Боги миров и боги путей совершенствования
§ 6.
В Калачакре, древневосточном календаре1 , наряду с 12-летним циклом есть и 24-летний, положенный в Ведах в основу возрастного деления людей (до сих пор бытует представление, что новое поколение появляется через 25 лет, хотя правильнее считать через 24 года). В сутках не случайно именно 24 часа, значит, в Пантеоне, кроме перечисленных, было ещё 12 богов. Какие же это были боги?
Во-первых, мы ничего не сказали о таких важных и почитаемых в древ-ности богах, как Правь, Явь, Навь и Славь (или Слава), о которых упоминает Велесова книга. Эти боги управляли целыми мирами. В священной еврейской книге Каббале тоже упоминается четыре мира: материальный (что соответствует Яви), прототипный (Навь = Неявь), творящий (Славь) и формирующий (Правь).
Правь, Славь, Явь и Навь назывались мировыми богами потому, что по-священие каждому из этих богов происходило через «миро». Слово «мир» од-нокоренное со словом «миро», которое представляет собой вид благовонной мази специального состава, изготавливаемой для каждого бога из смолы соот-ветствующего ему священного дерева. С помощью миро человека приобщали к тому или иному богу. Современное христианство использует миро, значительно отличающееся по составу от древних рецептов.
ПРАВЬ. От имени этой богини происходят такие слова, как: ПРАВда, ПРАВильно, ПРАВо, ПРАВить, ПРАВительство, наПРАВление, уПРАВле-ние – уже этот список позволяет сделать вывод о многофункциональности этой богини в древнерусском Пантеоне. Она возглавляла мир правильных поступков, дел, мыслей, путей и была ответственна сразу за восемь богов, о которых мы будем говорить ниже. На санскрите ПРАВхавапьяя означает то, откуда всё происходит и в чём всё растворяется в конце жизни, что соответствует славян-ским легендам о божественном мире ПРАВи.
СЛАВЬ. Вопрос о существовании этой богини исследователи поднимали не раз, поскольку она упоминается только лишь в Велесовой книге. Несмотря на немыслимые пертурбации и всевозможные реформы, до нашего времени сохранились собственные имена, происходящие от её имени: ВячеСЛАВ, Бо-риСЛАВ, РостиСЛАВ. В летописи Нестора упоминается 103 собственных имени с корнем СЛАВ, которые к настоящему времени вышли из употребления: Славимир, Славимил, Славибор, Будислав, Бурислав, Всеслав, Добислав, Де-дослав, Жизнеслав, Звенислав, Перослав, Предислав, Ратислав, Чурослав и т. д., что говорит об огромной важности этой богини в славянском Пантеоне. Ни с одним корнем нет такого количества имён. Даже целый народ СЛАВяне, как считают некоторые исследователи, назван в честь богини СЛАВИ. Поэтому Славь возглавляла группу богов, ответственных за царства, в которую входили Перун, Лада, Род и Мара. Этих богов славили, хвалили, благодарили, возвели-чивали.
ЯВЬ возглавляла группу кастово-возрастных богов, куда входили Хорс, Велес, Свентовит и Вей. На это указывает Велесова книга, относящая Свенто-вита к богу Яви. Периоды жизни человека – это для нас явный, действительный мир. От её имени происходят слова Явление и Явить, что указывает на верность древних положений, о том, что праздники богов сопровождались явлениями. Более того, с помощью этой богини можно было управлять явлениями и законами Природы.
НАВЬ. Первоначально, возможно, называлась Неявь. Она была ответст-венна за мир стихий, за неявленный мир, в котором управляли Ярило, Макошь, Стрибог и Купала. Почему всё-таки они Навьи боги? Потому что шторм – в водной стихии, ураган – в воздушной, землетрясение – в земной и пожар – в огненной, проявляются лишь периодически. Но потенциально (неявно), как возможность проявиться, существуют всегда. Поэтому им и было дано имя Неявь, дошедшее до нас как Навь. Боги стихий, видимо, часто несли людям смерть, поэтому впоследствии Навь стали связывать с загробным миром (у чехов НАВА, значит, могила).
Любопытно, что обратное прочтение мировых богов даёт имена кастово-возрастных богов:
Правь – Вьарп – Варуна или Хорс (сравните ВАРить и ГОРеть)
Славь – Вьалс – Велес
Навь – Вьан – Свентовит
Явь – Вьай – Вей
Как было показано советским писателем и исследователем древних культов А.С. Иванченко, слова ЙОГА и ЯГА не только родственные, но и оз-начают одно и то же. На санскрите и древнерусском это слово составное: «я» – творческое начало и слог –га-, указывающий на движение (сравните, ноГА, телеГА, дороГА), т.е. движение по пути творчества и совершенства. В Индии, где ещё сохранились ведические традиции, выделено пять классических йог: хатха-йога, жнани-йога, раджа-йога, карма-йога и бхакти-йога. Известно ещё две йоги: янтра-йога, которая закрыта для непосвящённых, поскольку связана с управлением событиями, и тантра-йога, которая была запрещена за «развра-щённость» в прошлом тысячелетии. Европейские исследователи, допущенные до азов йогической системы лишь в прошлом веке, предлагали свои классификации йог, но все они не соответствовали представлениям древних. Ведическая традиция выделяет у человека семь оболочек (тел): физическую, эфирную, астральную, ментальную, казуальную, душу и дух. Различные ведические школы дают свои названия оболочек, например, ментальную и казуальную (сравните со словом «казус») называют «будхической» (сравните с русским глаголом «будить» и Будда, т.е. пробуждённый), но это название, как будет понятно из дальнейшего, могло относиться только к душе. Не надо думать, что индийским Ведам захватчики позволили сохраниться в том виде, в каком они были у асуров. Ни на один официальный древний источник нельзя полагаться полностью.
Древние разработали 7 яг (йог) – 7 путей, каждый из которых работает и развивает одну из семи оболочек человека (таблица 3). Возглавляла все эти пути богиня Правь.
В XIX веке трудами французских исследователей Дэ Роша и Дюрвиля было блестяще доказано, что человек имеет шесть тонких тел, имеющих све-тоносную природу. Согласно экспериментам этих учёных, которые вводили человека в гипноз, чем глубже было погружение, тем более тонкие тела удава-лось выделять из человека. Эти тела могли сливаться между собой и входить обратно в человека. Поэтому наши предки не случайно разрабатывали именно семь путей (яг), для каждого тела свой путь.
Таблица 3. Соответствие между йогическими путями и оболочками человека
Именно эта классификация была разработана в древности и в разрознен-ном виде сохранилась до настоящего времени в различных йогических школах (обычно выделяют лишь пять основных систем). В древности было соответст-венно семь богов, каждый из которых отвечал за конкретный ягический путь развития человека. Имена этих богов сохранились в русском языке. От их имён происходят известные глаголы, которые проливают свет на связь этих богов с тем или иным ягическим путём.
ЛЕЛЯ-ЯГА – это первоначальное название хатха-йоги1 . Хатха-йога отвечает за развитие физического тела, которое формируется из пищи. В Индии сохранилось название лайя-йоги, до сих пор закрытой для непосвящённых. «Лайя» на санскрите означает точку равновесия, которая наряду с хатха-йогой использует астрологические знания, потому её называют ещё космической йогой. Санскритское «лайя» происходит от имени борейской богини Лели. В русском языке сохранилось слово «лелеять», которое выражает главный прин-цип этого пути. О значимости этой богини в древнерусском Пантеоне говорят сохранившиеся песни и напевы, в которых присутствуют в качестве припева «леля», «ляля», используемые, кстати, не только в русских, но и в песнях дру-гих славянских народов.
ЖЕЛЯ-ЯГА работала со вторым телом, более тонким, чем физическое, которое называют ещё эфирным. Оно формируется за счёт впечатлений, полу-чаемых от органов чувств. За оболочку чувств отвечал бог – Жель, от имени которого происходит русский глагол «желать». По сути Жель отвечал за ягиче-ский принцип познания: «пожелать, чтобы узнать». По всей видимости, в период засекречивания волхвами этих знаний они ограждали свои знания от не-посвящённых, поэтому боги, чьи имена раскрывали принципы, были названы нейтральными именами. Так, видимо, появилось слово ЖНАНИ, означающее на санскрите «знание». Поскольку слово «йога» на санскрите имеет ещё смысл «ярмо», то можно утверждать, что слово «яга» не только определяла дорогу нашего «я», но и отвечала за соответствующую тонкую оболочку.
ТАНЯ-ЯГА была ответственна за третью оболочку, которая формируется за счёт эмоций. Этой яге, без сомнения, соответствовала дошедшая до нас тантра-йога (на санскрите ТАНТРА – дословно «закон»). Слово «тантра» про-исходит от имени древнерусской богини Тани (отсюда глагол «тянуть»). Культ Тани был поруган в России и сохранился до наших дней в виде сжигания чучела Тани в купальскую ночь (иногда сжигаемое чучело путают с Костромой или Костробунькой). Тем не менее, почитание этой богини широко распространено на Евроазиатском континенте. В Азии она известна как ТАНУ, в Южной Аме-рике – Танга-Танго. В своей основе традиция культа Тани имела принцип – желать другим того, чего они желают себе сами. Традиция сохранилась до сих пор в произнесении тостов-пожеланий и существует практически у всех народов. От её имени происходят русские слова: ТАНец, или более древнее, но ныне не употребляемое – ТАНок (хоровод), ТАНак (мастер, дока, знаток), ТАНакать (напевать про себя). Древнееврейские посвящённые каббалисты назывались ТАНаимы. Перечисленные слова с корнем ТАН указывают на культовую важность данной богини, потому что она связана с центральным понятием православия – «танха» или «танга» (правильно танhа, здесь «г» произносится с придыханием). В настоящее время понятие танхи полностью исчезло из всех конфессий за исключением малазийской буддистской школы, где оно означает притяжение (сравните с русским словом «тянуть») и благодаря которому про-исходит вытягивание умершего человека с того света. Танха – эта та сила, ко-торая делает мир целостным, ибо если убрать притяжение и сохранить только отталкивание, то мир рассыплется. Но танец использовался не только для вы-таскивания предков с того света. Он был использован для притяжения различ-ных необходимых несужденных событий. Танец отличается от пляски, которая была произвольна и означала «речь бога» от слова «лясы», т.е. когда человек плясал, через него бог мог говорить с другими людьми, не вступившими с ним в контакт.
РАДЕГАСТ-ЯГА. Четвёртое тело строится из мыслей человека, рож-даемых им самим или полученных извне. От этой яги происходит раджа-йога, она призвана научить человека управлять своими мыслями. Раджа – искажённое название русского бога Радегаста – бог радостных вестей, мыслей и открытий. Радегаст-яга хранила секреты о том, как получать мысли и вести от богов и придавать своим мыслям божественную силу1 .
ТРОЯН-ЯГА. Этому древнерусскому названию соответствовала ведиче-ская янтро-йога. Янтро – то же самое, что и Троян, только переставлены слоги ЯН и ТРО. Перестановка часто встречается в эволюции священных слов, дос-таточно напомнить слова: медведь и ведмедь, Дадбог и Богдад (современное Багдад). Троян-яга работала с казуальным телом человека, которое строится из стремления человека к совершенству. На практике это тело обнаруживается как проявление интуиции. Интуитивное мышление – это способность человека оперировать конгломератами мыслей, когда в мозге возникает множество свя-зей, что позволяет владельцам этого мышления делать точные прогнозы буду-щих событий. Казуальное тело определяет все события жизни человека. По ведическим представлениям, после смерти это тело, как и душа, неуничтожимо.
Троян отвечал за происходящие события и состоял из трёх богов: Добре-бога, Злебога и Берегини. Это соответствует древним представлениям о равно-значности добра и зла. Например, наказывая ребёнка, если он, не умея плавать, лезет на глубину, мы тем самым совершаем зло, но в то же время спасаем сво-его ребёнка. Если добро и зло – это те действия, которые люди постоянно со-вершают, то сбережение (Берегиня) – это тот итог, который мы должны в ре-зультате этих действий постоянно получать.
КОСТРОМА-ЯГА. Сегодня в Индии её называют карма-йога. Слово «карма» буквально означает – «судьба». Сегодня она означает наказание за ошибки в прошлой жизни, но мы покажем ниже, что первоначальный смысл у неё был совсем другой.
Кострома-яга работала с телом души. Это тело строилось из энергии, возникающей при соблюдении нравственных и моральных (заповедальных) основ веры.
Кострома состоит из трёх древнерусских корней: КОШ – высокая судьба, СТРый – страна, и МА – мать, т.е. «мать страны с высокой судьбой». Дей-ствительно, карма (судьба) имеет не индивидуальный, а коллективный характер. Человек постоянно берёт на себя чьи-то проблемы и сам совершает то, за что обязан затем отвечать. Поэтому Кострома управляла коллективной кармой всей страны. Превращение её в индивидуальную богиню Карму, т.е. карающую мать, было серьёзным упрощением древних представлений о коллективной судьбе.
СЕМАРГЛ-ЯГА. Соответствует санскритской бхакти-йоге, т.е. божест-венной йоге, которая работает над совершенством духа человека. А дух, как известно – это искра бога. Поэтому именно через седьмое тело человек мог быть связан с богом. И если это тело отсутствует, то никакой связи с богом не может быть в принципе. Седьмое тело строилось из энергии, которая получалась благодаря проявлению воли. До сих пор в христианском православии со-хранилась практика стяжания святого духа (т.е. контакта с богом) через «удерж» (т.е. через волевое удержание своих желаний). Но значительное усиление воли можно осуществить через правильное задание человеку ценностей, ибо ценности движут и управляют человеческим поведением, они формируют цели человека и по мере их достижения и его судьбу. Чем привлекательнее цель, тем сильнее воля к её достижению, говорил Ф. Ницше. Таким образом, воля управляет поведением человека и способна менять его судьбу по своему желанию, несмотря ни на какие прогнозы и пророчества. И если цели божественны, то и воля становится божественной, а это уже формирование следующей тонкой оболочки человека, о которой речь пойдёт дальше.
Санскритское слово БХАКТИ родственно древнерусскому слову БА-ГИТ – бог. Но багит-яга имела ещё и другое название – Семаргл-яга. Семаргл входил в Пантеон Владимира и не походил на семиглавого мутанта, как считают некоторые исследователи. Он отвечал за все семь ягических путей, что и отразилось в его названии: число «7», АРЬ – суффикс, означающий объединение чего-либо, и третья часть слова ГЛ – «глава». Семаргл, таким образом, покровительствовал семи путям совершенствования человека, каждый из кото-рых отвечал за свою оболочку человека.
В сумме получается семь богов, которыми управлял Семаргл, а сам он являлся восьмым по счёту, поскольку Троян-яга олицетворяет одновременно два пути: Добребога и Злебога, ими управляла Берегиня, поэтому в Троян-яге было одновременно два пути и два бога: Троян и Берегиня.
Сегодня, желая подчеркнуть никчёмность человека, говорят, что человек неПУТЁВЫЙ или бесПУТНЫЙ, а в древности это означало, что он не идёт по пути яги. Или слово «недотёпа», которое можно понять так, что человек шёл (топал) по пути, но не дошёл.
Работа с оболочками означает вслушивание в тонкие желания организма, что позволяет определить, что необходимо делать, чтобы развить нужную обо-лочку. Вслушивание неправильно называют медитацией. Медитация в переводе с санскрита означает концентрированное размышление и представляет собой умственное действие, цель которого – приведение психики человека в состояние углубленности и сосредоточенности, сопровождающееся телесной расслабленностью и отрешённостью от внешнего мира. Данное состояние играло важную роль в пифагоризме, платонизме, неоплатонизме, в мистицизме суфиев, а также в христианстве, заимствовавшем свои обряды от волхвов (у христиан оно называется умным деланием). В настоящее время понятие «медитация» более общее, чем оно было прежде, но не имеет отношения к вслушиванию.
Недостающие восемь богов, таким образом, завершили построение Пан-теона, который состоял из 24 богов. Даты праздников их были определены в работе «Русско-борейский Пантеон» по сохранившимся христианским празд-никам, смысл которых соответствует сути затушёванных праздников русских богов (табл. 4).
Бог Число бога Дата праздника Функция управления Угол бога (в граду-сах)
Правь 1 1 июл Миром эволюции 360
Леля 2 2 авг Физическим телом 180
Троян 3 3 сен Событиями 120
Явь 4 4 окт Богами возрастных периодов 90
Радегаст 5 5 ноя Телом мысли 72
Славь 6 6 дек Миром богов 60
Жель 7 7 янв Телом органов чувств 51,4
Кострома 8 8 фев Судьбой страны 45
Семаргл 9 9 мар Телом духа 40
Берегиня 10 10 апр Обережеством 36
Навь 11 11 май Миром стихий 32,7
Таня 12 12 июн Телом эмоций 30
Пирун 13 13 июл Царством богов 27,69
Макошь 14 14 авг Стихией земли 25,71
Свентовит 15 15 сен Возрастом с 48-72 лет 24
Мара 16 16 окт Царством духов 22,5
Хорс 17 17 ноя Возрастом до 24 лет 21,1
Лада 18 18 дек Царством людей 20
Стрибог 19 19 янв Стихией воздуха 18,9
Вей 20 20 фев Возрастом с 72-96 лет 18
Ярило 21 21 мар Стихией огня 17,1
Велес 22 22 апр Возрастом с 24-48 лет 16,3
Род 23 23 май Царством жизни 15,6
Купала 24 24 июн Стихией воды 15
Ра 25 25 июн Первым Пантеоном и физическим миром 14,4
Таблица 4. Числа, даты праздников и углы богов Пантеона Господа Ра – пер-вого кона
Сегодня, когда утверждают, что ему помог бог что-то осуществить, не понимает, что это помогают наши ушедшие предки. Ведь если у человека воз-никнет контакт с богом, то у него появятся и возможности бога. Действительно, если вы знакомы с губернатором области, и он идёт вам навстречу в осуще-ствлении ваших просьб, то вы имеете возможности губернатора. Ещё больше возможностей имеют люди, знакомые с царём (президентом, генеральным сек-ретарём, председателем, премьер-министром), ну а те, кто знаком с богом, имеют возможности богов. Конечно, Бог не будет устанавливать связь с кем попало, например, с животными, потому что через них Ему невозможно прояв-лять свои возможности. Бог может проявляться через человека, у которого уже есть божественные способности. Поэтому для получения связи с Богом, нужно уподобиться Богу, а для связи с Всевышним (а это ещё более высокий уровень) нужно самому быть богом. Вот для этого и был искусственно создан целый Пантеон богов, помогавших людям постепенно, год за годом овладевать боже-ственными возможностями. Для этого очень важно знать точно даты праздни-ков богов, потому что, согласно народному поверью, именно в эти дни возни-кает контакт человека с тем или иным богом. Русские сказки по этому поводу повествуют, что герой успевал загадать лишь три желания. По нашим наблю-дениям, после проведения древних православных литургий люди удерживали это состояние до нескольких дней.
Любопытно, что большинство названий народов совпадает с именем со-ответствующего бога Пантеона Ра, что свидетельствует о нахождении на месте обитания данного народа храма этого бога. По дошедшим до нас легендам, древние храмы богов светились, поэтому окрестности, где они находились, соответственно назывались Навь-сия, Славь-сия, Правь-сия, Явь-сия, Ра-сия. Европейские народы называли себя по имени бога, которого они для себя счи-тали главным, не забывая присовокупить к названию своей страны «сия» (таб-лица 5).
Таблица 5 . Соответствие имён богов названиям территорий и народов
Страны, имеющие окончание –ция (сия), находятся в основном в Европе, что подтверждает наше предположение о расположении Пантеона Ра на Евро-пейском континенте. В Азии же страны просто назывались сияющими, напри-мер, Сина или Ся – Китай. Синай – старое название Таиланда. Си Цзян – ки-тайское название Тибета, дословно «Сияющие небеса». Ас-сия (Азия) – «асы сияющие» (сканд. асы=боги) или асуры (санскр.).