Открытый дневник
19 мая Явно начался новый цикл в жизни. Недавно я имел честь пировать за одним столом с самим Константином Арбениным. Старая мечта, исполнилась, хотя казалась неисполнимой. Когда выпадает счастье общаться с действительно великим человеком, не побоюсь этого слова гением – как то сам приподнимаешься над собой. Он ничего не делает, рассказывает красивую историю из своей жизни а в этот момент раз=- и ты уже другой – изменённый. Разум яснее, дух свободней и откуда то берутся силы писать. Он упоминал что считает необходимым вести дневник прочитанного и к концу года подводить итоги, очень мудрая мысль. Решение вести дневник – зрело давно, не случайно уже полгода на LI.RU пустая страница. Личная традиция Арбенина – в конце каждого года подводить итог – чего достиг, чего прочитал, будет полезна для меня Наконец-то я дозрел до решения вести дневник. Прежде всего записываться сюда будут впечатления от прочитанных книг и просмотренных фильмов, если эти впечатления остались. Когда будет что выложить, опубликуюсь.
21 Мая: Элен о августовском путче:
«К путчистам отношусь хорошо: мне наконец-то дали возможность посмотреть балет «Лебединое озеро» полностью». Вот он - истинный аристократизм духа, истинная надмирность, в сравнении с которой все мои потуги лишь прах от праха.
30 мая Слушая «Зимовье»
В современном роке есть три гения – Калугин, Гребенщиков и Арбенин. Каждый из них представляет свой совершенно неповторимый мир, что не мешает им иметь сильную опору в традиции. Калугин черпает силы во Христе, Гребенщиков в Будде, а Арбенин в Ницше. Каждый в своей традиции и полон её огнём, остальные идут от эго и ничего по настоящему интересного не получается. Впрочем можно ещё назвать Раду Анчевскую, хотя её традицию мне определить не удалось.
1 Июня
Недавно размышлял о Пелевине. Прав Б.Г. – Пелевин недооценен. Вовсе он не постмодернист. По мне Пелевин - последний русский символист. Ведь что есть символизм, если кратко? Прорыв за пределы через символ. Всякую чащу – святости иль порока – до дна и за пределы. Этот прорыв может идти к свету, может во тьму, а может в неизвестность. Пелевин рвётся в неизвестность. Какая дивная смесь цинизма и веры. Горячий и холодный ад – кастрюля и сковородка на которой жарятся куры (здесь же параллель с Кастанедой). Вообще к «Затворнику и шестипалому» у меня особое отношение. В этом ёрнической повестушки Пелевин демонстрирует такое понимание законов мироздания, какое вряд ли в каком философском трактате найдёшь. Только вот не понимают они. Читают, а не понимают. Когда Пелевин понял, что пробив лбом стену лишь оказался в соседней камере, он писать перестал, а напоследок выдал пародию на самого себя – «Поколение пи». Сущая пощёчина системе, но и её проглотили. Домохозяйки зачитываются, а почему? Модно. Господи, наверно тому же Пелевину было бы лучше если бы его запретили.
1 Июля. Сартр и Камю:
Почему так мало народу замечают разницу между Сартром и Камю? На мой взгляд экзистенциалист из них только Камю, Сартр, же обычный невротик, выдающий собственные комплексы, за экзистенциализм. Камю надличностен и выясняет отношения исключительно с Богом, лишь для приличия утверждая, что оный отсутствует. Сартр же погряз в комплексах детства, явно застряв на эдиповой фазе. Бог с которым ведёт войну Сартр, не более чем несуществующий папочка, на которого так сильна обида. Трагедия Постороннего у Камю - это действительно трагедия постороннего, который даже в глубине души не представляет чего от него хотят эти ничтожества от общества. Сартр же напротив, готов всеми силами привлекать к себе внимание этих ничтожеств, и весь его бунт не более чем истерия. Наконец Камю не ищет компромиссов удобных для себя, постулирую единственно возможное подлинное бытие по ту сторону концепций и догм, где бунт становится просто способом бытия, самим бытием перед абсурдом неизбежной смерти. Сартр же усиленно цепляется за различные учения, цепляясь то за марксизм, то за фрейдизм. Единственная вещь у Сартра, заслуживающая внимание – это «Мухи».
3Июля Мысли навеянные Кроули.
Есть два пути и они равны – путь Змея и путь Голубя. Это два символа едины для всех, познание или неискушённость. Святость простоты обманчива – простота всего лишь не ведает о своём зле, она не способна осознавать зло, что не значит что она его не творит. Змей напротив желает знать. Змей наслаждается своей добродетелью и своим грехом принимая всё что дано бытием, всё, кроме покаяния. Именно потому я так ненавижу русскую классику – от неё воняет покаянием. Ни Гёте, ни Джойс никогда не унижались до покаяния, Достоевский и Толстой только этим и занимались. Вспоминается Цитата из Уберто Эко – «Но чем вам не нравятся идеи покаяния? Поспешностью.» Каждый на свой лад, но одним и тем же бессмысленным занятием. Всё славянофильство пропитано покаянием. Тошнит. Всякий свободный и гордый духом – ищи свежего ветра с запада. Сентиментальность страшнее всех страстей, ибо ради её услады свершаются самые большие подлости. Ослеплённый сентиментальностью, страшнее ослеплённого похотью, страшнее ослеплённого алчностью. Закон змея – Любовь контролируемая волей, закон голубя – инстинкт выдаваемый за любовь, инстинкт не плоти (если бы только), инстинкт одержимого духа страшнее. Инстинкт выдаваемый за любовь – так легко переходит в ненависть. О друг мой, видел бы ты искривлённое от ненависти рожу экзальтированной жирной училки, доказывающей, что в ней нет гнева, и всех надо любить.
22 июля.
Недавно я прочитал два журнала Зелинского «Новая весна». Есть повод себя похвалить – моя интуиция меня не подвела – Юнг действительно многое взял от символистов. Проблема противоположностей была впервые им оценена благодаря Мережковскому, и в «Либидо: метаморфозы и символы» действительно сильно влияние Мережковского. Как великолепны оказались рассуждения Метнера о Юнге. Именно таким я и представлял себе великого мастера – правнука Гёте! Ещё одно сходство Юнга и Кроули – они оба были чужды сентиментальности в любом её виде. Зелинский – один из немногих, едва ли не единственный из ныне живущих, кто действительно постиг дух учения Юнга. Остальные, в абсолютном большинстве, к сожалению только букву, да и то не всегда. Как бы я хотел найти первый выпуск «Новой весны»!
26 июля. Комментарии по ходу чтения Хаксли.
Последнее время я был весьма продуктивен и прочитал достаточно. Должно быть сказалось расставание с Александрой, которая похоже уже начала портить мой дух. Первое на чём стоит остановиться – это Хаксли, который стоял у меня на полке года четыре, и только сейчас был прочитан. Что поражает – откровенное несоответствие: отдельные гениальные прозрения и откровенные сексуальные комплексы. Второе конечно есть у всех, кому выпало несчастье родиться в ту эпоху, но настолько выпячивать наличие «матушкиных запретов» которые он, похоже, так и не преодолел. Хаксли явно не в ладу с собой – то пишет «Двери восприятия», где связывает самые лучшие надежды с использованием мескалина и желает науке поскорей разработать психоделик абсолютно без побочных эффектов. А то вдруг будто кается перед невидимым судьёй и пишет «О дивный новый мир», описывая там цивилизацию, которая приняла на вооружение его идею - и ничего хорошего из этого не получается. Клянёт матушкино пуританство, а сам пишет по крайней мере два романа, где тоталитаризм связан с промискуитетом. Оруэл в этом смысле намного реалистичнее – он понимает, что любая диктатура будет запрещать сексуальную активность как потенциально опасную – ибо секс это свобода.
Впрочем, время потраченное на чтение Хаксли я потерянным не считаю. В той же «Гений и богиня», где главный герой кажется мне полнейшим ничтожеством, есть очень интересные прозрения о таинстве плотского пресуществления – идея, которая легла в основу книги над которой я сейчас работаю. Однако общий контекст унижает эту идею до невозможности – она выглядит как самооправдание ничтожного маминкиного сынка. Признаться мне было противно читать его ахи и охи по поводу хранящихся у профессора энциклопедий сексуальной жизни. Однако какие рассуждения порой встречаются у Хаксли! Вот например: «Какая пропасть между впечатлением и запечатлением! Такова наша доля – чувствовать подобно Шекспиру, а писать о своих чувствах (если конечно тебе не выпадает один шанс на миллион – быть Шекспиром), словно агенты по продаже автомобилей или желторотые юнцы.» Это из «гений и богиня». А вот цитатка из «Обезьяны и сущность: «Трагедия – это фарс, вызывающий у нас сочувствие, фарс – трагедия которая происходит не с нами». А вот опять из «Гений и богиня», как эти мысли напоминают иные прозрения Юнга Мережковского или Томаса Манна: «На одном конце спектра это чистый дух, свободное сияние пустоты; на другом – это инстинкт, это здоровье, безупречное функционирование организма, который не станет давать сбоев если ему не мешать; а где-то посередине между двумя крайностями лежит то, что св. Павел назвал «Христом» - божественное, перешедшее в человеческое. Благодать духовная, благодать животная и благодать человеческая - суть три проявления одной и той же всеобъемлющей тайны». Впрочем, к чести Юнга, у него хватало мудрости поставить в центр не Христа, а Аниму или амбивалентного и парадоксального Меркурия, что выражает более глубокое понимание.
Ёще на днях прочитал цикл пьес об Атридах – от Эсхила до Сартра. Книга называлась «Античность и современность сквозь призму мифа о Атридах». Подборка бесценная, жаль что на другие мифологические сюжеты не выходило ничего подобного. И всё же в книги несколько не хватает эпилога, так сказать подведения итогов, выводов от сравнения античного и современного видения мифа. Кое-какие мысли, их то я и спешу написать пока… не стёрло их из моей памяти. Эта подборка подтверждает мою излюбленную теорию, которая наверняка кем-то разработана, и я в очередной раз открываю велосипед. Моя излюбленная теория если её высказать в двух словах, заключается в том, что эволюция искусства происходит от искусства типов к искусству личности. В античных пьесах, поражающих своим величием и красотой практически отсутствует личный элемент, как личность персонажей, так и личность автора. Некоторым исключением показалось мне повествование Еврепида – нотки осознания экзистенциальной бессмысленности и уход от однозначных оценок уже скользят у гения который, по справедливому мнению критиков, «Опередил свою эпоху». Современные же пьесы лишены того величия и монументальности, но зато в них сполна обретено личностное начало героев. Это уже не безличные герои и злодеи; предатели и искупители – это индивидуальности, которые оказались в тисках обстоятельств и бессильные что либо изменить. Особенно поразила меня пьеса Юджина О’Нила «Траур участь Электры». Здесь роль слепого рока исполняет так сказать семейное бессознательное. Словно вторя Юнгу о проклятиях Атридов – то есть семейные неврозы, передающиеся из поколения в поколение. О’Нил переносит действие трагедии в наше время. Верно в предисловии критик отметил, что О Нил, испытывал влияние Юнговской философии. Пуританство Меннонов, их неспособность любить и стремление к любви, словно мотылька к огню передано до мороза по коже.
Что меня сильно порадовало так это смещение мифа – если симпатии античности всецело на стороне Электры и Ореста, то современность (исключая Сартра) переносит акценты на Клитеместру. У того же О’Нила в первой части пьесы Электра выглядит высохшей пуританкой, дочерью своего отца, с корнями куда-то к Фрейду, тогда как Клитеместра предстаёт сияющей женщиной, борющейся за свою любовь. Символом искупления в античности становиться городской совет, народное собрание или храм Аполлона. У О’Нила представлен символом райских островов, где туземцы любят и не ведают греха. Такие тонкости не могут меня не радовать, ибо явственно свидетельствуют о смене парадигмы мышления – от патриархата к эре Лилит.
30 Июля 2003 г. Слушая Гребенщикова.
Людей можно условно разделить на три категории по тому, как они относятся к предисловиям и послесловиям. Первые – Гордецы, никогда их не читают считая своё мнение превыше всякого другого, даже специалиста. Вторые – конформисты, сначала прочитывают предисловия и послесловия, дабы точно знать как должно воспринимать сие произведение. Третья категория – либералы, к коей я себя отношу, предпочитают получить двойное удовольствие – сначала прочитать произведение и сформировать своё беспристрастное мнение, а затем прочитав предисловие, сравнить своё мнение с чужим.
1 августа. Комментарии по ходу чтения Ибсена.
Не далее чем пару дней назад прочитал томик пьес Ибсена. Первые пьесы не произвели на меня сильного впечатления, ввиду их неактуальности в данной эпохе (для своей эпохи они были бесспорно революционны), тогда как последняя пьеса – «Пер Гюнт» поразила мой дух до его основы. По прочтению я могу сказать, что в мировой литературе есть три великих произведения искусства, стоящих по ту сторону времени и всяческих оценок и суждений. Это «Заратустра» Ницше, «Фауст» Гёте и уже упомянутый Пер Гюнт Ибсена. С некоторой натяжкой в этот список можно было занести театрологию неизвестного автора – предположительно иудейского реформатора – я имею в виду евангелие. В Пер Гюнте даётся невиданная по простоте и одновременно сложности теология индивидуации – «человек является сам собой – тролль сам собой доволен». Это альфа и омега индивидуации – дважды два четыре и одновременно сложнейший парадокс вечности. Начав читать я ожидал, что столкнусь с банальной легендой, с классическим попаданием в ад ослушника, и первые два действия читал без особого интереса. Однако тот неожиданный переход, который произошел с начала третьего действия и достиг пика кульминации в действии последнем – встрече Гюнта с пуговичником, который – нет, не в ад его забирал, а всего лишь собирался переплавить в ложку, ибо на большее его мелкие грешки не тянут. Гюнт родственен Фаусту, являясь так сказать его простонародным вульгарным вариантом. Родственность в природе искупления – для Гюнта искуплением становиться Сольвейг, для Фауста - София. Эти новейшие с точки зрения истории мифы – два века для архетипов ничтожный срок, говорят что старый бог умер, и только вечная женственность способна дать искупление.
Впрочем, если продолжать сравнивать Гюнта и Фауста, то при всей симпатии к проказнику Гюнту в конце возникает чувство, что в отличии от Фауста, его искупление не было заслуженным. Фауст всегда знал что делал, Гюнт оставался слеп до смертного одра. Грехи Гюнта которые, с точки зрение традиционной морали, являются признаком величайшей развращённости и мятежности, в свете последнего рандеву представляются такими ничтожными и пародийными, что в отличие от Фауста, это спасение у Сольвейг кажется просто незаслуженным. Он действительно ничего не заслуживает кроме как быть переплавленным в ложку. Не злодей, но трус предстаёт нам в последней сцене. Его спасение – есть невообразимый парадокс, который невозможно объяснить. Проситься евангельское «Проститься, ибо не ведают что творят», и «Блаженны нищие духом», но в контексте трагедии эта параллель кажется неуместной. Здесь что-то глубже…
Пятое действие «Пер Гюнта» суть вершина символического искусства в той же степени, как вторая часть «Фауста». Фауст, обретающий искупление у Софии и Гюнт, спасающийся у Сольвейг, кажется чем-то близким, но по сути между ними пропасть. Фауст изначально пошел на союз с Мефистофелем именно желая «Являться сам собой», не играя по правилам ни бога, ни чёрта. Гюнт, напротив суть блаженная бессознательность от первой до последней минуты своей жизни, не человек, но и не тролль – так, середина на половину. И эта середина, пройдя свой путь, обретает спасение. Нонсенс? Парадокс? Безумие? Или некая скрытая закономерность? Блаженны не ведающие, но кто может сказать что он ведает? Именно этот страшный вопрос читается между строк. Кто тот, обладающий чистой праведностью или бездной греха? Середина на половину, как и Гюнт? В ложку? Не хотим? А куда? В раю скучно в аду больно. В ложку! Хуже ада, и к тому же реально. Ничего потрачено не будет. Интересно: оказывается спасение тоже может быть разным – величественное спасение Фауста и странноприимное Пер Гюнта – одновременно и одно и тоже и совершенно разное.
2 Августа. Время 05-27.
За последние года три я ещё не испытывал такого ужаса от обычного сна. Попробую вспомнить, но мысли меня не слушаются. Мне по настоящему страшно. И так сон, вспоминаю что могу поскольку до этого тоже что-то было, что-то связанное с метро. Похоже эгрегор яхве до меня добрался: Я вижу себя, женщину которая в жизни является единственным смыслом жизни, её дитя, и двух друзей – и в жизни и во сне супружескую пару. Мир в котором мы живём – немного странный, там – ну может происходить разное, как бы материализоваться детские страшики но из ниоткуда в никуда, не по детски… Я собираюсь сделать какое то очень страшное зло, возможно отравить её и её дитя. Кажется я был с её дитя несколько часов назад здесь же и я что-то делал, возможно давал ему яд. Что-то происходит и она начинает подозревать меня сама не понимая в чём. Мы идём по улице Стрепана разина вверх и я знаю что динственное доказательство моего Зла, ещё раз уточню что моё каково моё зло против неё, я не могу чётко вспомнить, отравление ближайшая ассоциация. Я начинаю сьедать страницу дневника где записано стихотворение которое меня выдаёт. Женщина понимает что люди так сказать бумагу не едят и в её обращении ко мне появляется какое то отчаяние. Я начинаю логично успокаивать её успокаиваю в очень логичной форме, дескать ругал я её в этом стихе, не хотел чтобы она прочитала, любовь она те всегда в подсознании с ненавистью связана. И вот так заговариваю я её, заговариваю мы поднялись ровно до середины улицы и вдруг оглянувшись я вижу то чего бояться все кто живёт в этом мире – пляшущие огоньки. Это круг танцующих не то огоньков, не то шаровых молний, глубочайший идущий из детства страх: что-то вроде «Огоньки которые забиают душу». И понимая что из нас четверых кто-то должен будет нет даже не погибнуть а быть забран ИМИ, я с фразой «Огоньки мои огоньки за мной пришли», несмотря на женщину которая пытается удерживать мою руку делаю несколько шагов назад пока остальные бегут, и на этом просыпаюсь с ощущением буквально леденящего ужаса. И пока я пишу эти строки леденящий ужас не проходит, возникает жуткое чувство озноба. .
3 августа
Интересные дела творятся с тех пор, как я решил отсканить «Лунное дитя» Алистера Кроули. Сначала упала одна винда и пришлось ставить NT которая, как оказалось, не воспринимает дрова к сканеру. Когда после долгих мытарств мне вернули родную 98 и сканер вновь заработал, как только отсканенный текст был переведён в Ворд, оказалось, что для ворда его редактирование - это «Недопустимая функция и программа будет закрыта». Когда я забил на всё и начал редактировать текст, сохраняясь каждые десять секунд, вновь слетела винда. Когда её с горем пополам восстановили, я назло всем богам вновь приступил к редактированию текста, переводя его из ворда в вордпад, из вордпада в текстовый файл, а потом обратно в ворд. Как ни странно, эти операции оказались небезуспешными, и запрет на редактирование был снят. Но вот сюрприз: оказалось, что шесть страниц было пропущено. Я было собрался их заново отсканировать – но вот сюрприз – на этот раз слетел сканер. При чём два эксперта ничего не могут понять и даже не могут найти скази карту. Если будет нужно, я куплю новый сканер, но «Лунное дитя» БУДЕТ лежать у меня на сайте.
Читаю Гиппиус. Похоже самые великие писатели остаются малоизвестны. Все знают о Гиппиус поэте, но о том что Гиппиус писала прозу не слышали даже известные мне интеллектуалы. А КАКУЮ прозу она писала! Все современные игры в безысходность с обилием инфернальных извращений, ничто по сравнению с её короткими рассказами которые вполне могли бы быть где-то в реальности. И самое интересное, что скорей всего современное поколение просто не сможет её оценить – просто им, даже самым образованным в своём абсолютном большинстве надо, чтобы точки над и были расставлены и позиция автора была понятна. А здесь – то восторг бездной, то стремление к свету, то восторг светом, то стремление в бездну. И от каждого рассказа – леденящий холод из самого центра ада. Самое интересное, что невозможно рассказать сюжет её рассказов – стоит начать, так со всех сторон польются возгласы о лютой банальности сюжета, дескать всё это было и всё это слышали. Только вот когда читаешь – понимаешь – да было, да слышали, только было и слышали без этого самого холодного ветра который бросает душу в озноб – так сквознячки да ветерки. Я, обычно легко прочитывающий сто пятьдесят страниц подряд, обнаружил, что после каждого рассказа мне нужен отдых хотя бы полчаса, ветер просто замораживает всякую способность воспринимать, для которой нужна хоть капля тепла. Гиппиус приводит меня в истинный восторг – но это совершенно иной восторг нежели скажем от Гессе или Камю. Я не пожалею денег и скуплю все двенадцать томов Гиппиус, включая её публицистику – ТАКОЕ упускать нельзя.
В истории человечества никто так не понимал величие трагедии как Ницще, а из него сделали пугало для христиан. Люблю Ницще, но терпеть не могу ницшеанцев – дальше «Антихриста» видеть не может. Сказать что Иисус был умалишенным – могли бы многие, а вот прочувствовать трагедию как высочайший дионисийский экстаз – вот величие духа. Долго не мог заставить себя читать Ницше из-за идиотического «Идешь к женщине – бери плётку». Ничтожества всех мастей наверно только эту фразу из Ницше и знают.
Проклятие нынешней эпохи в её полной неспособности понять трагедию. Фарс, комедия и мелодрама - святая троица современности. Трагедия придаёт бытию полнокровие – именно поэтому Орест у Сартра так отчаянно стремиться обрести свою судьбу. Сартру, в отличие от своего героя, так и не удалось её обрести. Невыносимая лёгкость бытия, более точного определению нынешнему бытию при всём желании найти невозможно - всё либо смешно либо сентиментально. Даже топтать чужие сентиментальности не хочется – банально. У каждой эпохи свой персонаж, свой герой, своё лицо. Лицо современности – Сорокин. Впрочем при всём моём к нему отвращении я бы расстрелял любого кто действительно бы добился его запрета – из принципа.
Впрочем темна ночь перед рассветом, и появление таких титанов как Арбенин в роке или Пелевин в литературе, говорит что ещё не всё потеряно. Пелевин конечно склонен к фарсу – кто бы его иначе стал слушать. Впрочем это скорей не фарс, а абсурд, гримированный под фарс - кто знаком с театром абсурда поймут разницу. Самое интересное, что эти ничтожества ставят Пелевина и Сорокина в один ряд. Это действительно смешно. Об этом даже писать нет смысла – всё настолько очевидно.
Часты вопросы – почему именно Юнг стал для меня основой мировоззрения? Он один из немногих, кому удалось пройти по краю. Справа – Сцилла сентиментальной религиозности – слева Харибда воинствующего материализма. Юнг встаёт над ними и говорит: «Я не верю, я знаю». Он – суть чистый и беспристрастный исследователь – себя, других, богов и сил. Близорукий Фрейд упрекал его в пуританстве, но разве пуританин стал бы писать о необходимости интеграции чётвёртого, женского эротического начала в классическую одностороннюю троицу? Всё дело в том, что Юнг был чистый исследователь и то что видел, то и говорил, остальным обязательно надо во что-то верить.
4Августа. Изысканный разговор с лучшим другом за бутылкой водки. Путь домой на такси. Кошка перед колесами – единственный инстинктивный выкрик – какой? – Мяу! Не «Стой!», не «Кошка», а именно «Мяу» - Вот она – связь с природой о которой гнал Руссо.
7Августа. Прочитал «Распад атома» Георгия Иванова. Вот он – приговор нынешней цивилизации – точнее и не скажешь. Проклятье гуманизму который утвердил что старуха на картину Рембранта важнее самой картины. Жизнь стала человечнее, но утратила своё величие. Действительно – читаешь кого нибудь из писателей начала или даже середины ушедшего века и удивляешься – да они «ЖИЛИ»! То что было смыслом и основой ныне лишь повод для снобизма. Вспоминаю до скрежета зубовного как читая «Московский гамбит» люто завидовал тем кому выпало счастье жить в том духовном мире. А «Распад атома» я таки отсканю и выложу на сайте.
8 Августа. Проклятье узкому профессионализму! Прав Ортега Де Гассет: узкая специализация – проклятие и смерть будущей цивилизации. Специализация – для насекомых – гордо говорит Роберт Уилсон, который имеет право так сказать – он и психолог и режиссёр и философ и писатель. Узкие специалисту подобны одноглазым и одноруким. Раньше я удивлялся почему лучший психолог Калуги выдаёт такие перлы в плане кино что жуть берёт, а одна из лучших авторов сайта по архетипам, комментирует «Илиаду», мыслями простительными среднему мещанину, но не лучшему психологу. Необходимо иметь хотя бы две сферы деятельности дабы держать баланс и сохранить хотя бы подобие объективности, абсолютной объективности не дано никому.
Должно быть именно в этом особое величие Элен – она будучи одновременно психологом, филологом и экспертом в области мистического знания, способна видеть полноту реальности, не подгоняя данность под своё тоннель.
Продолжаю читать рассказы Гиппиус. Первый том – полный восторг, второй восторг смешанный с раздражением, третий раздражение смешанное с восторгом. Какие то рассказы приводят в восхищение, а какие-то хочется зашвырнуть подальше. Чем дальше в лес, чем больше соборности – фи… Впрочем к Гиппиус неприминимы те системы оценок, примемлимые для других писателей. Она Гений априори, талант вызывает восхищение хотя отдельные мысли свозящие в некоторых рассказах вызываю просто ярость.
Влияние Достоевского огромно, но она значительно поумней. Поумней хотя бы тем, что в отличии от вышеуказанного не пытается встать на одну сторону, а стремиться объединить противоположности. Порой – в духе античной трагедии – через смерть. Впрочем для меня самоубийство более оптимистично, чем христианское смирение перед жизнью которое тоже проскальзывает в отдельных рассказах, которые вызывали у меня ярость.
Как она умудрилась в 1892 году, задолго до Фрейда в совершенстве прочувствовать весь ужас эдипого комплекса, де ещё со стороны мужчины!? Это уже на грани невыразимого, вопрос «как» раузмеется риторический. Какой масштаб духа – вместить в себя все грани бытия, бога, беса, человека. Её мятежные рассказы близки до озноба, но везде где скользит смирение возникает ярость. Хоть я и говорю о объединении противоположностей, но вот на таком уровне их объединить не могу. И крыша едет. Прочитал ещё только полтора тома, впереди пять с половиной.
Ей удается отобразить движения души своих героев, так словно она могла поставить себя на место каждого из них. Нынешние в принципе не поймут. «Всякую чашу – до дна» - суть её творчества. Она то с Богом то с бесом, то с человеком – и всё на одном выдохе. Хотел бы я почувствовать какой набор чувств концепция переживаний стоит у неё за понятием «Бог», уж явно не то что под этим понимают большинство. Но всё же, как неприятна идея покаяния, даже в устах столь великого гения.
Что заставляет восхищаться, так это отношение к смерти. Дух превыше плоти, и не перед людьми, и даже не перед абстрактным богом (это у неё увы потом появилось), а перед собой. Дух превыше, и с одинаковым достоинством приноситься в жертву и своя («ведьма»), и чужая («Сумерки духа»), жизнь. И все сомнения – в её исполнении – признак слабости. Я всё таки соберу все её тома.
12 авг. 03 г. Любопытное наблюдение – оказывается Луна на меня ещё как действует! Когда после разговора с Элен я пришел к брату, я был в большом духовном подъеме и особенным образом общался. Когда Игорь (мой брат) в шутку сказал, уж не полнолуние ли сегодня, я почему-то ответил стопроцентной уверенностью, которая подтвердилась когда я вышел на балкон… Луна на всех действует по разному. Как я слышал для многих полнолунье – тяжелое время, повышаются разные там аварии, суициды… Для меня же это время самого большого подъёма – просто наслаждаешься силой которая входит в самое глубинное… Надо купить календарь и всегда знать какая сейчас луна.
15 авг.г.
Делай что велит тебе Воля и в этом закон»
Прочитал «Дневник наркомана» Алистера Кроули. Впечатлений масса, впрочем иначе и быть не могло. Не знаю с чего начать. А начинать велит моя вола. Символичен уже сам момент покупки на прилавке где я подолгу останавливаюсь и иногда покупаю книги, не в последнюю очередь потому что там продаёт самая очаровательная продавщица всего книжного рынка, я произучал прилавок где то полчаса купил там критические статьи о Бродском. Постояв и полюбовавшись (Не то на книгу, не то на прекрасную даму) я пошел по книжному дальше и будучи уже где то в тридцати метрах от лотка, подошел к другому лотку с оккультной литературой и спросил есть ли у них Кроули. Спрашивал я не особо надеясь получить положительный ответ, хотел найти хоть что-тоо в подарок. Услышав ожидаемый отказ, а последнее время я наслаждаюсь просто тем, что спрашиваю о Кроули и лицезрею перекошенные лица, я вдруг к своему удивлению услышал за спиной голос той самой прекрасной дамы, которая пять минут назад продала мне Статьи о Бродском. Оказывается Кроули есть у неё, и причём за приемлимую цену 9Хотя – за Кроули я бы отдал и в три раза больше). Я купил «Дневник наркомана», и с наслаждением занырнул в чтение. Пятьсот страниц за шесть часов – отрываясь только по крайней необходимости. Мыслей масса – попробую выразить.
Истинная вола… Делай что велит твоя воля и в этом закон. Превосходные слова, но кто может учеренно говорить что понимает их значение. Я, и то несколько искажал в удобном для себя свете. А между тем, истинная воля, сродни истинному предназначению и её исполнение не имеет ничего общего с плебейским слепые потаканиям своим слабостям. Впрочем прикрытья можно за любые слова – было бы желание.
Как удивительно не сочетается два Кроули – Кроули в понимании Виктора … и как собственно оно было на самом деле. Впрочем в этом я убедился ещё читая «Лунное дитя».
Кажется я начинаю понимать для чего я читаю. Дабы пережить мгновение присутствия, той кого я называю Лилит, а Кроули истинной волей. Ощущение внутреннего света ясности, я лишь проводник, в этом мире нет ничего сладостнее. Особенно явственно я ощутил присутствие ЕЁ читая последнюю сотню страниц «Дневника наркомана». И рядом с этим как всегда рождается лёгкий стыд. Стыд, который не имеет ничего общего с тем что накладывают на это понятие тысячи ничтожеств. Не стыд перед миром, не стыд перед запрограмированной родительской «Совестью», даже не стыд перед божеством, хотя это определение формально было бы ближе всего. Стыд, как недоумение на себя – мне столько дано, мне столько открыто, больше чем любому из них, а я… Оглядываюсь назад, смотрю сколько я сделал, а сколько мог, и как то начинаешь сравнивать себя с этими наркоманами, даже не с ними, а с теми мелкими писателишками, не выдержавших в аббатстве и пару недель.
Правда мой наркотик – не героин. Мой наркотик совершенно иного толка – признание. Сейчас, прочитав дневник, впервые с ослепительной ясностью в ушах слышаться слова Ленки, о моей амбициозности, которая губит. От наркотиков не надо отказываться, их надо подчинить – такова основная мысль Кроули, но как только я думаю о уменьшении контактов во имя исполнения истинной воли, в сознание вмешиваются столько мыслей… в общем всё по Кроули.
В самом деле, когда три самых уважаемых людей говорят одно и тоже, чуть разными словами – повод задуматься. Мысль о уединении, даже временном, пугает до озноба, но только так я могу работать – писать.
Нужен учитель, до озноба нужен, а тут как нарочно разорвалась переписка с единственной женщиной которая могла хоть чем-то научить. Да и от ордена вестей нет, должно быть чем-то не правильно я ответил им на письмо. Надеюсь придёт когда настанет время. Видимо я пока не готов.
«Любовь есть закон, любовь, управляемая волей»…
Синхронистичные совпадения – признак активации седьмого контура, так написано у Уилсона. Следовательно работать с Таро, имеет смысл когда чувствуешь ЕЁ присутствие.
16 авг.
Сон: Я стою в дверях квартиры в которой был в детстве лет в пять. Я ищу повод напроситься в гости к ним, дабы вспомнить какие либо эпизоды из детства. К моему удивлению когда я звоню в дверь мне открывают те же люди и тот час узнают меня. Принимают очень радушно. Ещё больше моё удивление, когда я понимаю что всем кто живёт в этой квартире осталость столько же лет как и тогда, хотя в реальности прошло почти двадцать лет. Я стою в дверях, и всё не решаюсь пройти – ощущение иррациональности охватывает меня, однако радушие хозяйки меня несколько успокаивает. Квартира куда я попадаю – огромна и я оказываюсь в воспониманиях которых в реальной жизни не было. Во первых в этой огромной квартире оказывается тайный выход на совершенно своё кладбище, что-то вроде семейного склепа. В сновидении я уверен что это именно мои воспоминания пяти лет, хотя как нетрудно догадаться это абсурд. Далее сами размеры квартиры превышающие раз впять размеры самой большой квартиры в том времени. И тем не менее у меня чёткое ощущение что «ВСЕ В ТОЧНОСТИ КАК БЫЛО». Я лицезрею их библиотеку, которая поражает моё воображение – древние, прекрасные фолианты, которые держишь в руках с огромным почтением. Согластно сюжету сна, это место, где я впервые соприкоснулся с аристократизмом и при мне шел разговор о сталинских репрессиях в которых убили многих из них. Я особенно чётко помню возмущённый голос не то мамы не то бабушки, на тему «нельзя же при ребёнке говорить о таких вещах и свою благодарность пожилому мужчине который сурово её ответил – «пусть знает весь ужас». Затем в сновидении появляются смутные места которые я не помню. Общий смысл – попадание к какую то сумеречную зону революции где хотят запретиить театр и мне угрожает опасность для жизни, однако я понимаю что должен отстоять театр. Последний кадр сна – я вижу как пуля попадает в лоб некой неизвестной мне женщины, которая во сне по оуещениям очень остро связана со мной хотя никаких особых чувств это не вызывает. Жаль что не помню подробно вторую часть сна, хотя впрочем согласно учению самое важное в сновидении помниться прежде всего.
Анализ: Начнём прежде всего с реальных фактов. В этой квартире я действительно был в пять лет у матери любовника моей матери. Однако никаких разговоров о репрессии там не было и единственное что я боле мене могу припомнить, так это как я опозорил мать рассказав там крамольный стишек от неё же услышанный.
Соответственно реальные зацепки минимальные. Следовательно необходимо найди символическое значение, и рассмотреть сновидение по пунктам дабы ничего не упустить. Кладбище чётко ассоциируется со смертью, следовательно наличие кладбища в квартире говорит о близости смерти. Не удивлюсь если в ближайшее время будет известно о смерти кого-либо из этой семьи. Возможно оно просто символизирует интеграцию страха смерти который с раннего детства был у меня крайне силён.
Интересен момент неизменности. Согласно сну оказывается что в этой квартире ничего не меняется некий идеальный застывший мир.
16 авг.
Итак. Приехал домой на такси от маэстро. Мыслей как всегда достаточно. Я ехал на такси – какая же это сладость. Много спорят о грани между бедностью и состоятельностью, так вот для меня бедность это в один прекрасный момент не иметь возможности доехать на такси…
17 авг.
Очень доволен собой – написал ещё четыре страницы «Евангелия и отправляю своё дневник на Li.ru. Твори свою волю и в этом закон.