Казачьи стили

Понедельник, 05 Мая 2008 г. 19:10 + в цитатник
Съ нами Богъ (250x392, 16Kb)
Казачьи стили

Рукопашный бой казаков начали‭ "‬воскрешать‭" ‬примерно в те же годы,‭ ‬что и остальные разновидности‭ "‬славянского ушу‭"‬.‭ ‬Запорожский спас,‭ ‬боевой гопак,‭ ‬казачий приклад и другие‭ "‬системы‭"‬...‭

‬Сомнительное это дело.‭ ‬Хотя бы уже потому,‭ ‬что реконструируемые приемы не упоминаются ни самими казаками,‭ ‬ни хронистами их противников.‭ ‬Конечно,‭ ‬казачий воинский быт сам по себе являлся тренировкой в широком смысле слова,‭ ‬но ведь это общая черта любого воинского сословия.‭ ‬А что касается‭ "‬боевого гопака‭"‬,‭ ‬так‭ ‬никто ведь не пытался обхявить единоборством танго или ламбаду,‭ ‬требующих не меньшей культуры движений.‭ ‬Конечно,‭ ‬когда современные мастера танца исполняют гопак,‭ ‬создается обоснованное впечатление,‭ ‬что он пригоден для подсечек и ударов ногами в выпрыгивании.‭ ‬Но неужели кто-то всерьез думает,‭ ‬что казаки прошлого пели на уровне артистов в опере‭ "‬Запорожец за Дунаем‭" ‬и танцевали не хуже профессиональных танцоров в мюзикле‭ "‬Свадьба в Малиновке‭"?

‬О классическом балете и говорить нечего.‭ ‬Вот уж где культура движений достигает максимальных высот.‭ ‬Неизгладимое впечатление оставляют,‭ ‬например,‭ ‬запечатленные на кинопленку репетиции Мариса Лиепа,‭ ‬во время которых великий танцовщик искал образ Красса для балета‭ "‬Спартак‭"‬.‭ ‬Полное впечатление,‭ ‬что перед зрителем продвинутый мастер боевого искусства,‭ ‬владеющий и телом,‭ ‬и духом.‭ ‬Моя мысль довольно проста.‭ ‬Народный танец,‭ ‬не прошедший современную современную хореографическую обработку,‭ ‬не содержит и не может содержать полноценых элементых единоборства.‭ ‬Разве что он с самого‭ ‬начала развивается как‭ "‬танец-сражение‭" ‬со своеобразной техникой и идеологией,‭ ‬но такого о гопаке не осмеливаются утверждать даже его сторонники.‭ ‬Если же после хореографической обработки в танце появляются некие боевые элементы‭ ‬-‭ ‬из этого не следует,‭ ‬что‭ ‬они были в нем изначально.‭ ‬Просто любое движение,‭ ‬пронизанное высшим совершенством,‭ ‬применимо в боевом искусстве.‭

‬Там,‭ ‬где удается выделить искусство безоружного казачьего боя,‭ ‬оно оказывается чаще всего либо борьбой,‭ ‬либо кулачным боем общероссийского‭ (‬общеукраинского‭) ‬образца.‭ ‬Но было и кое-что иное.‭ ‬Те казаки,‭ ‬которым требовалось умение незаметно подкрасться,‭ ‬внезапно напасть,‭ ‬взять‭ "‬языка‭"‬,‭ ‬владели определенной техникой нападения‭ ‬-‭ ‬с ударами,‭ ‬подсечками,‭ ‬захватами,‭ ‬можжет быть,‭ ‬с болевыми и удушающими‭ ‬приемами.‭ ‬Но назвать эту технику‭ "‬единоборством‭" ‬сложно:‭ ‬вовсе не предполагается,‭ ‬что противник готов к обороне.‭ ‬Поэтому защитные движения отсутствовали.‭

‬Итак,‭ ‬в‭ "‬боевой гопак‭" ‬мне не верится.‭ ‬Другое дело,‭ ‬что этот танец все-таки может базироваться на тех же принципах,‭ ‬что и воинская казачья практика‭ ‬-‭ ‬незкой смене уровней атаки,‭ ‬приседаниях‭ (‬или даже падениях‭) ‬с последующим выпрыгиванием.‭ ‬Например,‭ ‬в бою под Яссами в‭ ‬1577‭ ‬году запорожцы именно таким способом полностью дезориентировали турецких стрелков‭ ‬во время перестрелки.‭ ‬Казачество имеет солидную историю вооруженных столкновений с самыми разными противниками.‭ ‬В этой истории много ярких страниц.‭ ‬Внимательный анализ их показывает,‭ ‬что главным оружием казаков были маневр и стрельба,‭ ‬отнюдь не‭ "‬прямая‭" ‬рубка в ближнем бою.‭ ‬Из‭ "‬лобовых‭" ‬клинковых и рукопашных схваток с обученным фехтованию противником‭ (‬например,‭ ‬с поляками‭) ‬казаки выходили победителями чаще на страницах исторических романов,‭ ‬чем на полях сражений.‭

‬Очень забавно бывает проследить до конца‭ ‬цепочку доказательств тех,‭ ‬кто превоззносит казацкую‭ "‬рукопашку‭"‬.‭ ‬Обычно они дают ссылки на те или иные факты,‭ ‬упоминаемые в исторических работах официальных научных учреждений,‭ ‬опубликованные в период расцвета социализма.‭ ‬Например,‭ ‬на книгу Е.М.Черновой‭ "‬Физическая подготовка украинского казачества‭"‬,‭ ‬вышедшую в свет в‭ ‬1955‭ ‬году.‭ ‬В той книге есть целый ряд безапелляционных ссылок на другие источники,‭ ‬одни из которых не содержат тех сведений,‭ ‬которые им приписываются,‭ ‬а другие‭ (‬например,‭ ‬журнальные статьи‭ ‬1910-х годов‭) ‬уже не столь категорически отсылают читателя к изданиям‭ ‬1830-50-х годов.‭ ‬Последние уже никаких ссылок не дают,‭ ‬ибо являются...‭ ‬художественными произведениями‭ (‬к тому же,‭ ‬типичными образчиками‭ "‬бульварной литературы‭")‬.‭

‬И все же упоминаемая манера боя‭ ‬-‭ ‬с приседаниями,‭ ‬выпрыгиваниями,‭ ‬перекатами,‭ ‬проворотами у земли,‭ ‬с ударами ногами из приседа или полулежачего положения‭ ‬-‭ ‬могла иметь место у казаков.‭ ‬Пусть с не очень четко выраженными параметрами и без фантастической результативности.‭ ‬Имеется в виду боевое ремесло казаков-пластунов,‭ ‬представлявшее,‭ ‬судя по имеющимся данным,‭ ‬скорее систему движений,‭ ‬чем систему приемов.‭ ‬Стоит напомнить,‭ ‬что во многих регионах СССР казачество прекратило официальное существование лишь в‭ ‬20-е годы текущего столетия.‭ ‬Так что‭ "‬стиль‭" ‬пластунов‭ ‬-‭ ‬это действительно та вещь,‭ ‬о которой кто-нибудь из нынешних стариков может сказать:‭ "‬меня этому дед учил‭"‬.‭ ‬Во всяком случае,‭ ‬сравнительно недавно вошедшее в армейский арсенал переползание‭ "‬по-пластунски‭" ‬-‭ ‬объективная реальность.‭

‬В связи с обсуждаемым вопросом следует упомянуть систему‭ "‬приклад‭" ‬и конкретно‭ ‬-‭ ‬ее базовый раздел‭ "‬подвал‭" (‬любят современные школы‭ "‬исконные‭" ‬названия‭)‬,‭ ‬разрабатываемую А.Аргуновым,‭ ‬А.Никоновым,‭ ‬С.Романовым.‭ ‬Несмотря‭ ‬на все заверения создателей‭ (‬или все же‭ "‬реконструкторов‭"?) ‬она вовсе не является‭ "‬суперсистемой боя‭"‬.‭ ‬Но,‭ ‬с другой стороны,‭ ‬намного эффективнее и реалистичнее,‭ ‬чем‭ "‬боевой гопак‭"‬.‭

Поверить в полную реальность приклада мешают утверждения его пропагандистов.‭ ‬Мало того,‭ ‬что они огульно клеймят все восточные единоборства как‭ "‬спортивные‭" (‬будто и впрямь других нет‭)‬,‭ ‬но и казачьи элементы выглядят у них довольно странно.‭ ‬Например,‭ ‬один из главных базовых элементов‭ "‬подвала‭" ‬-‭ ‬поворот с упором на жесткий каблук‭ ‬сапога и удар либо жестким носком,‭ ‬либо шпорой,‭ ‬закрепленной на каблуке.‭ ‬Эта техника называется традиционной.‭ ‬Однако известно,‭ ‬что сапоги с жесткой основой были освоены казаками очень поздно,‭ ‬только во второй половине XIX века.‭ ‬И то казаки при каждом удобном случае предпочитали‭ "‬мягкие сапожки‭"‬.‭ ‬Что же касается шпор,‭ ‬то казачья техника езды верхом ВООБЩЕ не предусматривала использования таковых.‭ ‬Шпоры появились у казаков как деталь парадной формы командного состава уже в начале XX века‭! ‬При чем здесь пластуны‭? ‬Кроме того,‭ ‬всегда и везде для‭ "‬нормального‭" ‬пешего боя шпоры отстегивали.‭ ‬А уж для переползания,‭ ‬перекатов и выпрыгиваний‭ ‬-‭ ‬тем более.‭

‬Столь же‭ "‬убедительно‭" ‬выглядит отсутствие в нынешней системе‭ "‬приклад‭" ‬захватов‭ (‬в том числе болевых и удушающих‭)‬.‭ ‬В серии статей о данной системе,‭ ‬скромно названной‭ "‬Пластуны против ниндзя‭" (‬это где же они встречались‭?) ‬дается объяснение отсутствию оных:‭ ‬захват медленнее удара.‭ ‬Верно.‭ ‬Только как же снимать часовых и брать‭ "‬языка‭" ‬без захвата‭? ‬Ведь вступать с ним в‭ ‬честный маневренный бой,‭ ‬уходя от его ударов‭ "‬подвалом‭" ‬-‭ ‬смерти подобно‭! ‬В ходе схватки противник первым делом закричит,‭ ‬что станет концом и тайной вылазки,‭ ‬и лично пластуна.‭ (‬Кстати,‭ ‬тем же самым грешат современные инструкторы‭ "‬ниндзюцу‭"‬.‭ ‬С упорством,‭ ‬достойным лучшего применения,‭ ‬они преподают своим ученикам приемы маневренного боя,‭ ‬нередко результативного,‭ ‬но к подлинному ниндзюцу не имеющие никакого отношения.‭ ‬Так что нынешние‭ "‬пластуны‭" ‬и псевдониндзя впрямь стоят друг друга‭)‬.‭

‬Думаю,‭ ‬что в самом благоприятном для‭ "‬приклада‭" ‬варианте его реконструкторы были знакомы с боевыми приемами‭ (‬отнюдь не системой‭) ‬пластунов,‭ ‬но сочли их недостаточно развитыми и недостаточно благородными‭ (‬так как наверняка сводились к внезапному нападению из засады на ничего не‭ ‬подозревающего противника‭)‬.‭ ‬Поэтому они дополнили эти приемы техникой,‭ ‬взятой из других систем,‭ ‬или созданной заново по образцу восточных систем.‭

‬В менее благоприятном варианте данная школа не ДОстроена,‭ ‬а ПОстроена по аналогии с восточными боевыми искусствами.‭ ‬Ее вполне приличную эффективность такое предположение не отменяет,‭ ‬но все исторические обоснования просто снимает.
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку