Жан-Батист Симеон Шарден |
Наиболее сильное впечатление, связанное с Шарденом, было у меня после выставки из Лондонской Национальной галереи в Эрмитаже. Картина "Маленькая учительница" превосходит все мыслимые возможности масляной живописи. Шарден говорил: пользуются красками - пишут чувством. Ни одна репродукция не может передать этого нежного теплого сияния, исходящего от полотна. Личико ребенка просто тает где-то на грани материального и метафизического. Фигура девушки, я бы сказал, как-то ласково соткана художником из воздуха и цвета, из света и еще чего-то, что, видимо, и является высшим проявленим любви. Небольшая ленточка на ее головке, словно бы светится. Она написана при помоци того приема, который сразу же выдает "настоящего Шардена". Это своеобразная фактура, напоминающая мыльную пену. Если присмотреться, то и на эрмитажных картинах Шардена этот прием виден. Но наши вещи несколько темноваты.Как известно, наша школа реставрации, в отличие от западной, всегда предполагает очень бережное отношение к красочному слою. Картины из западных музеев часто поэтому бывают более светлыми, лак и наслоения с них удаляют. Возможно это не всегда хорошо. Во всяком случае, описываемая мною картина имеет отличную сохранность. После того, как я ее увидел и другие вещи Шардена стали более понятны. Они наполнены радостным чувством бытия, они излучают покой,свет, они - по сути медитация, молитва.
Рубрики: | Натюрморт Живопись Художники Франция |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |