Неизвестные шедевры-5. Иконография одного портрета. Часть II. |
Заранее прошу прощения у NADYNROM за то, что практически повторяю ее пост.)))
Наука история - дама, как известно капризная, склонная к самолюбованию, и посему, очень любит цитировать саму себя. У этого портрета, тоже нет автора, и есть имя. Но в отличие от прошлого портрета, нам не нужно смотреть на подпись, настолько узнаваемо для нас это лицо, благодаря гению Веласкеса. Инфанта Испании Маргарита-Терезия, ставшая императрицей Австрии.
Маргарита-Терезия Испанская была дочерью одного из героев предыдущего поста - Филиппа IV и его второй жены Марианны (Марии Анны) Австрийской. В этом подлунном мире она прожила всего 22 года, оставив крайне мало свидетельств о своей жизни, и если бы не портреты Веласкеса, обессмертившие образ маленькой хрупкой девочки, запертой в удушливом мадридском Альказаре, боюсь, она затерялась бы в веренице инфант-эрцгерцогинь ставших жертвами династических браков Габсбургов.
Веласкес. Портрет Филиппа IV. "Филипп в серебряном"
Но попытаемся собрать те крохи фактов, которые нам известны. Инфанта Маргарита родилась в 1651 году. Она была старшим ребенком от его второго брака короля Испании с эрцгерцогиней Марианной. Вторая женитьба Филиппа не входила в его жизненные планы и была обусловлена смертью его единственного на тот момент сына и наследника принца Бальтазара Карлоса, сына его любимой жены Изабеллы де Бурбон. Бальтазар Карлос был очень похож на свою мать, был умным и красивым, с врожденным благородством. Испанцы обожали принца, и все надежды королевства связывали с ним. Его смерть стала огромным национальным (не побоюсь этого слова) горем. Филипп был сломлен, и на женитьбу решился исключительно из династических соображений.
Марианна прибыла в Мадрид осенью 1649 года. Ей было 15 лет. Филиппу – 42. Встретили ее при дворе настороженно, не скрывая неприязни. Во-первых, она явно внешне проигрывала первой жене Филиппа, красавице и умнице Изабелле де Бурбон, во-вторых, до двора уже успела долететь сплетня о курьезе, который произошел по дороге в Испанию. В каком-то городе в дар будущей королеве преподнесли пару чудесных вязаных шелковых чулок (большая редкость в то время). Но по испанскому чопорному этикету женщина не могла показать не только часть ноги, но даже носочек туфельки, поэтому испанская свита выбросила чулки со словами «У королевы Испании нет ног». Если верить воспоминаниям того времени, Марианна проплакала весь остаток пути, представляя как ей в Испании отрубят ноги.
В общем, испанская знать, мягко говоря, не жаловала новую королеву, и эту судьбу почти дословно повторит ее дочь Маргарита.
Об отношении Веласкеса к инфанте и о его портретах, я, с вашего позволения писать не буду. На эту тему написано уже такое количество статей и постов, что мой явно будет лишним, напомню только, что искусствоведы, ласково называя их «Мастер и Маргарита» часто задаются вопросом, насколько приукрашивал Веласкес, любя свою модель, явные черты вырождения династии на лице этой девочки? Наверно, на первый взгляд, это праздный вопрос, но на портреты Маргариты других художников без слез смотреть нельзя. Особенно если сравнивать с портретами ее старшей сестры Марии Терезии, дочери Филиппа и Изабеллы де Бурбон.
В возрасте 14 лет Маргариту, полностью в соответствии с губительной брачной политикой, выдадут замуж за ее дядю и, одновременно, кузена, императора Австрии Леопольда I. Надо заметить Леопольд внешне был настолько непривлекателен, что Маргарита на его фоне смотрелась красавицей. Ко всеобщему удивлению, этот брак оказался счастливым. У Маргариты и Леопольда было множество общих интересов, самым сильным из которых была любовь к опере.
О Леопольде в целом отзывались как о хорошем правителе, любимом как придворными и родственниками, так и народом. Чего нельзя сказать о Маргарите. Унаследовав от матери и отца ограниченность, усиленное фанатичной набожностью, Маргарите выше всей австрийской нации ставила свою испанскую свиту, которая, чувствуя поддержку в лице императрицы, вела себя крайне надменно и презрительно. К тому же Маргарита настояла на изгнании из Вены еврейской общины, она ненавидела евреев, считая именно их виновными в том, что все рожденные ею дети умирали, а она мечтала подарить мужу наследника. Учитывая, что при дворе Леопольда, были так называемые «придворные еврейские финансисты», которые с помощью своей общины финансировали все военные действия Леопольд против Турции и Франции, а так же то, что осели эти евреи в Берлине, традиционно враждебном Вене, последствия этого поступка были почти катастрофические для страны.
Придворные откровенно, почти не скрывая, ненавидели императрицу, и, зная о ее слабом здоровье, терпеливо ждали, когда она умрет и освободит императора Леопольда. Она выполнила их просьбу в марте 1673 г., так и не подарив наследника.
Если же вернуться к портретам, то, глядя на последний, предсмертный портрет Маргариты-Терезии, я невольно думаю о том, что судьба, все-таки даже бывает справедлива. Это хорошо, что Веласкес никогда не увидел, в кого превратилась его светлая девочка, «солнечный лучик» Альказара. Я не испытываю восторга и трепета, глядя на ее портреты, гораздо больше эмоций у меня вызывают портреты ее старшей сестры Марии-Терезии, но по-человечески безумно жаль.
Рубрики: | Неизвестные шедевры |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |