-Музыка

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в allegro360

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 29.09.2011
Записей: 16
Комментариев: 7
Написано: 42


Наш Вернисаж. Мауриций Готтлиб.

Воскресенье, 09 Октября 2011 г. 13:32 + в цитатник

Давно, очень давно я обратила внимание на картину
Маурицио Готтлиба "Судный день".


Картина мне очень нравилась, но о художнике я практически ничего
не знала. Просто отметила для себя, что если найду еще какие-нибудь
работы этого  художника на просторах интернета и не разочаруюсь,
то, возможно, сделаю о нем блог.

И вот, листая свой любимый интернет- сайт МЫ ЗДЕСЬ,

я наткнулась на статью Шуламит Шалит из Тель Авива

"Маурици Готлиб и его Лáура".

Наткнулась... и застряла.
Вовремя вспомнив о разрешении Леонида Школьника на перепечатку
статей сайта, решила почти полностью познакомить вас с этой статьей.
Итак... Слово Шуламит Шалит
Собираясь на открытие выставки польско-еврейского художника Х1Х века
Маурици Готлиба, мы не могли себе представить, что станем
участниками исторического события. Открытие выставки состоялось
16 мая 1991 года в тель-авивском Музее искусств.

  Маурицио Готтлиб. Фото М. Вальдман. Краков.

Творчество Готлиба никто не знал в России, да и в Израиле, кроме
специалистов и, как водится, энтузиастов еврейского искусства, слыхали
о нем немногие. Две его картины были представлены в Москве в 1952 году
на выставке
"Польская живопись Х1Х века" (автопортрет в образе Агасфера

и портрет  Игнаца Коранды) и два портрета (тот же Игнац

Коранда и портрет еврейской женщины) на выставке в 1974 году к

30-летию народной Польши, тоже в Москве. Того, что первая

прижизненная выставка художника состоялась во Львове, никто

помнить не мог, ибо было это в 1877-78 годах. Нет уже свидетелей

и второй львовской выставки 1908 года, с одиннадцатью картинами.

Про выставку 1927 года мне известно только то, что таковая

имела место в том же Львове.


Ещё две детали. Одна из лучших картин Готлиба, "Уриэль д'Акоста и
Юдифь", впервые представленная во Львове при жизни художника, каким-то
образом оказалась в Эрмитаже – единственная в российском музее вообще.
История умалчивает
о том, как и когда она оказалась затем в далёкой
Мексике, факт,
что на выставку в Израиль она прибыла из Мехико-Сити
от семьи
Хольцер. К этой картине мы вернёмся позднее.

И вторая подробность. Во многих еврейских семьях из поколения в поколение 
передавалась репродукция одной из самых последних работ художника
Маурици Готлиба "Евреи молятся в синагоге в Судный день" (обычно ее
называют просто "Судный день"), при том,что почти никто не знал ни
имени художника, ни о какой синагоге речь. Меня лично два разных человека
"с полной ответственностью" уверяли – один, что это Витебская  синагога,
а другой - что Виленская. И только много позднее, уже после открытия
выставки и после детального ознакомления с каталогом, с  историей жизни

и творчества художника, с географией скитаний его работ, с героической,
титанической работой искусствоведа Нехамы Гуральник, многое
прояснилась. Двенадцать лет она потратила на поиски,  исследования,
проверки, переписку со всем миром, устройство выставки и выпуск
уникального каталога.

Жизнь художника Маурици (Моше) Готлиба оборвалась в 23 года. Никакой
тайны в его смерти не подозревалось. Вернувшись в Краков из Вены,
куда он поехал, чтобы встретиться со своей новой возлюбленной Лолой
Розенгартен, Маурици бродил, взволнованный, целую ночь по городу,

простудился, начался абсцесс, его положили в госпиталь, оперировали,
но в ночь с 16 на 17 июля 1879 года художника нашли в постели
бездыханным. Было заключение врача и, хотя его биографы писали
по-разному: один – что причиной смерти была простуда, другой –
воспаление лёгких, третий - заражение крови, никто не высказывал
мысли о возможном самоубийстве.

Обычно, если смерть окутана тайной, её пытаются  разгадать, а тут всё
было ясно, с официальными документами Краковской больницы…
И понадобилось 75 лет, чтобы появилась "загадка" смерти
Маурици Готлиба…
Всё бывает вдруг… В начале 50-х годов прошлого века в кабинет директора тель-авивского Музея искусств Ойгена Кольба без всякого звонка ворвалась
незнакомая женщина. Она была очень возбуждена и сказала, что живёт в
киббуце возле Бейт-Шеана, зовут её Бат-Шева  и она - внучка Лауры
Хеншель- Розенфельд, от которой слышала в детстве о художнике Готлибе.

Только что в нижнем зале музея на одной из картин она прочла имя
художника  "М.Готлиб". Она-то думала всю жизнь, что Готлиб  – выдумка
бабушки. Ойген Кольб, директор музея, пишет (в том же каталоге):
"Я не верил своим ушам. Я никогда не знал, что кто-то из людей, близких к
художнику Маурици Готлибу, живёт в Израиле.
Лаура действительно была невестой Готлиба…"

С той встречи Ойгена и Бат-Шевы прошло полвека, и я  стала разыскивать
кого-нибудь, кто бы мне сказал, как точно произносится фамилия
Бат-Шевы, киббуцницы, загадочной посетительницы музея…В ивритском
алфавите гласных букв нет. "Шплн" (шин, пей, ламед, нун), составляющие
фамилию, могут читаться по-разному. Позвонила в киббуц, чтобы узнать,
помнят ли некую Бат-Шеву, мне необходимо знать, как произносили  ее
фамилию - Шпален, Шаплен, Шафлан…


Бат-Шева Шефлан, 1930 и 1996 годы

На другом конце провода молчание, а потом вместо ответа слышу:
"Бат-Шева Шефлан слушает". Не трудно представить
себе мое
потрясение, не так ли? Но в киббуцах живут долго…


"Да нет, не Шпален, а Шефлан", - она заливисто (другого слова не подберу)
рассмеялась и охотно, с готовностью, стала  рассказывать:

"У бабушки Лáуры были четыре дочери. Моя мама Гретта вышла замуж
за Штайнера. Я была сионисткой и приехала в Израиль в 1932 году. Моя
родня, спасаясь от Гитлера, перебралась чуть позже в Голландию. Но он,
этот мерзавец,  нашёл их и там. А я вышла замуж и стала Бат-Шевой
Шефлан".

С трудом преодолевая волнение, граничащее с шоком: такой далёкий
для нас  Х1Х век, легендарный художник Готлиб, его возлюбленная Лáура,
и вдруг я говорю с её внучкой… И она так близко, и она смеется! 
Я почему-то спросила: вы – художница? Оказалось, она действительно
художник, скульптор (потом она пришлет мне фотографии своих работ

вместе с последней фотографией бабушки Лауры и своей – в молодости),
и музеи –её жизнь. Она составила список израильских  музеев, с адресами
и телефонами, следит за новыми выставками по газетам и
журналам, и десятилетиями ходит и ездит по музеям, благо их много.
Так в тот день она оказалась в тель-авивском музее.

"Директор, - говорит Бат-Шева, - был взволнован не меньше меня, мы
спустились с ним вниз, подошли к картине, и он стал мне показывать:
вот этот юноша с медальоном на груди – это сам Маурици Готлиб, и
этот ребёнок слева – с тем же медальоном, видите? – тоже он, в
детстве, вот он постарше, справа, а вот Лáура, и вот она же –
со своей мамой.

Значит, это мои бабушка и прабабушка…Получается, что бабушкины
рассказы – не выдумка? Она ещё, помню, говорила, что оба её  жениха
были страстно в нее влюблены и оба грозились покончить с собой.
А мы,  дети, у меня были два брата и сестра, смеялись и не верили. Она
была такая старая, ей былоуже за пятьдесят, кто же  мог поверить.

А тут вдруг кое-что из ее рассказов вспомнилось. Например, что её
братья не хотели брака сестры-красавицыс неизвестным юношей-
художником, и один из них – друг молодого банкира Лео Хеншеля, 
сказал Лáуре:

"Подойди к окну, ты видишь, Лео стоит под твоим балконом с писто
летом в руке, и если ты ему откажешь, он застрелится… И тогда она
решила, что две смерти – это уже слишком. И согласилась на брак.

О, дедушка Лео носил её на руках".
- Когда же была свадьба?
- 3 июля 1879 года.
- А Готлиба не стало  17 июля, ровно через две недели. Как это
никто не обратил внимания? – спрашиваю.
- Не знаю, - говорит она.

После этой истории в музее Бат-Шева едет в Голландию, где погибли
почти все её родные. И родители тоже. "И саму бабушку Лáуру, совсем
уже слепую, ей было 87 лет, вот как мне сейчас, не пощадили,
отправили в Освенцим, её следы обрываются в апреле 1944 года,
возможно,
она умерла по дороге в концлагерь…".

Лауру называли Мама Хеншель, она стала очень уважаемым человеком,
голландским Макаренко, со своей методикойвоспитания и перевоспи-
тания. Одна из дочерей Лауры, еезвали Вали Марекс, осталась в живых,
и к ней-то, в Голландию, к своей тёте, поехала Бат-Шева, решив,  что
это слишком серьезная тема для телефонного разговора. Войдя в дом,
Бат-Шева сказала:

"Ты только не волнуйся, представляешь, в Тель-Авиве,
в музее, я видела бабушку Лауру, твою маму?!"

Юная Лаура на картине Готлиба и она же на склоне лет (фото)

Тётя помолчала, встала, вышла из комнаты и вернулась с портретом
молодой красавицы в белой блузке с высоким кружевным воротником
и в шляпе из перьев. Как хороша!.. Такою Бат-Шева её не знала, но
поняла, что это бабушка Лаура в молодости.
Такою ее видел и любил Маурици Готлиб. Гордая, сидит ровно,
взгляд строгий. Аристократка Лаура Розенфельд отказала слишком
пылкому юноше - ей вообще не хотелось ещё замуж. Сколько же ей
тут?
"20 лет, - сказала Вали. - Да, они были обручены. Но братья хотели для
Лауры более солидной партии. Отказать Маурици Готлибу - отказала,
но с памятью о нём жила ещё 65 лет. И со своим портретом никогда
не расставалась. И никогда, никогда! – этого портрета нигде не
выставляла и в семье не афишировала. Восемьдесят (80!) лет его
никто не видел".

Бат-Шева везёт тётку в Тель-Авив, подводит к картине "Судный день".

- Смотри, это же еврейский Рембрандт.

Впервые портрет Лауры был показан в Израиле к 100-летию со дня
рождения художника, в 1956 году, вскоре после того, как по обоюдному
решению Вали Марекс, дочери Лауры, и ее внучки Бат-Шевы Шефлан,
картина  была подарена тель-авивскому музею. Более того,
неугомонная Бат-Шева выяснила, что у бабушки был архив и после
ее смерти он хранился у подруги – Трудль фон Зассен.
В 1963 году она снова поехала в Голландию. И добралась-таки до архива:
нашла не только альбом с фамильными фотографиями, но и подроб-
ные дневники бабушки… Хроника ее жизни. И в этих записях дважды
упомянуто, что Маурици Готлиб покончил с собой. Из-за неё.
Других явных доказательств о самоубийстве нет. Есть косвенные.
Не один раз он говорил о желании умереть. На мантии Торы на
картине "Судный день" есть надпись на иврите: " Это дар в
поминовение души покойного Моше Готлиба, да благословенна
память его".
Моше - это ведь он сам, а написано за год до смерти. Отец рассердился,
и он снял надпись. Через некоторое время, как будто по велению высшей
силы, восстановил её. Кадиш - заупокойная молитва. Молитва по
самому себе…
…Рядом со мной, но тогда, в 1991-м, я ещё не знала об этом, стояла
внучка Лауры, Бат-Шева, из киббуца возле Бейт-Шеана, запоздало
корившая себя за то, что не верила бабушкиным рассказам, а ведь,
может быть, только с ними, внуками, Лауре хотелось поделиться

воспоминаниями юности, а они вот ее не дослушали, смеялись…

Любопытно, о чем  думают сейчас ее дети – вот они, все рядом, две
её дочери и сын – правнуки Лауры? И десять ее праправнуков тоже
здесь. О чем они думают? Не пришло ли время Бат–Шеве рассказать
им о собственной жизни? А будет ли им это интересно?..

        Слева - письмо М. Готлиба Лауре;
письмо Бат-Шевы Шефлан Шуламит Шалит, 1996 г.

…И я долго стояла перед портретом Лауры. Живой Маурици Готлиб,
пылкий и страстный юноша, был частным, случайным фактом
жизни этой прелестной гордячки. Она увлеклась им на время,
отвечала взаимностью, писала письма. Он настаивал, и они
обручились, но, передумав, она  почти тут же нарушила договор.
А его безвременная смерть связала их навсегда. Лаура была предана
его памяти всю свою долгую жизнь (муж Лео Хеншель умер в 1909 г.),
никому не показывая, оберегая  от чужого взгляда, но свято храня и
его письма к ней и свой портрет его работы.

Художник Маурици Готлиб (Maurycy Gottlieb, 1856-1879) и его Муза,
вечная возлюбленная Лаура (Laura Henschel-Rosenfeld, 1857-1944),
стали для нас всех в тот вечер и уже навсегда – близкими  и родными.
Источник NewsWe.com

Мауриций Готтлиб (ивр. מאוריצי גוטליב) родился 21 или 28 февраля 1856,
Дрогобыч, тогда Австрия17 июля 1879, Краков. Галицийский еврей.

Закончил гимназию во Львове, учился в Венской художественной
академии, в краковской Школе изящных искусств (1875).
Не вынеся антисемитской атмосферы в студенческой среде,
вернулся в Вену (1876), затем переехал в Мюнхен, где
получил золотую медаль за картину «Шейлок и Джессика»
(на сюжет шекспировского «Венецианского купца»).

Мауриций Готтлиб. Шейлок и Джессика, 1876

Снова вернулся в Вену. При поддержке венского раввина получил
стипендию для учёбы в Италии. В Риме поддерживал отношения
с Матейко. Снова вернувшись в Краков, скоропостижно умер
(по предположениям, покончил с собой).
Писал картины на исторические сюжеты, разрабатывал еврейские
темы, в том числе - библейские сюжеты.

Вот и все, что пишет об этом великом художнике ВикипедиЯ
Не густо, не правда ли?
А мы с вами отправимся в путь по работам художника.


Мауриций Готтлиб. Автопортрет.
Мауриций Готтлиб. Автопортрет.1876г.
Мауриций Готтлиб. Автопортрет в образе Агасфера 1875-76 гг.

Целую галерею прекрасных  портретов еврейских женщин создал
Мауриций Готтлиб в возрасте 20- 23 лет.

Рахель. 1876 год.
Девушка с веером. 1877 год.
Портрет женщины.1879 год.
Еврейская сваха. 1876 год.
Танец Саломеи. 1877 год.
А об этой работе хочется рассказать подробнее.
Уриэль д'Акоста и Юдифь. 1977 год.

Маурици был увлечён судьбой Уриэля д'Акосты, еврейского
философа-вольнодумца, дважды отлучённого от синагоги.
Поэтому он и пишет вдохновенную, полную лиризма картину
"Уриэль д'Акоста и Юдифь". Именно в образе Юдифи, дочери
раввина, он впервые изображает свою возлюбленную Лауру.
В письмах к любимой он восхищается Юдифью: она
прекрасна, у неё чудесный характер, она так страстно
любит Уриэля и его достойна…
Лаура реагирует сдержанно. Она не в восторге ни от Юдифи,
ни от собственного изображения на полотне: грубое лицо,
считает она… А мы видим удивительно красивое лицо,
мягкий добродетельный взор…

Эта картина, одна из лучших работ Готлиба, впервые была
представлена во Львове при жизни художника, затем
каким-то образом оказалась в Эрмитаже и была единственной
картиной Готлиба в российских музеях вообще.  Источник.


Разговор о творчестве Мариция
Готтлиба был бы половинчатым без его жанровых сцен.

Еврейская свадьба (эскиз)
Еврейская свадьба. 1877 гогд.
Свиток Торы. 1876 год.
Молящиеся в Синагоге. 1878 год.

Закончить же разговор о Мауриции Готтлибе мне хочется
той же картиной, с которой я  начала.

"Молитва в Судный день". 1878 год.
На картине 20 фигур.15 имеют самые близкое отношение к худож-
нику: его родители, его невеста Лаура и ее семья, и его
собственный автопортрет, который нарисован три раза в
различных возрастах. В центре картины, молодой 22-х летний парень,
это возраст  художника. На шее юноши находится медальон со
Звездой Давида и инициалы художника на иврите. Слева, тот же
самый медальон может быть замечен висящий на шее
Готтлиба - ребенка, одетого праздничный наряд с открытым
молитвенником. Справа Готтлиб изображает себя в группе
молодежи, отвлекающейся от его молитвенника.

23 года жизни... Более 200 картин.

Готтлиб умер в возрасте 23 лет.
Похоронен он в Кракове на Новом кладбище.
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку