-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Anna_Kolesnikova

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.12.2013
Записей:
Комментариев:
Написано: 196


"ВТОРОЕ ДНО" ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ.

Среда, 01 Января 2014 г. 02:34 + в цитатник

Это я написала в своём ныне замороженном блоге 01 октября 2013 в 12:56
http://blogs.mail.ru/mail/anna-koala/6B5C352AD42A0CD6.html
Об мне и моих блогах:
http://www.liveinternet.ru/users/anna_kolesnikova/post305616847/
http://anna-v-koala.ya.ru/replies.xml?item_no=446
http://anna-v-koala.livejournal.com/88775.html

----------------------------------------------------------------------------------------

С 1 января 2015 года в России можно будет издавать только учебники, для которых есть электронная версия. Моя дочь учится в 7 классе, и мы, слава Богу, проскочили этот "подарок" министерства образования. Но что будет с первоклашками, для которых электронная книга станет обычным делом, а бумажная сохранится в памяти как из области старья, достойное занять место в музее археологии. Возможно, новый закон об образовании отвечает веяниям нашего электронного времени, однако не торопитесь аплодировать.

Разумеется, сразу не случится отмена бумажных книг. Она будет плавной. Сначала использоваться будут и электронные, и печатные издания. Но человек по своей природе ленив, а значит со временем ручка и бумага будут вытеснены высокотехнологичными монитором и клавиатурой, атрофирующими ряд важнейших человеческих навыков. И когда квадрат планшетника войдёт в первый класс в качестве основного, а потом и единственного обучающего средства, то можно ждать скорой деградации подрастающего поколения.

Давайте вспомним, как мы брали в руки свои буквари и искали нужную страничку, на которой нужно было прочесть "мама мыла раму". Сколько таили в себе пролистываемые листы с картинками, на некоторых хотелось остановиться, не смотря на то, что задание учительницы содержалось на другой странице. Вспомним, как будучи взрослыми, открывая книгу, мы случайным образом оказывались в тех её местах, где нам открывалось новое и неожиданно важное на данный момент нашей жизни. Такое может дать только физическая, бумажная живая книжка - как поется в песне Дольского "и на лучших страницах открылись тома"... Электронный аналог "для удобства" ограничивает человека в необходимости листать и искать необходимый материал, исключает возможность "ошибочного" выпадания человека из однородного стандарта, исключает возможность выходить за пределы заданного кем-то алгоритма, не позволяет противоречить запрограммированности нашего техногенного мира.

Вспоминаю с благодарностью, как несколько лет назад мне выпала возможность купить сразу много книг на большую сумму - в основном религиозная философия, классика и доброкачественные детские книги. До того покупала по случаю, а вот тогда в Олимпийскм купила столько, что было не поднять - несколько собраний сочинений, многотомники и одиночные издания. Я купила книги, которых не встретишь на полках - некоторые мне ходили искать на складах, привозили в оговоренный день, некоторые издания пришлось ждать. Просто были деньги - я продала в 2006 году свою квартиру в Подмосковье, чтобы купить в Волгограде, и специально оставила деньги на книги. Буквально уже через полгода-год, я уже с трудом могла позволить себе купить даже одну-две книги в месяц.

Спустя годы дошло, что таким образом Бог обеспечил меня необходимым минимальным запасом литературы, содержащей истину в концентрированном виде (туда же плюс небольшая родительская библиотека классики).

DSC07399 я - Анна Колесникова дома в кв-ре, которую я снимаю в р-не Отрадное в Москве, 04.08.2013
DSC07395 я - Анна Колесникова дома в кв-ре, которую я снимаю в р-не Отрадное в Москве, 04.08.2013
DSC09796 я - Анна Колесникова в аренд-й кв-ре в р-не Отрадное в Москве 02.09.2013
Тут - в печатных книгах уж точно никто не подменит часть текста или тест полностью.

Подмены, фальсификации становятся возможными при оцифровке и переводе книжных страниц в текстовый формат. И если сейчас многим это покажется фантастическим, то прозорливые классики литературы задолго до появлении компьютеров предвидели такой исход.

Таким прозорливцем был, например, Оруэл, который как в воду смотрел, описав процесс фальсификаций в своей антиутопии "1984". Напомню, что в книге могущественная структура - министерство правды - была нацелена именно на ежедневные фальсификации истории, и не какой-то далекой, а буквально однодневной давности или несколько часов назад произошедших событий. Уже сейчас мы можем обнаружить аналогичные подмены. Пока только в интернете, пока только в локальных случаях текстов кому-то неугодивших людей. Но тенденция налицо. И любая "зараза" быстро распространяется, мутирует, совершенствуется и кооперируется с другими заразами, становясь более изощренной и агрессивной. Забавно, но именно Оруэла я читала в электронном виде на телефоне. Но текст был настоящий, иначе я не смогла бы столько оттуда почерпнуть, чем написала в постах:

16-07-2013 МАЛЕНЬКИЕ ИСТОРИИ БОЛЬШОГО МУРАВЕЙНИКА И...Ч.42. Точило ярости
(глава "Оруэловский роман "1984" и два Уинстона")
http://blogs.mail.ru/mail/anna-koala/590AF515BD9550CF.html

17-07-2013 МАЛЕНЬКИЕ ИСТОРИИ БОЛЬ.МУРАВ-КА И.Ч.43 Сегодня поеду в Волгоград
(глава "Оруэловский роман "1984" и вина обоих Уинстонов")
http://blogs.mail.ru/mail/anna-koala/66EAA205DE4C516E.html

Нужно признать, что мы живём в мире, где на фоне совершенствования технологий и интеллектуального роста происходит обратный процесс - процесс духовной и нравственной деградации, которая в лице подрастающих поколений становится моложе с каждым годом. Что может сделать человек, имеющий высокую степень интеллекта и самые современные электронные игрушки? Ответом на этот вопрос служат пока редкие сообщения о кровавых расправах над людьми человека, наигравшегося в жестокие компьютерные стрелялки. Но это самый простой и очевидный пример. Бывают в интернете и более утонченные "убийства", впрямую с убийством не связанные. Но они наносят кому-то ущерб, который вскоре приобретает совершенно реальные очертания, ибо любое искажение информации может привести в движение неведомые силы, и один Бог ведает их расклад и направление.

Поэтому, возвращаясь к теме статьи, можно с уверенностью сказать, что искажения, подмены текстов учебной литературы и, что хуже всего, первоисточников, - вопрос времени. Ведь литературные первоисточники, классика - это наиболее чистая в духовном отношении литература. Здесь не искажены, не нивелированы основополагающие понятия добра и зла, здесь можно узнать что такое хорошо и что такое плохо и закрепить это в подкорке. Но если в это чистое пространство вторгнутся политические, экономические или иные интересы, то ведь могут и через классиков перешагнуть, особенно если это технологически не сложно. И это главная опасность, которую таит в себе "оцифровка" образования. Но есть и другие - попроще, но не менее пагубные.

Например, развитие моторики происходит во-многом благодаря письму и рисованию от руки. Известно, что мелкая моторика пальцев играет важную роль в формировании многих функций мозга. Разработано даже много методик для её развития. Что случится, когда вместо написания текста ручкой или карандашом ребенок будет тыкать в кнопки? Что-то в развитии они определенно потеряют. Что приобретут взамен? Скоростное развитие интеллекта без труда?

А что касается поделок, которые в реальности помимо моторики развивают и массу других полезных навыков, то это бесценное поле для развития ребенка в электронном учебнике и развивающих программах заменят на пусть талантливо написанные игры, только развивать они будут лишь тех программистов, которые их писали.

У нас с Олькой с детства была излюбленной такая игра: мы делали поделки, икебаны из самых разных материалов. Я развивала в ней творческое мышление. К сожалению в пик увлечения (Ольке было года 4-5) я практически не делала фотографий, и поэтому фото икебан остались лишь более позднего периода. Вот тут я публиковала фотографии, там даже больше моих икебан, чем Олькиных:
http://blogs.mail.ru/mail/anna-koala/tag/%e8%ea%e5%e1%e0%ed%e0
Из последнего икебана из старого фонаря, зубочисток, бумажной веревки, свечки (тоже самостоятельно сделанной в стаканчике), пластилиновых балбесов и металлической цепочки.
Лампу делала я, а Олька - свечку гелевую и пластилиновых болванов - Гарри Потера и Джека Воробья:

DSC08313 я - Анна Колесникова дома в аренд-й кв-ре в р-не Отрадное в Москве 21.09.2013
DSC08338 икебана из фонаря 01.10.2013
DSC08339 моя икебана из фонаря и Олькина свечка внутри, Москва 01.10.2013
DSC08340 моя икебана из фонаря и Олькина свечка внутри, Москва 01.10.2013

Вот тут я собрала посты с фото некоторых наших поделок и Олькины рисунков:
http://blogs.mail.ru/mail/anna-koala/tag/%ce%eb%fc%ea%e8%ed%ee%20%f2%e2%ee%f0%f7%e5%f1%f2%e2%ee
Никакие электронные пособия не разовьют в ребенке все те навыки, которые сбалансированно взаимодействуя в ребенке, позволяют ему всем этим пользоваться для решения сложных задач.

Сейчас для нас норма и в порядке вещей то, что Олька оказалась способной решить задачу Энштейна, которую и взрослые-то немногие решат.
06-07-2012 Задача Энштейна, которую решила моя 12-летняя Олька:
http://blogs.mail.ru/mail/anna-koala/518BBE21AF46A2CF.html
Заметьте, 12-летняя девочка решила такую задачу с помощью ручки и бумаги и, уверяю вас, компьютер надолго бы отбросил ученика с решением этой логической задачи.
Она спокойно рассуждает о многих событиях, которые со мной смотрит по ТВ и о которых слышит по радио, иногда настаивая включить то или иное информационное радио. Нет, она не вундеркинд - обычный ребенок, который ленится, порой хамит (но не подличает), любит компьютерные развлекухи, играет на телефоне. Просто я потратила больше десяти лет жизни, вплотную (именно вплотную) занимаясь ребенком. Остальные годы - как все родители. Но мои труды первых десяти лет в подкорку зашили главное, что необходимо было дать ребенку.

И этим главным было чтение множества бумажных книг. В 3-4 года Олька открывала понравившуюся страничку детской Библии, тыкала в картинку и говорила "мам, читай". И я читала, а там практически цитаты. И поэтому "мама, а это почему?", "а кто правее - Иаков или Исав?" "а почему Бог так устроил, что Денница сделался дьяволом?", "а что это за снопы такие?", "а почему одному Христос говорил так, а другому эдак". Я объясняла и удивлялась тому, что по ходу не только находила нужные и понятные для ребенка слова, но и находила ответы на свои собственные вопросы. Как говорится, устами младенца глаголет истина... Страшно подумать, что было бы, если бы не было бумажных книг, а остались лишь только электронные.

Электронные учебники и задания таят в себе и другие подводные камни. В частности, решение задач, которые проверяет и пересылает учителю программа, позволяет исключить существенную часть взаимодействия учителя и ученика. Получая на выходе результат решения, учитель не может увидеть, на каком этапе совершена ошибка в решении, а значит, не в состоянии проработать со школьником именно ту ошибку. В лучшем случае, преподаватель может отослать ученика вновь ознакомиться с материалом, хотя ошибка могла произойти, скажем, от невнимательности. Моя дочь большую часть ошибок по алгебре делает именно из-за своей невнимательности: она посмотрела не туда, скрестила два задания и, соответственно, решение не сходится с ответом.

Учительница, которая ходит между партами во время того, как дети выполняют её задания, смотрит в тетрадки и может поправить ребенка уже на стадии ошибки. Кроме того, только при реальном взаимодействии преподаватель узнает, у кого из учеников проблемы с невнимательностью, кому не дается материал принципиально, а кто просто ленится. Соответственно, только так учитель может работать с ребятами индивидуально. Как это возможно при электронном обучении, если постепенно роль учителя в учебном процессе уходит на второй план? Как он определит, какому ученику и какую индивидуальную работу прислать, если он не владеет информацией о ходе мысли ребенка при выполнении задания?

Электронные учебники могут сделать процесс обучения увлекательным. Особенно, когда дети теряют интерес к учебе. Для таких случаев разрабатываются обучающие программы в красочной игровой форме, чтобы увлечь учеников. На первый взгляд это кажется эффективным способом, решающим проблему потери интереса к познанию. Однако, и тут есть "второе дно". Дело в том, что будущая взрослая жизнь не будет ставить задачи в развлекательной форме. Жизнь по большей части рутина - она состоит из черновой работы. Лишь единицы - дети богатых людей - получают возможность жить в привычном комфорте - играючи, а черновую работу за них делает прислуга. Подавляющее большинство вынуждено в поте лица зарабатывать свой хлеб и в муках рожать детей. Иногда и то, и другое. И если человек в детстве, в том числе, в школе не научился выполнению рутинной работы, то как он этому научится став взрослым?

Игровые обучающие программы - это всё здорово до тех пор пока ребенка не попросишь убрать игрушки, собрать на место книги или сложить шахматы. Еще легче и комфортнее учиться с помощью интерактивных компьютерных игр - там не нужно убирать за собой краски, мыть баночки, собирать обратно в коробку кубики, складывать тетрадки. Просто закрыл приложение и выключил планшет. Ум, интеллект растёт, но ему для обучения всегда нужна комфортная почва. Как только ту же самую задачу нужно будет решить без вспомогательных игровых средств, то у ребенка может наступить ступор, апатия, рассеянность, лень.

Большой педагогической ошибкой является, столкнувшись с ленью ребенка, обходить её именно с помощью создания условий игрового комфорта. Нужно, в первую очередь, лечить лень и да! - иногда заставлять, то есть понуждать его к выполнению задания даже когда не хочется. Ребенок, не способный совершить над собой усилие и заставить себя делать то, что должен, в итоге не может совершить подобного усилия и взрослым. И если в детстве обнаруживается такая проблема, то какое-то время это усилие над ним необходимо производить извне. Поэтому гораздо более эффективным будет обучение какой-нибудь Марьиванны, которая заставляет какого-нибудь Иванова учить и решать, а не танцует перед ним польку-бабочку, напевая теорему Пифагора и выводя треугольники волшебной палочкой, напыляющей яркие линии на прозрачной доске с подсветкой. Иванов, может, и разберется с теоремой, но тогда к следующей теореме Марьиваннна должна готовить лезгинку и применять новые идеи, потому что предыдущее шоу - от Пифагора - уже приелось, и, увидев вновь волшебную палочку и напыление, Иванов уже будет зевать и снова потеряет интерес к обучению.

Если перенести эту педагогическую схему на электронную форму обучения, то, разумеется, будет разработано множество вариантов польки-бабочки и лезгинки, чтобы детям не было скучно. По с годами ребенок подсознательно будет требовать от окружающего мира, чтобы его развлекали, и только в этом случае он будет готов работать и давать результаты. И, как я уже сказала, такой человек столкнется с реальной жизнью, и ему придется заново и очень тяжело её открывать.

Между тем, способности, которые развивались в интеллект параллельно с навыками трудиться, приносят плоды во взрослой жизни: человек лёгок на подъем, его не пугают препятствия, он не впадает в ступор при малейшем препятствии.

В связи с вышесказанным уже можно попробовать рассмотреть высказывание зам.исполнительного директора Национального фонда подготовки кадров Светланы Авдеевой, которая на конференции «Электронная школа» сказала:
"Тем не менее риски есть. Работа с электронным учебником предполагает доступ в интернет, самостоятельный поиск и отбор информации. Ведь главная идея электронного обучения — это дать возможность детям самим добывать информацию, самим получать знания. Так учиться намного интереснее, чем слушать учителя и повторять за ним. Но при такой самостоятельности очень важно, чтобы ребята критически относились к информации, умели ее проверять, осмысливать".

Она не назвала как таковые риски. Возможно, и не предполагала их количество. А их действительно много.

Во-первых, доступ в интернет и самостоятельны поиск и отбор информации положительно может сазаться лишь на единицах учеников из большой массы. Вспомните себя в школе. "Иванов, на уроке посторонними вещами заниматься нельзя! Ну-ка убрал в потрфель "морской бой"! Я кому сказала! Петров! Ты какой учебник открыл? Я сказала вторая часть! Сидоров! Что за картинки ты смотришь? Задачи решай! Васильева! А ну закрыла журнал мод!"

Жванецкий по этому поводу: http://youtu.be/jwDIO_Js5t0

Всё под контролем, дети скорректировны, пусть жестковато, но направлены в правильное русло учебного процесса. Как тоже самое сделает учитель, если он видит только лица детей, упершихся в монитор, где в это время может быть электронный "морской бой", и журнал мод? Ведь пока преподаватель подойдет к ученику проверить содержимое монитора, тот уже переключит приложение...

Во-вторых, "дать возможность детям самим добывать информацию, самим получать знания - так учиться намного интереснее, чем слушать учителя" - это еще бабушка надвое сказала. Учиталь, любящий свой предмет, может передать эту любовь своим ученикам. Такого учителя слушать интереснее, чем самостоятельно добывать ту же самую информацию. Добыть информацию в интернете можно дополнительно и дома. Кроме того, какова тогда становится роль учителя, если он ведет преподавание по принципу самостоятельности получения знаний. Согласна, что этот принцип может быть частично использован в вузе, но в средней школе нужно живое общение учителя и ученика.

В-третьих, критическое мышление детям не даст никакой распрекрасный самостоятельно найденный материал. Оно формируется у школьников взрослыми - родителями, учителями. Только старшие могут объяснить и подать тот или иной текст правильно, объяснить, как к нему относиться и на основании чего, скажут как это проверить. Как того же самого можно ожидать от самого учащегося, если он как раз в школу пришел этому учиться?

И если министерство образование ввело электронные учебники в надежде, что дети приобретут критическое отношение к информации (читай - ко всему интернету со всеми его помойками, отбросами, культурой и бескультурием, хорошей и плохой плохой книгой хорошему и плохому творчеству), то у меня вопрос к их компетентности и профессионализму в области педагогики. А в свете открывающихся подробностей получения ученых степеней и званий, в том числе, в области образования не удивлюсь, что профессиональных педагогов среди них единицы. Да и кто слушал их голоса, когда не слушали даже рёв широкой педагогической общественности, протестовавшей против западных нововведений типа ЕГЭ и других элементов реформы образования.

Не так давно я случайно заглянула в учебник обществознания за 7-й класс (Кравченко А.И., Певцова Е.А., рекомендовано Минобр науки РФ, экспертиза РАН и РАО 2006, авторы методического аппарата И.С.Хромова, И.В. Козленко), когда моя дочь Олька делала домашнее задание. При моём глубоком уме и способности увидеть в перспективе пагубу использования этого учебника, у меня еще и крепкая нервная система для того, чтобы пережить первый шок и сообразить, что делать с этим обществознанием. Ночь я провела, штудируя этот учебник... Как вам сказать, чтобы было помягче...

Метод подачи материала: вместо двери в царствие небесное Вам предлагают дверь на лекцию о том, как попасть в царствие небесное... Представьте, что Вы идете к врачу с больными зубами, а он вместо того, чтобы лечить Вам зубы читает лекцию о том, какие сложности Вас подстерегают на пути к стоматологу и какие болевые ощущения Вы можете испытывать при тех или иных его манипуляциях. Или проще: Вы записались на курс маркетинга, а Вам вместо рассказа о видах и методах маркетинговых исследований читают лекцию о том, какими методами Вас необходимо обучать, чтобы Вы лучше усваивали материал о маркетинге.

У меня есть много образов, описывающих этот учебник. И пока я сказала только о методологии подачи материала, но ничего не сказала о "начинке" учебника. А содержание, видимо, прорабатывалась западными ювеналами, и прорабатывалась, кстати, тщательно. И чтобы защитить свои семьи, а значит и русскую государственность от этой заразы, эти учебники также тщательно нужно разбирать педагогам русской классической школы, чтобы стало понятно, какое поколение мы получим в результате внедрения только одного этого учебника!

Я уже боюсь заглядывать в литературу и историю. Но заглядывать надо. И я всех родителей призываю это делать - быть может так мы коллективно остановим разрушение будущности нашей страны, в которой нам, кстати, предстоит провести старость. Вы ведь не хотите, чтобы ваши дети сдавали вас в дома престарелых или подвергали эвтаназии?
Тогда читайте с детьми их гуманитарные учебники и воспитывайте в детях критическое мышление ок всему, что они читают. Разбирайте с ними, объясняйте, что в учебнике принципиально неверно, учите детей противостоять потоку лжи и духовного растления, сопротивляться ему и становиться с ним на борьбу.

ВЕРЬТЕ: НО ПАСАРАН!

И да здравствует старый добрый учитель с указкой наперевес: Иванов! Садись, два! Чтоб отец к директору пришел!

Колеcникoва Аннa Вячеcлaвовна, журналист-аналитик, Москва,
на фото я дома с дочерью Олей (ей сейчас 13 лет)

DSC08336 я - Анна Колесникова со своей дочкой Олькой дома в кв-ре в Отрадное в Москве 29.09.2013

Колесникова Анна Вячеславовна, Москва, на фото я дома с дочкой Олей
917-550-47-44; 919-798-89-60; Skype: kolesnikova-anna1969
anna-koala@mail.ru   ; anna.v.koala@gmail.com   ; anna-v-koala@yandex.ru
Моё резюме на hh: http://hh.ru/resume/16b1a806ff000c91220039ed1f736563726574
Моё резюме на SJ: http://www.superjob.ru/print/resume/cv-21344490.html
Блоги: http://blogs.mail.ru/mail/anna-koala/  (заморожен с 23.12.2013, а с 03.03.2014 mail.ru блоги закроет совсем)
http://anna-v-koala.livejournal.com/
http://liveinternet.ru/users/anna_kolesnikova/
http://anna-v-koala.ya.ru/index_blog.xml

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку