Город
Шартр. Север Франции. История города началась примерно в середине 1 тыс. нашей эры. К этому времени относят строительство в Шартре первой католической церкви посвященной Богородице.
Строительство «последней версии» Шартрского собора было начато после пожара 1194 года и завершено в рекордно короткие сроки - уже к 1220 году, а в 1260 году собор был освящен. Но место, выбранное для его постройки, было очень древним религиозным центром, там находилась одна из главных святынь друидов. Друиды чувствовали и использовали энергию земли, они возвели в Шартре дольмен - сооружение в виде большого каменного ящика, накрытого плоской плитой. Согласно вере древних кельтов, каждый входящий внутрь дольмена обретал новую жизнь благодаря природным силам Земли. В этот культовый комплекс входил также колодец и возведенный неподалеку могильник, а место считалось настолько священным, что кельтские жрецы Галлии и Британии открыли в Шартре школу, где обучали своему искусству.
О преемственности религий в тех местах говорит один интересный факт: друидам было видение, после которого они вырезали из дерева статую девушки с младенцем, они поклонялись ей и называли "Дева под землей". Христиане нашли эту статую в третьем веке и стали почитать ее как Черную деву, и именно на этой священной земле была построена одна из самых первых церквей в честь Девы Марии, а сама статуя долгое время хранилась во многих храмах, построенных на этом месте.
Считается, что этот колодец, но крайней мере отчасти, способствует усилению теллурических вибраций, для приема которых он предназначен. Кельты, прославлявшие в своем культе, в силу скрытых в них энергий, воды, леса и камни, как бы оставили нам в наследство счастливую возможность сообщаться с «духом Земли».
В годы Французской революции подлинник статуи Черной Девы сгорел, и его заменили копией.
Современное же изображение датируется концом XVIII века и очень напоминает икону «Державная».
Некогда в подземных комнатах стояли статуи Исиды — с приходом в Галлию христианства они стали теми самыми Черными Девами, которые до сих пор окружены особым почитанием. Впрочем, и те и другие символизируют одно и то же — Virgini pariturae, Деву, которая должна родить. Помещения в которых находились другие, более древние статуи Черных Дев сегодня замурованы.
Относительно недавно официальная наука пришла к знаниям о космических лучах, электромагнитном поле, теллурических течениях, проявляющихся на поверхности земли следов воздействия подземных водных потоков или деятельности вулканов… Как утверждают специалисты, собор расположен на геомантической линии, соединяющей город Реймс с Бретанью. Под центральной частью собора обнаружены 14 пересекающихся водотоков, они превращают это место в центр излучения электромагнитных волн.
Учение сакральной геометрии утверждает, что энергетические потоки могут быть раскрыты и приведены в действие посредством симметричных геометрических форм.
Поэтому изначально алтарь находился как раз над колодцем, их разделяло расстояние в 37 метров. Над алтарем ровно на высоте 37 метров располагается самая высокая точка готического свода. Таким образом, алтарь соединял низшую и высшую точки строения. Соединить Верх и Низ, Землю и Небо - таково предназначение Шартра.
Небольшой холм, на котором возвышается собор, окружен подземной галереей, концентрирующей и удерживающей вибрации, идущие из-под земли. И в то же время наземная конструкция стен подвергается воздействию интенсивного космического излучения. Таким образом, человек, входящий в церковь, оказывается в идеальной энергетической точке соединения между Небом и Землей.
«…вы чувствуете, что как будто распрямляетесь, становитесь мостом между первобытной энергией, идущей из таинственных глубин земли, и божественной благодатью, нисходящей на вас из-под огромного купола».
Наполеон говорил: «В Шартрском соборе атеист чувствует себя неуютно».
Собор много раз горел и много раз заново отстраивался. Первое его строительство, как католической церкви, относится к 859 году. Примерно в это же время в Шартре появляется одна из самых драгоценных реликвий христианства - Покров Девы Марии. Предание утверждает, что именно этот покров был на Богоматери в момент рождения Иисуса. Трехдневный пожар в 1194 году, уничтоживший практически весь собор, чудодейственным образом не тронул ларец, в котором хранился Покров.
Архиепископ тех времен объявил прихожанам о том, что это знак, что Дева желает более величественного сооружения. (Ах, как же похоже на женский нрав. Тысячи лет… незыблемо…)
Считается, что спонсорами и архитекторами нового собора были тамплиеры. Жители города трудились на строительстве храма и отдавали всё, что накопили – всё своё имущество на строительство храма Деве Марии.
В архитектуре собора было воплощено множество эффектных и неожиданных готических новшеств, вызвавших массу подражаний. Но самое интересное заключается в том, что весь собор построен с использованием мистического смысла тайной символики. И дела даже не в гигантском кресте, который образуют крыши над нефом и апсидой. И не в арочном входе, якобы символизирующем женское лоно, приглашающее войти в него. И даже не в многочисленных намеках на Ковчег Завета, раскиданных по укромным уголкам храма. Оказывается, весь план собора составлен с использованием знакомого сегодня всем золотого сечения – загадочного и мистического числа 1,618. Во всяком случае, все расстояния, пропорции и размеры снаружи и внутри собора кратны именно ему.
Рыцари-тамплиеры приобщились к восточному учению в Иерусалиме, очевидно, что задача ордена не ограничивалась защитой паломников на пути в «землю обетованную». Согласно одной из многочисленных легенд, девять французских рыцарей отправились на поиски "таинств", хранящихся, согласно поверью, в святилище под руинами храма Соломона в Иерусалиме.
Когда в 1128 году они вернулись, во Франции распространился слух, что они нашли Заветный ларец - ящик, в котором якобы хранились тайны Божественного закона, управляющего числами, весами и мерами, включая так называемое "золотое число" - 1,618.
Северный и с южный фасады здания украшают весьма характерные для французской готики огромные, круглые кружевные окна, в проемы которого в свинцовых переплетах вставлены цветные витражи. Диаметр окон трансепта составляет 13 метров. Подобное окно вошло в историю искусства под названием "роза". Впервые оно появилось в Шартрском соборе.
Всего в соборе насчитывается 146 витражей, на которых, кроме отдельных фигур, изображены 1359 различных сюжетов, общей площадью более 2000 м. кв. Самый известный витраж называется Notre Dame de la Belle Verrere - Богородица из красивого стекла:
Вошедшего в собор встречает Огромный лабиринт. Длина лабиринта более 260 метров.
Расстояние до лабиринта от входной стены идентично с высотой розетки окна во входной стене.
Расположение лабиринта и западной розетки окна Миндалевидный венчик на изображениях святых в среднем окне под розеткой показывает место Марии, картина которой проецируется 15 августа точно в середине лабиринта.
21 июня, солнечный луч проходя через центр розетки проецирует его точно на центр лабиринта. В центре изображение Иисуса Христа (согласно сайту
http://cathedrale.chartres.free.fr/vit04.htm )
Ориентация и расположение собора Шартра:
http://graffin.ttdproduction.com/chartres.html
На полу храма есть вбитый строителями гвоздь, на который падает луч света в день летнего солнцестояния – 21 июня, показывая, что собор ориентирован не к Востоку, а в направлении летнего солнцестояния.
Следует отметить, что это выполняется в большей части церквей, в которых найдены изображения Черной Мадонны.
"Интересно заметить, что север Франции в настоящее время представляет собой единую систему соборов 12 тых и 13 тых веков, полностью посвященных Нашей Госпоже (Деве Марии, Нотр-Дам), расположение которых совпадает с положением звезд Созвездия Девы, такого, какое должно было быть во время рождения Иисуса".
Тайны собора Шартра. Луи Шарпентер. Издание Робер Лаффон
(Схема наложения соборов севера Франции на Созвездие Девы):
http://cathedrale.chartres.free.fr/pg38.htm
В связи с системой соборов севера Франции посвященных Нашей Госпоже или Нотр-Дам (по Луи Шарпентеру) приводится цитата из Апулея.
«Вот я… мать природы, госпожа всех стихий, изначальное порождение времен, высшее из божеств, владычица душ усопших, первая среди небожителей, единый образ всех богов и богинь… Единую владычицу, чтит меня под многообразными видами, различными обрядами, под разными именами вся вселенная. Там фригийцы, первенцы человечества, зовут меня Пессинунтской матерью богов, тут исконные обитатели Аттики – Минервой Кекропической, здесь кипряне, морем омываемые, – Пафийской Венерой, критские стрелки – Дианой Диктиннской, трёхъязычные сицилийцы – Стигийской Прозерпиной, элевсинцы – Церерой, древней богиней, одни – Юноной, другие – Беллоной те – Гекатой, эти – Рамнузией, а эфиопы, которых озаряют первые лучи восходящего солнца, арии и богатые древней учёностью египтяне почитают меня так, как должно, называя настоящим моим именем – царственной Изидой».
Апулей, «Золотой осёл»
"В средние века трубадуры Центральной Европы сохранили в песнях легенды об этой египетской богине. Они сочиняли песни о самой прекрасной женщине в мире. Хотя немногие знали ее настоящее имя, это была София, Непорочная Мудрости, за которой ухаживали все философы мира. Исида представляет тайну материнства, которую древние распознали как доказательство всепроникающей мудрости Природы и все превосходящей власти Бога."
Мэнли П. Холл
План величайших средневековых сооружений за счёт дабавления полукруглой или эллипсоидной апсиды, соединённой с хорами, приобретает очертания древнеегипетского знака анкха, который символизирует универсальную жизнь, скрытую в материи. Анкх в виде иероглифа Венеры является единственной формой креста, которая полностью содержит в себе Древо Жизни.
Далее если наложить анкх на план готического собора, то получается такой рисунок:
Считается, что Шартрский собор обладает властью облагораживать дух человека. Даже неверующие выходят оттуда с каким-то особенным чувством, словно принявшие идущую снизу таинственную энергию Земли и нисходящую свыше божественную благодать. На этом древнем священном месте могло быть построено только что-то уникальное.
Нотр-Дам де Шартр, сохранившийся в почти первозданном виде, уже восемь веков поражает своей грандиозностью, единством стиля и невероятной гармонией.
(с)