-Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Belinda_Rozane

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 2) Сила_ведьм О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.10.2009
Записей: 646
Комментариев: 27
Написано: 690


Аркан Суд"ТОЧКА ПЕРЕХОДА"архетип"Смерть" и "Возрождение"

Вторник, 20 Октября 2009 г. 15:58 + в цитатник
Цитата сообщения Сальвадора Суд



 Программа «Точка перехода», архетип «Смерть и возрождение».

  Программа подсознания, которую мы с вами будем называть «Точка перехода» отвечает за адаптацию человеческой психики к необратимым переменам, заставляя постоянно переоценивать не только текущую ситуацию, но, зачастую - основные ценности жизни. Каждая необратимая перемена сравнима с «маленькой смертью», после которой следует возрождение в несколько новом качестве.

  Во все времена человечество грезило о бессмертии, пыталось справиться с вечным страхом бесследного исчезновения. Архаические религии обещали душе загробное существование в царстве мертвых, а впоследствии христианское учение принесло Благую Весть о бессмертии души, о возможности духовного перерождения при жизни. Ведь алтарь в храмах символизирует, с одной стороны, захоронение, а с другой - место возрождения, то есть трансформацию смерти в жизнь вечную. Ну а буддизм и вовсе рассматривал жизнь духа людского как цепь смертей и рождений, пока не познает он, почем фунт лиха, и не вырвется из чудесного колеса воплощений.

  Явлению смерти и рождения соответствует в нашей психике особая программа, которая включается в моменты появления человека на свет и ухода в мир иной. Однако интересно, что архетип «смерти - возрождения» активизируется не только в момент биологической смерти или рождения, но может и влиять на ход судьбы, отграничивая один период жизни от другого. Этот архетип пробуждается во все критические моменты переключения «подсознательного диспетчера» с одной программы на другую. Поэтому самоубийств во время переходных возрастных этапов больше - умирая символически, легко и «заиграться».

  Итак, еще древними было подмечено: чтобы начать новую жизнь, «переродиться», нужно сначала умереть для жизни старой, но не по-настоящему, а символически. Что же такое символическая смерть? Этот феномен широко использовался в архаических культовых празднествах, тайных храмовых церемониях, ритуалах, получивших название «инициальные». Инициальные - значит инициирующие, запускающие новую жизненную программу и таким образом открывающие перед человеком новые цели, перспективы. Интересно, что по мнению психологов (подробно и серьезно занимался проблемой рождения - смерти известный американский психолог С. Гроф), индивидуальность под влиянием таких обрядов, активизирующих бессознательные программы смерти - возрождения, как бы распадается, а затем возникает вновь, приобретая некоторые новые качества. Да и космобиологи утверждают, что при смене совокупности характеристик конкретного человека происходит изменение биоритмов, большей или меньшей степени выраженности, что оказывает влияние на судьбу. Причем обязательными условиями являются: перемещение в пространстве за пределы часового пояса, смена окружающей обстановки и круга знакомств, изменение социального статуса. Можно также сменить имя и фамилию.

  В древности обряды смерти - возрождения служили не только для того, чтобы отграничить себя от нежелательного отрезка жизни и сменить его на более удачный. Они несли более богатую смысловую и духовную нагрузку: с помощью этих ритуалов люди пытались победить извечный страх перед смертью, изучить «топографию» царства мертвых, научиться смирению перед стихийными силами природы. Одним из таких мероприятий были широко известные в античном мире Элевсинские мистерии, посвященные великим богиням плодородия и жизни - Деметре и Персефоне. Эти мистерии проводились ежегодно и включали в себя Малые и Большие действа, оформленные в виде театрального представления, в котором посвящаемые принимали непосредственное участие. Вот как отзывается об этом Софокл: «Трижды счастливы те смертные, которые отходят в Аид, повидав эти обряды, ибо только им дарована там истинная жизнь, для остальных все, что там находится, - зло». Подробно описывать свои впечатления посвященным запрещалось, но все древние авторы, так или иначе коснувшиеся Элевсинских таинств, отмечают, что после этого человек чувствовал себя обновленным, неся в душе ранее неведомое спокойствие и знание. Не менее известными и внушающими почтение были и обряды древней женской богини Кибелы, в процессе которых посвящаемый принимал своеобразный «душ» из бычьей крови, символизировавший второе рождение.

  Наряду с описанными выше, существовали инициальные ритуалы и другой направленности - мужчины, встречаясь со смертью лицом к лицу, символически побеждали ее и обретали прежде несвойственную им силу, способности. Здесь иллюстрацией может послужить так называемая инициация воина, посвящение берсерка, практиковавшееся у скандинавских народностей. При этом юноша, претендующий на статус воина, должен был безоружным сразиться с диким, опасным зверем и победить его. В результате он как бы обретал звериные свойства и становился страшным бойцом в той мере, в какой вел себя, как хищный зверь. Существовало поверье, что такой воин, пройдя испытание, овладевал магической силой, свойственной плотоядным. Подобные обряды широко практиковались и у других народностей. Таковы были древние ритуалы.

  По мере развития человеческой психики появились и другие способы символической смерти, несущие уже духовный, более абстрактный смысл, - крещение, постриг в монашество, вступление в различные духовные ордена, партии, общества.

  Но интересно, что и без ведома человека сама жизнь нередко предоставляет нам возможности внутренне перерождаться, обретать новую жизнь. И прежде, чем обратиться к примерам, иллюстрирующим такие случаи, стоит разобраться подробнее в формальной, обрядовой стороне символической смерти, ведь, если приглядеться, древние ритуалы можно объединить в определенные группы. Во-первых, по форме: обряды типа «внутриутробного существования и биологического рождения»; типа «героя-победителя»; типа «ухода - смерти». Во-вторых, по значению: мистерии торжества «Я», победы над собой; мистерии ознакомления и смирения перед силами природы; мистерии отказа от прежнего «Я».

  Но оговоримся, что разделение это весьма условно, так как изначально все способы символической смерти построены по модели «смерть - внутриутробное существование - роды - появление на свет».

Итак, расскажем более подробно обо всех существующих моделях этого интересного феномена и о встречах с ними в повседневности.

1. Модель «внутриутробного существования, биологического рождения», применяющаяся с целью ознакомления и смирения перед матушкой Природой. Элементы, напоминающие процесс беременности и родов, встречаются во многих древних мистериях посвящения. Например, индийский ритуал, подтверждающий половую зрелость человека, инсценирован по модели родов: «Они отводят его в особое помещение, это помещение - чрево, так они вводят его во чрево, которое ему подходит... Они накрывают его одеждой, одежда - это сорочка... Над нею они помещают черную шкуру антилопы, поистине, плацента находится над сорочкой...Он смыкает руки, поистине, руки зародыша сомкнуты, пока он внутри, дитя рождается с сомкнутыми руками... он отбрасывает черную антилопью шкуру, чтобы подвергнуться последнему омовению, поэтому плод входит в мир с отброшенной плацентой...»

  Ритуальные тексты подчеркивают эмбриологический и родовспомогательный характер обряда, многократно разъясняется причина необходимости возвращения в чрево: чтобы достичь духовного состояния, которое позволит ему снова родиться среди богов, неофит должен как бы упразднить прошедшие годы, вернувшись к ситуации изначальной. Напоминает родовые впечатления и посвящение в таинства Кибелы, когда посвящаемый принимал своеобразный «кровавый душ», стоя под помостом, на котором резали быка. Элевсинские мистерии и обряды древней женской богини Изиды были более сложны и включали в себя не только инсценировку появления на свет, но и предварительную смерть с путешествием по загробному миру. Таким образом, переживание ситуации смерти и возрождения в символической форме способствовало внутреннему
перерождению, показывало, что стихийные и ажущиеся страшными неминуемые природные процессы вовсе не мучительны, если им отдаться полностью и со смирением.

  Пройдя через такие ритуалы, люди излечивались от страха смерти, женщины легче рожали, девушки ждали первого сексуального опыта с радостью. Освободившись от глубинных страхов, человек смотрит на мир по-новому, ощущения становятся ярче, а в ответ на изменение внутреннего состояния оживляются и внешние обстоятельства, жизнь меняется самым волшебным образом.

  В наши дни, конечно, уже не существует культов Великой Матери, но есть психотерапевтические методики - трансперсональная психотерапия по методу С. Грофа, ребефинг, при этом с помощью особой техники дыхания под руководством инструктора человек погружается в измененное состояние сознания, переживает заново свое биологическое рождение и прорабатывает таким образом свои глубинные проблемы, обновляется внутренне.

  За примерами проявления «женской» инициации в жизни далеко ходить не приходится - половое созревание со всеми физиологическими «испытаниями», первый сексуальный опыт (между прочим, французы называют оргазм «маленькой смертью»), беременность, роды, смерть - все это «экзамены» Великой Матери. И надо относиться к ним ответственно, готовиться, ведь заново родиться символически можно по-разному, с положительными впечатлениями - для счастья и свободы, а с отрицательными - для рабства в плену собственных страхов. Причем в процессе этих «испытаний» можно умереть и по-настоящему, как, например, героический генерал Скобелев, не перенесший оргазма и скончавшийся скоропостижно в объятиях любовницы. Можно погибнуть и при родах. Но тут уж следует заранее рассчитывать свои возможности - тех, кто не в силах вынести ритуальные задания полностью, Великая Мать убивает. Особо следует отметить такое явление, как клиническая смерть - вот уж воистину второе рождение, причем, интересно, что перенесшие это состояние приобретают новые способности, новое мировоззрение, они начинают жизнь заново, часто даже меняя профессию, в их психике происходит нечто, сходное с перезагрузкой компьютерной программы. И все, что раньше не работало, - начинает функционировать.

2. Модель «победы над смертью», преодоление различных опасностей и лишений с целью доказать природе (или себе самому) свое право на жизнь, завоевать влияние на судьбы других, продемонстрировать свою силу. В древности требовалось при инициациях такого типа убить страшного зверя, сильного врага, терпеть истязания, рисковать жизнью. Как говорят психологи, когда определенные требования психических сил не выполняются в ритуальном, обязательном исполнении, эти сюжеты неминуемо появляются во внешних обстоятельствах. Поэтому в наши дни, лишенные старинных обрядов, тем, кого природа считает настоящими мужчинами или мужественными женщинами, она дает весьма тяжелую и опасную жизнь. Но зато потом, выйдя победителями из горнила борьбы за жизнь и собственную личность, эти люди удивительно крепнут, приобретают авторитет, становятся вожаками. Например, участие в войне, тюрьма, лагерь, опасная профессия - слабый или неудачливый ( лишенный внутреннего чутья) гибнет, сильный выживает и уже мало чего боится в этой жизни. Однако существует подводный камень: у тех, кто не умеет поблагодарить судьбу за данные уроки и правильно воспринять их, природа отнимает спокойствие и разум. Эти люди как бы не выдерживают последний «экзамен» - спиваются, погружаются в депрессию, вернувшись в мирную жизнь. В качестве положительного примера человека, прошедшего мужскую инициацию полностью и получившего награду от богов, можно назвать известного российского писателя А. И. Солженицына. Пройдя все ужасы, испытания ГУЛАГа, лишенный права издавать книги и жить на родной земле, он многократно побеждал смерть и, в конце концов, занял весьма завидное положение в социуме. Он пережил символическую смерть, если с ней можно сравнить арест, который внезапно выхватил его из жизни и положил начало путешествию по кругам ада. Тем не менее, именно благодаря этому кошмарному, сравнимому со смертью обстоятельству, Солженицын получил возможность внутренне переродиться, как бы появился на свет вторично. И вышел этим трудным путем на дорогу славы.

3. Модель «отказа от прежнего Я». В старину чаще всего это был постриг в монашество. Ведь при этом менялся не только образ жизни человека, менялось имя, то есть посвящаемый не просто знакомился с процессами смерти - рождения или побеждал смерть - он совершал акт практически необратимый, «умирал» для прежней жизни. Недаром слово «инок» означает «иной», не такой как все, не от мира сего. К этой же модели относятся и смена имени при других обстоятельствах, смена места жительства. При этом происходит формальная смена статуса, с переживаниями смерти ничего общего не имеющая, но дающая человеку радикальное изменение биоритмов и призванная дать начало новой жизни индивидуума в новом качестве. Пользуясь такой моделью, можно изменить ход событий своей жизни (например, сменив место жительства, имя, фамилию или, допустим, цвет волос). Положительный пример использования такой модели - Рудольф Гесс, один из сподвижников Гитлера, второе лицо в нацистской Германии. В 1941 году он ни с того ни с сего, без ведома шефа, якобы для переговоров о сепаратном мире с Великобританией, улетел в Шотландию и сдался там в плен. Радикальное изменение статуса - был министром, стал военнопленным! Затем Гесс был интернирован. Сразу отметим, что реальных лишений и страданий он в связи с этим не испытывал, и бороться ему нужды не было. В Германии этого ловкача сразу объявили умалишенным, официально сместили с постов (в бытовом отношении не урезав), и впоследствии после разгрома фашизма он, один из главных организаторов движения, получил вместо смертной казни пожизненное заключение, которое отбывал во вполне приличной тюрьме. Сочинял мемуары. И скончался, хоть и насильственной смертью (был удавлен проводом), но в очень преклонном возрасте, пережив намного всех своих подельников. Другой положительный пример - Соломония, супруга великого князя Василия Ивановича. Из-за бесплодия ее упекли в суздальский Покровский монастырь. Вроде бы ничего хорошего. Но это позволило ей избежать страшной участи: когда умер ее бывший супруг Василий, его новую супругу Елену Глинскую быстренько отравили, их сын Иоанн рос в злобной боярской среде среди порока и опасности. А Софья (бывшая Соломония) восходила все выше и выше в духовном совершенстве. Умерла она в почете и всеобщей любви, а у гроба ее совершались чудеса.

  В качестве отрицательного примера можно упомянуть одного из американских президентов, Эйзенхауэра. Он также оставил пост, переехал, но неудачно - весьма быстро после этого скончался. Поэтому перед тем как менять биоритмы с помощью переезда нужно предварительно посоветоваться с астрологом, чтобы не вышло, как у Эйзенхауэра.

  А самый лучший способ инициации по типу «ухода от прежнего Я» - примкнуть к одной из традиционных, близких вам по национальному характеру религиозных конфессий и начать жизнь по правилам Бога. Даже среди астрологов бытует мнение, что бесполезно составлять гороскоп на воцерковленного человека, полностью подчинившего себя церковным правилам - он как бы «перепрыгивает» через судьбу, начинает жизнь заново.

  Итак, существует в нашей психике возможность обновления, возможность начать все сначала, которая нередко уберегает нас от смерти настоящей и дает прилив новых сил. Причем, как мы с вами уже отмечали, в определенные возрастные промежутки человек особенно нуждается в таком душевном перерождении. Таков подростковый кризис - 13-15 лет, рубеж 30, 40-45 лет и 55-60. Именно в эти моменты индивидуум склонен переживать ощущение безвыходности, тщетности жизни, поэтому, по статистике, так часты самоубийства именно в эти критические периоды. Так не лучше ли сознательно подойти к своим переживаниям и воспользоваться описанными выше наблюдениями, проверенными с древности?

  Как же реализовать обряд символической смерти в наши, лишенные ритуалов дни? Вспомним, что у каждого из перечисленных кризисных возрастов свои задачи.

  В 13-15 лет основная цель - самоидентификация, борьба за свободу «Я». Подросток стремится перейти в мир взрослых, и не стоит ему препятствовать, но надо ненавязчиво помочь. Тут хороши модели инициации по мужскому типу, особенно для мальчиков, например, участие в туристических, спортивных секциях, где, переживая трудности, лишения, усталость, ребята (без опеки родителей) обретают уверенность в собственных силах. Для девочек природа предусмотрела невольную инициацию - менархе, первые менструации, но мать должна постараться, чтобы девочка почувствовала всю торжественность этого явления, ощутила свою причастность к миру взрослых женщин.

  30 лет - один из самых тяжелых кризисов. Это - первое подведение итогов. Первая осень, если можно так выразиться. В этом возрасте мужские модели инициации могут быть даже опасны, но женские - достаточно результативны. Возможно, удачное супружество и полный набор детей у вас уже имеется, но именно в этом возрасте полезно подвергаться различным психотерапевтическим воздействиям, начинать активное самообразование в духовных областях. Главное - не лениться и осознать обычность, естественность внутреннего кризиса (не вы первый, не вы последний) и тщательно разработать план перехода на новый виток душевного развития.

  Кризис 40-45 лет касается, в основном, мужчин и «тяготеет» к мужским моделям инициации. Придется активно воевать за свое место под солнцем. Вступайте в борьбу, и да будет победа на вашей стороне! Вспомним, что в этом возрасте человек раздираем тремя основными тенденциями: с одной стороны, возрастает недовольство своими достижениями, профессиональным уровнем, степенью реализации, с другой - хочется радикальных, быстрых, результативных перемен, с третьей - накопившаяся усталость от жизни ухудшает настроение. Мужчины начинают стремиться к более легким моделям символической смерти - меняют место жительства, уходят из семьи, хотят овладеть новой профессией. Но забывают об одной мелочи: внутреннее обновление состоится только при условии, что «свежее охотничье угодье» будет ими завоевано, а не полезет в руки само. То есть новая квартира должна быть существенно дороже предыдущей, новая профессия - сложнее, а женщина - недоступнее.

  В 55-60 лет наступает черед моделей инициации по типу «отказа от прежнего «Я». Этому способствует выход на пенсию, которого вовсе не следует страшиться. Человек интересующийся, интеллектуально и духовно богатый, обретает в этом возрасте новую жизнь. Тут можно привести в качестве примера довольно известного русского астролога Феликса Величко, всю жизнь проработавшего на ниве академической науки и достигшего определенных высот (коллеги удивились его уходу на пенсию), а под старость успевшего снискать лавры на поприще астрологии. Такая радикальная перемена в жизни дала ему возможность довольно плавно пережить крушение общественного строя, запустение науки, бесцельность дезориентированной старости... А многие люди обретают новый смысл в этом возрасте, связав свою жизнь с верой, церковью. Это также очень созидательно.

  Следует отметить, что мужские модели инициации способствуют обновлению самоощущения в социуме, карьере, продвижению к власти, а женские - здоровью, устройству личных дел, обретению интуиции, избавлению от страхов.

  Каждому, наверное, захочется вот так: произвел ритуал - и жизнь волшебно поменялась. Ан нет! Не стоит забывать, что в древности люди относились крайне серьезно к таким вещам, и для них обряд был вовсе не театрализованным представлением, а Посвящением, они переживали огромное эмоциональное напряжение при этом. Поэтому инициальные мероприятия, описанные выше, могут подействовать, только если сопровождаются непритворными переживаниями. Для современного человека в этом плане могут быть полезны такие психотерапевтические методики, как ребефинг, трансперсональная терапия.

  Остается сказать, что слабый ищет легкого исцеленья, сильный и отважный завоюет «второе дыхание» сам (нуждается лишь в добром совете), а для мудрых есть только один путь -вперед по спирали познания, ведь с каждым новым витком человек ощущает отчуждение от прошлой жизни, а значит, рождается заново!
 
Отражение архетипа в Таро:

Старший Аркан XX. Суд

 


 
 
 


Расшифровка символа - «Необратимая перемена».

В нашей системе архетип «смерти - рождения» будет отражен Старшим Арканом Суд.

  Но, прежде чем начать обсуждать расклады, отвлечемся, и побеседуем еще немного о работах С. Грофа. Его имя все время мелькает на страницах этой книги, но никак не приходит момент рассказать о нем подробнее. Еще в 60-е годы этот известный американский психолог экспериментировал с ЛСД, препаратом галлюциногенного действия. И обнаружил интересные явления. Именно он впервые получил продукцию бессознательных хранилищ информации, отраженную непосредственно в рисунках и описаниях добровольцев, подвергшихся воздействию ЛСД. А особое внимание уделялось картинам и ощущениям, которые можно было сравнить с ощущениями плода в матке и во время родов. С. Гроф, собственно, открыл и детально исследовал ту границу мира бессознательного, где правит архетип «смерти - рождения». Был сделан вывод, что вся неосознаваемая психическая деятельность человека полностью зависит от того, какой импринт он получил во время беременности и появления на свет. Проще говоря, «как родился, так и пригодился». Гроф выделил четыре так называемые «базовые перинатальные матрицы», в соответствии с которыми и распределил многие психические явления. Обо всем этом подробно можно прочесть в его книге «За пределами мозга». А мы, в свою очередь, отметим, что рассматриваемые С. Грофом феномены с участием «родов - смерти» нельзя ставить в основу структурного описания бессознательной части человеческой психики. Это выходит однобоко. Но, тем не менее, этот архетип может считаться одним из важнейших, он включается в самые ответственные моменты жизни, помогает нам выкарабкиваться из критических состояний, переходить в своем развитии с этапа на этап. И разработанные этим замечательным исследователем психотерапевтические методики - холотропная, трансперсональная психотерапия, ребефинг - могут самым лучшим образом использоваться для преодоления душевных кризисов.

  Ну, а мы вернемся к изучению Старшего Аркана Суд. В личных раскладах эта карта поможет оценить способность психики к переменам, ее гибкость, уровень адаптации к переходным этапам в судьбе. Суд обычно появляется как показатель внутреннего напряжения, ведь, когда всплывают на поверхность и активизируются программы, которые закладываются при появлении на свет (перинатальные), личность переживает стресс, внутреннее обновление. Однако эта карта может возникнуть и на вполне невинной почве - у женщины во время менструации или беременности.

  В личном раскладе с положительными Младшими Арканами Суд показывает высокий уровень адаптации к переменам, умение интуитивно чувствовать значение внутренних и внешних перемен, относиться к ним ответственно. У такого человека рост и совершенствование личности происходит нормально, а в данный момент этот клиент находится как раз на переходном этапе развития.

  С отрицательными Младшими Арканами Старший Аркан Суд появляется в том случае, когда в жизни клиента происходят, или только собираются произойти, внезапные, резкие перемены. Или когда наступает тяжелая, трудная полоса жизни, требующая напряжения сил. С блокирующими Младшими картами (4-ки и 8-ки) в личном раскладе Суд говорит о неустойчивости к переменам: человек старается создать себе жизненное однообразие, склонен к жесткому регламенту, очень страдает от необязательности, от крушения планов. Любой переход из одного статуса в другой для такой личности труден. Нередко критические возрастные периоды проходят для клиента спокойно, но много важных задач остается без решения, жизнь проходит мимо.

  В раскладе на ситуацию Суд означает, что она будет причиной перемены в какой-либо из областей жизни спрашивающего. С отрицательными Младшими Арканами ожидаемая перемена может носить тяжелый, насильственный характер, типа удара судьбы.

  С гармоничными Младшими картами - перемена будет благоприятной, клиенту удастся перешагнуть через препятствия, которые еще вчера казались непреодолимыми.

  С Младшими Арканами, имеющими блокирующее значение, Суд можно расценить как предупреждение о том, что ситуация может потребовать от клиента знаний, умений, которые ему пока недоступны, или принятия ответственных решений, с которыми клиент не справится. Из-за своей некомпетентности, инфантилизма клиент может «сесть в калошу».

До новых встреч, желаю дальнейших успехов!
 

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку