Напомню, они переводчики книги Жан Ледлофф «Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности». Сами они решили, что воспитать счастливого ребенка в условиях современного города невозможно и летом 2003 года переехали жить в заброшенную до этого деревню вместе с 20 семьями единомышленников. Свою первую дочку Ладу рожали вместе дома (с духовной акушеркой), ей сейчас шесть с половиной лет.
На прошлой неделе мне снова заказали статью про Шарашкиных, и я снова связывалась с Леонидом. Все-таки насколько он интересный и цельный человек! Я хочу просто скопировать нашу переписку, потому что это того стоит. Думаю, что он не был бы против, потому что это информация открытая.
- Как вы живете?
Хорошо, спасибо. В апреле родили дома (сами, без акушерок и повитух) дочку Верею - необыкновенное событие (значительно более глубокое, чем даже домашние роды с повитухой).
- Расскажите про Верею.
Очень улыбчивая и любит сосать зеленый лук.
- Кто и как придумал это имя?
Имя пришло к нам само. Потом оказалось, что это древнеславянское имя (можно его найти в большинстве древнеславянских именословов). Даже древний город с таким именем есть в Московской области. О точном значении сегодня практически забыли, но на основе материалов, что я сумел раскопать (включая словарь Даля), мне кажется, что в древности оно означало "хранитель, защитник, опора".
- Легко ли решились рожать дома сами, без акушеров и повитух?
После рождения Лады (дома, но с помощью повитухи, или как их еще называют ают, "духовной акушерки") у нас осталось ощущение, что роды и рождение могут и должны быть еще более глубоким событием. Поэтому мы много читали и думали на это тему (включая самые авторитетные учебники и пособия по акушерству и психологии), рассуждали сами и вместе с другими родителями, рожавшими как дома, так и в больнице. Многие из источников, которые мы использовали, были недоступны в России. Поэтому мы перевели "Как вырастить ребенка счастливым: принцип преемственности" Жан Ледлофф (М., "Генезис", 2004), "Рождение без насилия" Фредерика Лебуаера (вышла в издательстве "Рипол-Классик" под названием "Роды без боли и страха"); поспособствовали переизданию в России книги Алишани Акин и Дарьи Стрельцовой "Девять месяцев и вся жизнь: роды нового тысячелетия" (М., "Генезис", 2006)...
Так вот, на основе своего опыта, размышлений и чтения, мы вместе пришли к нескольким основным выводам:
1) роды и рождение, равно как и подготовка к ним, начинается задолго до самих родов - фактически, даже до зачатия, и без осознанного к этому отношения (и соответствующих действий) родить здорового и счастливого ребенка сегодня невозможно. Например, если только родители не абсолютные трезвенники (что встречается, к сожалению, все реже) без осознанного отношения к зачатию невозможно гарантировать, что оно не произойдет в пьяном состоянии и не аукнется либо уродством либо не самыми высокими умственными способностями зачатого в таком состоянии ребенка. Я уже не говорю об экологической обстановке в крупных городах.
2) роды и рождение имеют огромное психологическое (помимо физического) значение - для ВСЕХ членов семьи. Правильное понимание того, что с рождением ребенка появляется на свет не просто новый человек, но, фактически, и сама СЕМЬЯ (от слова "семя"), позволяет вывести отношения в семье на более высокий уровень взаимопонимания и любви. Например, сегодня старшие дети очень редко присутствуют (а тем более помогают) при родах своих младших сестренок и братиков - а потом мы удивляемся, откуда у них берутся ревность и неприятие малышей.
3) в родах и рождении одинаково важно участие и матери, и ребенка, и отца. Только тогда семья (мать-отец-дитя) становится отражением своей высшей сущности, т.е. троицы (которая в древности понималась славянами именно как божественная СЕМЬЯ - бог-отец, родитель - Род [отсюда - "родить"]; богиня-мать, любовь - Лада [отсюда - "ладить"]; и их ребенок - Человек [т.е., "чело вечности" - вечный разум]). Сегодня считается, что мужчина "посадил семя" - и на этом его функция (не считая материального обеспечения семьи) закончена. Это не так. Если бы мужчины не только присутствовали при родах, но и принимали их (и брали на себя полную ответственность), то счастливых семей попробавилось бы, а войн и насилия поубавилось бы. Отец, который не "рожал" своего ребенка, даже
не подозревает, что быть отцом по-настоящему значит (поэтому-то у нас и есть общества солдатских матерей, но нет обществ солдатских отцов). Любой дачник вам скажет, что мало посадить картошку в землю - надо правильно подготовить почву, а потом еще ее окучивать, защищать от вредителей, а в засуху и поливать - иначе на хороший урожай рассчитывать не приходится. То же и с зачатием, беременностью и родами - недаром по-английски слово husband (муж) имеер два значения: хороший хозяин (т.е. тот, кто может наладить хозяйство и обеспечить свою семью всем
необходимым) и хороший садовод (т.е. тот, кто умеет выращивать хорошие ПЛОДЫ).
4) при правильном подходе и правильном эмоциональном настрое пары роды - это совершенно естественный процесс, который в большинстве случаев протекает естественно и без осложнений - если только в этот процесс не вмешиваются. Как я прочитал у Грегори Уайта, американского акушера с тридцатилетним стажем, чья книга о родах без посторонней помощи выдержала пятнадцать переизданий, "самое лучшее, чем вы можете помочь при родах - это не мешать природе и не вмешиваться в этот совершенный природный процесс"! В конце концов, все животные рожают без всяких акушеров, и при этом леса не усыпаны трупами не справившихся с этом рожаниц-белок, волчиц или медведиц. А чем человек хуже? На это обычно отвечают, что человек настолько далеко ушел от природы, что его врожденные инстинкты и способности уже во многом не работают. С этим нельзя не согласиться - так значит, надо эти способности и инстинкты восстанавливать, а не идти по пути все большего насилия над природой. Впрочем, это, конечно же, дело свободного выбора.
Поэтому больничные роды мы вообще не рассмартивали в качестве возможности. На самом деле мы договорились со знакомой повитухой (которая приняла более 600 родов), чтобы она приехала и была в соседней комнате просто "на всякий случай" - но так получилось, что в самый день и час наших родов у нее начала рожать еще другая рожаница, и она уехала помогать ей, а к нам так вообще и не приехала. Но ее отсутствие сдалала роды только еще более глубоким событием для всей семьи.
- Каково это?
Восторженно. Технически это очень просто. Конечно, нужна небольшая подготовка и знание процесса родов (я полгода готовился, читал практические руководства по акушерству и сборники советов повитух) - но в естественных родах нет ничего, с чем бы не могла справиться семейная пара без посторонней помощи (если они знают, что и как делать или не делать, чтобы не мешать естественному процессу). Вообще в литературе по акушерству 90% материала - это описание, что нужно делать, если что-то пойдет "не так" - но при правильном настрое и действиях вероятность осложнений невелика. В США есть целая ассоциация семей, которые рожали сами дома без всякой посторонней помощи и всяких осложнений.
- Что, по-вашему, это дает и родителям, и ребенку?
Родителям это дает то, что они становятся по-настоящему РОДИТелями. В случае родов с повитухой (я уже не говорю про больницу) рожает вообще не мать (и уж тем более не отец), а акушер или повитуха. В результате рожаница перекладывает с себя ответственность на чужих людей, перестает прислушиваться к себе - в результате роды не могут проходит более естественно. Кто как не сама рожающая женщина может знать, когда ей "тужиться", а когда нет? Конечно, никто. Все управляется природой, и если "тужиться" женщине захотелось, значит - надо, если не захотелось - не надо... А кто, как не муж, может помочь рожанице с наибольшим вниманием? Ведь акушеры и повитухи - совершенно чужие люди, для которых роды - обыденность, и которые не могут знать женщину и ее душевные состояния так, как ее муж. А ведь душевный настрой играет в этом ГЛАВНУЮ роль. Ведь если женщина напряжена или боится или ей неуютно, то и шейка матки никак не может открыться, и ребенок никак не выходит, и осложнения могут возникнуть. Сами подумайте - где женщине уютнее и приятнее - у себя дома, в полумраке, в теплой ванне в обнимку с мужем или в чужом роддоме на операционном столе в окружении чужих людей? В общем, при самостоятельных родах семья становится по-настоящему семьей, в которой каждый на опыте знает, что на другого можно положиться (во всех смыслах). Нам есть с чем сравнивать: при родах Лады и Иры были разрывы (не очень глубокие, но все равно неприятно) - так как повитуха
отвлеклась и "проворонила" выход головки. В этот раз - никаких разрывов
(мы заранее изучили, как их избежать - и все получилось замечательно).
Присутствующему старшему ребенку это дает то, что он принимает браика или сестру как часть семьи - и причин для ревности никаких нет.
Ну а самому рождающемуся ребенку это дает то, что роды остаются для него прекрасным ярким событием без насилия, записанным в подсознание, а не травмирующем шоком на всю жизнь.
- Как Лада отнеслась к появлению сестренки?
Танцевала целый час и с восторгом кричала, что у нее теперь есть сестренка.
- Она тоже присутствовала на родах?
Да.
- Еще рожать планируете?
Да. Вообще становится понятной давняя русская традиция иметь много детей в семьях. Нам сегодня говорят, что де контрацептивов в давние времена не было, вот и рожали по десять детей. Такое утверждение - несуразное кощунство, выставляющее наших предков как темных похотливых идиотов. Это ложь. Народная медицина и знание свойств лекарственных растений во все времена были на таком уровне, что если бы наши предки хотели бы "предохраниться", то с успехом могли бы (в природе множество трав очень эффективно прерывают беременность на ранних сроках). А основное здесь совсем в другом - в системе ценностей. Сегодня к чему человек более всего стремится в жизни - к деньгам, власти, положению в обществе, "личному" счастью. А для наших предков высшая цель была продолжение
Рода - продолжение святой, богом данной жизни. Вот потому тогда были дети и любовь в семьях. А сегодня - разводы, измены и вымирание.
- Что-то решили для себя относительно школы для Лады?
Да, только не МЫ решили, а ЛАДА сама решила. Учиться будет дома - это в России разрешено законом.
- А говорят, вы уехали в Штаты.
Да, мы до весны 2008 года в США. У нас крупный переводческий проект с одним американским издательством, и я заканчиваю писать докторскую диссертацию об экономическом и культурном значении связи с Землей в русской традиции (защита в Университете Миссури весной 2008 г.)
- Вы вместе со всей семьей сейчас в Штатах?
Да.
- И младшенькая?
Да.
- Сколько семей сейчас проживает в вашей деревне?
Зимует около 10. Летом 50.
(Еще одно фото в комментариях).