-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ASTRAHANKA

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.05.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 2236


"Художником трудно сделаться, нужно быть всегда влюбленным" А.К.Саврасов

Четверг, 27 Мая 2010 г. 11:31 + в цитатник

В 2010 году отмечается   180 лет со дня рождения  Алексея Кондратьевича Саврасова, талантливейшего русского художника – пейзажиста, автора знаменитых "Грачей..."

 

 (460x599, 122Kb)

"Грачи прилетели" 1871

Мы привыкли к ним,   они вошли в нашу  жизнь. Сейчас   никто и не задумывается над тем, что в свое время эта простая картина произвела  настоящий переворот, явилась новой ступенью в развитии русской пейзажной живописи.

Если его предшественник А.Г. Венецианов позволил себе «взглянуть» в сторону русской природы, то Саврасов всмотрелся в неё со всей пристальностью  и серьезностью. Он увидел все: и грязь весенней распутицы, и неряшливый осевший снег, и жалкие домики, и этих взлохмаченных  птиц – грачей. Передал  диссонансы и дисгармонию ранней весны. Но он же подарил надежду – голубое небо в прорехах серых туч и тени от голых деревьев на снегу. Если есть тени, значит, где-то уже выглянуло солнце, которое растопит снега, приберет, высушит землю, даст жизнь деревьям.

  (410x530, 33Kb)

"Проселок" 1873

У Саврасова есть ещё одна не менее поразительная картина. «Проселок».   Волшебным зеркалом небесной выси служит растекшаяся посреди дороги лужа. Блестит мокрая глина, отражая высокий солнечный свет. К сожалению, это полотно быстро ушло в руки частного владельца и не получило такой известности.  О «Грачах..» же говорили и говорили. Иван Крамской : "Грачи прилетели" есть лучший ( пейзаж), и он действительно прекрасный, хотя тут же и Боголюбов, и барон Клодт, и Шишкин. Но всё это деревья, вода, и даже воздух, а душа есть только в "Грачах"...      А.Н. Бенуа: «Грачи прилетели» — чудесная картина, такая же поэтичная, в одно и то же время тоскливая и радостная, истинно весенняя, как вступление к «Снегурочке» Римского!   Может быть, потому и сам Саврасов ничего уже больше не сделал подобного, что картина была выше своего времени и его личного таланта, что и для него создание ее было неожиданностью, плодом какой-то игры вдохновения! Зато в конце 80-х годов, когда лучшие силы в русском искусстве взялись за пейзаж, когда вся дорога в техническом отношении — и в смысле красок, и в смысле живописи и света — была пройдена, когда все, что требовалось для свободного и непринужденного творчества, было найдено, тогда картина Саврасова послужила путеводной звездой не одному из художников. Глядя на это простое, бесхитростное произведение, они сами набирались смелости и бодрости и отделывались от последних пут прикрашенной буржуазной условности..."

Любовь и правда, наверное, впервые  соединились именно в творчестве Саврасова, дав такой поразительный художественный эффект.  Это подтвердит  гениальный Исаак Левитан,  его любимый ученик, собственно и продолживший эту линию  - Венецианов – Саврасов - Левитан: « С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле... и эта его несомненная заслуга в области русского художества никогда не будет забыта".

 (470x600, 65Kb)

Портрет А.К. Саврасова работы И. Волкова.

Но это будет позже в  1897 году, когда Учителя не станет. А сейчас Саврасов  пишет, работает, преподает в  Московском училище живописи, ваяния и зодчества, которое сам закончил в 1854 году. У него великолепный класс, замечательная  мастерская. «Свободнейшее учреждение всей школы». Здесь занимаются Сергей и Константин Коровины. Недавно из мастерской Перова к нему перешел Левитан. В судьбе Левитана Саврасов принимает особое, живое участие. Когда Левитану грозит отчисление за неуплату за обучение, и студенты «пускают  шапку по кругу», самый большой взнос делает Учитель. Он опекает Левитана так, как его когда-то опекал  наставник К. Рабус.

Вот он приходит на ежегодную отчетную выставку студенческих работ. Огромный, растрепанный, чуть навеселе. Студенты замирают в ожидании вердикта. Они его боготворят. Все хорошо в его судьбе.

 О том, что несколькими годами позже толкнет его в бездну алкоголизма, приведет к потере работы, семьи и, в конечном итоге, смерти в нищете можно  только гадать. Как бы то ни было, он оставил нам «Грачей…», «Проселок» и много других картин, в них его настоящая биография.

 

 (699x466, 60Kb)

Вид в окрестности Ораниенбаума. 1854

 

 (700x461, 66Kb)

Лосиный остров в Сокольниках.1869.

 (700x488, 67Kb)

Лесистый берег Москвы-реки. 1859

 (398x530, 60Kb)

Дворик.Зима.1870

 (699x547, 102Kb)

Печерский монастырь у Нижнего Новгорода. 1871

 

 (700x428, 41Kb)

Закат над болотом. 1871

 

 (700x457, 58Kb)

Разлив Волги под Ярославлем.1871.

 

 (700x406, 72Kb)

Лунная ночь. Болото. 1870.

 (449x600, 73Kb)

Сухарева башня.1872

 (400x530, 37Kb)

Зима.1873.

 

 (418x530, 33Kb)

Вечер. Перелет птиц. 1874.

 

 (414x530, 32Kb)

Оттепель. Ранняя весна.1880

 

 (700x468, 62Kb)

Зима. Оттепель.1890.

 (452x530, 49Kb)

Лето.

 (679x530, 70Kb)

Распутица. 1894.

 

Использованы фотографии   с сайтов Википедия, ТПХВ.РУ

Рубрики:  Живописное
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку