Сегодняшний рассказ посвящен полуштыку/штыку. Судя по количеству разновидностей (простой штык, штык со шлагом, штык с обносом, рыбацкий штык, задвижной штык, коечный штык), наверно, самому популярному из морских узлов.
Его распространенность вызывает много вопросов. Так как элементарная проверка на разных веревках говорила о том, что узлы если не полный отстой, то стремительно к ним приближаются. Но, видимо, это никого не смущает. Традиции надо блюсти. Раз корифеи сказали, что узел отличный, значит так и есть.
Судя по транслируемой мантре, заброшенной скорее всего Скрягиным*, народ критично не относится ни к текстам, ни к узлам, которые они вяжут:
…о надежности этого узла для швартовки красноречиво говорят старинные английские морские пословицы: “Два полуштыка спасли корабль королевы” и “Три полуштыка — это более чем достаточно и для королевской яхты”…
Нудные поиски по интернету подтвердили, что old nautical saying вроде бы есть:
«Two half-hitches saved a Queen's ship»
«Three half-hitches are more than a King's yacht wants»
Т.е. многовековая длинная история есть, корифеи подтверждают. Традиции – это серьезно.
Давайте разбираться.
Для чистоты эксперимента возьмем веревку максимально похожую на ту, которой пользовались во времена, когда этот узел был актуален вместе с пословицами. Завяжем на предмете простой узел. Это и есть полуштык:
Тупо следуя пословицам навяжем второй полуштык:
Исходя из первой пословицы у нас получился зашибись какой узел. Сложим витки поплотнее и посмотрим под правильным углом другим ракурсом:
Узел строительный обыкновенный (да простят меня читатели слово выбленочный мне уже надоело). Вот здесь нас ждёт облом. Даже завязанный на жестком предмете, а не на веревке этот узел:
…навязанный на брусе или шесте выбленочный узел имеет тенденцию ослабляться при вращении. При использовании выбленочного узла постарайтесь, чтобы оба конца троса были нагружены – это обеспечит большую безопасность… (Линдсей Филпот**)
Не нужно стесняться регалий президента американского тихоокеанского отделения международной гильдии специалистов по узлам. Его слова подтверждаются простыми экспериментами на любой веревке.
Может ситуация изменится при навязывании третьего полуштыка?
Нет. Она и не может измениться т.к. во всех старых книгах рекомендуется:
…После этого ходовой конец троса прикрепите схваткой к коренному концу… (Скрягин)
и далее также безапелляционно:
…один из самых простых и надежных узлов для крепления швартовов за причальные кнехты, битенги, пушки и палы… (Скрягин)
Американец, говоря про якорный узел, который имеет сходную структуру, в своих рассуждениях более осторожен:
…надёжность якорного узла объясняется скорее тем, что он затягивается на себе самом, а не на кольце, на котором он вяжется…
Почему всему этому бреду не хочется верить. Да очень просто. Не нужно забираться в горы или выходить в шторм на парусном судне, чтобы убедиться в надежности того или иного узла. Есть более простые и доступные способы. И этими способами проверяется элегантная надёжность действительно хороших узлов.
А как же пословицы? Чтобы понять – о чём они, нужно почитать другие английские пословицы и обнаружить вполне заметную закономерность – многие из них при дословном переводе превращаются в полный бред.
Вот здесь на мой взгляд и кроется их разгадка.
Итак.
Предположение номер один.
У большинства матросов на кораблях с образованием и грамотностью было туго (те, кто побывал на первом семинаре по узлам смогли убедиться на себе, что вязка даже простых узлов – не такое простое занятие даже при наличии высшего образования). И при их обучении исходили из минимума – завязал полуштык – молодец, завязал два полуштыка – дважды молодец, завязал три – форест стоп.
Предположение номер два.
Если вспомнить расхожее выражение про «тонкий английский юмор», когда смысл деликатно гуляет между словами, уворачиваясь от прямого толкования, можно предположить, что в данном случае имелся в виду не полуштык как элемент узла, а отдельный виток в любом исполнении.
Предпосылки к этому есть даже у Скрягина:
…полуштык — обнос тросом какого-либо предмета (бревна, столба, другого троса, кольца, рыма, скобы, гака и пр.) с последующим перекрещиванием тросом своего конца под прямым углом, без его пропускания в образовавшуюся закрытую петлю (не путать с названием узла «простой полуштык»)…
Выглядит это вот так:
Тогда обе поговорки обретают смысл – 2-3 витка достаточно для образования крепкого узла. Т.е. если у вас при этом не получился крепкий и надёжный узел, то учитесь вязать узлы т.к. дальнейшее наращивание витков ситуацию не изменит.
Если еще тоньше, то вот так «научитесь сначала вязать узлы в два-три витка перед тем, как завязать что-нибудь сложнее».
Продолжение следует…
* Лев Николаевич Скрягин родился в 1930 году в семье потомственных моряков. С десятилетнего возраста около семи лет, с весны 1941 по 1947 год, жил в Соединенных Штатах Америки. Отец - капитан 2-го ранга, военно-морской атташе при посольстве СССР в Вашингтоне. Вернувшись в СССР, Лев Скрягин окончил Ленинградское военно-морское подготовительное училище, ходил матросом на судах рыбопромыслового тралового флота на Севере.В совершенстве владел английским языком, с 17 лет — профессиональный переводчик. Побывал в 26 странах, 74 портах. Помимо 15 книг опубликовал более 500 очерков. Самые известные книги Льва Скрягина — «Якоря» и «Морские узлы», которые неоднократно переиздавались и до сих пор используются в качестве учебных пособий.
** Линдсей Филпот - президент американского тихоокеанского отделения международной гильдии специалистов по узлам. Выступал в качестве судебного эксперта для анализа узлов при обучении криминалистов. В его доме собрана обширная библиотека по наузистике.