-Метки

Вивальди Скрипка Шуберт акварель античная философия архитектура ахматова балет бах бетховен вальс верди весна видео гендель гитара дирижёры древняя греция духовная музыка женщины в искусстве женщины в истории живопись искусство история история музыки история россии италия итальянские композиторы камерная музыка классическая музыка композиторы концерт для фортепиано с оркестром лист литература любовь люди и судьбы мои видео мои публикации мои фото москва моцарт музеи музыка музыкальные инструменты музыканты мультфильм немецкие композиторы опера певцы пейзаж пианисты портрет поэзия поэты природа пушкин разное рахманинов романс русская усадьба русские композиторы сен-санс симфоническая музыка симфония скрипачи скрипичная музыка современное искусство стихи страны и города театр фильм фортепианная музыка франция художественный фильм художники чайковский швейцария шопен шуман ювелирное искусство

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Barucaba

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.05.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 53795


Польская классическая музыка. Станислав Монюшко. Ко Дню рождения композитора

Воскресенье, 05 Мая 2013 г. 15:41 + в цитатник
Цитата сообщения Xileen Польская классическая музыка. Станислав Монюшко. Ко Дню рождения композитора

       Выдающийся польский композитор С. Монюшко — создатель национальной классической оперы и камерной вокальной лирики. Его творчество впитало в себя характерные черты народной музыки поляков, украинцев и белорусов. С детства Монюшко имел возможность познакомиться с крестьянским фольклором славянских народов. Его родители любили искусство, обладали различными художественными талантами. Мать учила мальчика музыке, отец был художником-любителем. Часто устраивались домашние спектакли, и любовь к театру, зародившаяся у Станислава с детства, прошла через всю его жизнь.


moniuszko (564x685, 72Kb)


В 8 лет Монюшко отправился в Варшаву — начинаются годы учения. Он берет уроки у органиста и пианиста А. Фрейера. В 1830 г. Станислав переезжает в Минск, там поступает в гимназию и занимается композицией с Д. Стефановичем и под его влиянием окончательно решает избрать музыку своей профессией.


Stanisław_Moniuszko (525x700, 73Kb)

Бюст Станислава Монюшко, Музыкальная Академия в Гданьске

   Свое музыкальное образование Монюшко завершает в Берлине, в Певческой академии (1837-40). Он осваивает работу с хором и оркестром, получает более полное представление о музыкальной (прежде всего оперной) культуре Европы. В эти годы появляются первые самостоятельные произведения: месса, 2 струнных квартета, Три песни на ст. А. Мицкевича, музыка к спектаклям. В 1840-58 гг. Монюшко живет в Вильно (Вильнюс). Здесь, вдали от крупных музыкальных центров раскрывается его разносторонний талант. Он работает органистом костела Св. Яна (с этим связано сочинение органных «Песен нашего костела»), выступает как дирижер в симфонических концертах и в оперном театре, пишет статьи, дает уроки игры на фортепиано. В числе его учеников — русский композитор Ц. Кюи, один из участников «Могучей кучки». Несмотря на значительные материальные трудности, Монюшко занимался с ним бесплатно. Индивидуальность композитора раньше всего проявилась в жанрах песни и романса. В 1841 г. выходит первый Песенник Монюшко (всего их 12). Песни, созданные в Вильно, во многом подготовили стиль его будущих опер.

Stanisław_Moniuszko_-_pomnik_w_Częstochowie (525x700, 97Kb)

Памятник в Ченстохове

   Высшее достижение творчества Монюшко — опера «Галька». Это трагическая история о молодой крестьянской девушке, обманутой знатным барином. Искренность и теплота музыки, мелодическое богатство сделали эту оперу особенно популярной и любимой поляками. «Галька» была поставлена в Вильно в 1848 г. Ее успех сразу принес известность провинциальному органисту. Но только спустя 10 лет опера в новой, значительно усовершенствованной редакции была поставлена в Варшаве. Дата этой постановки (1 января 1858г.) считается рождением польской классической оперы.

image089 (361x531, 26Kb)

          В 1858 г. Монюшко совершил заграничную поездку по Германии, Франции, Чехии (будучи в Веймаре, он посетил Ф. Листа). Тогда же композитора приглашают на должность главного дирижера театра Бельки (Варшава), которую он занимает до конца своих дней. Кроме этого Монюшко — профессор в Музыкальном институте (1864-72), там он ведет классы композиции, гармонии и контрапункта (среди его учеников — композитор З. Носковский). Монюшко также автор Школы игры на фортепиано и учебника гармонии.


Miuler_house_in_Vilnius (700x525, 168Kb)

Дом Мюллера, в котором жил Монюшко (18401858)

    Частые выступления с авторскими концертами в Петербурге сблизили Монюшко с русскими композиторами — он был другом М. Глинки и А. Даргомыжского.

Moniushko_bust (466x700, 109Kb)

Памятник в Вильнюсе

Лучшее из созданного Монюшко связано прежде всего с теми жанрами, которые не были затронуты великим польским классиком Ф. Шопеном или не получили у него значительного развития, — с оперой и песней. Монюшко создал 15 опер. Кроме «Гальки», к лучшим его произведениям относится «Зачарованный замок» («Страшный двор» — 1865). Монюшко не раз обращался к комической опере («Явнута», «Сплавщик леса»), к балету (в т. ч. «Монте-Кристо»), оперетте, музыке к театральным постановкам («Гамлет» В. Шекспира, «Разбойники» Ф. Шиллера, водевили А. Фредро). Постоянно привлекает композитора и жанр кантаты («Мильда», «Ниола»). В поздние годы были созданы 3 кантаты на слова А. Мицкевича: «Призраки» (по драматической поэме «Дзяды»), «Крымские сонеты» и «Пани Твардовская». Монюшко внес национальный элемент и в церковную музыку (6 месс, 4 «Остробрамские литании»), положил начало польскому симфонизму (программные увертюры «Сказка», «Каин» и др.). Композитор писал и фортепианную музыку, предназначенную в основном для домашнего музицирования: полонезы, мазурки, вальсы, 2 тетради пьес «Безделушки».


StanislawMoniuszkoOrgan (700x525, 214Kb)

Бюст на органных хорах (костёл Святых Иоаннов)

     Но особенно важным наряду с оперным творчеством было сочинение песен (ок. 400), которые композитор объединял в сборники — «Домашние песенники». Их название говорит само за себя: это музыка повседневного быта, созданная в расчете не только на профессионалов, но и любителей музыки. «Я не создаю ничего нового. Странствуя по польским землям, я наполняюсь духом народных песен. Из них, помимо моей воли, вдохновение переливается во все мои сочинения». В этих словах Монюшко раскрывается секрет удивительной «общительности» его музыки.

К. Зенкин

Источник

Увертюра Сказка (Зимняя сказка; Bajka, Conte d’hiver, 1848)


C.Монюшко. Речитатив и ария Гальки (2 акт)


Мазурка из оперы "Галька"


Мазурка из оперы "Зачарованный замок" (Страшный двор; Straszny dwуr, 1865)


Ария из оперы "Страшный двор"


Метки:  
Понравилось: 2 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку