Ко Дню города. Три мистических места Санкт-Петербурга. Как и все большие города мира, Санкт-Петер...
"Лёгкие рецепты" - (0)"Лёгкие рецепты" Александр Селезнёв "Лёгкие рецепты" Страницы кликабельны! http://images....
"Источники силы" - (0)"Источники силы" "Источники силы" Страницы кликабельны! http://images.vfl.ru/ii/1643551766...
Лучшие сорта метельчатой гортензии, ее секреты и нюансы - (0)Лучшие сорта метельчатой гортензии, ее секреты и нюансы Гортензия метельчатая: секреты и ню...
Глициния - посадка, уход и выращивание в средней полосе - (0)Глициния - посадка, уход и выращивание в средней полосе Глициния или вистерия - древовидн...
Хокку Мацуо Басё |
Старый пруд!
Прыгнула лягушка.
Всплеск воды
Портрет Мацуо Басьо (Кацусіка Хокусай)
Мацуо Басё (松尾芭蕉; 1644 - 1694) — знаменитый японский поэт, теоретик стиха, сыгравший большую роль в становлении поэтического жанра хайку.
Хайку (はいく, хай — «забава, шутка» + ку — «строфа») — жанр японской лирической поэзии, трехстрочный нерифмованный стих на основе первой полстрофы танка, состоящий из 17 слогов (5-7-5) и отличающийся простотой поэтического языка, свободой изложения.
Сейчас, после веков исследований, Басё признан как величайший мастер коротких стихов хайку. Сам Басё также считал своим самым большим достижением участие в составлении рэнга. Так же он говорил: «Многие из моих последователей могут написать хокку так же хорошо, как и я сам. Но только в составлении строф хайку я показываю себя настоящего."
Рэнга (連歌, «совместное поэтическое творчество») — жанр японской поэзии, состоявшей по меньшей мере из двух строф (ку, 句); обычно же строф было намного больше. Первая, «открывающая» строфа (5-7-5 слогов) назывались хокку, именно она в своё время послужила основой для создания самостоятельного жанра японских трёхстиший - хайку.
Портрет Басё работы Камимуро Хакуэ
Кукушка вдаль летит,
А голос долго стелется
За нею по воде.
Хокку (хок — «открывающий, первый» + ку — «строфа») — это начальный стих рэнга. Он обязательно должен был быть связан с сезоном и обязательно должен был быть "объективным", т. е. основанном на наблюдении природы и не должен был быть "личностным" - ибо это был коллективный труд поэтов. Усложняющие элементы - метафоры, аллюзии, сравнения, антропоморфизм здесь тоже не допускались.
Лежу и молчу,
Двери запер на замок.
Приятный отдых.
Мацуо Басё. Гравюра Цукиоки Ёситоси из серии «101 вид луны». 1891 год
Верь в лучшие дни!
Деревце сливы верит:
Весной зацветет.
До ХVII века на сочинение хайку смотрели как на игру. Серьезным жанром хайку стал с появлением на литературной сцене поэта Мацуо Басё. В 1681 году он написал знаменитое стихотворение о во́роне и совершенно изменил мир хайку:
На мертвой ветке
Чернеет ворон.
Осенний вечер.
Спать бы у реки
Среди пьянящих цветов
Дикой гвоздики.
«Мацуо» - фамилия поэта, но обычно его называют просто «Басё» без фамилии. В разные годы Басё носил имя Кинсаку, Хансити, Тоситиро, Тюэмон, Дзинситиро. Самые известные его псевдонимы это "Тосей" (Цветущий персик), в честь китайского поэта Ли Бо, чье имя означает цветущая слива. Позже он взял себе имя Басё (Банановое дерево), после того как его ученик подарил ему это дерево. Дерево он посадил возле своего дома. И этим псевдонимом он имел целью вызвать мысль о тщетности жизни поэта, так как ему сказали, что климат в месте его проживания слишком холодный, поэтому дерево не будет плодоносить.
Я банан посадил —
И теперь противны мне стали
Ростки бурьяна...
Как стонет от ветра банан,
Как падают капли в кадку,
Я слышу всю ночь напролёт.
В общем, считается, что Басё был стройным человеком небольшого роста, с тонкими изящными чертами лица, густыми бровями и выступающим носом. Как это принято у буддистов, он брил голову. Из его странствующих записей известно, что здоровье у него было слабое, всю жизнь он страдал расстройством желудка. По письмам поэта можно предположить, что характером он был спокойным, умеренным и уравновешенным человеком, был необычайно заботливым, щедрым и верным по отношению к родным и друзьям. Несмотря на то, что всю жизнь он провел в нищете, Басё, как истинный философ-буддист, почти не уделял внимания этому обстоятельству.
Вечерним вьюнком
Я в плен захвачен…Недвижно
Стою в забытьи
пурпурный-город.рф yaponskij-poet-matsuo-basj
Серия сообщений "СТИХИ":
Часть 1 - Николай Рубцов. День рождения поэта.
Часть 2 - СЕГОДНЯ НОЧЬЮ ОСЕНЬ УШЛА...
...
Часть 38 - Георгий Иванов. Снег морозный — за окном!
Часть 39 - Джордж Гордон Байрон (1788 - 1824)
Часть 40 - Хокку Мацуо Басё
Часть 41 - МАРИЯ ПЕТРОВЫХ
Часть 42 - Чертополох
Часть 43 - НИКОЛАЙ ЗАБОЛОЦКИЙ. Я НЕ ИЩУ ГАРМОНИИ В ПРИРОДЕ
Часть 44 - Франсуа Вийон (1431 - после 1463)
Часть 45 - Осип Мандельштам Импрессионизм
Рубрики: | ЛИТЕРАТУРА |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |