-Метки

Вивальди Скрипка Шуберт акварель античная философия архитектура ахматова балет бах бетховен вальс верди весна видео гендель гитара дирижёры древняя греция духовная музыка женщины в искусстве женщины в истории живопись искусство история история музыки история россии италия итальянские композиторы камерная музыка классическая музыка композиторы концерт для фортепиано с оркестром лист литература любовь люди и судьбы мои видео мои публикации мои фото москва моцарт музеи музыка музыкальные инструменты музыканты мультфильм немецкие композиторы опера певцы пейзаж пианисты портрет поэзия поэты природа пушкин разное рахманинов романс русская усадьба русские композиторы сен-санс симфоническая музыка симфония скрипачи скрипичная музыка современное искусство стихи страны и города театр фильм фортепианная музыка франция художественный фильм художники чайковский швейцария шопен шуман ювелирное искусство

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Barucaba

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.05.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 53795


Скептики: музыки не существует

Понедельник, 25 Августа 2014 г. 14:31 + в цитатник

barucaba.livejournal.

Несколько с других позиций теория музыкального этоса была подвергнута критике скептиками. Несмотря на то, что скептики отрицательно относились к возможностям человеческого познания и учили о равносильности всех суждений, как истинных, так и ложных, они тем не менее создали свою логику и свою эстетику.

Скептицизм (от др.-греч. σκεπτικός — рассматривающий, исследующий) — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям. Античный скептицизм как реакция на метафизический догматизм представлен прежде всего Пирроном, затем средней академией (Аркесилай) и т. н. поздним скептицизмом (Энесидем, Агриппа, Секст Эмпирик). Энесидем указывает десять принципов (тропов) скептицизма: первые шесть — это различие живых существ; людей; органов чувств; состояний индивида; положений, расстояний, мест; явлений по их связям; последние четыре принципа — это смешанное бытие воспринимаемого объекта с др. объектами; относительность вообще; зависимость от количества восприятий; зависимость от уровня образования, нравов, законов, философских и религиозных взглядов.



Наиболее полно эстетическое учение скептиков было выражено у известного философа Секста Эмпирика, жившего во II веке н.э. Секст Эмпирик в работе «Три книги Пирроновых положений» отмечал, что скептицизм не рассматривает сомнение как принцип, а использует сомнение как полемическое оружие против догматиков, принцип скептицизма — явление. 

Секст Эмпирик (Σέξτος Εμπειρικός, начало II века) — древнегреческий врач и философ, представитель классического античного скептицизма.



Жил в Александрии, Афинах и Риме. Из сообщений Диогена Лаертийского и Галена видно, что Секст Эмпирик был учеником Геродота из Тарса и, в свою очередь, имел ученика в лице Сатурнина. Прозвище «Эмпирика» дано ему, по всей вероятности, потому, что он принадлежал некоторое время к школе эмпирических врачей прежде чем стал скептиком.

Его произведения «Пирроновы положения» (Πυῤῥώνειοι ὑποτύπωσεις) и «Против учёных» (Adversus Mathematicos) являются основными источниками по философии античного скептицизма. В них упомянуто много свидетельств и фрагментов из учений философов, чьи произведения не сохранились.



Весь цикл «Против ученых» многие делят на две части, из которых одну называют «Против догматиков», а другую «Против отдельных наук». Книги «Против догматиков», объединяясь с другим циклом «Против ученых», обычно в науке именуются такими цифрами: «Против логиков» именуется VII и VIII (так как в этом трактате две книги), «Против физиков» — IX и X (по той же причине) и «Против этиков» — XI (в этом трактате только одна книга и содержится). Что же касается книг, направленных против отдельных ученых, то они соответственно обозначаются римскими цифрами I—VI: «Против грамматиков» — I, «Против риторов» — II, «Против геометров» — III, «Против арифметиков» — IV, «Против астрологов» — V, «Против музыкантов» — VI. Текст полностью здесь: Секст Эмпирик. Сочинения

Фактически Секст Эмпирик выступает здесь не столько против музыки как искусства, сколько против теории музыки. Это вполне соответствовало принципам скептической философии. Скептики считали, что объективная научная теория невозможна, так как мнения и суждения людей абсолютно противоречивы. Не существует подлинного знания о природе красоты и искусства. Именно поэтому скептики сомневались в возможности существования теории музыки. 

В своём трактате Секст Эмпирик использует двоякий способ аргументации, чтобы доказать невозможность музыкальной теории. Прежде всего, он, как и эпикурейцы, выступает против различного рода этических учений о музыке. По его словам, музыка не обладает никаким этосом. Представление о том, что она может воздействовать на нравственность или психику человека - сплошная иллюзия, которая легко рассеивается в свете логического анализа. Говорят, например, что музыка создаёт новые нравы, формирует этос. Но это явная ошибка. Музыка не создаёт ничего нового, она способна лишь отвлекать людей от их страхов или страстей.

Главное назначение музыки, по мнению Секст Эмпирика, - не создавать новые этические свойства, а отвлекать. Если говорить языком современной эстетики, то можно было бы сказать, что он признаёт только компенсаторную функцию искусства, т.е. говорит об искусстве как компенсации. "Она (то есть музыка) успокаивает настроение не потому, что она обладает силой, относящейся к разумности, но потому, что она обладает способностью отвлекать. Вследствии этого стоит только замолкнуть подобным мелодиям, как наш ум снова возвращается к первоначальному настроению, как будто бы он и не подвергался лечебному воздействию с их стороны. Поэтому, как сон или вино не разрешает страдания, но его откладывает, вызывая оцепенение, расслабление и забвение, так и определённого рода мелодия не успокаивает души, находящейся в страдании, или настроения, возбуждённого гневом. Но если только вообще она что-нибудь производит, она только отвлекает".

Секст Эмпирик последовательно опровергает все традиционные аргументы в пользу нравственной роли музыки. Если спартанцы шли в бой под музыку флейт, то это ещё не означает, что музыка придавала им воинственность, просто она отвлекала их от беспокойства и страха. Говорят о пользе музыки на основании того мнения, что музыкально образованный человек получает большее удовольствие от музыки, чем человек неподготовленный. Но, по мнению Секста, это суждение необоснованно, так как удовольствие от музыки получают и младенцы, и даже неразумные животные. "И вследствие этого, как мы получаем удовольствие от кашания или вина без всякого кулинарного искусства и дегустаторства, то неужели таким же образом мы не могли бы получать удовольствие и без всякой теории, слушая усладительную мелодию...".

Секст Эмпирик опровергает и мнение пифагорейцев о том, что мир основан на гармонических принципах и что поэтому гармония правит миром. 

Другой способ аргументации, к которому прибегает Секст Эмпирик наряду с критикой этических теорий музыки, состоит в опровержении технических теорий музыки. Никакая теория музыки невозможна, так как считается, что музыка является искусством звуков. Но никаких звуков не существует, так как Демокрит учит, что всё окружающее нас - атомы, Платон говорит, что существуют только идеи, киренаики - что только ощущения. Но если не существует звуков, то не существует и музыки как искусства звуков.

Точно так же обстоит дело и с тем положением, что музыка является искусством времени. Секст Эмпирик доказывает, что не существует ни ритмов, ни интервалов, ни тактов. А значит, опять-таки, что и самой музыки не существует.

Таким образом, скептики отрицали познавательно и этическое значение музыки. Музыка не способна ни очищать, ни поучать, ни возвышать. Она существует только как объект человеческого переживания. 

Формулируя все эти идеи, скептики по сути дела, отвергали все понятия и представления о музыке греческой классики. Как и эпикурейская эстетика, эстетика скептиков содержала резкую критику теории музыкального этоса. Но ни скептики, ни эпикурейцы не смогли противопоставить концепции этоса никакой положительной теории. Поэтому их критика имела чисто негативное значение, она расшатала основы учения об этосе, но не создала какого-либо нового эстетического понимания музыки.

В заключение коротко:

Античные школы: стоики, скептики, эпикурейцы



Лит.: Шестаков В.П. История музыкальной эстетики

Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 6 пользователям

Radeia   обратиться по имени Понедельник, 25 Августа 2014 г. 16:58 (ссылка)
Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
mimozochka   обратиться по имени Натуля спасибо!!интересно!! Понедельник, 25 Августа 2014 г. 18:53 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Galja_les   обратиться по имени Понедельник, 25 Августа 2014 г. 20:21 (ссылка)
Почтенно благодарю Вас за этот великолепный труд. Всё очень и очень интересно и познавательно.
10384193_10202477938686572_5383252950367983377_n (600x580, 83Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
gornjak   обратиться по имени Понедельник, 25 Августа 2014 г. 21:32 (ссылка)
:) вспомнилось, как, будучи в армии, я как раз читал книгу Секста, и однажды подошёл ко мне замполит роты, посмотрел на обложку и говорит: -А, Секст, того знаю, хорошая фантастика.. ) я его не стал разуверять ))
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Вторник, 26 Августа 2014 г. 07:35 (ссылка)

Ответ на комментарий gornjak

gornjak, для кого-то это наверное, фантастика ) Но вообще, фантастика скорее то, что Вы в армии читали Секста ) Его читают, наверное, единицы...особенно сейчас. Раньше, возможно, на философских факультетах такое было... Я очень рада, что занялась изучением античной философии и эстетики. Так получилось, что это оказалось нужным. Зато какое огромное новое смысловое пространство для меня открылось... Жаль только, времени не хватает охватить его как можно полнее.
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Вторник, 26 Августа 2014 г. 07:49 (ссылка)

Ответ на комментарий Galja_les

Galja_les, спасибо большое за внимание и отзыв! Доброго, удачного Вам дня!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Вторник, 26 Августа 2014 г. 07:50 (ссылка)

Ответ на комментарий mimozochka

mimozochka, спасибо, Наденька! Доброго утра и удачного дня!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Вторник, 26 Августа 2014 г. 07:53 (ссылка)

Ответ на комментарий Radeia

Radeia, спасибо! Доброго утра!
Ответить С цитатой В цитатник
gornjak   обратиться по имени Вторник, 26 Августа 2014 г. 20:08 (ссылка)

Ответ на комментарий Barucaba

Barucaba, не знаю, если бы стал читать его сейчас, а тогда "глотал" всех философов, что-то осело )) тогда и стал интересоваться вопросами "сознание - подсознание", помню как пытался найти ("из" армии :)) материалы первого съезда по проблематике подсознания, прошедшего в Тбилиси.. потом эта "изоляция" кончилась, и жизнь закрутила в иных направлениях.. снова к этому вернулся, лет десять назад, и обнаружил Такие пласты..! :)
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Среда, 27 Августа 2014 г. 14:29 (ссылка)

Ответ на комментарий gornjak

gornjak, а я наоборот думаю, что в молодости вряд ли увлеклась бы философией. Разве что кто-то бы увлёк ) Потому как сама многое недопонимала на лекциях в институте... Многое зависело тогда от преподавателя. По философской антропологии, например, говорили такие вещи, которые запечатлелись раз и навсегда и объяснение которым ищу постоянно. А сейчас всё это читаю - как будто открываю сама себя... Но у меня больше связано всё-таки с музыкой - культурозависимые свойства музыки, эволюция и историческая трасформация феномена музыки и её функций в контексте культуры, влияние музыки на утверждение новых ориентаций в культуре и т.д., ещё много всего...
Ответить С цитатой В цитатник
gornjak   обратиться по имени Среда, 27 Августа 2014 г. 20:58 (ссылка)
:)
090719_124121 (640x480, 64Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Среда, 27 Августа 2014 г. 23:27 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Goodwine   обратиться по имени Четверг, 28 Августа 2014 г. 01:02 (ссылка)

Ответ на комментарий Barucaba

Barucaba, ну в армии времени полным полно - особенно для вдумчивого чтения Секста...в перерывах между боями...
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Четверг, 28 Августа 2014 г. 01:13 (ссылка)

Ответ на комментарий Goodwine

Goodwine, больше читали бы - меньше бы воевали...
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку