-Метки

Вивальди Скрипка Шуберт акварель античная философия архитектура ахматова балет бах бетховен вальс верди весна видео гендель гитара дирижёры древняя греция духовная музыка женщины в искусстве женщины в истории живопись искусство история история музыки история россии италия итальянские композиторы камерная музыка классическая музыка композиторы концерт для фортепиано с оркестром лист литература любовь люди и судьбы мои видео мои публикации мои фото москва моцарт музеи музыка музыкальные инструменты музыканты мультфильм немецкие композиторы опера певцы пейзаж пианисты портрет поэзия поэты природа пушкин разное рахманинов романс русская усадьба русские композиторы сен-санс симфоническая музыка симфония скрипачи скрипичная музыка современное искусство стихи страны и города театр фильм фортепианная музыка франция художественный фильм художники чайковский швейцария шопен шуман ювелирное искусство

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Barucaba

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.05.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 53795


Русский композитор Георгий Васильевич Свиридов

Понедельник, 16 Декабря 2013 г. 23:17 + в цитатник
Цитата сообщения Томаовсянка Русский композитор Георгий Васильевич Свиридов


  


  В бурные времена возникают особо гармоничные художественные натуры, воплощающие в себе высшее устремление человека, устремление к внутренней гармонии человеческой личности в противовес хаосу мира... Эта гармония внутреннего мира соединена с пониманием и ощущением трагичности жизни, но в то же время является преодолением этого трагизма. Стремление к внутренней гармонии, сознание высокого предназначения человека — вот что сейчас особенно звучит для меня в Пушкине.


Георгий Свиридов


  16 декабря 1915 года в маленьком городке Фатеже, расположенном в степной Курской губернии родился Георгий Васильевич Свиридов.   





  Главное в творчестве композитора Свиридова - вокальная музыка (песни, романсы, вокальные циклы, хоровые произведения, оратории, кантаты), одухотворённая поэзией, звучанием русского слова и его смыслом, в ней соединились его удивительное чувство стиха, глубина постижения поэзии и богатое мелодическое дарование.  


 


  Георгий Васильевич не только «распел» строки Маяковского (помимо оратории — музыкальный лубок «История про бублики и про бабу, не признающую республики»), Пастернака (кантата «Снег идет»), прозу Гоголя (хор «Об утраченной юности»), но и музыкально-стилистически обновил современную мелодику. Георгий Свиридов положил на музыку многие строки Шекспира, Беранже, Некрасова, Тютчева, Корнилова, Прокофьева, Твардовского, Сологуба, Хлебникова.




Композитор Свиридов, с солистами ГАБТ Пьявко и Архиповой.


   Стиль Свиридова значительно менялся на ранних этапах его творчества. Его первые произведения были написаны в стиле классической, романтической музыки и были похожи на работы немецких романтиков. Позже многие сочинения Свиридова писались под влиянием его учителя Дмитрия Шостаковича.



  Начиная с середины 1950-х годов, Свиридов обрел свой яркий самобытный стиль, и старался писать произведения, которые носили исключительно русский характер.


Свиридов писал в «Записных книжках»:


«Новые звуки - это не значит новый язык. Придумать новые звуки может, вообще говоря, любой человек, для этого совсем не надо быть композитором. Мне пришлось однажды иметь беседу с изобретателем "конкретной" музыки, парижанином Пьером Шеффером, очень симпатичным, и в своей области, несомненно, даровитым человеком. Он сказал о себе: "Я не считаю себя композитором, и не являюсь им. Я - инженер-акустик. Но я человек, и, как всякий человек, имею некоторую долю фантазии, умение комбинировать. Таким образом я создаю музыку - чередованием звуков, которые представляются мне интересными. Но ведь это делал и Мусоргский, и Шопен".


Дело здесь, конечно, не только в таланте и технике. Главное дело в духовной посылке, в побудительном мотиве Творчества и, если угодно, только в нем. Легкомысленные стихи Пушкина воспринимаются нами так хорошо потому, что мы знаем, что это Великий Пушкин. Его величие только украшает иной раз свойственное ему легкомыслие, шутливость, озорное начало. Оно его делает более близким нам, более человеком. Но главное в нем, разумеется, не это, а то Великое, недоступное, что делает его Гением».


 


   Музыка Свиридова долго оставалась малоизвестна на Западе, но в России его работы пользовались грандиозным успехом у критиков и слушателей за их простые, но тонкие по форме лирические мелодии, масштаб, мастерскую инструментовку и ярко выраженный, оснащенный мировым опытом национальный характер высказывания.

Орфей


   В течение всей творческой жизни Георгий Васильевич Свиридов проявлял интерес к церковному наследию. В начале 1970-х родились "Три хора из музыки к трагедии Алексея Константиновича Толстого "Царь Федор Иоаннович" 


 


  Первый хор триптиха: Молитва "Богородице Дево, радуйся" была написана в 1969 для двух смешанных хоров с солирующим альтом. Все же цикл открывается хором. Случилось чудо. Спектакль был разрешен к постановке, ноты вышли из печати. И только немногие понимали и восхищались духовным мужеством композитора, не побоявшегося пропеть на всю страну свою молитву сердца, написанную на древний канонический текст.


  Древний знаменный распев – основа национальной русской музыки – главенствует и в этом маленьком хоровом цикле Свиридова. Эта черта музыкального стиля, особая свиридовская гармония, опирающаяся на старинные натуральные лады, пронизывает все его творчество Георгия Васильевича. Строгие, словно текущие из глубины веков, распевы завораживают слушателя с первых же тактов. Однако встречаются в нотах и пометки композитора: "espressivo" (выразительно), "более одушевленно", "dolce" (нежно) и "страстно", указывающие на то, что это – произведение XX века.




Слова из 2-го номера цикла – "Любовь святая":

"Ты любовь святая,
От начала ты гонима,
Кровью политая,
Ты любовь святая".





В 3-м хоре ("Покаянный стих") текст и распев частично заимствованы из рукописи Федора Крестьянина (XVI век):


http://vedomosti.meparh.ru/2005_7_8/13.htm




 

Метки:  
Понравилось: 2 пользователям

черемшина_2   обратиться по имени Понедельник, 16 Декабря 2013 г. 23:54 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Вторник, 17 Декабря 2013 г. 02:01 (ссылка)

Ответ на комментарий черемшина_2

черемшина_2, большое спасибо за отклик!
Ответить С цитатой В цитатник
Майя_Аргамакова   обратиться по имени Вторник, 17 Декабря 2013 г. 17:47 (ссылка)
Спасибо огромное! Мне удалось побывать на встрече с этим удивительным композитором, уже пожилым человеком. Запомнилось на всю жизнь. А теперь вот буду слушать...
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Вторник, 17 Декабря 2013 г. 22:09 (ссылка)

Ответ на комментарий Майя_Аргамакова

Майя_Аргамакова, как это здорово - встретиться с таким удивительным, гениальным человеком. Спасибо большое за отклик! Доброго Вам вечера!
Ответить С цитатой В цитатник
Lora_chayka   обратиться по имени Среда, 18 Декабря 2013 г. 15:39 (ссылка)
Спасибо за подборку. У нас в киевской филармонии был поставлен спектакль по Пушкинской "Метели" с музыкой Свиридова. Ходила несколько сезонов подряд - удивительная музыка. А потом вспомнила и о фильме "Метель" Владимира Басова, вышедший на экраны в 1964 году, тоже экранизация одноимённой повести Пушкина. Музыку к фильму написал Георгий Васильевич Свиридов.
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Воскресенье, 22 Декабря 2013 г. 02:48 (ссылка)

Ответ на комментарий Lora_chayka

Lora_chayka, да, фильм замечательный и музыка Свиридова чудесная. Спасибо большое за внимание и отзыв!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку