СОЗНАНИЕ СИСТЕМЫ БИОПОЛЕ .
ВЗГЛЯД МАТЕРИАЛИСТА.
Так же, как в советское время опасно было называть себя верующими, так сейчас редко, кто в открытую скажет, что он атеист. И не только потому, что поменялся общественный строй, просто в глубине души они чувствуют, что это было бы ханжеством.
Думаю, полных атеистов не бывает. Каждый человек чего-то боится, и у каждого есть предрассудки. Это маленькие веры, которые могут сливаться в религиозное мировоззрение.
У каждого был момент, когда он искренне молил Бога, чтобы он поправил положение, и
даже готов был пожертвовать чем-то очень ценным для себя. Каждый в глубине души хотел бы, чтобы существовал могущественный заступник и утешитель в любых ситуациях.
Неизвестно, есть ли такое существо, но материалист
ОБЯЗАН ДОПУСКАТЬ СУЩЕСТВОВАНИЕ НЕИЗВЕСТНОГО .
Но вместе с тем, он ОБЯЗАН ОТРИЦАТЬ НЕПОЗНАВАЕМОСТЬ этого неизвестного .
Предположим Бог существует. Это некий старик на облаке, который следит за нами, иногда
помогает, иногда препятствует. Но чтобы заметить Бога, его проявления должны обладать хоть какой-то ПОВТОРЯЕМОСТЬЮ, иначе его нельзя было бы отличить от хаоса, как самостоятельный объект. Без повторяемости вообще невозможно жить. (Например каждое утро, приходя к умывальнику, мы должны быть уверены, что раковина находится на своём месте.) Если повторяемость есть, то возможно и изучение явления.
Тогда возможно изучить Бога, установить с ним контакт, например пожать ему руку. А если так, то это будет уже не Бог, а ИНОПЛАНЕТЯНИН .
Возможно действия Бога настолько разнообразны и разбросаны во времени, что мы воспринимаем их просто, как массу счастливых и несчастливых случайностей, как проявления судьбы, если угодно.
Тогда надо полагать, что Бог СУЩЕСТВУЕТ, но НЕ ВИДЕН , как самостоятельный объект.
Однако за всю историю человечества (если брать надёжные объективные данные), ни вещественных проявлений Бога, ни его явных целенаправленных действий нигде не обнаружили. Их не обнаружили ни на Земле, ни в космосе, ни под водой. Их скорее всего никогда и не обнаружат. Поэтому говорить о существовании Бога в каком бы то ни было виде, просто НЕТ ОСНОВАНИЙ .
Но человечество в своём большинстве не столь требовательно к надёжности фактов.
Из большой массы мало связанных между собой явлений, в сознании людей сформировался некий ОБРАЗ , подобный образу магнитного потока. Он вроде бы реально существует, но заметен только по косвенным признакам. Поэтому многие люди верят в Бога. Однако не все, и не все одинаково сильно.
Это я обрисовал так сказать "материалистический" образ Бога. Посмотрим теперь на него с духовной стороны.
С ДУХОВНОЙ СТОРОНЫ.
Как-то раз, один мальчик спросил у меня: "Что такое Бог?"
Готового ответа у меня не было, и было всего лишь несколько мгновений на раздумья.
И тем не менее я выдал ответ: "БОГ ЭТО ТВОЯ СОВЕСТЬ".
Возможно с первого взгляда такое определение покажется однобоким, но чем больше я об
этом думаю, тем больше уверяюсь в его правильности. Вспомним роман “Солярис”. На вопрос, с чем всё это связано, доктор Снаут отвечает:"Нет, здесь что-то с совестью ..."
Тарковский пожалуй единственный режиссёр, кому удалось показывать на экране Бога.
Он конечно незрим, но ощущается в каждом его фильме, особенно в “Ностальгии” и “Сталкере”.
(Нечто похожее я видел ещё и в старом японском фильме "Легенда о Нарайяме".)
И вопрос совести всегда стоит вплотную с этим образом.
Люди всегда чего-то просят у Бога, но мало кто предлагает ему свою помощь. Многие просто подлизываются, ходят в церковь, делают что-то желая его задобрить. Но
совесть, как и самого Бога обмануть нельзя. Она видит всё. И на мой взгляд, нет необходимости ходить в церковь, и даже необязательно наличие иконы. Это для слабых людей, которым нужно лицезреть образ.
Бог повсюду вместе с человеком, так же как и его собственная совесть.
Ложную искренность можно видеть даже в детских произведениях, таких как "Незнайка в
Солнечном городе", где главный герой совершает добрые поступки только ради получения волшебной палочки. Или например фильм "Морозко". Там молодой самодовольный
парень в наказание за свою эгоистичность был превращён в медведя. Чтобы вернуть
прежний вид ему нужно научиться делать добрые дела. По-медвежьи "наломав" целую
кучу "бескорыстных" дел, он приходит с жалобой к волшебнику. И Старичок-Боровичок в след ему говорит: "Эх, Иван, ничего-то ты не понял !" И только когда, он поднял с земли оброненную старушкину клюку, и подумал: "Надо отнесть!", -- часть медвежьей шерсти с его лица исчезла.
Обычно мы пытаемся отыскать Бога в виде материального объекта. Вряд ли когда-нибудь это удастся. Если всё-таки представлять его в таком виде, то лучше всего это сделал Александр Мень книге "Сын человеческий". По его мнению Бог настолько же несравним с человеком, как не сравним с ним по размерам Млечный Путь. И чтобы установить контакт с людьми, Бог вынужден принять доступный вид. В образе Иисуса Христа (или Иешуа в “Мастере и Маргарите”) он приходит на Землю. Мне, как закоренелому материалисту, такой Бог понятен, как надсистема над человеком, и даже над всем человечеством. Поясню, что это такое.
ДУША И СОЗНАНИЕ .
Любая клетка человеческого тела живёт своей обособленной жизнью, не пытаясь узнать,
что делает орган в который она входит, например что делает печень, в целом. Поэтому печень, по отношению к своим клеткам является надсистемой. Клетки же есть подсистемы печени. Аналогично, каждая клетка мозга понятия не имеет о деятельности всего мозга в целом.
Органы, как отдельные города, они могут иметь более или менее тесные связи.
Все вместе они составляют человеческий организм. А отдельные организмы, образуют свою надсистему -- общество. Общество может не иметь центра управления, как например не имеет его толпа. Но даже в ней есть внутренний "обмен веществ", и толпа борется за своё существование. Она ведёт себя, как живой организм. И при всём при этом отдельные особи могут вовсе не думать о нём, занимаясь только личными проблемами. Правда поведение толпы напоминает примитивные дейтвия амёбы.
Но мозг человека обладает сознанием. Извне он кажется комком серого вещества, а изнутри это целый мир мыслей и чувств. Эти две ипостаси “ИЗВНЕ” и “ИЗНУТРИ” присущи всему, что есть в природе. Уверен, что сознанием в той или иной степени обладают все тела. Нельзя провести границу между живым и неживым. Сознание есть везде, где наличествует полярность и ритм, а значит и обратная связь. Даже камень, и тот отвечает давлением на нажатие пальцем.
Если, вооружившись самой сильной лупой, мы будем рассматривать мозг человека, то не
обнаружим там никакого сознания. Снаружи мы увидим только серое вещество. Сознание же это его внутренне свойство. И не только мозга, а любого вещественного тела. Оно проявляется изнутри, как собственное "Я".
Если вы видите перед собой куклу, совершающую разумные действия, то можете быть уверены, что где-то существует и мозг. Мозг не обязательно расположен внутри куклы, он может находиться вне её. Это не меняет дела. Сознание всё равно существует, только им обладает не кукла, а та структура, которая осуществляет её разумную деятельность. Она чувствует и боль и радость, и если мы будем относиться к этой кукле жестоко, мы причиним страдания центру её управления.
В фильме "Солярис" зритель должен сделать выбор между точкой зрения Сарториуса,
который бесстрастно препарирует "гостей", и поведением главного героя, относящегося к Хари, как к человеку.
Конечно, деревянную марионетку можно даже сжечь, болевые сигналы от неё к кукловоду не поступают, в крайнем случае он огорчится. Слишком примитивно “сознание” марионетки. Об этом мы поговорим немного позже. Сейчас речь о другом.
Человек должен быть человечным в любой ситуации. Делая добро, не надо бояться показаться смешным. Бояться надо совершить грех. Понятия эти относительны, но всем в основном понятно “что такое хорошо и что такое плохо”. Замечу только, что иногда люди делают добро насильно. Например суют кому-то конфету, когда он этого не хочет.
В этом случае совершается насилие. А насилие это всегда зло.
И даже ДОБРО НАСИЛЬНО ЕСТЬ ЗЛО.
ОЩУЩЕНИЯ .
Ощущения появляются, когда внешние факторы влияют на организм живого существа. При этом неизбежно изменяется состояние его мозга. Значит изменения состояния мозга связаны с появлением ощущений. Именно ИЗМЕНЕНИЯ, А НЕ САМИ ОЩУЩЕНИЯ.
Может показаться удивительным, но человек ощущает не сами воздействия на него, а изменения этих воздействий. Без изменений нет и ощущений.
Например мы не ощущаем давление окружающего воздуха. А ведь оно составляет сотни килограмм! Не замечаем обручального кольца на пальце. А если с помощью искусственного приспособления остановить изображение предмета на сетчатке глаза, предмет становится невидимым.
Все эти воздействия мы конечно ощущаем, но лишь некоторое время, пока не привыкнем.
За это время мы получаем некоторое КОЛИЧЕСТВО ОЩУЩЕНИЙ.
Чтобы получить следующую порцию, надо усилить действие.
Если человеку имеющему 10 рублей добавить 1 рубль то он обрадуется больше, чем тот у
которого было 100 рублей, и добавили 1 рубль. Чтобы радость обоих была одинакова, второму надо добавить 10 рублей, то есть такую же десятую часть. Чтобы каждый раз получать одинаковые порции ощущения, действие должно изменяться в геометрической прогрессии. В такой же логарифмической зависимости от вероятности состояния находится и энтропия. Поэтому есть основания связывать количество ощущений с энтропией мозга.
Энтропия мозга зависит от количества связей в мозгу. А количество связей растёт с квадратом числа его элементов. Значит КОЛИЧЕСТВО ОЩУЩЕНИЙ пропорционально массе мозга (точнее площади его коры).
Предположим, что кошачий мозг в 10 раз легче человеческого. Тогда убив 100 кошек мы
совершим такой же грех, как при убийстве одного человека. А уж сколько гектаров травинок для этого надо скосить, даже и сказать трудно.
РАДОСТЬ .
Но травинка -- очень сложный биологический объект. Он гораздо сложнее любой искусственной механической системы. Но это не значит, что простые механизмы совершенно бесчувственны.
Во многих фильмах показывают бездушных роботов. Это ошибочное представление. Если их действия осмысленны, то они обязаны испытывать эмоции.
Даже пушка в момент выстрела испытывает радость, так как при этом объём газа высвобождается из своего заточения. Точно так же радуется разряжаемый конденсатор или распрямляющаяся пружина. Радость это всегда освобождение, ПОЛУЧЕНИЕ БОЛЬШИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ . В результате достигается состояние из которого легче всего можно перейти в наибольшее число других состояний. Например, продав товар, ремесленник радуется, потому что получает деньги. Деньги дают ему гораздо больше возможностей, ведь их теперь можно обменять на что угодно. Или, например, из центра легче всего добраться до любого другого населённого пункта, чем с окраины. Люди всегда стремятся занять такое "центральное" положение, из которого легче всего перейти в любое другое. И любая другая система стремится самопроизвольно перейти в такое состояние. Оно называется состоянием с наибольшей энтропией. В частности, система, состоящая из логических элементов, тоже самопроизвольно стремится к этому. И не важно электронная она или состоит или из биологических клеток. В любом случае страдание и радость связаны с УВЕЛИЧЕНИЕМ ЭНТРОПИИ этого “мозга.”
Это может показаться смешным, но при глубоком размышлении неизбежно приходишь к выводу, что любая система испытывает РАДОСТЬ, если сама совершает РАБОТУ НАД ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ, а не внешняя среда над ней.
СТРАДАНИЕ .
Все процессы протекающие в обратную сторону, когда количество возможностей уменьшается, ощущается системой, как СТРАДАНИЕ. К ним можно отнести любое ограничение свободы, например сжатие газа, домашний арест, и даже отключение интернета. Как я уже говорил, само ощущение возникает только в ПРОЦЕССЕ такого перехода, когда ВНЕШНИЕ СИЛЫ СОВЕРШАЮТ РАБОТУ НАД СИСТЕМОЙ , а не наоборот.
СТРАХ .
В жизни человека бывают случаи, когда он теряет контроль над ситуацией, например, когда автомобиль перестал слушаться руля, или вырвался неуправляемый поток воды, и с ним не справиться. В таких случаях возникает ощущение страха. То же происходит, когда
ребёнок входит в тёмную комнату. В темноте он не может ответить на агрессию, его возможности уменьшаются, поэтому страшится темноты. Таким образом, состояние при котором система ТЕРЯЕТ УПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДОЙ, и среда эта может совершить над ней работу, воспринимается системой как страх.
ЖЕЛАНИЕ .
Оно содержит в себе одновременно и радость и страдание.
Если осёл видит перед собой морковку, но не может её достать, то в его мозгу постоянно сравниваются две картинки: состояние поедания этой морковки и состояния её отсутствия во рту. РАЗНИЦА МЕЖДУ ЖЕЛАЕМЫМ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ и есть желание.
Оно всегда является причиной действия.
Желание сходно с ожиданием. Сжатая пружина, газ в баллоне, сконцентрированный заряд желают освободиться и постоянно испытывают это чувство.
Как я писал раньше, энергия всегда стремится разорвать систему в которой заключена.
Поэтому ЖЕЛАНИЕ МОЖНО ИЗМЕРИТЬ. Мерой этому всегда служит разность потенциалов, таких, например, как механическое или электрическое напряжение, давление газа, перепад температуры, словом это любая напряжённость поля.
СМЕХ .
"Может ли женщина сделать мужчину миллионером?
-- Да, если до этого он был миллиардером."
Этот анекдот поясняет причину такого ощущения, как смех.
Резкий переход системы в противоположное состояние вызывает в мозгу КОЛЕБАНИЯ, выражаемые звуками "ха-ха-ха". Смех это процесс с преобладанием радости, поэтому он происходит самопроизвольно.
СОЗНАНИЕ .
Ощущение это первая ступень сознания.
Простым, но ещё доступным для нашего понимания сознанием обладает генератор электрических колебаний. Такие генераторы делают начинающие радиолюбители. Конденсатор в нём то заряжается, то разряжается. При этом всё время изменяется его энтропия, а значит попеременно сменяются ощущения радости и страдания.
Но колебания хоть и являются изменениями, но повторяются совершенно одинаково, тогда как для полноценного осознавания нужны ИЗМЕНЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ .
В более сложных колебательных системах, внешние воздействия оставляют свои следы, они запоминаются, и картина колебаний из раза в раз изменяется. Если сложность системы позволяет ей сравнивать эти картинки, тогда мы с полным правом можем сказать, что она обладает сознанием. Для сознания нужна ПАМЯТЬ. Без памяти сознание невозможно.
Само слово “сознание” говорит само за себя, “СО-ЗНАТЬ”, ЗНАЧИТ ПОЗНАТЬ СЕБЯ .
Частота сравнения картинок определяет воспринимаемое сознанием ВРЕМЯ.
Сознание невозможно вне времени.
НЕУЛОВИМОЕ СОЗНАНИЕ .
Поверить в то, что любая система обладает сознанием с первого раза трудно.
Поэтому я немного повторюсь.
Как я уже говорил, его невозможно увидеть извне в виде вещественного тела.
Форма тела может быть какой угодно. А вот душа, или сознание видна только самой душе. Это её собственное "Я". Она ощущает себя как ЛИЧНОСТЬ . Она борется, страдает и радуется. Старается поддержать в норме свои жизненные параметры.
Вещественный процесс, соответствующий сознанию, не зависит от формы и строения тела. Это может быть биологический мозг, электронная схема, или даже механическая "счётная"
машина. Суть от этого не меняется. Главное чтобы осуществлялся некоторый логический процесс.
Нам очень хочется в качестве сознания найти какое-то неуловимое вещество или поле, которое создаёт вокруг себя работающий мозг. Повторяю, для внешнего наблюдателя ничего этого нет.
Логический процесс, как сознание, ОЩУЩАЕТСЯ только самой системой “ИЗНУТРИ”
самой себя. ИЗВНЕ его ощутить невозможно, а можно только ОБНАРУЖИТЬ, да и то по косвенным признакам. Только по ним физиологи могут предположить, что цвет клубники и травы разные люди ощущают одинаково, как красный и зелёный а не наоборот. Однако достоверно известны случаи, когда одно и то же вещество одному человеку может казаться сладковатым, а другому нестерпимо горьким.
СВЯЗЬ СОЗНАНИЯ И ВРЕМЕНИ .
Предположим, что мозг выполнен на проволочных реле. При этом каждое реле снабжено
таким устройством, чтобы оно срабатывало с замедлением в 1 секунду. В промежутках
"молчания" схема мертва, никакого движения нет, и значит не может быть и каких либо полей. Но в конечном счёте логический процесс "вычислений" будет завершён, и значит сознание всё-таки существовало. Только такое прерывистое мышление работает медленнее обычного, а значит и время для его внутреннего "Я" течёт медленнее. И наоборот, все явления, происходящие во внешнем мире для этого внутреннего “Я” будут казаться ускоренными.
КОЛИЧЕСТВО ЖИЗНИ.
Что будет, если мы возьмём два одинаковых радиоприёмника, и соединим проводками все одинаковые точки их электрических цепей? Поскольку это будут точки равного потенциала, этот “двойной” приёмник будет работать, как один, только более массивный. То же самое произойдёт, если соединить соответствующие шестерёнки двух механических будильников. Они будут работать, как один, и показывать одно и то же время.
Ну, а что будет, если аналогично соединить два человеческих мозга? Там даже проще, не надо искать соответствующие точки их “схем”. Мозг работает по принципу перцептрона, поэтому достаточно соединить приблизительно похожие точки.
Очевидно две личности превратятся в одну. Было два человека, а стал один. Одна жизнь исчезла. Потерялся целый мир мыслей и чувств!
Произошло то же, что и с будильниками, исчез их разнобой. Очевидно синхронность, потеря разнобоя и есть потеря жизненной силы. И в этом все процессы в природе едины.
Например каждая молекула воздуха имеет несколько степеней свободы, а значит и собственную энергию. Она освобождает вокруг себя некоторый объём на который может действовать архимедова сила. Поэтому молекулы могут самопроизвольно подниматься вверх. Но соединённые в капли, они теряют эту возможность, и падают на землю.
В человеческом обществе происходит то же самое. Если члены общества
не имеют индивидуальной свободы, а жёстко связаны установленными порядками, количество сознания, и значит количество самой жизни в таком обществе меньше, чем в анархическом. Однако, я не берусь решать, что лучше, анархия или слияние миллионов жизней в один мощный, но мёртвый механизм.
Вообще религиозная тема завораживает. Иной раз мороз по коже идёт, когда размышляешь
о вечности и бесконечности. В связи с этим вспоминается одно стихотворение, от которого веет какой-то неумолимостью и даже жестокостью. Стихи эти врезаются в память с первого раза.
Лёгкой смерти я просил у Бога, посмотри, как мрачно всё кругом.
И ответил Бог: "Пожди немного, ты ещё попросишь об ином".
Вот уже к концу идёт дорога, с каждым днём всё тоньше жизни нить.
Лёгкой жизни я просил у Бога. Лёгкой смерти надо бы просить.
Так что Бог возможно не такой уж добренький, как мы обычно его представляем.
И после таких стихов как-то сразу пропадает желание трогать религиозную тему.
ЦЕЛОСТНОСТЬ СИСТЕМ .
Когда молчит теория и глухи приборы, жизнь и смерть бросают свои блики на мысли исследователей.
(Почти по В. Леви).
СИСТЕМА И ЕЁ СВОЙСТВА .
Система это два или несколько предметов, взаимодействующих отдельно от внешней среды.
Например велосипед это не колёса, рама и руль, сваленные в кучу, это единый механизм,
действующий согласно своим внутренним связям.
Если же внешняя среда вмешивается в это взаимодействие, то система начинает
сопротивляться вмешательству. Примером тому может служить звучащий камертон.
Попытка изменить звук, прикоснувшись к нему вилкой, будет лишь временной.
Как только источник возмущений устранится, частота станет прежней.
То же будет и с генератором электрических колебаний, и с любой другой системой.
Иными словами, система всегда стремится восстановить свой внутренний ритм и свою
целостность.
Так разрыв медного кольца, представляющего собой электрический колебательный
контур, испускает вполне реальные электромагнитные волны, как если бы в этом разрыве
действительно протекал переменный ток.
Но это лишь удивительная иллюзия, созданная математикой. Пустота не может ничего излучать. Испускать волны могут только реальные заряды, двигающиеся в медном контуре.
Видимо природа устроена так, чтобы наблюдалась целостность и этом случае.
НЕМНОГО МИСТИКИ.
Сейчас я скажу такое, с чем многие не согласятся.
Способность восстанавливаться наблюдается и у предметов, не содержащих внутреннего движения, особенно у тех, которые обладают геометрической симметрией.
С помощью эффекта, открытого супругами Кирлиан, удавалось получить фотографии засохших листьев растений с оторванными частями, причём высокочастотное поле дополняло изображение так, как если бы эти листья были совершенно невредимыми.
Думаю, что вообще любое нарушение симметрии, вызывает соответствующее изменение свойств в близлежащем пространстве.
Если, например, в металлической сетке, по которой протекает электрический ток, проделать дыру, то в этом пространстве должны появиться периодические зоны, благоприятствующие электропробою.
Более того, способность восполняться есть и у неподвижных систем, например у геометрических фигур.
Если на листе бумаги нарисовать почти замкнутый круг, то обязательно появятся причины,
стремящиеся завершить чертёж до целого. Причины эти будут самого неожиданного происхождения, но они обязательно появятся (или краска случайно смажется, или ребёнок дорисует,). А если это не чертёж, а реальное кольцо, то в его разрыве обязательно, будет скапливаться грязь.
ЗАКОН ЦЕЛОСТНОСТИ СИСТЕМ .
Описанные явления кажутся мистическими, но они являются всего лишь проявлениями общего закона.
Для начала вспомним, как вообще проявляют себя законы природы.
Любой закон природы реализуется через массу случайностей (иногда микроскопических, невидимых глазу). Но случайности эти выстраиваются таким образом, что всё равно получается заданный заранее результат. Например, как бы не сыпались крупинки сахара в банку, объём будет примерно один и тот же. Что бы не делал Вещий Олег, а смерть всё рано придёт к нему от коня.
Человек верующий не ожидает, конечно, что с неба спустится ангел, и своим мечом исполнит божью волю. Он понимает, что эта воля может осуществиться самыми разными способами, или руками людей, или, совокупностью обстоятельств, воспринимаемая нами, как чудо.
Любой закон природы “невидим”, но результат его действия неизбежен, как действие математической теоремы. Если мы отрежем углы произвольного бумажного треугольника, и положим их рядом, всегда получится 180 градусов. Удивительнее всего то, что результат этот не зависит от способа, которым он достигается (треугольник можно взять какой угодно).
Замечу для придирчивого читателя, что сказанное относится не только к статистическим законам физики, а вообще к любым законам природы.
ЖИВЫЕ СИСТЕМЫ .
Вам конечно приходилось видеть обезображенные пилами “озеленителей” стволы деревьев.
Через некоторое время покрываются пучком побегов. Такой пучок по форме очень напоминает пламя зажжённой свечки.
Как будто жизненная сила рвётся из ствола наружу. Особенно сильно на острых кромках, где “концентрация напряжений” выше.
Когда смотришь на это совершенно реальное явление, поневоле начинаешь верить в то,
что вокруг дерева существует некое биологическое поле, или, как иногда говорят, аура.
Это потому, что живой организм представляет собой систему, и, как всякая система, стремится восстановить свою целостность.
При повреждении, он достраивает недостающую часть.
Например полностью заживает порез на пальце, и даже узор на коже восстанавливается.
А растущий организм кроме того постоянно достраивает и весь организм в целом.
План достраивания изменяется в зависимости от того, что уже построено, и рост организма продолжается до тех пор, пока его форма не будет соответствовать некоему "внутреннему чертежу", заданному генами.
Однако несоответствие его внешним условиям постоянно требует изменений этого
чертежа, поэтому форма тела изменяется, даже в течение одной жизни.
На мой взгляд, изменения эти происходят не только за счёт информации, содержащейся в генах, а ещё и под действием БИОПОЛЯ всего организма.
Например при физических нагрузках растут мышцы и кости, а под действием холода утолщается волосяной покров. А поскольку эти изменения могут появляться и исчезать несколько раз в течение одной жизни, то действие только лишь одних генов вызывает сомнение.
У меня создалось впечатление, что некоторые кожные заболевания вызваны нарушением этого биополя. Как пучки пламени местами прорываются сквозь слой горящего угля, так и на коже то там, то там появляются экземы и дермиты. Это внутренний огонь организма так силён, что прорывается наружу. Понятно, что мази малоэффективны.
Нужно успокаивать нервную систему. Тут может помочь внутренний настрой.
ВОЛЯ К ЖИЗНИ .
Изнутри организма биополе ощущается, как собственное “Я”.
Говорят в войну чаще выживали раненые, у которых внутренняя воля к жизни оказывалось сильнее. Не исключено, что скорость восстановления тканей зависит от состояния нервной системы. Искусственно повышая интенсивность работы нервов возможно усилить регенерацию, вплоть до восстановления оторванных конечностей.
Некоторые люди считают, что сильная вера может творить чудеса. Лично я с этим согласен.
Только абсолютной веры достичь не удаётся, потому что весь прошлый жизненный опыт вселяет в душу хоть маленькое, но сомнение. Не будь этого сомнения, человек смог бы наверно по своей воле преодолевать силу тяжести и подниматься над землёй.
Это хорошо используют индийские йоги. Тренируя веру, они проделывают со своим телом удивительные вещи.
Скорее всего, биополе не является каким-либо видом материи. Оно больше напоминает разновидность сознания. Поэтому вряд ли удастся построить прибор для прямого его обнаружения.
РЕГЕНЕРАЦИЯ .
У человека, восстановление целостности обычно ограничивается заживанием ушибов и ссадин.
Большие раны заживают намного труднее. У простых организмов с этим делом проще.
Дождевой червяк, случайно разрезанный лопатой, превращается в двух особей. Гидра, способна породить даже шесть своих близнецов. А вот у лягушки отрезанная лапка уже не восстанавливается. Но если подшить к месту среза второй нерв из здоровой лапки, регенерация пойдёт полным ходом. У тритона удавалось даже вырастить пятую конечность на груди, подведя в нужное место нервные стволы двух других конечностей (если от задних, то вырастали ласты).
Всё дело в концентрации нервов. Если бы у человека объём нервов в единице объёма мышечной ткани превышал 1/5, то возможно стало бы превращать инвалидов в здоровых людей.
Пока ещё нет способа увеличить нервный ствол, но можно усилить сигналы идущие от
него. Ещё в 80-х годах я изготовил устройство на лампах, которое в течение одной сотой
секунды измеряло потенциал в заданной точке тела, а в следующую сотую секунды
подавало туда же усиленный в три раза сигнал. Оно и сейчас валяется у меня в кладовке.
Недостаток прибора состоял в том, что работал он на частоте 50Гц, и ощущался, как неприятный зуд. Кроме того нужна была не одна точка, а целая плоскость. Современные электронщики вполне могли бы воссоздать такое устройство на более высоком уровне.
(Более подробно этот прибор описан в этом дневнике, в разделе "Биология и здоровье", в статье "В мире живых клеток".)
ГИБЕЛЬ СИСТЕМЫ .
В природе ничто не исчезает бесследно.
Раз меняется состояние системы, она должна передать окружающим телам то, что теряет.
Например рентгеновские лучи устремляются в ту же сторону, куда было направлено
умершее движение летящих электронов. При электромагнитной индукции, ускоряющиеся электроны первичной обмотки передают импульс во вторичную обмотку.
Возможно, так же ведёт себя и остывающая вода. Чем ближе к нулю, тем больше молекул в
ней объединяются в "ледяные" структуры по три и по шесть штук. Наверно поэтому, когда
температура на улице опускается ниже +4С, люди обычно ощущают “зверский” холод.
От него мало помогает даже тёплая одежда. А когда выпадает снег, сразу становится теплее.
Возможно, огромные массы воды, которые есть повсюду, теряя "жизненную силу",
Как-то влияют на человеческий организм, замедляя его жизнедеятельность.
ЭНТРОПИЙНОЕ ПОЛЕ.
Многие наверно замечали, что летом перед грозой самочувствие становится вялым, трудно дышать, лень двигаться, мысли заторможены. А когда начинается ливень, всё проходит.
Осенью наоборот, бывают дни, когда становится необычайно холодно. Холод этот пронизывает до костей. Обычно это случается в начале ноября, за несколько часов перед выпадением снега. Точнее даже не снега, а мелкой снежной крупки. А на следующий день, когда снег уже выпал, и термометр показывает минус, кажется, что потеплело.
Что же это за излучение такое, которое чувствует человек, но на которое не реагирует ни барометр, ни термометр, ни гигрометр?
И мне уже давно хотелось разобраться в этом, только вот как изучать явление, если происходит оно редко, а физические приборы бесполезны? Остаётся только логика и наблюдения. Вот страничка из моего дневника.
“До середины июля не переставая палило солнце, затем дней десять проливных дождей. Вчера и сегодня опять солнце, но в дымке, и очень тепло и душно.
Многие люди, особенно старики, ощущают перемену погоды всем своим телом.
Ломота в костях, сопли из носа без всякой видимой причины, -- всё это проявления энтропийных процессов в атмосфере.
Сегодня 26 июля. С утра пошёл на базар. Светило солнце, и было очень тепло. Но сил почему-то совсем не было. Лень даже было переставлять ноги. Я ещё подумал, что состояние, как перед грозой. Но ничто не предвещало перемен.
И всё-таки к пяти часам с запада начали стремительно наползать синие тучи. Не прошло и получаса, как разыгралась сильная гроза. Выходит организм не ошибся, приближение грозы он улавливает лучше всякого барометра! И так бывает каждый раз. А в чём причина? Ведь она явно существует! Плохое самочувствие, это обычное дело. А вот что конкретно ему сопутствует? Пытаюсь вспомнить, всё по минутам.
Синяя туча ещё на краю неба, но светлые облака уже прикрыли к солнце.
Вот в это время солнце и начало жарить. Общая освещённость снизилась, а тепловых лучей как будто стало даже больше. Кожа явно чувствует жар. И он идёт не от свинцовой тучи, а именно от солнца. Может быть от этих светлых облаков?
Грозовой фронт приближается с большой скоростью. Нет, он не движется по ветру, это прозрачный воздух волной превращается в непроницаемое одеяло.
Может быть всё дело в укрупнении частиц воздуха?
На синюю тучу вряд ли стоит грешить. Раз она синяя, значит процесс конденсации в ней уже завершён. Причину излучения надо искать там, где перестройка молекулярной структуры только набирает обороты. По-видимому как раз надо мной это и происходит.
Начался ливень. Сколько же тысяч тонн воды выливается с неба! И всё это висело в виде невидимого пара, а затем вдруг сконцентрировалось в капли. Как же это может не влиять на человека, когда десятки кубических километров воздуха резко меняют свою энтропию?
– Вот оно и влияет! И конечно же мне, грубому материалисту, хочется разобраться, что происходит, нельзя ли научиться этим управлять? “
Это не единственная запись. Пора просуммировать все эти данные и сделать выводы.
Что ж, попытаюсь. Итак, энтропия изменяется там, где происходит "необратимая потеря энергии". Например если в банке смешивать горячую и холодную воду, оттуда должно исходить это неизвестное "энтропийное" излучение.
А как будут чувствовать себя живые существа, если их надолго поместить в большой котельной вблизи смесителя, где постоянно идёт увеличение энтропии?
Но опыт этот очень долгий, да и железная труба, возможно, не пропустит энтропийное излучение. Надо поставить опыт по-другому.
Взрыв гремучего газа, вот идеальная аналогия грозе! Всё происходит в доли секунды, и значит интенсивность излучения будет во много раз выше. Что если поместить рядом вторую банку с гремучим газом? Ведь известно, что взрывчатые вещества иногда детонируют на расстоянии. И в том ли только дело, что толчок передаётся через вещественную среду? Что-то мне подсказывает, что детонация передастся и через вакуум, подобно тому, как электрический разряд в контуре Герца вызывает искру в другом контуре, расположенном неподалёку.
ТЯЖЁЛАЯ ВОДА
(ещё одна страничка из дневника).
“Осень, погода мрачная, около + 4. Это как раз та температура, при которой становится пронзительно зябко. Кажется, что не холодный воздух, а какие-то “лучи холода” проникают сквозь одежду. Даже когда выпадает снег, становится как-то теплее, хотя казалось бы наступление морозов должно переноситься тяжелее. А почему? Пытаюсь найти ответ.
Плюс четыре ... , при этой температуре вода приобретает наибольшую плотность. Дальнейшее охлаждение ведёт к появлению двойных и треугольных, молекулярных цепочек, и вода расширяется. А лёд и вовсе состоит из одних шестиугольников, они занимают ещё больший объём.
И ещё. При +4 замерзает тяжёлая (дейтериевая) вода. Первый ледок можешь собирать, если захочешь заняться созданием атомной бомбы. -:)))
Но ни то ни другое не проливает свет на человеческий организм. Что-то в этом есть такое, "что неизвестно нашим мудрецам". Но кое-что можно предположить.
Если в камере Вильсона произвести сжатие пара до точки росы, то вторая такая же камера должна откликнуться исчезновением тумана.
Если импульсы посылать периодично, то возможно будет передавать информацию на расстояние. Эта передача будет эффективнее, если импульсы давления будут следовать с большой частотой. Но это будет уже не обычное радио, а нечто, работающее совсем на другом принципе – ЭНТРОПИЙНОЕ РАДИО!”
ШТОРМГЛАСС.
Если ты внимательно прочитал описание шторма в романе “Пятнадцатилетний капитан”, то наверняка заметил там упоминался некий прибор, предсказывающий грозу. Назывался он "штормгласс". Этот прибор в истории мореплавания действительно существовал. Действие его подробно описал Роберт Фицрой. В 1831-1836 он возглавлял экспедицию на корабле "Бигль", в которой участвовал Чарльз Дарвин. Оказывается это герметически запаянная ампула со спиртовым раствором камфоры, хлористого аммония и калиевой селитры. При приближении грозы, жидкость в нём меняет цвет. В ней могут появляться кристаллики, снежинки, и происходить всякие другие чудеса. Причём температура на это не влияет, прибор может находиться в обычной комнате. А давление и вовсе непричём, так как ампула запаяна. Что влияет на этот раствор наукой до сих пор не установлено. Что же тогда?
В фантастическом рассказе Биленкина "Зона воздействия", очень ярко описывается действие так называемого "энтропийного поля". У всех механизмов, которые в него попадают наблюдается резкое увеличение числа поломок, отказов и всякого рода сбоев. Страдают также и люди. Доходило до того, что тупой механический транспортёр возвращался оттуда с изъеденной бронёй, как будто проработал много веков. Но не буду углубляться. Кто захочет, сам прочитает. Меня волнует вопрос, может быть "энтропийное" поле действительно существует? Надо построить этот "штормгласс"и проверить его действие.
В интернете я нашёл несколько рецептов и рекомендаций химиков-любителей, которые здесь и приведу.
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ СОСТАВ РАСТВОРА:
(этот рецепт был опубликован в июне 1997 года в "School Science Review"):
10,0 г камфоры
2,5 г нитрата калия
2,5 г хлорида аммония
33,0 мл воды
40,0 мл спирта.
ПРИГОТОВЛЕНИЕ:
к 40 мл. спиртового раствора камфоры присыпаю 2,3 гр. сухой камфоры
в 10 мл. воды (только дистиллированная) растворяю
- 1,58 гр. калия азотнокислого
- 1,58 гр. аммония хлористого
приливаю к последнему раствору спиртовой (обогащенный) раствор камфоры.
в полученной смеси выпадет осадок (это нормально).
нагреваю на водяной бане (или чаще под струей горячей воды) до растворения осадка!
остывание раствора - естественное! Готово!
ПРАВИЛА:
- емкость герметичная!
- не использовать химические резиновые пробки - жидкость начинает желтеть
(пробирка со шлифом - идеал).
- не использовать водопроводную воду - выпадают разные (разноцветные) осадки!
- получение/очистку камфоры производить дистиллированной водой!
- калий азотнокислый, купленный в садоводческом магазине, очистить перекисталлизацией, маточный расфор не использовать!
- аммоний хлористый, купленный в магазине радиодеталей, очистить перекристаллизацией!
- главное: если Вам показалось, что Ваш штормгласс ничего не показывает, то проверьте соблюдение вышеперечисленных правил или сделайте регенерацию раствора, т.е. нагрейте его на водяной бане или под струей горячей воды до полного растворения осадка!
- самое главное: состояние штормгласса сильно зависит от температуры помещения, в котором он стоит! поэтому старайтесь располагать его там, где суточные колебания температуры минимальны!
Соответствующая погода наступает через 4 дня.
по состоянию штормгласса интуитивно понятно какая погода будет:
- снежинки - осадки
- отсутствие осадка - ясно
- острые иглы - холод
- стенка, к которой "липнут" кристаллы - направление ветра (не ставьте на подоконнике).
ИЗНАНКА ОЩУЩЕНИЙ .
1.) Граница живого и неживого.
2.) Каким воспринимают мир другие существа.
3.) Сколько ощущений существует в природе?
4.) Попытаемся измерить ощущение.
5.) Нужен ли прогресс?
6). О смене увлечений.
7). Немного омузыке.
8). О восприятии цвета.
9). О несуществующих цветах.
ГРАНИЦА ЖИВОГО И НЕЖИВОГО .
Чем отличается живое от неживого? Многие говорят: ”Живое, это то, что движется и мыслит”. Первый признак не является определяющим, так ж двигается и заводная игрушка, а живой организм при желании может и не совершать явно видимых движений. Остаётся мышление. Внешняя сторна мышления это совершение действий, направленных на самосохранение, то есть на сохранение своей структуры, уменьшение вероятности её разрушения. В зависимости от сложности организации, этим действием может быть прямое сопротивление или далеко идущий замысел. (Если собаку ударить палкой, то она укусит не палку, а человека.)
Мыслит человек, мыслит кошка, и даже испытывает эмоции, это явно видно! Но даже инфузория перебегает в другую каплю по перешейку, если в первую положить солинку. Целесообразно реагировать на раздражение, -- вот признак живого. Но это может делать и автомат, и он способен совершать сколь угодно сложные действия. Значит автомат можно отнести к живым существам. Нет разницы, на каком принципе работает автомат, на электричестве, нервных сигналах или на шестерёнках. Главное, обработка информации, а её можно передать любым способом.
На раздражение реагирую все предметы, вплоть до атома. Отражать окружающее, есть свойство материи. Значит всё окружающее – живое. Нет качественной границы между живым и неживым, а есть лишь условная.
КАКИМ ВОСПРИНИМАЮТ МИР ДРУГИЕ СУЩЕСТВА .
Задумывался ли ты когда-нибудь о том, как мыслят различные существа, населяющие нашу Землю?
Очевидно, их мировосприятие зависит от строения тела и органов чувств.
Например глаза зайца расположены так, что их поле зрения охватывает все 360 градусов. Он “видит затылком”, и к нему ни с какой стороны нельзя подойти незамеченным.
Можешь представить себя зайцем? Здорово было бы, не правда ли?
А вот у птиц зрение немного другое. Они видят зёрнышко с большой высоты, благодаря очень острому зрению. Я даже не могу себе представить ощущение огромного количества различаемых деталей, если бы обладал таким зрением. Да и справится ли человеческий мозг, чтобы обработать столько информации? Наверно зарябит в глазах и затошнит.
Кошка хорошо видит в темноте. Но, как с прибором ночного видения, мир тогда представляется ей одноцветным.
Или взять к примеру пчелу. У неё не два глаза, как у человека, а великое множество. Вся её голова, покрыта ими, как одуванчик. Каждый глаз отличает только свет от тьмы, но все вместе они создают весьма точную панораму местности, поэтому пчела находит свой улей, даже если её унести в коробке на несколько километров. Ясно, что мир представляется ей совсем не так, как нам с вами.
Есть существа вообще не имеющие зрения. Летучие мыши “видят” мир в звуках, примерно как на экране медицинского УЗИ врач видит младенца в утробе матери. Только мышь не видит в прямом смысле, а воспринимает окружающее как-то по другому. Я даже не могу сказать как. Зато они слышат ультразвуки, неслышные нам. Чем меньше живое существо, тем тоньше издаваемые им звуки. Писк обычной мыши больше похож на шипение, но кошка хорошо его слышит. При желании мы тоже можем издавать ультразвук, когда говорим “кис-кис-кис-кис. И кажется удивительным, что кошка так сильно реагирует именно на этот зов.
Это только то, что касалось зрения и слуха. Но у животных есть ещё и осязание. Скажу о нём несколько слов. В смысле осязания мы очень плохо знаем своё тело. Даже ощупывать языком полость своего рта, делая это осознанно, приходится довольно редко. Необычное ощущение возникает, если трогать скрещёнными руками кончики своих ушей. Ещё необычнее принимать позы индийских йогов. А вот представить себя змеёй у меня никак не получается. Свиваясь кольцами в сложный клубок, змея должна воспринимать пространство, иначе, чем люди, и, будь у неё такая необходимость, она написала бы совсем другой учебник геометрии.
Обо всех ощущениях я здесь говорить не буду, это несколько другая тема, хотя интересно было бы задаться вопросом.
А СКОЛЬКО В ПРИРОДЕ СУЩЕСТВУЕТ ОЩУЩЕНИЙ ?
СКОЛЬКО ИХ ВООБЩЕ МОЖЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИ ?
Ведь очевидно, что каждому ощущению соответствует определённый процесс в мозгу (даже если он очень примитивный). Очень заманчиво было бы построить общую теорию ощущений, но это дело науки будущего. Но наверняка многое уже и теперь известно и изучено в современных НИИ, занимающихся вопросами психофизиологии (сразу почему-то вспоминаются книги первооткрывателей в этой области -- Сеченова и Павлова).
Для таких исследований нужны деньги, оборудование, а главное знания. Но любому человеку, интересно прикоснуться к этой животрепещущей теме.
Понимая, сколько вреда науке иногда наносят дилетанты, я всё же рискну поделиться своими наблюдениями. Надеюсь, что специалисты смогут отделить зёна от плевел, авось да найдётся в них что-нибудь полезное, тем более, что рамки исследований не позволяют отвлекаться на всякую “лирику”. Да ведь это и не научный трактат, а всего лишь мой дневник. Так что, поехали.
ПОПЫТАЕМСЯ ИЗМЕРИТЬ ОЩУЩЕНИЕ.
Какие же ощущения испытывает живое существо в процессе своей жизни? Проще всего в качестве экспоната взять человека. Его ощущения нам известны, ведь мы сами люди.
Но попробуем хотя бы поверхностно объяснить их возникновение с процессами, происходящими в мозгу.
Начнём с простого. Если человек не знает о чём-то, то он никаких чувств не испытывает. Но мозг находится в каком-то состоянии. Концентрация веществ и электрических потенциалов распределена в нём определённым сложным образом. Всё это конечно движется, но в общем и целом, картина пока что одна и та же.
Если человеку дали конфету, он чувствует приятное. Нервы у него устроены так, что при этом разряжается соответствующий центр. В случае долгого поедания конфет, клетки мозга как бы разряжаются , и конфеты уже не приносят удовольствия, наступает пресыщение. Вот почему говорят: “Не поешь горького, не узнаешь и сладкого.”
Это только один пример, но в любом случае мозг приходит в другое устойчивое состояние. Поэтому ощущения, связаны не с самими состояниями, а с переходными процессами в мозгу.
С давних времён ощущение человеком приятного вызывалось явлением превышающим его устойчивость в окружающей среде. Повышение устойчивости происходит тогда, когда человек получает возможность сильнее сопротивляться внешним факторам, совершать больше действий над природой в свою пользу. Поэтому наиболее благоприятным было бы для человека получить возможность совершать возможно большее число различных действий, и перейти в возможно большее число возможных (в данных условиях) состояний. Мозг отражает окружающий мир. Каждому состоянию внешних условий соответствует определённое состояние мозга. Поэтому состояние при котором происходит увеличение свободы действий человека, для мозга будет означать состояние, при котором он легче всего может перейти в любое их возможных состояний. А это и есть состояние с максимальной энтропией.
Как только цель достигнута, приращение устойчивости прекращается, сила ощущения (желания) снижается.
Но уйти назад нельзя, так как появляется обратное приращение, и вновь возникает тяга. Человек будет находиться у цели, как шарик в лунке, если не появится новая цель.
Если есть места, где человек получает приятные ощущения, то обязательно найдутся такие, где ему придётся получить плохие. Первые места человек любит посещать, например кино, дискотеки, пивные. Они дают мозгу разрядиться (в прямом смысле). Вторые являются нелюбимыми, ими могут быть места учёбы, работы. Они могут превратиться для человека в воплощение зла, человек может их ненавидеть. Эти дела обычно связаны с ущемлением свободы, и естественной реакцией явится поиск выхода и избавления от них.
Плохие ощущения так или иначе будут рассеяны в других местах (дома, в метро, …), потому что то, что не слито в одном месте, приходится сливать в другом. Надо только знать, где это делать. Конечно, не надо хамить в общественных местах, но всё же лучше выпускать пар за порогом своего дома.
НУЖЕН ЛИ ПРОГРЕСС ?
Интересно, что в среднем в течение жизни, мозг существенно не меняется, потоки вещества и электричества в нём всё так же циркулируют, как и раньше. Заряды сменяются разрядами, и так без конца. И если попытаться оценить КОЛИЧЕСТВО тех или иных ощущений КОЛИЧЕСТВОМ перенесённого вещества, то получается, что в сумме человек не получает преобладания ни положительных , ни отрицательных ощущений, так как хорошее компенсируется противоположным.
Просто происходят колебания вокруг нуля.
Вот например Сказка о рыбаке и рыбке.
Материальное положение старухи возрастало ступенчато, и каждая ступень приносила ей какое-то количество радости. Но под конец старуха оказалась в первоначальном положении, и это принесло ей столько же плохих ощущений, сколько хороших было получено ею ранее.
В самом деле, если измерять время координатой Х, а количество полученных ощущений разностью координат Y2-Y1, то из графика видно, что эта разность может быть достигнута самыми разными путями. И если кривая возвращается в исходную точку, суммарное количество ощущений равно нулю.
Таким образом, количество ощущения, полученное человеком при изменении внешних условий, не зависит от характера изменения (времени и формы пути) , а только от начального и конечного состояния. Иными словами, количество радости не зависит от того, дали человеку сразу килограмм золота, или постепенно, а количество горя той же величины, если этот кусок отобрать. А само обладание или необладание не несёт никаких ощущений.
Но тогда возникает вопрос: А нужен ли тогда человечеству прогресс, ведь тогда не всё ли равно, где жить, в квартире, или в пещере. Даже неизвестно, будет ли в последнем случае амплитуда меньше. С одной стороны тишина, свежий воздух, с другой мамонты, дикари, опасности.
Дело в том, что при прогрессе происходит изменение условий в сторону улучшения жизни, а, следовательно, несёт некоторое нескомпенсированное положительное Q.
Поэтому к концу жизни человек всё же получает несколько больше хороших ощущений, чем плохих. В этом движущая сила прогресса. Механизм здесь такой же, как при накоплении богатства. Поэтому нельзя заставить человека вернуться к первобытному образу жизни. И даже если это произойдёт, то человечество вновь пойдёт только по пути прогресса. Прогресс даёт человеку власть над природой, и помогает выжить. А поэтому на вопрос: “Нужен ли прогресс?” – лучше ответить, что человек не может не идти по нему. Ну, а если уж он сам выбирает этот путь, то очевидно прогресс нужен, или, вернее, необходим.
Люди бессознательно стремятся к богатству, думая, что именно в нём счастье. Просто стремление к богатству есть неосознанное желание как можно скорее получить очередную порцию приятного.
Читатель может сказать, что я занимаюсь самообманом, и с помощью софистики пытаюсь оправдать олигархов, наживших богатство нечестным путём. Но посмотри честно себе в душу. Неужели ты считаешь, что у известных людей, артистов и учёных такая уж шоколадная жизнь? Они вечно в заботах и стрессах. Поэтому, как писал поэт Андрей Дементьев:
“Кто-то в гении выбился, кто-то в начальство.
Не жалейте, что вам не досталось их бед”.
На эту же тему пела когда-то и Алла Пугачёва:
”Вы не верьте, что живу я , как в раю, …”
Так что приведённые рассуждения не так уж далеки от истины. Ну, намного ли обычный водопроводчик менее счастлив , чем Эйнштейн? Степень ошибочности этих рассуждений оценивать тебе, читатель, но, когда Эйнштейна спросили, кем бы он стал, если бы мог начать жизнь сначала, он ответил, что выбрал бы профессию попроще, например стал бы водопроводчиком. Это высказывание приобрело известность, и водопроводная компания присвоила Эйнштейну звание “Почётный водопроводчик”.
О СМЕНЕ УВЛЕЧЕНИЙ .
И ещё одна важная особенность нашего мышления, это “застойные очаги возбуждения”. Это образование в мозгу таких связей, которые только разряжают мозг, но не заряжают его. Существует такой предмет, служащий ключиком для отпирания таких цепей.
Вот, скажем, куплена красивая вещь. В первое время новизна вызывает радость, но постепенно вещь становится привычной, и мы перестаём замечать её.
Застойные очаги возбуждения довольно устойчивы, и могут не исчезать долго, но рано или поздно очаг слабеет, стирается, и вместо него появляется другой.
Сначала например, человек увлекается коллекционированием марок, потом у него возникает страсть к фотографии, а спустя ещё некоторое время он становится заядлым шахматистом. Человек как бы шагает по сдутому резиновому мячику. Выпуклость под ним постепенно становится вмятиной, ощущение высоты обесценивается, и он ищет всё новые и новые вершины.
Возникает вопроc, а можно ли сделать так, чтобы постоянно испытывать только одну радость? Что ж, теоретически это не исключено. Если при помощи каких-то внешних воздействий снова зарядить нужные участки мозга, переместить на место вещества туда, где они были прежде, то очевидно процесс получения радости можно повторить. Но практически сделать это пока невозможно. Так что генератор постоянной радости или постоянной боли, это только гипотеза. Но можно утешиться тем, что попадая в тяжёлые условия, человек постепенно к ним привыкает, и они уже не тяготят его так, как в начале. Даже под пытками боль постепенно притупляется. А богач наоборот, купаясь в золоте и развлечениях постепенно пресыщается и начинает чувствовать себя несчастным. Даже всё более сильные наркотики перестают помогать. Так что правильно говорят, что богатые тоже плачут.
НЕМНОГО О МУЗЫКЕ.
Почему нам нравится одна мелодия , и не нравится другая?
Ответить не так-то легкою. Попробую начать с более расплывчатого вопроса:
А когда вообще возникают приятные ощущения?
Подумав, и обобщив множество конкретных случаев, я пришёл к выводу, что они возникают, когда предмет следует по намеченному нами пути, подчиняется нам.
Играя с игрушечными машинками, дети подражают звуку их двигателей: “Рр-ррв, эврр”. Они представляют себе, что машина, которой они управляют, совершают большую механическую работу. Ведь всегда приятно управлять двигателем, который побеждает то, с чем не справиться своими силами.
Чем больше шума создаёт машина, тем она кажется мощнее. Ритм и громкость косвенно характеризуют мощность и силу. А высота звука косвенно показывает мощность при постоянном ритме.
Если у слушателя должно создаваться ощущение напряжения, усилия, то звук становаится выше, доходит до самой звенящей ноты, как мотор реактивного самолёта, когда он всё круче забирает вверх:
"Пусть где-э-э-то, … "
Слушатель тоже напрягается, и тоже изо всех сил старается преодолеть перевал.
Наконец высота достигнута. Звук затихает, как бы останавливается, и затем медленно начинает ускоряться:
"Мол-ча в ночи бредёт она одна,
Но поверь, если в сердце зазвенит весна, ... "
Скользя вниз, машина набирает скорость, громкость звука растёт, увеличивается:
"Вновь любовь, вновь любовь к нам прийдё -ё –т сюда.
Навсегда, навсегда, навсегда-а-а …!"
Это ассоциируется с бешенно рвущимся потоком, который разрушает, смывает все преграды. Такое освобождение, расторможение, свободное распыление энергии вызывает приятное чувство, оно ощущается, как победа над внешней средой.
Но обычно мелодии имеют более сложный характер.
Взлёты мелодии могут сменяются стремительными падениями и водоворотами. Постепенно ускоряясь и учащаясь на всём протяжении куплета, они создают ощущение ускорения:
"А по камушкам, а по камушкам, а по камушкам речка бежит …
В даль далёкую к морю синему, путь её беспокойный лежит …
А по ка-по-ка-по-камушкам, а по ка-по-ка-по-камушкам …
По круглым камушкам рее-ка бе-е-жит…"
Не правда ли, мелодия такая журчащая, и кажется, будто шарик скатывается по жёлобу туда-сюда
Каждая строка песни обычно начинается с резкого возрастания звука. Это и не удивительно, ведь начать петь мы можем только после вдоха:
"Кто тебе сказал, ну кто тебе сказа-ал?
Кто придумал, что тебя, я не люблю?!
Я каждый жест, каждый взгляд твой в душе берегу,
Твой голос в сердце мо-ё-ом, звучит звеня, …"
На графике это будет выглядеть примерно так.
А в конце куплета звук обычно щедро раздаривает по сторонам свою энергию, подобно автомобилю раскатившемуся с горки.
Когда-то в детстве у меня был очень своеобразный проигрыватель. Он мог вращаться в обе стороны, и я иногда этим баловался. Меня очень удивляло, что хорошая песня прослушиваемая задом наперёд, вовсе не вызывала восторга, а даже несколько раздражала. А всё потому, что пилообразная кривая получалась направленной в другую сторону, и мелодия состояла из резко обрывающихся кусочков.
Есть и ещё одна привлекательная особенность музыки.
Вы наверно замечали, что людям нравятся мелодии с ускоряющимся ритмом:
“По-то-лок ле-дя-ной, дверь скри-пу-чая,
за шер-ша-вой стеной тьма ко-лючая, …”
Возникает вопрос: А почему?
– Всё опять проистекает из того, что все мы очень любим командовать.
Например мы радуемся, если что-то, происходит именно так, как мы предсказываем.
Слушая мелодию, мы всегда пропеваем её чуть-чуть раньше, чем она звучит. Мы как бы предсказываем, как она должна звучать дальше. Если наше предсказание не сбывается (музыкант фальшивит или музыка обрывается), мы испытываем неприятное чувство.
Мы как бы предугадываем следующий звук, и мысленно подталкиваем мелодию. При этом она как бы поддаётся нашим усилиям, и начинает ускоряться. Создаётся ощущение, что мы разгоняем массивное тело, и совершаем над ним работу.
Возможно, ощущение приятного возникает, когда сигнал появляется чуть раньше, чем ожидалось. Он заранее открывает нервные каналы, по которым должен пробежать импульс восприятия, и этим облегчают его прохождение.
Мышление всегда рефлекторно обгоняет ритм, ждёт продолжения, тащит его. Нам кажется, что мелодия ускоряется недостаточно быстро. Но на радость нам, она всё-таки ускоряется. Может быть поэтому, такую популярность завоевала наша “Калинка”.
О ВОСПРИЯТИИ ЦВЕТА .
Существуют люди, не отличающие зелёного от синего, дальтоники, это всем известно.
По-видимому нервы, идущие от соответствующих “фотоэлементов” , замкнуты параллельно, и два цвета воспринимаются мозгом, как один. Но можно вообразить и другое. Что будет, если эти нервы поменять местами? Очевидно, зелёные листья будут казаться синими, а небо зелёным.
Строение мозга у разных людей не может быть совершенно одинаковым, поэтому очевидно, что люди воспринимают краски мира по-разному. Да, у всех людей цвет пламени связан с ощущением красного. Но они только так называют этот цвет. На самом деле процесс в мозгу может соответствовать жёлтому или зелёному. Такой человек видит костёр в жёлтых или зелёных тонах, как если бы в него бросили поваренную соль или пучок медной проволоки.
Что же за процессы, которые вызывают определённые ощущения? Чем они отличаются?
Начнём с вибрации. Постукивание по телу воспринимается тензодатчиками осязания. Увеличение частоты приведёт к ощущению вибрации. Однако звуковая частота будет воспринята не как звук, а как зуд, а ультразвуковая, как жжение. Поэтому осязание и слух, очевидно два сильно отличающихся процесса.
Что касается звука, тут можно уловить периодичность. Мелодию “Чижик-пыжик” можно сыграть, используя клавиши не только первой , но и второй октавы. По частоте они отличаются в два раза. Можно взять и третью и четвёртую октаву. Возможно мозг и успевает сосчитать число импульсов, приходящих от слуховых нервов, ведь частота альфа-ритма ещё сравнима с частотой звуковых колебаний. Однако, это никак не может касаться восприятия света.
Известно, что цветам светового спектра соответствуют определённые частоты электромагнитных колебаний. Но частоты эти настолько велики (порядка 10^15 Гц), что сосчитать их вряд ли смог бы даже современный микропроцессор. Поэтому мозг их не подсчитывает. Просто каждый цвет воспринимается определёнными “фотоэлементами” на сетчатке глаза, и импульсы от них (совсем не похожие на синусоиду) передаются в мозг.
Но есть одна интересная игрушка – диск Бенхема.
Если вращать этот диск с определённой скоростью, чёрно-белые полосы сливаются в цветные окружности.
На заре телевидения, когда экраны ещё были чёрно-белыми, показали такой диск. Каково же было изумление зрителей, когда на экране стали возникать цветные линии. Бледные, зеленоватые, желтоватые, но всё же цветные!
Как объяснить такое явление? Сам собой напрашивается ответ -- в мозгу происходит некий периодический процесс. Частота мельканий, соответствует его частоте.
Кроме того, на диске Бенхема, штрихи разных окружностей сдвинуты на разный угол относительно его зачернённой половины, которая, по-видимому, задаёт основной ритм.
Это значит, что ощущение цвета вызвано сдвигом фазы приходящего сигнала относительно этого основного ритма.
Теперь вернёмся к оптической теории цвета. Наши глаза способны воспринимать три цвета: красный, зелёный и синий. Все остальные оттенки получаются от смешения цветных лучей.
Если цвета солнечного спектра расположить по увеличению частоты, красный постепенно перейдёт в жёлтый, жёлтый в зелёный, и затем в синий.
Понятно, что если смешивать два близко лежащих цвета, то получится то, что между ними.
(Это не касается красок. Тут действуют несколько иные правила. Смешивая жёлтую с синей , можно получить зелёную, а другие комбинации дают что-то серо-буро-малиновое.)
Например если совместить красный и жёлтый зайчики, полученный цвет будет восприниматься, как оранжевый, Но некоторые сочетания лучей, при смешении дают белый цвет, например красный и голубой, малиновый и зелёный.

Всё это многообразие сочетаний приходит в понятную систему, если цвета расположить по кругу .

А ещё лучше, в виде цветового графика.

На границе его расположены три ярких сочных цвета: красный, зелёный и синий, какие можно видеть при разложении солнечного света стеклянной призмой. Для них в человеческом глазу имеются специальные “фотоэлементы” (колбочки). Ближе к центру, более блеклые. Они получаются от смешения этих трёх основных цветов, а в самом центре абсолютно блеклый цвет – белый.
Соединяя какие-нибудь две цветовых точки отрезком прямой можно узнать на нём, какой цвет получится от их смешения в соответствующей пропорции.
Поэтому, если бы колбочки реагировали только на свет строго фиксированной частоты, то цветовой график ограничивался бы прямыми линиями, и представлял бы собой треугольник. Но по-видимому каждая колбочка захватывает некоторый диапазон, поэтому цветовой график напоминает эллипс. Но область между красным и синим цветом как будто срезана ножом. Возникает вопрос: Почему?
О НЕСУЩЕСТВУЮЩИХ ЦВЕТАХ .
Как я уже говорил, всем цветам солнечного спектра соответствует своя частота.
Однако цветов, лежащих между красным и фиолетовым: малинового, сиреневого, лилового НЕТ В СОЛНЕЧНОМ СПЕКТРЕ, поэтому им нельзя приписать какую-нибудь частоту. Это так называемые ПУРПУРНЫЕ цвета. Для нас в чистом виде они не существуют, а получаются только смешением чистых цветов: красного и синего
Поэтому сиреневый цвет всегда кажется нам каким-то блеклым. Чистого сиреневого цвета не видел ещё ни один человек в мире!
А нельзя ли, спросит читатель, как-нибудь перестроить наш мозг, чтобы это стало возможным?
Вернёмся теперь к диску Бенхема. Если в мозгу происходит периодический процесс, соответствующий ощущению разных цветов, то сдвиг фаз хорошо объясняет их разницу. Действительно, при сложении синусоид одинаковой частоты, но со сдвигом фаз, получается синусоида промежуточной фазы. И если эти синусоиды сдвинуты на 180 градусов, в сумме они дадут ноль (белый цвет). Но так же, как переменный ток в электротехнике не есть его отсутствие, и он выделяет энергию, так же и суммарная нулевая амплитуда воспринимается, как вполне реальный цвет – белый, серый, или (при нулевых слагаемых) чёрный.
Вспомним теперь историю. Простейшие живые существа по-видимому могли отличать только свет от тьмы. По мере их совершенствования, совершенствовалось и зрение. Появились фасетчатые глаза у насекомых, затем глаза с хрусталиком у животных. Но первобытный человек не мог видеть такого многообразия цветов, как мы. Его первые наскальные рисунки были выполнены только красной и жёлтой глиной. А жизнь требовала отличить спелый плод от недозревшего, требовала различить хищника на фоне зелёной листвы. И эволюция нашла способ различать больше цветов. Периодический сигнал в мозгу стал дифференцироваться не только по амплитуде, но и по фазе. Диапазон смещения фаз постепенно расширялся. Но можно ли сказать, что у современного человека он завершился? Как раз наоборот! На цветовом графике мы видим, что добрая треть круга ещё не занята. Если наши учёные смогут научиться искусственно создавать в мозгу сигналы смещённые на большую величину (так и хочется сказать, от основного альфа-ритма), то человек сможет увидеть цвета, которых не видел ещё никто в мире, ощутить всю их фантастическую красоту. Такая искусственная “сиреневая” колбочка, должна быть сдвинута по фазе между красным и синим цветами. А для этого придётся раздвинуть диапазон воспринимаемых частот в область ультрафиолета (или наоборот в инфракрасную сторону).
Пока ничего подобного не создано, но такая вот простенькая теория предсказывает их существование.