилами, если же ни одного разрешённого хода у отвечающей стороны нет, а на доске нет шаха, то ситуация патовая и делит выигрыш пополам, то есть это, увы, ничья. Противник всегда должен иметь отход, это изящное сдерживающее "правило", на мой взгляд, является самым красивым в шахматах. Не только потому, что оно напоминает мне нечто вроде благородства, но и потому, что атакующая или вообще более сильная сторона вынуждена всегда, постоянно сдерживать свои порывы, свой натиск и своё давление, в противном случае она сильно рискует потерять ни много, ни мало - ровно половину своего столь близкого успеха. Как в жизни, правда?

Теперь о правиле взятия "на проходе" (правило "битого поля"). Рисовать здесь доску я не стану, и, надеюсь, все, кто до сюда вообще дочитал, знают, о каком правиле идёт речь. Хочется лишь добавить, что это правило применимо только сразу же, следующим ходом вслед за созданием ситуации, где оно работает. Если право на взятие "на проходе" игроком не использовано тут же, оно утрачивается вплоть до возникновения следующей подобной ситуации, но уже, разумеется, с иной пешкой противника.

Правила рокировки стоит лишь уточнить для сверки. Ни одна фигура, из двух (короля и ладьи), участвующих в рокировке, не должна быть "затронутой" до момента рокировки, то есть ею не должен был быть произведён в этой партии ни один ход. После рокировки, конечно, уже можно ходить. В момент произведения рокировки, а также после её окончания, ни одна из этих фигур не должна быть "под боем", то есть стоять на поле, атакованном противником. Разумеется, все поля между королём и ладьёй в этот момент должны быть свободны от каких бы то ни было фигур. И последнее. Рокировка может быть произведена в любой момент партии по усмотрению игрока, лишь бы соблюдались все указанные выше условия, никаких ограничений на то, когда это должно быть сделано, нет.

О правиле "пятидесяти ходов" упомяну лишь вскользь. Оно о том, что, если в течение пятидесяти ходов (каждой из сторон) на доске не произошло ни одного движения пешки и ни одного взятия, партия автоматически считается законченной вничью. Также ничья наступает при троекратном повторении на доске совершенно одинаковой позиции. Конечно, заключение ничьей может быть и на основании нехватки материала для победы, как-то: король с конём против короля со слоном, например, это по-любому ничья, однако все эти сочетания запоминать не обязательно. Достаточно помнить, что даже двумя конями мата даже "голому королю" не поставить никогда, слоном и конём крайне трудно, двумя слонами уже проще, а ладьёй так и вовсе несложно, не говоря уже о ферзе.

По-моему, всё. Если я о чём-то забыл, что касается малоизвестных правил, прошу меня дополнить.

LI 7.05.22

Зюзин   обратиться по имени Понедельник, 05 Ноября 2007 г. 11:51 (ссылка)
Хм, спасибо за освежение равил :)
А то, что-то, со временем, подзабыл некоторые моменты.

А вот по поводу-расчетливости и возможности дать сопернику шанс отойти или рискнуть-это в точку подмечено.
Ответить С цитатой В цитатник
Зюзин   обратиться по имени Понедельник, 05 Ноября 2007 г. 11:53 (ссылка)
*правил, имелось ввиду.

И часто недоценивают все же пешку, считая ее слабой. Ибо при умелой поддержке она способна на многое Особенно, когда противник может зевнуть твою пешку и поставить важную фигуру под удар пешки.
Ответить С цитатой В цитатник
BJohn   обратиться по имени Понедельник, 05 Ноября 2007 г. 11:57 (ссылка)
Исходное сообщение Зюзин:
А вот по поводу-расчетливости и возможности дать сопернику шанс отойти или рискнуть-это в точку подмечено.

Хоть это и не является правилом в классическом понимании этого слова, но за его НЕвыполнение почти_победитель карается ничьёй. Да. Это самое красивое правило, на мой взгляд.

LI 7.05.22
Ответить С цитатой В цитатник
BJohn   обратиться по имени Понедельник, 05 Ноября 2007 г. 11:58 (ссылка)
Исходное сообщение Зюзин:
И часто недоценивают все же пешку, считая ее слабой. Ибо при умелой поддержке она способна на многое Особенно, когда противник может зевнуть твою пешку и поставить важную фигуру под удар пешки.

"И Ленский пешкою ладью берёт в рассеяньи свою.." (А.С.Пушкин, "Е.Онегин")
Да, пешки - это не совсем рядовые солдаты (по аналогии с войной), я бы их сравнил скорее с минными полями.

LI 7.05.22
Ответить С цитатой В цитатник
Заяц_в_юбке   обратиться по имени Понедельник, 05 Ноября 2007 г. 16:26 (ссылка)
так, с первого раза не осилила.. скопирую на комп и буду читать в тишине _)
Ответить С цитатой В цитатник
Плюмбэкс   обратиться по имени Понедельник, 05 Ноября 2007 г. 16:58 (ссылка)
И "лошадь", и "офицер", и "тура" ("турка"), и "королева" и, возможно, что-то ещё, что прошло мимо меня, всё это - прилипшие с чьей-то лёгкой руки сторонние слова, не имеющие к классике шахмат никакого отношения. Никаких других объектов в классических шестидесятиклеточных (!) шахматах нет.

Шестидесятиклеточных?
Ответить С цитатой В цитатник
А_Жывотное   обратиться по имени Понедельник, 05 Ноября 2007 г. 18:04 (ссылка)
Исходное сообщение Плюмбэкс
И "лошадь", и "офицер", и "тура" ("турка"), и "королева" и, возможно, что-то ещё, что прошло мимо меня, всё это - прилипшие с чьей-то лёгкой руки сторонние слова, не имеющие к классике шахмат никакого отношения. Никаких других объектов в классических шестидесятиклеточных (!) шахматах нет.

Шестидесятиклеточных?


)))

-- Что же мы видим, товарищи? Мы видим, что блондин играет
хорошо, а брюнет играет плохо. И никакие лекции не изменят
этого соотношения сил, если каждый индивидуум в отдельности не
будет постоянно тренироваться в шашк... то есть я хотел сказать
- в шахматах... А теперь, товарищи, я расскажу вам несколько
поучительных историй из практики наших уважаемых
гипермодернистов Капабланки, Ласкера и доктора Григорьева.

(C)
Ответить С цитатой В цитатник
А_Жывотное   обратиться по имени Понедельник, 05 Ноября 2007 г. 18:10 (ссылка)
В момент произведения рокировки, а также после её окончания, ни одна из этих фигур не должна быть "под боем", то есть стоять на поле, атакованном противником.


Насколько известно мне, через битое поле рокироваться также не разрешается.
Ответить С цитатой В цитатник
yesmish   обратиться по имени Понедельник, 05 Ноября 2007 г. 21:00 (ссылка)

BJohn, скажи пожалуйста, насколько верно утверждение, что рокировка должна производиться обязательно в таком порядке, сначала король подводится к ладье, а только потом ладья становится с другой стороны короля? (логика в этом есть, так как тут уже игрок не сможет в последний момент передумать и оставить ладью на месте сделав не рокировку а просто ход ладьей)


Разве запрещено, чтобы после рокировки ладья была под боем?? Я правильно понял? С королем понятно, про ладью такого я не знал.


И еще вопрос. Для простоты возьмем длинную рокировку. Если в момент начала рокировки и окончательного положения после рокировки фигуры не находятся под боем, но само движение короля проходило по клеткам находящимся под боем, то тут никаких запретов нет, так?


Ну и одно из главных правил, взялся за фигуру - делай ход этой фигурой. Сделал ход фигурой, отпустив ее рукой - ход сделан и пути назад нет.



TLС v.0.7.31c
Ответить С цитатой В цитатник
А_Жывотное   обратиться по имени Понедельник, 05 Ноября 2007 г. 21:25 (ссылка)
yesmish, про порядок рокировки - нет, неверно. Ладья подводится первой. Логика такая, что
1) король больше, чем на одно поле не ходит.
2) при длинной рокировке это вообще быглядит абсурдно.

А про рокировку через поля под боем я уже сказал. Я, правда, на лавры последней инстанции не претендую )
Ответить С цитатой В цитатник
yesmish   обратиться по имени Понедельник, 05 Ноября 2007 г. 23:07 (ссылка)

А_Жывотное, я в лиру через прогу, а вней комменты, раньше моего не показывает ))), поэтому тебя не читал.


Да как раз же логично, что король больше чем на одно моле не ходит, а тут вдруг пошел - значит именно рокировка


TLС v.0.7.31c
Ответить С цитатой В цитатник
BJohn   обратиться по имени Вторник, 06 Ноября 2007 г. 05:44 (ссылка)
Исходное сообщение Плюмбэкс:
Шестидесятиклеточных?

Спасибо за поправку. Конечно же, речь о шестидесятичетырёхклеточных шахматах, но я так испугался длины слова, видимо, что неосознанно его сократил. Исправлю пост.

LI 7.05.22
Ответить С цитатой В цитатник
BJohn   обратиться по имени Вторник, 06 Ноября 2007 г. 05:51 (ссылка)
Исходное сообщение А_Жывотное:
Насколько известно мне, через битое поле рокироваться также не разрешается.

Дело в том, что то самое поле, которое "перешагнёт" король затем займёт ладья. Так что данное дополнение - это как бы то же самое, но иными словами. А вот ладья (при длинной рокировке) может "перешагивать" и через "битое" поле (речь о поле b1), это разрешено правилами.

LI 7.05.22
Ответить С цитатой В цитатник
BJohn   обратиться по имени Вторник, 06 Ноября 2007 г. 05:52 (ссылка)
Исходное сообщение А_Жывотное:
-- Что же мы видим, товарищи? Мы видим, что блондин играет

хорошо, а брюнет играет плохо. И никакие лекции не изменят

этого соотношения сил, если каждый индивидуум в отдельности не

будет постоянно тренироваться в шашк... то есть я хотел сказать

- в шахматах... А теперь, товарищи, я расскажу вам несколько

поучительных историй из практики наших уважаемых

гипермодернистов Капабланки, Ласкера и доктора Григорьева.


(C)

Ну всё, ну уели, мне уже стыдно.

LI 7.05.22
Ответить С цитатой В цитатник
BJohn   обратиться по имени Вторник, 06 Ноября 2007 г. 05:55 (ссылка)
Исходное сообщение yesmish: И еще вопрос. Для простоты возьмем длинную рокировку. Если в момент начала рокировки и окончательного положения после рокировки фигуры не находятся под боем, но само движение короля проходило по клеткам находящимся под боем, то тут никаких запретов нет, так?

Дело в том, что король движется (даже при длинной рокировке) лишь на две клетки, то есть "перепрыгивает" лишь одну. Ту самую, на которую потом встанет ладья. А если ладья не должна быть под боем после рокировки, то, как следствие, король не должен "перепрыгивать" это самое "битое" поле.

LI 7.05.22
Ответить С цитатой В цитатник
BJohn   обратиться по имени Вторник, 06 Ноября 2007 г. 06:07 (ссылка)
Исходное сообщение А_Жывотное: yesmish, про порядок рокировки - нет, неверно. Ладья подводится первой. Логика такая, что

1) король больше, чем на одно поле не ходит.

2) при длинной рокировке это вообще быглядит абсурдно.



А про рокировку через поля под боем я уже сказал. Я, правда, на лавры последней инстанции не претендую )

Вот как раз король-то и должен ходить первым. Это явно указывает на намерение игрока совершить рокировку. Король идёт на две клетки, вместо одной (причём и при длинной рокировке тоже), а затем ладья ставится на поле, которое король "перепрыгнул".

LI 7.05.22
Ответить С цитатой В цитатник
BJohn   обратиться по имени Вторник, 06 Ноября 2007 г. 06:08 (ссылка)
Исходное сообщение yesmish:

Да как раз же логично, что король больше чем на одно моле не ходит, а тут вдруг пошел - значит именно рокировка



Именно так.

LI 7.05.22
Ответить С цитатой В цитатник
BJohn   обратиться по имени Вторник, 06 Ноября 2007 г. 06:13 (ссылка)
Исходное сообщение Nobodys_Wife: так, с первого раза не осилила.. скопирую на комп и буду читать в тишине _)

Интересуешься шахматами, Лен? А есть, с кем играть?

LI 7.05.22
Ответить С цитатой В цитатник
BJohn   обратиться по имени Вторник, 06 Ноября 2007 г. 06:57 (ссылка)
Исходное сообщение yesmish:

BJohn, скажи пожалуйста, насколько верно утверждение, что рокировка должна производиться обязательно в таком порядке, сначала король подводится к ладье, а только потом ладья становится с другой стороны короля? (логика в этом есть, так как тут уже игрок не сможет в последний момент передумать и оставить ладью на месте сделав не рокировку а просто ход ладьей)


Совершенно верно. То есть это часть классических правил шахмат. Только не король подводится к ладье, а корль делает ход на две клетки в сторону ладьи, а ладья ставится на "перепрыгнутое" королём поле. А то у тебя получается, что при длинной рокировке король пойдёт "к ладье" аж на три клетки, а это уже нарушение правил.

LI 7.05.22
Ответить С цитатой В цитатник
BJohn   обратиться по имени Вторник, 06 Ноября 2007 г. 06:57 (ссылка)
Исходное сообщение yesmish:

Разве запрещено, чтобы после рокировки ладья была под боем?? Я правильно понял? С королем понятно, про ладью такого я не знал.



Ладья не должна быть под боем ни до, ни после рокировки. Да. Это часть правил.

LI 7.05.22
Ответить С цитатой В цитатник
BJohn   обратиться по имени Вторник, 06 Ноября 2007 г. 06:59 (ссылка)
Исходное сообщение yesmish:

И еще вопрос. Для простоты возьмем длинную рокировку. Если в момент начала рокировки и окончательного положения после рокировки фигуры не находятся под боем, но само движение короля проходило по клеткам находящимся под боем, то тут никаких запретов нет, так?



Ну тут уже всё понятно из сказанного мною выше. Просто уточню. Длинная рокировка отличается от короткой только направлением движения короля, но он в обе стороны делает ход лишь на две клетки, то есть "перепрыгивает" лишь одну, ту самую, на которую тут же встанет ладья. А раз ладья не должна быть после рокировки под боем, ясно, чтои клетка, через которую "прыгает" король также не должна быть под боем, ведь это одна и та же клетка.

LI 7.05.22
Ответить С цитатой В цитатник
BJohn   обратиться по имени Вторник, 06 Ноября 2007 г. 07:01 (ссылка)
Исходное сообщение yesmish:

Ну и одно из главных правил, взялся за фигуру - делай ход этой фигурой. Сделал ход фигурой, отпустив ее рукой - ход сделан и пути назад нет.



Всё совершенно верно, кроме исключений. Нельзя делать запрещённые правилами игры ходы. Так что если игрок взялся за фигуру, у которой нет разрешённых ходов, то он имеет право ей не ходить, разумеется. Если руку отпустил - да, ход сделан, но, опять же, если он разрешён. Если запрещён - нужно переходить этой же фигурой (или пешкой). Если ей нет разрешённых ходов - можно ставить на место и делать другой ход. Аналогично, если взялся за фигуру противника, нужно её брать, если есть чем и если это не противоречит правилам. Брать можно чем угодно, лишь бы по правилам. Но если брать нечем или взятие запрещено, то, конечно, можно не брать. Отпустить и делать другой ход.

LI 7.05.22
Ответить С цитатой В цитатник
yesmish   обратиться по имени Вторник, 06 Ноября 2007 г. 08:06 (ссылка)
BJohn:
Исходное сообщение yesmish:


Ну и одно из главных правил, взялся за фигуру - делай ход этой фигурой. Сделал ход фигурой, отпустив ее рукой - ход сделан и пути назад нет.






Всё совершенно верно, кроме исключений. Нельзя делать запрещённые правилами игры ходы. Так что если игрок взялся за фигуру, у которой нет разрешённых ходов, то он имеет право ей не ходить, разумеется. Если руку отпустил - да, ход сделан, но, опять же, если он разрешён. Если запрещён - нужно переходить этой же фигурой (или пешкой). Если ей нет разрешённых ходов - можно ставить на место и делать другой ход. Аналогично, если взялся за фигуру противника, нужно её брать, если есть чем и если это не противоречит правилам. Брать можно чем угодно, лишь бы по правилам. Но если брать нечем или взятие запрещено, то, конечно, можно не брать. Отпустить и делать другой ход.



LI 7.05.22


Да, спасибо, про чужую фигуру никогда ни сталкивался и даже не задумывался )))


"Если запрещён - нужно переходить этой же фигурой (или пешкой). "


ИЛИ??? У игрока есть выбор? И причем тут пешка?


Разве не так: если руку отпустил, но ход запрещен, то делаешь ход этой же фигурой. Вот если этой фигурой разрешенного хода нет, то вроде как можно ходить уже любой, или только пешкой? Поясни тут подробнее, или ты все верно и написал "или".


TLС v.0.7.31c
Ответить С цитатой В цитатник
BJohn   обратиться по имени Вторник, 06 Ноября 2007 г. 08:14 (ссылка)
Исходное сообщение yesmish: ИЛИ??? У игрока есть выбор? И причем тут пешка?

Конечно, есть выбор. Ведь если он совершил запрещённый ход, то, стало быть, он не может его делать, он должен сделать какой-то другой ход, а вот какой - он уже сам выбирает, но обязательно этой же фигурой или пешкой. Пешка тут ещё как причём, потому что правило распространяется и на пешки тоже. Нельзя за свои пешки просто так браться. Взялся - ходи. Если этой пешкой сейчас можно ходить, конечно.

LI 7.05.22
Ответить С цитатой В цитатник
BJohn   обратиться по имени Вторник, 06 Ноября 2007 г. 08:16 (ссылка)
Исходное сообщение yesmish:

Разве не так: если руку отпустил, но ход запрещен, то делаешь ход этой же фигурой. Вот если этой фигурой разрешенного хода нет, то вроде как можно ходить уже любой, или только пешкой? Поясни тут подробнее, или ты все верно и написал "или".


Да, любой можно ходить. "Или пешкой" я написал в том смысле, что к пешкам это правило также относится. В смысле, если у фигуры нет разрешённых ходов, то можно сделать любой другой ход, как фигурой, так и пешкой. И всё то же самое относится и к пешке. Если сходил пешкой, а ход запрещённый, то нужно либо этой же пешкой разрешённый делать, либо, если нет разрешённых, то любой другой фигурой или пешкой.

LI 7.05.22
Ответить С цитатой В цитатник
yesmish   обратиться по имени Вторник, 06 Ноября 2007 г. 08:29 (ссылка)
BJohn, )))))))) непонятка вышла только из-за того, что для меня пешка такая же фигура как остальные ))) Ладно, спасибо, понял )
TLС v.0.7.31c
Ответить С цитатой В цитатник
BJohn   обратиться по имени Вторник, 06 Ноября 2007 г. 08:34 (ссылка)
Исходное сообщение yesmish: BJohn, )))))))) непонятка вышла только из-за того, что для меня пешка такая же фигура как остальные ))) Ладно, спасибо, понял )

На самом деле, пешка - не фигура. Как бы не совсем грамотно пешку фигурой называть, но отношусь я к ним так же, как и ты. Как к полноценным фигурам. :)

LI 7.05.22
Ответить С цитатой В цитатник
yesmish   обратиться по имени Вторник, 06 Ноября 2007 г. 08:40 (ссылка)
BJohn, это в правилах прописано, что есть фигуры и пешки?
TLС v.0.7.31c
Ответить С цитатой В цитатник
BJohn   обратиться по имени Вторник, 06 Ноября 2007 г. 08:43 (ссылка)
Исходное сообщение yesmish: BJohn, это в правилах прописано, что есть фигуры и пешки?

Да, совершенно точно. И потому даже в аннотации название фигуры нужно указывать обязательно, тогда как имя пешки не указывается. То есть это уже некий признак "дискриминации", скажем так. И ни в одной книге пешку фигурой не назовут, хотя, казалось бы, неудобно всё время писать "фигура или пешка", "фигуры и пешки", тем не менее, так и есть, так и пишут.

LI 7.05.22
Ответить С цитатой В цитатник
yesmish   обратиться по имени Вторник, 06 Ноября 2007 г. 08:52 (ссылка)
BJohn, спасибо за тему, кое что новое для себя узнал, может не принципиальное, но все равно интересно )
TLС v.0.7.31c
Ответить С цитатой В цитатник
К дневнику Страницы: [1] 2 [Новые]