Хроника полярной экспедиции. Начало пути |
По некоторым причинам отправление ледокола несколько задержалось, зато у участников экспедиции появилась возможность тщательно исследовать судно, порт Атомфлота, окрестности Мурманска и побывать на родоначальнике всего атомного ледокольного флота — ледоколе «Ленин», который сейчас превращен в импровизированный музей.
Своими обводами «Ленин» гораздо более напоминает яхту или круизный лайнер, нежели ледокол. В этом году, 3 декабря, основоположнику атомного ледокольного флота исполняется ровно 50 лет. Но и снаружи и внутри судна нет ни малейшего намека на разрушительное действие времени: о том, что ледокол не является действующим, даже мысли не возникает. Экскурсовод из местного краеведческого музея с гордостью водит нас по судну, рассказывая о том, что за 100 дней работы импровизированного музея его уже посетили 10 тысяч человек.
“Регион обитания” ледоколов класса “Арктика” ограничен, простите за тавтологию, собственно Арктикой. Работа ядерной энергетической установки требует холодной воды для охлаждения, поэтому пересечь экватор и пойти, например, к Антарктиде, “Ямал” не может. Зато он может то, чего не могут другие суда (за исключением ледоколов-однокласников) - уверенно достигать Северного полюса практически независимо от времени года, погоды и ледовой обстановки. “Ямал” посещал Северный полюс более 30 раз.
Наверное, многих интересует вопрос про радиацию. Еще в Мурманске заместитель генерального директора ФГУП «Атомфлот» Юрий Соленов рассказал нам, что природный фон в этом городе выше, чем уровень радиации на любом ледоколе! А вот живой пример того, что в этом плане на судне все в порядке: старший механик атомной паро-производящей установки Виктор Никитенко работает на атомных ледоколах уже 17 лет, сейчас ему 40, и он прекрасно выглядит…
Владимир Блинов (зам. начальника отдела внешних связей ФГУП «Атомфлот» и автор книги «Ледокол «Ленин»: первый атомный») по моей просьбе прояснил и историю с раскраской «Ямала», о которой я упоминал в предыдущей заметке: «Предыдущие ледоколы окрашивались в желтый цвет, однако позднее выяснилось, что этот цвет недостаточно заметен с воздуха. Поэтому «Ямал» и «50 лет Победы» окрашены в гораздо более заметный ярко-красный цвет. А акулья пасть на «Ямале» появилась в 1994 году, когда он в рамках одной из гуманитарных программ возил детей из разных стран мира на Северный полюс. Чтобы было веселее, кто-то предложил нарисовать на носовой части улыбающуюся акулью пасть. Когда подошло время очередной подкраски, пасть хотели закрасить, но компании, организующие круизы к полюсу, воспротивились: к тому времени пасть стала, как это сейчас принято говорить, брэндом «Ямала». Так и оставили. Кстати, с окраской ледовых судов связана и еще одна забавная история. Почти все знают, что суда усиленного ледового класса типа СА-15 называют «морковками» за оранжевый цвет, но мало кто помнит, как возникло это прозвище. А дело было так: когда такое судно в первую навигацию вошло в порт Дудинка, какой-то ребенок из толпы встречающих, глядя на построенное на финских верфях оранжевое судно, воскликнул: «Папа, папа, смотри — морковка!». Вот и прилипло прозвище».
Поздним вечером, в 23 часа 21 августа на «Ямале», стоящем на рейде, загремела мелодия «Прощание славянки» - такова традиция ухода ледокола в рейс. Через два часа, высадив лоцмана на подошедший катер, «Ямал» покинул Кольский залив и вышел в открытое море.
23 августа, 1:10
76 градусов 23 минуты с.ш. 37 градусов 46 минут в.д.
Борт атомного ледокола «Ямал»
Вот уже вторые сутки «Ямал» пробивается через льды и шторма и идет по Баренцеву морю. Солнце, пробивающееся днем из-за облачности, придает воде бирюзовый цвет, которому может позавидовать любой тропический курорт. Ледокол идет почти полным ходом — 19,5 узлов (его максимальная скорость — 21 узел), наверстывая трехдневную задержку, возникшую из-за бюрократических препонов. Температура воздуха днем плюс 10 градусов — в общем, пока это морская прогулка.
Пока корабль преодолевает ледовые просторы у журналистов есть возможность побродить по внутренностям судна и изучить устройство ледокола:
Мне удалось поговорить и с Виктором Никитенко, старшим механиком АППУ (атомной паропроизводящей установки). Он немного рассказал о конструкции и об особенностях эксплуатации атомного реактора: «Реакторные установки ОК-900А, которые установлены на «Ямале», прекрасно зарекомендовали себя во время долгих лет эксплуатации в самых разных условиях. Это два классических двухконтурных водо-водяных реактора, надежных и безопасных. Атомная силовая установка спроектирована с запасом по мощности, так что на 80% мощности реактора мы можем полностью обеспечить энергией двигатели и вспомогательные системы ледокола. Сейчас, когда ледокол идет почти полным ходом, но по чистой воде, оба реактора развивают около 50% мощности». Система защиты сконструирована так, что ввод стержней-поглотителей возможен даже при полном отказе электропитания и в любом положении, даже при оверкиле — это обеспечивают пружины. А в случае серьезной аварии в первый контур реактора закачивается жидкий поглотитель — раствор борной кислоты (бор очень хорошо поглощает нейтроны).
Ледокол имеет два независимых водо-водяных ядерных реактора мощностью 170 МВт. Мощность реактора избыточна, то есть когда силовая установка работает на 100%, реактор работает на 80%. Это сделано для того, чтобы можно было дойти на одном реакторе, если второй по каким-либо причинам окажется неработоспособным. Если бы реактор был один, то нужно было бы предусмотреть средства резервного хода для случая отказа реактора, но у «Ямала» необходимости в этом нет. Вокруг реактора — биологическая защита, состоящая из бетона, стали и воды.
«Наш ледокол спроектирован таким образом, чтобы он мог проходить ровный, не заснеженный припаянный лед толщиной до двух с половиной метров со скоростью 1-2 узла, - говорит Александр (главный инженер-механик судна Александр Ельченинов). - Нет такого льда, который бы мы не прошли, только разными способами. Пока у нас не было ни одного повреждения от столкновения со льдами. Как всякое другое судно, ледокол разделен на отсеки для безопасности. Из технических особенностей – наличие «ледового пояса», ленты вокруг всего корпуса судна из высокопрочной стали, а также наличие двойного дна. Водоизмещение - 23 тыс. тонн, максимальная скорость - 21 узел, мощность - 75 тысяч лошадиных сил. Корпус у Ямала двойной, поэтому если будет поврежден внешний, защитит внутренний. Если ледокол застрял, то мы применяем такой прием: то в кормовую, то в боковую часть судна попеременно поставляется вода по тысяче кубов, это позволяет раскачать корабль и поломать лед. Есть такие же бортовые резервуары. Плюс особая форма корпуса ледокола, которая как бы вспарывает воду и лед. Ноу-хау «Ямала» заключается в подаче воздушных пузырьков вдоль корпуса, за счет чего происходит смачивание, лед не налипает и ледокол приобретает дополнительное преимущество перед большими массивами льда».
Специально для недоверчивых журналистов устроили, что называется отдельную сессию радиационного контроля. Дозиметрист Андрей Любушкин прошел по судну с дозиметрическим прибором по судну и произвел замеры. «5 микрорентген в час, на уровне природного фона», - сообщил он, изучив показания прибора. Что тут скажешь, комментарии, как говорится, излишни. Кстати, по словам дозиметриста, в Мурманске фон повыше, он там может составлять и 7, и 8, и даже 11 микрорентген в час.
Ну и напоследок забавный кадр, снятый при отправлении ледокола моим соседом по каюте, фотографом из ИТАР-ТАСС Владимиром Смирновым. Будущие покорители Арктики из команды СП-37 в своих фирменных шапках-ушанках — предмете зависти всех иностранных полярников.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
LIci WP - WordPress crossposting plugin
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |