Упорядочение практики совершения браков |
Проект документа «Упорядочение практики совершения браков (в частности, повторных)». Отмечу, что с особой радостью выполнил порученное послушание, так как во многих моментах данный проект затрагивает материалы моей кандидатской работы «О церковном судоустройстве и судопроизводстве в Синодальный период».
О расторжении брачного союза говорится в пунктах 6 и 7 данного проекта. Считаем необходимым выразить отсутствующее в данном документе, но зафиксированное в социальной концепции РПЦ, отношение Церкви к самой сущности развода и что развод осуждается Церковью как грех. Что Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака, основываясь на словах Господа Иисуса Христа: "Что Бог сочетал, того человек да не разлучает... Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует" (Мф. 19. 6,9). Единственным допустимым основанием развода Господь назвал прелюбодеяние, которое оскверняет святость брака и разрушает связь супружеской верности. В случаях разнообразных конфликтов между супругами Церковь видит свою пастырскую задачу в том, чтобы всеми присущими ей средствами (научение, молитва, участие в Таинствах) оберегать целостность брака и предотвращать развод.
Следует более подробно проработать кажущийся конфликт положения п.6 «Церковь не может давать благословение на расторжение брачного союза по основаниям, признаваемым достаточным для развода государственным законодательством, но не соответствующим каноническим предписаниям» с допустимым следующие поводом к расторжению брака в п.7, части в) вступление одной из сторон в новый брак. Если брать за основание решение светского суда о расторжении брака, то, принимая во внимание, что светский суд удовлетворит практически любое ходатайство супругов о расторжении их брачного союза, по крайней мер после нескольких месяцев испытательного срока, то церковному суду остаётся лишь автоматически на своём уровне фиксировать сложившуюся бракоразводную тенденцию. Но, что, на мой взгляд, самое страшное, не остаётся ни одного рычага регулировать и влиять на сложившуюся ситуацию, говоря словами архиепископа Иосифа московского, «о совершенном распущении супружества».
|
|
Можно ли жить в России не занимаясь бизнесом? |
|
|
все мы принадлежим не этому миру, но вечности |
|
|
увидеть себя на этом пути |
|
|
Иго мое благо и бремя мое легко есть |
Не можем и не должны мы чувствовать усталости от молитвы, от службы. «Иго мое благо и бремя мое легко есть». В чем же лёгкость и благость? Неоднократно приходилось слышать, как люди изумлялись тем, что после трудового дня, на всенощное шли очень уставшими, «волоча ноги», а после службы были необычайно свежи, словно долго отдыхали. И это при том, что молиться на службе, огромный труд, это все понимают.
|
|
абсолютно не нонсенс |
|
|
круговой сценарий |
Легче прийти в храм, получить своё и строго по списку, дальше произнести что-то похожее на «не грузите меня» и вернуться к своему «родному, хоть и скверно пахнущему», и так далее, по кругу, по сценарию сюжета о блудном сыне.
|
|
Зачёт или незачёт. |
Быть православным, значит жить в личном подвиге, а не в чужом. Великое наследие, в котором мы живём необходимо подтверождать. Подтвердил – получил доступ. Зачёт или незачёт. Незачёт означает неправославие. Изменяемся мы, а Спаситель вчера и сегодня и во веки тот же. Если в Доме Отца моего обителей много, выбирай любую. Не выбрал – значит бездомный, бомж. Не нравится проект Дома Отца? Живёшь в другом доме? Скорее всего прописка будет тогда какая угодно, но не православная.
|
|
Сопричастники |
Входи в Великий пост – подставляй ладони к неиссякаемому духовному роднику, наслаждайся радости Богообщения в нескончаемом Его Царствии. «Сопричастники жизни вечныя будем».
|
|
предельная полнота |
Фраза «ТЕПЕРЬ У МЕНЯ ЕСТЬ ВСЁ» однозначно имеет смысл если человек встретился с Богом. И всё.
|
|
как у птицы два крыла |
|
Метки: пост молитва |
утешаемся, но не скорбим или через скорбим |
Великий пост – время утешения, а не скорбей. Уверен, что так нужно смотреть на внутреннее делание этого периода. И чем более делаем, тем более утешение… вплоть до непрестанного, непрестанной радости. Время, когда Церковь делится с нами, всеми желающими, благоуханной духовной росой, покрывающей всех приходящих.
|
|
для чего живем |
О чём ещё и думатьв Великом посту, как не о вечном. Смысл жизни всегда должен быть ясно осознан. Сам по себе он вряд ли окажется осознанным без особых исканий и размышлений. Осознавать, то есть поступать так или иначе не потому, что так делают все. А потому, например, что это порождает добродетель, удаляет зло. Для кого-то, возможно, и наоборот. И также будет осознанно. Или ещё пример: родить детей мало, нужно ещё чтобы эти дети да и сами родители не мучались в бесцельной жизни, то есть не мучаться с целью, а наполнить своё существование смыслом. Безцельная жизнь вытекает из бездуховной жизни. А бездуховная жизньсоответственно из духовной смерти. Как то так. Страшно оказаться виновным в духовной смерти ещё и тем, что она вечна и нескончаема. Грустно и печально только по одну сторону греха.
|
|
Жизненный багаж. |
|
Метки: жизнь пост молитва |
свобода |
|
Метки: Метки |
Без заголовка |
|
Метки: Несвятые святые |
Верую, Господи. Помоги моему неверию. |
Сижу перед компьютером, а чувства переполняют, радостно изливаются на клавиатуру, бурно-эмоционально хочется кричать о великой любви и милосердии Господа.
Всё началось накануне Троицы. Я живу в аграрном пригородном посёлке. Каждое воскресение вечером в нашем храме чередуются молебны с водосвятием перед различными иконами. За день до праздника приходит несколько женщин и просят священника отслужить молебен о дожде, так как три недели стоит такая жестокая засуха, что нет уже сил со шлангом бегать по огородам. Священник обещает через день после праздника в частном порядке отслужить молебен о даровании дождя. После молебна через два дня ночью прошёл такой ливень, что лужи не высыхали ещё несколько дней. Порадовались с прихожанами, поблагодарили Боженьку и живём дальше. Снова засуха, шланги на огородах, временные отключения воды, дождя нет. И так несколько недель…Второй водосвятный молебен прихожане уговорили, а не деле почти заставили священника отслужить в прошлое воскресение. На этот раз предупредили всех прихожан за несколько дней. После дружной вечерней молитвы дождик покапал минут десять. Но в ночь на следующий день грянул такой ураганный ливень, что на стройке возле храма завалились временные щитовые заборы. Сегодня с утра священник объявил, что вечером будет молебен с акафистом св. вмч. Пантелеимону. Когда кто-то после Литургии скромно упомянул о молебне о дождичке, то получил полушутливый ответ, что храм, это не местная водонапорная башня, и как бы смягчая свой ответ священник добавил, что молебен о дожде был в прошлое воскресение, а в это воскресение очередь других молебнов. На том и порешили.
Далее вмешались форсмажорные обстоятельства. В 12 часов дня в храм зашло Лицо высокого областного уровня. В кратком разговоре священник искренне поздравил это Лицо с тем, о чём несколько дней говорят местные телеканалы, а затем, рассказывая о жизни прихода, упомянул о двух молебнах и двух существенных дождях за последний месяц. А затем последовало неожиданный «наказ»от Лица: «Вот и отслужите, пожалуйста, сегодня вечером такой молебен о дожде»… Участ молебна оказалась решена.
Когда в четыре часа дня шёл на молебен, чистейшее голубое небо без единого облачка и 33 градуса жары особых оптимистических мыслей о дожде не внушали. Вспомнился отрывок из когда-то прочитанного рассказа – «когда идёшь не молебен о дожде, бери с собой зонт». Вздохнув, прошептал: «верую, Господи, помоги моему неверию», и заторопился дальше на службу.
Сейчас 7 вечера. И верю, что Господь третьим дождём нам немощным показывает свою любовь, подтверждая Евангельское «стучите и отворят вам». Верю, что отверзутся хляби небесные. Выхожу на улицу, и впрямь где-то на краю горизонта пока очень слабо гремит гром, показываются первые тучи, предвозвещая то, о чём мы, человек двадцать прихожан, сорок минут на коленях молили Господа.
|
|
малооговоренная сторона церковной жизни |
Одна из малооговоренных сторон церковной жизни состоит в следующем. Реалии сегодняшней жизни часто и настоятельно ставят перед Церковью вопрос о снятии церковного благословения с уже расторгнутого государством по заявлению бывших супругов брака. Виновной в расторжении брака стороне по причине прелюбодеяния издревле предписывалось осуждение на всегдашнее безбрачие. 253 статья Устава Духовных Консисторий осуждала на постоянное безбрачие лицо, брак которого расторгнут из-за нарушения им супружеской верности.
В начале 20 либерального века эта статья изменилась.
21 век совсем другой… Церковь же всё та же. Только вот решения необходимо принимать относительно реальных людей.
Приходящие с прошениями о расторжении церковного брака к духовным властям, делают это постфактум, когда брак фактически давно распался, чаще всего с государственным свидетельством о расторжении брака, часто с заключённым новым браком и даже с детьми от него.
|
|
слава Рождающемуся |
По сути Рождество Христово – это праздник Воплощения. То, что запланировано Богом с самого начало и даже то, что должно было произойти независимо от падения первого человека. Отсюда начинается инкорпорация человечества в тело Воплотившегося. «В утробе Девы неделимое единство божественной Ипостаси, восприняв человеческую природу, восстановило всю её первоначальную безгрешность и чистоту» (Г. Флоровский). Григорий Н. Чётко и дерзко расставил акценты: «Мы нуждались в Воплотившемся Боге, Боге, преданном смерти, чтобы нам жить». Христос дал нам возможность выражать свою преданность Воплотившемуся через тАинственное и духовное подражание. Знаменующиеся крестом, «принадлежат Распятому». Полное исправление человеческой природы произошло между Воплощением и Вознесением.Глобальная настоящая история повторяется в духовном аспекте. Христос рождается, славьте Его.
|
|
Штампы вместо аргументов. |
Материалистическое мировоззрение по-прежнему сохраняет монополию на школу. Приверженцы этого, призывая государство хранить религиозный нейтралитет, совершенно забывают, что их собственная идеология отнюдь не нейтральна и не так уж безобидна. Почему некоторые влиятельные люди, даже путаясь в правовых понятиях и в логике собственных рассуждений, так обрушились на саму идею присутствия в школе религиозного миропонимания? Битва за школу в советской стране началась с ленинского декрета “Об отделении школы от Церкви”. Сторонники этого декрета и сейчас не списывают его в архив.
Принесли на днях прихожане нашего храма районную газету «Слово коммуниста» от 13 сентября 2006 года и с недоумением указывают на статью «Не надо лукавить», где Г. Григоров заявляет, что «по мнению коммунистов, нельзя незаконно вводить в школах преподавание православия в качестве обязательного предмета… Введение в белгородских школах обязательного предмета «Основы православной культуры» нарушает конституционное право граждан – право на свободу совести и вероисповедания».
Снова вихри враждебные веют над нами грузом взаимного недоверия, подозрительностью, которая насаждалась идеологами XX века по отношению к религии и Церкви. Лидер российских коммунистов Геннадий Зюганов как раз занял противоположную позицию: "Это предложение Церкви о преподавании в школе Православной культуры вполне обоснованно. Православие лежит в основе развития нашей страны. И в этом нет никакой опасности для других конфессий". Поэтому товарищ Григоров, как минимум, не вправе прикрывать своё мнение позицией российских коммунистов.
Большинству спорящих неизвестно содержание самого курса. И спорят по принципу «не видел, но скажу». Единствнный реальный документ по этому предмету, это письмо министра образования В.М. Филиппова от октября 2002 года. Министр пишет: «Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, и все ее сферы глубоко связаны с Православием. Поэтому православная культура - одна из важнейших для России областей социально-гуманитарного знания. Являясь исторически ядром традиционной российской культуры, православная культура тесно связана с национальными культурами многих народов России в их историческом развитии и современном состоянии… Приобщение школьников к духовным и культурным ценностям традиционных религиозных конфессий осуществляется в образовательной практике всех цивилизованных государств, эта образовательная область традиционно была представлена и в российской школе. В современной России во всех слоях общества растет интерес к духовно-нравственному, культурно-историческому наследию и православной культуре как его существенной части. Этот интерес формирует устойчивый социальный заказ на изучение православной культуры в системе светского образования».
Любому грамотному человеку необходимо разбираться в вопросах, поднимаемых данным курсом. Например, "отличие поста от диеты и вегетарианства" или "отличие веры от суеверия", не говоря уж о древнерусской философии «Слова о Законе и Благодати».
Ни одному европейцу не придёт в голову игнорировать Рембрандта писавшего на библейские сюжеты, мы же идём Ленинским «другим путём» - отвергаем целые пласты религиозного творчества Пушкина, Лермонтова, Гоголя и других национальных гениев. И при этом молчаливо поощряем развитие оккультизма, суеверий и различных сект.
|
|
ценности |
Не всё то золото, что блестит;
Блестит не только золото;
Золото не только то, что блестит.
|
|