Петя знакомится с руководителем оперной студии в клубе транспортников Василием Македонским. Они готовят постановку оперы «Евгений Онегин», где Говорков должен петь партию Ленского. Перед премьерой Петя пережил размолвку с любимой девушкой и терпит провал. Говоркову предстоит немало пережить, чтобы поверить в себя и стать настоящим оперным певцом…
В ролях
1:19:54
Фильм «Музыкальная история»
Актёр |
Роль |
Сергей Лемешев |
Петя Говорков, таксист, комсомолец, тенор-самородок, возлюбленный Клавы |
Зоя Фёдорова |
Клава Белкина, диспетчер в таксопарке, возлюбленная Говоркова |
Эраст Гарин |
Фёдор Терентьевич Тараканов, таксист с мещанскими воззрениями, соперник Говоркова в борьбе за сердце Клавы |
Николай Коновалов |
Василий Фомич Македонский, в прошлом – артист оперы, тенор, наставник Говоркова, руководитель самодеятельности, постановщик "Евгения Онегина" |
Анатолий Королькевич |
Панков, друг Говоркова, таксист, артист самодеятельности, исполнитель партии Онегина в самодеятельности |
Сергей Филиппов |
Бабашкин, завклубом |
Анна Сергеева |
Настенька, комсомолка, сотрудница гаража, исполнительница партии Ольги |
Константин Сорокин |
эпизод |
Съёмочная группа
Музыка
В фильме использованы как народные песни («Вдоль по улице метелица метёт», «Ах ты, душечка»), так и отрывки из опер («Кармен» Бизе, «Князь Игорь» Бородина, «Пиковая дама» и «Евгений Онегин» Чайковского, «Марта» Флотова, «Майская ночь» Римского-Корсакова).
Оценки фильма
Критик А. Стоянов написал, что «можно утверждать, что этот фильм выдержал испытание временем, ибо был подлинно комедийным и правдивым». По его оценке, «культура жанра музыкальной комедии была в этом фильме на высоком уровне, рождая поистине счастливые находки: стоит только вспомнить эпизод ночного состязания в пении между шофёром такси и его пассажиром»[2].
Кинокритик Ростислав Юренев отмечал, что, «несомненно, в „Музыкальной истории“ (1940) использован опыт зарубежного музыкального фильма, чрезвычайно распространённого с начала звукового кино и до сих пор. … В роли Пети Говоркова выступил ещё молодой, но уже популярнейший С. Я. Лемешев. И нужно сказать, что певец легко и естественно справился с несложными задачами своей роли. В шофёре нет ничего оперного. Он достоверен, обаятелен, прост. И, даже когда шофер становится премьером, он остается милым и застенчивым парнем. Это отличало „Музыкальную историю“ от большинства зарубежных картин с позирующими знаменитостями»[3].
Ростислав Юренев также отмечал «атмосферу правдивости и лиризма» в фильме[4]. По его мнению, «картину украшали и эпизодические персонажи (разбитная девушка-шофёр, самодовольный исполнитель партии Онегина), и отлично записанные оперные арии и песни, а также превосходная работа оператора А. Кальцатого, создавшего своеобразный задумчивый, лиричный образ Ленинграда»[5].
Киновед Ромил Соболев высоко оценил фильм: «Точное воспроизведение атмосферы 30-х годов, иронические наблюдения за „коммунальным бытом“, за жизнью, перенесённой из перенаселённых квартир на места работы, в новенькие дома культуры, метко схваченные смешные, но жизненные детали — всё это делает „Музыкальную историю“ своеобразным и выдающимся фильмом той сложной эпохи»[6].
Киновед Александр Фёдоров резюмировал: «У комедии „Музыкальная история“ счастливая судьба, её полюбили как зрители, так и кинокритики»