Это поймут жители многоквартирных домов, чьи окна выходят на дорогу, по которой осуществляется более-менее интенсивное движение автомобилей. Особенно поймут жители первых этажей, в квартирах которых ежедневно образуется достаточно ощутимый слой пыли, прилетающей из-под колёс машин. А помимо пыли - шум двигателей и шин, выхлопные газы, гудки клаксонов, буханье автомобильных динамиков, ругань водителей. А кто компенсирует названным жильцам затраты на очистку воздуха, шумозащиту, а главное - на лечение организма, подвергаемого влиянию вышеперечисленных факторов? Поэтому было бы справедливо рассмотреть вопрос либо о снижении налоговых сборов на означенные квартиры, либо ввести дополнительный сбор на автомобилистов в пользу жильцов, которым наносит ущерб автомобильное движение под их окнами.
Приватизация предприятий: как не остаться с носом?
Претендент на титул хозяина российских телекоммуникаций. В сентябре 1991 г. в рабочую группу, рассматривавшую новые модели управления ЦТ, была передана концепция полной приватизации ЦТ, предложенная президентом — главным управляющим Российской товарно-сырьевой биржи Константином Боровым и официально именуемая «Протоколом о намерениях». Концепция полного акционирования ЦТ предполагала т. н. «дисперсное акционирование» — разделение имущества ЦТ на большое количество акций. По предварительной оценке К. Борового телевидение можно продать примерно за 3 млрд. руб. акциями номинальной стоимостью в 100 тыс. руб. (т. е. будет около 30 тысяч акционеров).
Эксперты газеты «Коммерсантъ» отметили, что дисперсное акционирование в принципе позволяет нескольким крупным акционерам, купившим 2—3 % акций реально контролировать предприятие, так как остальным акционерам, имеющим лишь доли процента от общего капитала, для создания блока при голосовании необходимо объединить на своей стороне несколько тысяч мелких владельцев акций. Естественно предположить, что наиболее крупным акционером окажется в конце концов сам Константин Боровой — об этом говорит его давний и устойчивый интерес к телекоммуникациям.
Непосредственно с Константином Боровым мы впервые познакомились как раз на этой ниве, посетив в середине еще 1990 г. учредительное собрание биржи «Хай-Тэк», где Боровой выступал от имени ассоциации «Деловое сотрудничество и социальное развитие» (см. «ТКТ» № 9, 90 г., с. 51-52). Тогда, чтобы иметь возможность биржевых операций в качестве однородного товара решено было взять компьютеры и видеотехнику, использовать информационные каналы, в частности Московский коммерческий ТВ канал. Однако тогда все это выглядело еще не очень солидно.
Но вот довольно скоро «захват телекоммуникаций» принял совершенно другие масштабы — 18 марта 1991 г. главный управляющий РТСБ К. Боровой и директор ЦНИИ машиностроения В. Уткин подписывают соглашение о сотрудничестве в области создания специальной военно-промышленной биржи, большинство структур которой должно функционировать в условиях жесткого режима секретности. Было сказано, что в ЦНИИ-маш и Центре управления полетами уже выделены помещения, каналы связи, установлено необходимое оборудование.
Экспансия шла не только в организационной и технической сферах телекоммуникаций — не была забыта и «творческая» сторона вопроса: каждую пятницу пресс-конференции г-на Борового, проводимые в штаб-квартире РТСБ неизменно заканчивались коктейлем для журналистов. (Это обстоятельство еще раз научно доказывает однозначность побудительных мотивов «независимых» средств массовой информации давать публикации на тему «Какой очаровательной будет родная советская буржуазия».)
Исходя из мирового опыта, надо признать, что шансы К. Н. Борового, опирающегося на заработанный в «дикий» период баснословный капитал, стать фактическим хозяином гигантской телекоммуникационной корпорации в России почти стопроцентны. Единственное, что могут предпринять в такой ситуации трудовые коллективы предприятий связи и телевидения, — это обговорить для себя приемлемые условия разгосударствления своих предприятий.
Чтобы оказать трудовым коллективам в этом помощь, мы ознакомим их с материалами международного семинара «Приватизация предприятий: практика и проблемы» (Москва, 26-27 октября 1991 г.). Любезное приглашение принять участие в этом семинаре мы получили от группы компаний «Марка лимитед». Для справки: «Марка лимитед» действует с сентября 1990 г. Основной деятельностью фирмы являются консультации и проведение семинаров в области финансов, рынка ценных бумаг, акционирования предприятий, подготовка документов, предоставление услуг в сфере создания акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, предоставление различного рода деловой и экономической информации, услуги по разработке комплексных экономических проектов, приватизации (включая обоснование эмиссии ценных бумаг). С ноября 1990 г. «Марка лимитед» заключила соглашения о взаимном обмене информацией с аналогичными компаниями в Великобритании, Ирландии, США, ФРГ, Франции.
Из обилия материалов и выступлений семинара мы из-за нехватки журнальной площади сможем привести лишь ту часть, которая способствует лучшему пониманию предмета разговора. За консультациями же по частным вопросам лучше обратиться непосредственно в «Марку лимитед».
Почему мы имеем такую приватизацию, какую имеем, и что можно от нее ожидать? Прежде всего не надо ожидать в наших условиях от приватизации богатства и изобилия сразу. Например, подсчитано, что на территории бывшей ГДР только первый этап приватизации обойдется в 300—600 млрд. марок. У нас, если сравнивать объемы производственных мощностей, эту цифру надо умножить примерно на 20. Однако на эти расходы надо идти прежде всего из политических соображений, так как фактор приватизации конституирует будущую политическую систему, создав институт собственников. Вопрос — какому механизму отдать предпочтение? Об этом рассказал С. А. Зверев, помощник зам. Председателя СМ РСФСР, зав. сектором Центра экономических и политических исследований под руководством Г. А. Явлинского.
Первой в Восточной Европе встала на этот путь Югославия, развернув еще лет 10 назад кампанию по безвозмездной передаче собственности предприятий в руки трудовых коллективов. Гражданская война — одно из следствий именно безвозмездной передачи, так как всем уже пришлось признать, сказал С. Зверев, что она не ведет к повышению эффективности производства, а следовательно, и уровня жизни. Теперь там надо все приватизировать иначе, а для этого все нужно обратно национализировать, и, похоже, к этому дело идет.
Чехословацкая идея — все сосчитать и поделить, предложив заплатить инвестиционный взнос, равный месячной зарплате. Но она у всех разная. Значит, нужна дотация. Но кому сколько? Один всю жизнь работал, другой сидел в тюрьме. Значит, население надо поделить на группы. По одному из проектов было предложено, например, такое деление, что школьники, студенты, офицеры и заключенные выделялись в одну группу по размерам приватизационного пая. Впрочем, малая приватизация так или иначе пошла.
У нас путь, конечно, свой — с безвозмездной выдачей каждому приватизационного вклада. Разработчики Закона РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» сами признают сейчас, что закон имеет больше политическое, чем процедурное значение. Накануне принятия Закона трудовые коллективы Москвы и области предупредили о забастовке, в случае, если не будет безвозмездной выдачи приватизационного пая. Закон пришлось принимать в таком виде, чтобы сделать хотя бы прорыв, и остановить «дикую» министерскую приватизацию. Но население все равно в сложном положении, хотя бы потому, что существующий перечень приватизируемых предприятий со временем может стать более заманчивым, а пай уже будет потрачен, и т. п.— отсюда большая степень риска почти для всех.
К тому же население полностью дезориентировано в экономических вопросах — это видно по почти мистическому отношению к программе «500 дней». В сущности, 500 дней — это более удобное обозначение полуторагодовой стабилизационной программы, стандартный срок для таких программ на всей территории Земного шара. В Аргентине, например, программы «500 дней» безуспешно проводятся уже в течение 30 лет, а в Мексике программа пошла с первого захода. В отношении же приватизации предложенная в то же время программа Рыжкова была более радикальной — она предлагала уже в первой своей половине приватизировать 500 крупных промышленных объектов, тогда как в «500 дней» предлагалось к приватизации лишь 50 объектов. «Я не хочу сказать,— заметил в связи с этим Зверев,— что это были происки, но скажу, что ситуация вокруг этих программ была изобретением средств массовой информации». (Таким образом, открылось еще одно преступление против своего народа «независимых» средств массовой информации.)
Оценка имущества предприятий (Шнейдеман Л. 3., ведущий эксперт Министерства финансов СССР). Оценка имущества предприятия — наиболее субъективный момент во всем процессе приватизации и поэтому может иметь колебания в значительных пределах в зависимости от целей приватизации и взаимоотношений участников. Бывает, что преследуются исключительно цели госбюджета — на Ямайке, например, завышением оценок затыкались бюджетные дыры (по 5 % всех годовых расходов). Во Франции в целях скорейшего развития финансового рынка оценку стремились занизить. Оценку стремятся занизить также, чтобы избавить бюджет от убыточных предприятий.
Однако и завышение, и занижение оценок становится возможным лишь на основе заранее определенной исходной базы оценочной стоимости имущества (к тому же точно знать исходную базу необходимо, например, для определения уставного фонда создаваемого на базе госпредприятия акционерного общества). Отсюда в процессе приватизации возникает и объективный момент — определение реальной стоимости имущества предприятия.
В качестве базового документа при оценке может быть использовано «Временное методическое положение по оценке стоимости имущества государственных предприятий и организаций, подлежащих выкупу, продаже» от 29.11.90, разработанное Минфином СССР, Госпланом СССР, Госбанком СССР, Госкомстатом СССР и Минюстом СССР. Однако с учетом современной ситуации к нему необходимы коррективы и комментарии.
При определении состава имущества, подлежащего оценке, предприятие необходимо рассматривать как целостный имущественный комплекс, а не как совокупность отдельных объектов. Однако на 1-м этапе оценке подлежат именно отдельные виды имущества.
В основные средства включаются как традиционные материальные объекты (здания, сооружения, машины, оборудования и т. п.), так и нематериальные объекты (капитальные вложения в землю, недра, леса, в арендованные основные средства). Сейчас для госпредприятий разрешено считать основными средствами и программные средства ЭВМ. Но, по сути дела, программные средства ЭВМ принадлежат к категории "нематериальные активы", наряду с такими объектами промышленной и интеллектуальной собственности, как изобретения, промышленные образцы, ноу-хау, товарные знаки и знаки обслуживания, право на пользование природными ресурсами, различные монопольные права и привилегии, френчайз, орграсходы и т. п. Российский комитет по госимуществу разрабатывает методики их оценки. Но парадокс в том, что в бухгалтерском балансе статья «нематериальные активы» предусматривается только для новых форм предприятий — акционерных обществ и хозяйственных товариществ. В бухгалтерском же балансе госпредприятий, которые как раз и требуется превратить в названные предприятия, такой статьи нет, поэтому нематериальные активы учитываются лишь как корректирующий фактор при окончательном определении стоимости предприятия (хотя, как уже было сказано, ПО ЭВМ разрешено оценивать вкупе с основными фондами).
Существует устойчивое заблуждение, что оценке подлежит не весь актив бухгалтерского баланса, более того, стараются оценивать не актив, а пассив бухгалтерского баланса. Есть жесткая привязка: актив — это собственность государства, поэтому именно он и оценивается.
О методиках оценки. Исторически сложилось так, что у нас долго признавалась лишь такая оценка имущества, при которой не делалось различий между первоначальной и балансовой стоимостью имущества. Действительно, казалось бы, проще всего оперировать балансовой стоимостью имущества. Однако балансовая стоимость, как таковая не отражает целей приватизации. У нее другая задача, вытекающая из основной функции бухгалтерского учета — отражать уже происшедшие события, а не предстоящие (например, прогнозируемые доходы) в результате приватизации. Что и интересует прежде всего покупателя, но и продавец мало заинтересован в оценке по балансовой стоимости, так как она напрямую не учитывает массы факторов, могущих повысить оценочную стоимость.
В приватизационной практике удобнее всего оперировать восстановительной стоимостью имущества как оценкой имущества, созданного в прошлом, по современной стоимости воспроизводства этого имущества. Такая оценка очень подходит для основных средств, хотя применима и для товарных запасов. Восстановительная стоимость определяется путем корректировки первоначальной стоимости на уровень действующих цен.
Первоначальная стоимость берется прямо из бухгалтерского баланса. Это — реальная первоначальная стоимость, несмотря, на то, что последняя переоценка объектов основных средств производилась в 1972 г. по ценам 1967 г., тем не менее таковы были темпы замены основных средств, таковы были темпы воспроизводства, что сегодня можно говорить о некой реальности первоначальной стоимости объектов основных средств.
Как конкретно определить восстановительную стоимость на основе первоначальной стоимости? Существуют рекомендации (как ориентир).
1. Здания и сооружения. Для объектов, введенных в действие до 01.01.84 г. первоначальная стоимость пересчитывается в уровень цен 1984 г. по индексам л коэффициентам, утвержденным постановлением Госстроя СССР от 11.05.83 г. № 94 и в уровень цен 1991 г. по индексам, установленным письмом Госстроя СССР от 06.09.90 г. № 14-д и письмом Госстроя СССР от 29.12.90 г. № 22-д. По объектам, введенным после 01.01.84 г.— пересчет сразу по этим двум письмам в уровень цен 1991 г.
Для незавершенных и строящихся объектов восстановительная стоимость находится (по тем же письмам) как сумма выполненных объемов строительно-монтажных работ, пересчитанных в цены 1991 г.
2. Оборудование и машины. Типичная ситуация, когда начисленный износ перекрывает первоначальную стоимость объекта и этим начинают манипулировать. Действительно, длительное время износ начислялся независимо от нормативных сроков эксплуатации, независимо от того, в течение какого времени он переносится на стоимость готовой продукции. В связи с этим у нас огромный парк переамортизированного оборудования со степенью начисленного износа в 2—3 раза превышающей первоначальную стоимость объекта.
Такое оборудование при приватизации заново подлежит оценке. В этом случае базой для исчисления стоимости служит экспертная оценка. В качестве исходных данных берутся прейскурантные цены, утвержденные постановлением СМ СССР от 14.06.88 г. № 741. При этом используются коэффициенты изменения оптовых цен, предусмотренные постановлением Госкомцен СССР от 01.07.90 г. № 411. Но в конечном счете будет введена система коэффициентов, разработанная Госкомимуществом РСФСР как для отечественного, так и для импортного оборудования. Совсем уж древнее оборудование, цен на которое в прейскуранте нет, оценивается по методу аналогий с имеющимся в прейскуранте. При этом коэффициенты рассчитываются самостоятельно исходя из натуральных показателей, например, производительности.
Однако и упомянутую в начале сумму начисленного износа тоже придется учесть, для чего есть два способа:
а) Находится отношение фактического срока эксплуатации к нормативному сроку эксплуатации. По полученному проценту определяется остаточная стоимость объекта. Метод сложен из-за громоздкости расчетов.
б) На практике чаще используется метод экспертной оценки реального физического и морального состояния машин и оборудования.
Если все же оценочная комиссия определила, что объект реально в таком состоянии, что в производстве уже использоваться не может, то его не включают в состав оцениваемого имущества, либо в крайнем случае оценивают по цене возможной реализации или возможного использования.
3. Запасы и затраты производства. Оценка малоценных и быстроизнашивающихся объектов производится по методике для основных средств (определение восстановительной стоимости). Оценка производственных запасов (сырье, материалы, комплектующие, запчасти) производится по оптовым или розничным ценам. Сегодня это реальные рыночные цены, определить которые можно по котировкам, публикуемым в газетах или по уровню цен последних закупок.
4. Финансовые активы. Денежные средства оцениваются по номиналу. Из финансовых вложений в том числе оцениваются и вложенные в различные фонды, коммерческие банки, дочерние и совместные предприятия и т. п. Особенности оценки валютных средств: если покупатель становится правопреемником, то по коммерческому
курсу. если не становится правопреемником — по биржевому курсу. Однако в перспективе останется, вероятно, только биржевой курс. Вложения за рубежом оцениваются в сумме фактических затрат. Ценные бумаги: правопреемник берет по номиналу, не правопреемник — по рыночной котировке.
Таким образом, в общих чертах стоимость имущества предприятия определена. Теперь настало время учесть нематериальные факторы, то есть:
■ географическое расположение предприятия;
■ финансовое состояние;
■ уровень делового партнерства;
■ степень квалификации кадров;
■ стабильность и перспективность сбыта продукции;
■ доходность;
■ степень научно-технического и интеллектуального потенциала;
■ возможности для решения социально-бытовых проблем сотрудников.
И все прочее, что может реально повысить (а возможно, и понизить) стоимость приватизируемого предприятия. В мировой практике нематериальные факторы именуются «ценой фирмы».
И теперь, если мы вернемся к моменту, с которого начали определение состава имущества, подлежащего оценке, где мы договорились, что предприятие надо рассматривать как целостный имущественный комплекс, то окажется, что покупатель берет на баланс в качестве этого комплекса не только стоимость имущества, но и «цену фирмы».
Но для оценки имущественного комплекса в целом еще необходимо провести корректировки. Прежде всего из выявленной стоимости отдельных объектов имущества (совокупной стоимости) надо вычесть сумму кредиторской задолженности (расчеты с поставщиками, подрядчиками, займы от других предприятий, банковские кредиты и т. д.).
Еще пример корректировки,— оценивая малоценные и быстроизнашивающиеся объекты, мы не учли сумму начисленного износа, которую надо вычесть.
Необходимо скорректировать сумму прибыли предприятия: в бухгалтерском балансе мы показывали сумму прибыли развернуто — сумму накопленной прибыли в пассиве баланса и сумму прибыли, использованной авансом до окончательного распределения в активе баланса. Эти две величины надо сальдировать, чтобы получить истинную величину прибыли.
Наконец, если покупатель становится правопреемникам предприятия, то необходимо исключить резерв предстоящих расходов и платежей (например, резерв на оплату отпусков работникам). Исключаются также суммы амортизационного и ремонтного фондов.
И напоследок остаются такие корректировки, как учет системы льгот при приватизации трудовым коллективам и иным категориям населения, различные субъективные факторы и т. д.
Результаты оценки оформляются соответствующими актами на каждую группу оцениваемого имущества. Завершается документирование процесса оценки составлением передаточного (или ликвидационного) бухгалтерского баланса.
(Примечание. К моменту выхода публикации Госкомимуществом РСФСР уже должен быть разработан подробный пакет методик по оценке имущества, в том числе — по оценке нематериальных факторов.)
Оценка предприятий. Оценка имущества. (Николас Моррис, партнер фирмы «Купере энд Лайбренд Делойтт», Великобритания) Г-н Моррис уже был консультантом по приватизации во множестве развивающихся стран (Южная Америка, Карибский бассейн, Восточная Европа и пр.). 60 % своего рабочего времени он проводит в этих странах. Поэтому ему есть с чем сравнить то, что происходит у нас, но в качестве сравнения на ум приходят только шумные «крестовые походы» как символ любой ценой обрести нечто истинное. Однако приватизация — не некое «абсолютное оружие», скорее, это набор методов лечения, причем болезненных, так как рвутся устоявшиеся десятилетиями связи. Далеко не всегда приватизация — лучший вариант. Например, Французские банки, известные как одни из наиболее эффективных предприятий в мире, принадлежат государству.
А вот в области телекоммуникаций приватизация может дать исключительные результаты (хотя известно, что на территории СССР высшее чиновничество категорически препятствует приватизации предприятий связи и ТВ). Но вот наглядный пример с «Бритиш Телеком».
В 1979 г. в партийной программе консерваторов, пришедших в тот период к власти в Великобритании, приватизация не упоминалась вообще. Рядовой англичанин почти ничего не знал об акциях, биржах, дивидендах и т. п. Но в начале 80-х приватизация непосредственно коснулась всех англичан уже потому, что правительство Тэтчер пошло на разгосударствление крупных предприятий, к которым относилось и «Бритиш Телеком». Для «Бритиш Телеком» график приватизации был развернут на 22 года, в течение которых можно было безболезненно провести процесс реструктурирования. Так, уже в 1984 г. «Бритиш Телеком» сделали холдингом, где населению принадлежал 51 % акций. В настоящее время идет процесс реализации населению остальных 49 % акций. Результаты — если до приватизации работало 4 из 10 уличных телефонных автоматов, то теперь работают 9,5 из 10 таких автоматов (что естественно: человек не будет отрезать таксофонные трубки, если у него есть хотя бы одна акция, приносящая лично ему прибыль от работы этих таксофонов). Регулирующая же роль правительства при этом все равно остается — например, приватизированным предприятиям правительство не позволяет взвинчивать цены выше уровня инфляции*.
* В отличие от беспредела «государственных» советских организация связи (примеч. авт.).
Главная проблема приватизации — коренное различие интересов ее участников. Финансовые органы интересует только одно — «выкачать» как можно больше денег. Не существует в мире Министерства финансов, которого интересовало бы что-либо иное. Для директивных органов главное — чтобы предприятие обеспечивало эффективность, и они будут стараться устранять возникающие (или возводимые) при этом преграды. Для бывших руководителей главное — остаться «у кормила» (в обоих смыслах этого выражения), поэтому они будут стараться всем, кто «наверху» и кто «внизу» показать, какие они хорошие и как профессионально руководили. Трудовые же коллективы, подсознательно ощущая, что останутся наиболее обманутой в любом случае стороной, изо всех сил стараются мешать всем остальным. В Польше, например, служащие в 33 % случаев накладывали «вето» на планы приватизации своих предприятий. В общем, все это вместе называется «шизофренической приватизацией».
Очень болезненно происходит согласование точек зрения на стоимость имущества предприятия. В странах бывшего СЭВ, например, вообще ни разу не приходилось встречать владельца, который не считал бы, что его предприятие стоит намного больше, чем ему предлагают. Проблема обостряется, когда покупатель — иностранец. Подключается общественное мнение: «Вот, мол, иностранцы норовят скупить все у нас за бесценок».
Но посудите сами — в предыдущих выступлениях всерьез разбирались вопросы типа: «Как оценивать устаревшее импортное оборудование?» Какое дело до этого покупателю из страны с высокоразвитой технологией, какое ему дело до того, какие графы есть в ваших бухгалтерских балансах, а какие графы не предусмотрены? Покупателя интересует только качество и исполнение и совсем не интересует, какой крови это вам в прошлом стоило. Такова суровая реальность, и с ней придется смириться. Поэтому здесь будет полезно ознакомиться с методами оценок, которыми руководствуются в странах, с которыми вам теперь придется иметь дело.
1. Метод приведенных будущих поступлений. Смысл метода — в подсчете возможных прибылей в будущем. Эти прибыли сопоставляются с необходимыми инвестициями и риском для этих инвестиций. Разница при сопоставлении и определяет величину скидки при покупке предприятия. Установлен период времени для приведенных будущих поступлений. В нормальной практике это 10 лет, но в условиях СССР эта цифра каждый раз определяется из конкретной ситуации.
За этот период различаются постоянные поступления и поступления как прибыль за отрезок времени с поправкой на рост экономики предприятия. Уровень скидки устанавливается в зависимости от дивидендов, ожидаемых вкладчиками капитала — акционерами, кредиторами и т. д.
2. Метод нетто-активов. Смысл метода — в подсчете ценности активов, которая должна превысить стоимость предприятия на величину ожидаемых прибылей. Стоимость нетто-активов — основной рыночный показатель стоимости предприятий, включая и интеллектуальную собственность.
Метод нетто-активов уязвим при наличии пробелов в законодательстве, когда может произойти подрыв активов, их отчуждение, например, в виде земли при изменении земельного законодательства.
Алгоритм приватизации госпредприятий. В комплекте нормативных документов по приватизации, предоставленных в распоряжение редакции фирмой «Марка лимитед» содержалось описание порядка приватизации государственных предпритий, разработанное одним из российских министерств. Мы ознакомим читателей с сутью этого материала. Описание последовательности действий будет сопровождаться выдержками из Закона РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» от 03.07.91 г.
1. Проведение собрания трудового коллектива. Создание рабочей группы по выработке условий приватизации и подготовки учредительных документов А/О. Решение собрания оформляется протоколом.
2. Подготовка заявки трудового коллектива в территориальное агентство Госкомимущества РСФСР (либо в комитет по управлению имуществом национально-государственного, национально- или административно-территориального образования) о намерении учредить А/О в процессе приватизации.
Ст. 13, п. 2: «Заявка трудового коллектива принимается к рассмотрению при наличии подписей не менее половины членов трудового коллектива предприятия. Заявка рассматривается как заявление о намерении членов трудового коллектива учредить согласно статьям 15 и 32 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» товарищество (акционерное общество) в процессе приватизации предприятия».
Ст. 31, п. 1: «...— отказ в принятии заявки на приватизацию — штраф в размере от 500 до 1000 рублей».
3. Рассмотрение заявки на приватизацию.
Ст. 14, п. 1: «Заявки на приватизацию государственных и муниципальных предприятий должны быть рассмотрены Госкомимуществом РСФСР или его территориальным агентством, комитетом по управлению имуществом национально-государственного, национально- или административно-территориального образования в течение месяца с момента их поступления в соответствующий комитет. Решение в письменной форме доводится до граждан, юридических лиц и трудовых коллективов, подавших заявки».
Ст. 14, п. 2: «Отказ в приватизации государственного или муниципального предприятия возможен только в следующих случаях:
- лицо, подавшее заявку, не может быть признано покупателем в соответствии со статьей 9 настоящего Закона;
- имеется законодательно установленное ограничение на приватизацию данного предприятия;
- предприятие включено в установленный Государственной, республиканской или местной программой приватизации перечень объектов (групп объектов), не подлежащих приватизации».
Ст. 31, п. 1: «...— Нарушение сроков рассмотрения заявки на приватизацию — штраф в размере от 500 до 1000 рублей».
Ст. 9, п. 1: «При приватизации государственных и муниципальных предприятий не могут быть покупателями и участвовать в конкурсе, аукционе, покупать акции приватизируемых предприятий юридические лица, в уставном капитале которых доля государства, местных Советов народных депутатов, общественных организаций (объединений), благотворительных и иных общественных фондов превышает 25 %».
Ст. 9, п. 2: «Обязанность доказывания своего права на приобретение приватизируемых предприятий лежит на покупателях. Для участия в аукционе, конкурсе, для покупки акций приватизируемых предприятий покупатели — юридические лица представляют соответствующему фонду имущества декларацию о составе участников акционерного общества (товарищества) и распределении уставного капитала. Если впоследствии будет установлено, что на момент продажи приватизируемого предприятия (паев, акций) юридическое лицо не имело прав на покупку, то сделка признается недействительной в соответствии с законодательством РСФСР».
4. Создание комиссии по приватизации предприятия, Установление срока подготовки плана приватизации.
Ст. 14, п. 3: «В случае принятия решения о приватизации создается комиссия по приватизации предприятия и устанавливается срок подготовки плана приватизации. Этот срок не может превышать шести месяцев со дня подачи заявки».
Ст. 14, п. 4: «В состав комиссии по приватизации предприятия входят представители Госкомимущества РСФСР, его территориального агентства или соответствующего комитета по управлению имуществом национально-государственного, национально- или административно-территориально-го образования, Совета народных депутатов по месту расположения предприятия, работники финансовых органов, администрации и совета трудового коллектива предприятия. Комиссия вправе привлекать к работе экспертов, а также специализированные аудиторские, консультационные и иные организации».
5. Подготовка предприятия к приватизации. Исходная информация: статистическая отчетность, бухгалтерский баланс, планы, отчетная документация по структурным подразделениям и т. д. В результате необходимо подготовить: инвентарную опись приватизируемых производственных и непроизводственных фондов; сведения о составе и направлениях использования объектов социальной инфраструктуры, находящихся на балансе предприятия.
Ст. 16, п. 1: «Подготовка предприятия к приватизации состоит в инвентаризации его приватизируемых производственных и непроизводственных фондов, а также в реорганизации предприятия, включая выделение его подразделений в самостоятельные 'предприятия (с определением их уставных капиталов)».
Ст. 16, п. 2: -«В ходе реорганизации предприятия определяются состав и направления использования объектов социальной инфраструктуры, находящихся на балансе предприятия. Если указанные объекты включаются в состав имущества, подлежащего приватизации, то покупатель имеет право применять любой вариант их использования, не противоречащий требованиям законодательства РСФСР, условиям договора между продавцом и покупателем и коллективного договора».
6. Определение начальной стоимости приватизируемого предприятия.
Ст. 17: «Определение начальной цены для продажи предприятия по конкурсу (на аукционе) или величины уставного капитала акционерного общества производится комиссией по приватизации на основании оценки предприятия по его предполагаемой доходности (в случае его сохранения) или на основе оценки возможной выручки от распродажи его активов. .
Методические указания по оценке стоимости объектов приватизации разрабатываются и утверждаются Госкомимуществом РСФСР».
7. Составление проекта плана приватизации.
Ст. 14, п. 6: «План приватизации предприятия определяет способы и сроки приватизации, начальную цену предприятия, величину уставного капитала акционерного общества или товарищества, рекомендуемую форму платежа (расчетов). В состав плана приватизации предприятия может также входить проект его реорганизации, который может предусматривать, в частности, выделение его подразделений в самостоятельные предприятия (с определением их уставных капиталов) или распродажу активов предприятий».
8. Согласование и утверждение плана приватизации.
Ст. 14, п. 5: «Комиссия составляет план приватизации предприятия, согласовывает его с местным Советом народных депутатов, трудовым коллективом предприятия. План приватизации утверждает соответствующий комитет по управлению имуществом».
Ст. 14, п. 7: «В случае отклонения трудовым коллективом плана приватизации комиссия обязана предложить другой вариант плана. При повторном отклонении плана приватизации трудовым коллективом окончательное решение о доработке плана, способе и порядке осуществления приватизации принимает соответствующий Совет народных депутатов».
Ст. 14, п. 8: «В случае отклонения местным Советом народных депутатов плана приватизации предприятия, находящегося в собственности РСФСР, комиссия обязана предложить другой вариант плана. При повторном отклонении плана приватизации окончательное решение принимает Госкомимущество РСФСР».
Ст. 14, п. 10: «По требованию Российского фонда федерального имущества, его отделений, фондов имущества национально-государственных, национально- и административно-территориальных образований комиссия обязана предоставить все имеющиеся документы и справочные материалы по приватизируемому предприятию».
9. Выбор способа приватизации и формы платежа.
Ст. 15, п. 3: «При выборе рекомендуемого способа приватизации комиссия по приватизации учитывает:
- мнение трудового коллектива предприятия;
- предложения покупателей, поданные в соответствующий комитет по управлению имуществом вместе с заявкой на приватизацию;
- отраслевые особенности объекта приватизации;
- оценку его капитала;
- социально-экономическое значение предприятия для территории;
- мнение представителя фонда имущества».
Ст. 15, п. 4: «Решение о выборе способа приватизации предприятия и формы платежа принимают Госкомимущество РСФСР, его территориальные агентства или соответствующий комитет по управлению имуществом национально-государственного, национально- или административно-территориального образования в порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Закона».
10. Включение предприятия в план-график конкурсов, аукционов, акционирования. Исходная информация: утвержденный план приватизации, декларация о составе участников А/О и распределении уставного капитала.
11. Публикация информации о приватизируемом предприятии.
Ст. 18, п. 1: «Информация о предлагаемых к продаже по конкурсу или на аукционе государственных и муниципальных предприятиях, о продаже акций акционерных обществ, о результатах сделок приватизации должна быть опубликована в специальных бюллетенях фондов имущества (для предприятий с уставным капиталом, превышающим 50 млн. рублей,— в бюллетене Российского фонда федерального имущества) не позднее чем за месяц до даты проведения конкурса, аукциона или выпуска акций в свободную продажу».
Ст. 18, п. 2: «Обязательному опубликованию подлежат следующие сведения о приватизируемом предприятии:
- площадь земельного участка и характеристики расположенных на нем строений, условия их аренды или продажи;
- перечень основных фондов по группам;
- начатые инвестиционные проекты, их сметная стоимость и произведенные затраты;
- запасы материальных ценностей;
- состояние денежных средств;
- наличие принадлежащих предприятию долей (паев, акций) в капитале других предприятий;
- нематериальные ценности (патенты, торговые марки и другие);
- обязательства предприятия (торговые, бюджетные, кредитные);
- балансы предприятия за три последних года;
- укрупненная номенклатура выпускаемой продукции и ее доля на товарном рынке.
Форму предоставления сведений и перечень дополнительных данных определяет Госкомимущества РСФСР».
Ст. 31, п. 1: «...— неопубликование объявления о приватизации, сокрытие информации о приватизируемом предприятии от покупателей или посредников, введение покупателя или посредника в заблуждение о составе либо цене продаваемого предприятия, сокрытие информации о факте продажи предприятия, итогах конкурса или аукциона — штраф в размере от 1000 до 3000 рублей. Опубликование сведений, перечисленных в настоящем пункте, осуществляется за счет виновного».
12-а. Приобретение предприятия по конкурсу.
Ст. 20, п. 1: «По конкурсу продаются государственные и муниципальные предприятия, а также активы ликвидированных предприятий в случаях, когда от покупателей требуется выполнение определенных условий, устанавливаемых соответствующим комитетом по управлению имуществом.
При этом право собственности передается покупателю, предложения которого наилучшим образом соответствуют критериям, установленным продавцом».
Ст. 20, п. 5: «Цена покупки предприятия определяется в ходе конкурсного рассмотрения. Она не может опускаться от начальной цены ниже чем на 30 %. В случае; если в ходе конкурса предприятие не было продано, оно снимается с конкурса и свидетельство о праве собственности на него возвращается Госкомимуществу РСФСР, его территориальному агентству или соответствующему комитету по управлению имуществом национально-государственного, национально- или административно-территориального образования. Комиссия по приватизации обязана в месячный срок пересмотреть план приватизации предприятия».
Ст. 31. п. 1: «...— разглашение сведений о конкурсантах или участниках аукциона до начала конкурса или аукциона — штраф в размере от 200 до 2000 рублей;
- отказ от оплаты предприятия (акций), купленного по конкурсу или на аукционе — штраф в размере от 5 до 20 % от начальной цены приватизируемого предприятия (акций)».
12-6. Приобретение предприятия на аукционе.
Ст. 21, п. 1: «С аукциона продаются государственные и муниципальные предприятия, активы ликвидированных предприятий в случаях, когда в дальнейшем от покупателей не требуется выполнение каких-либо условий.
При этом право собственности предоставляется покупателю, предложившему в ходе торгов максимальную цену».
Ст. 21, п. 4: «Цена покупки предприятия на аукционе определяется в ходе торгов. Она не может быть снижена более чем на 30 % от начальной цены. В случае, если предприятие . не продано за такую цену, оно снимается с аукциона, свидетельство о праве собственности на него возвращается Госкомимуществу РСФСР, его территориальному агентству или соответствующему комитету по управлению имуществом для пересмотра плана приватизации и начальной цены».
12-в. Выкуп имущества предприятия, сданного в аренду.
Ст. 15, п. 2: «Выкуп имущества государственного или муниципального предприятия, сданного в аренду, производится в случаях, когда:
- договор аренды указанного имущества с правом его выкупа был заключен до вступления в силу настоящего Закона;
- арендатор, признанный покупателем в соответствии со статьей 9 настоящего Закона, получил право на приобретение приватизируемого предприятия в порядке, установленном статьями 20, 21, 24 настоящего Закона».
12-г. Приобретение акций открытых акционерных обществ.
Ст. 22, п. 1: «Учредителем открытого акционерного общества, создаваемого на основе государственного или муниципального предприятия, является Госкомимущество РСФСР, его территориальное агентство или комитет по управлению имуществом национально-государственного, национально- или административно-территориального образования. Учредитель в соответствии со статьей 34 Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» представляет для регистрации в Совет народных депутатов по месту расположения предприятия решение о создании акционерного общества, заявление о регистрации, его устав и свидетельство об уплате государственной пошлины».
Ст. 22, п. 2: «После регистрации акционерного общества комитет по управлению имуществом передает права учредителя и пакет акций в соответствующий фонд имущества».
Ст. 22, п. 3: «Фонд продает акции членам трудового коллектива приватизируемого предприятия на льготных условиях в соответствии со статьей 23 настоящего Закона в течение месяца после учреждения общества. Часть акций может быть внесена в фонд акционирования работников предприятия, образованный в соответствии со статьей 25 настоящего Закона, а также обменена на акции инвестиционных фондов.
После этого 10 % от общего числа акций продается на аукционе. Остальные акции предлагаются на рынке ценных бумаг ежемесячно равными частями в течение шести последующих месяцев или более продолжительного срока».
12-д. Льготы работникам приватизируемых предприятий.
Ст. 23, п. 1: «Работники государственных или муниципальных предприятий, преобразованных в акционерные общества, имеют право приобрести акции своего предприятия на льготных условиях. При этом скидка с цены акций составляет 30 % от номинальной стоимости. Номинальная стоимость пакета акций, предоставляемых каждому члену трудового коллектива на льготных условиях, не может превышать суммы устанавливамой Государственной программой приватизации. Акции сверх установленной суммы приобретаются работниками предприятия на общих основаниях.
Рассрочка при оплате акций, приобретаемых на льготных условиях работниками предприятий, предоставляется на три года с момента регистрации акционерного общества. При этом сумма первоначального взноса не может быть меньше 20 % номинальной стоимости акций».
Ст. 23, п. 2: «Акции, приобретенные работниками предприятия на льготных условиях, продаже и отчуждению в иной форме не подлежат в течение трех лет с момента регистрации покупки, о чем на ценных бумагах делается запись. Эти акции банками, биржами и брокерскими конторами до истечения указанного срока к продаже не принимаются».
Ст. 23, п. 3: «Льготы по приобретению акций акционерного общества распространяются на бывших работников приватизируемого предприятия, вышедших на пенсию, и лиц, имеющих право в соответствии с законодательством возвратиться на прежнее место работы на данном предприятии».
12-е. Приобретение предприятий их работниками по конкурсу (на аукционе).
Ст. 24, п. 1: «Для участия в конкурсе (аукционе) по приобретению государственного или муниципального предприятия в качестве покупателя члены трудового коллектива в соответствии с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» должны учредить товарищество (акционерное общество)».
Ст. 24, п. 2: «Если товарищество (акционерное общество), принимающее участие в конкурсе (аукционе), объединяет не менее трети списочного состава работников приватизируемого предприятия или его подразделения, то оно имеет право при покупке предприятия (подразделения) на рассрочку платежа, а также на использование части остатков средств фондов экономического стимулирования, пропорциональной численности работников, вошедших в товарищество (акционерное общество)».
12-ж. Приобретение акций (паев) из фондов акционирования.
Ст. 25, п. 1: «Работники акционерных обществ (товариществ) имеют право приобретать акции (паи) из фондов акционирования работников предприятий (ФАРП), если таковые сформированы как доля уставного капитала предприятия».
Ст. 25, п. 2: «ФАРП формируется за счет вклада Российского фонда федерального имущества или вкладов фондов имущества национально-государственных, национально- или административно-территориальных образований.
Решение о формировании ФАРП принимается на основе соглашения с покупателем.
Размеры ФАРП не могут превышать 10 % от уставного капитала предприятия.
При распродаже имущества и нематериальных активов ликвидированных предприятий ФАРП не 'образуется».
13. Изменение формы собственности.
Ст. 15, п. 5: «После завершения работы комиссии по приватизации Госкомимущество РСФСР, его территориальное агентство или соответствующий комитет по управлению имуществом национально-государственного, национально- или административно-территориального образования ликвидирует государственное (муниципальное) предприятие как юридическое лицо, учреждает акционерное общество и передает его акции и права учредителя либо оформляет и передает свидетельство о собственности на приватизируемое предприятие, либо передает активы ликвидированного предприятия для продажи Российскому фонду Федерального имущества или соответствующему фонду имущества республики в составе РСФСР, края, области, автономной области, автономного округа, района, города».
14. Оформление сделки приватизации.
Ст. 27, п. 1: «Независимо от способа приватизации между продавцом и покупателем государственного или муниципального предприятия
заключается договор в соответствии с законодательством РСФСР и республик в составе РСФСР».
Ст. 27, п. 2: «В договоре указываются: сведения о продавце, покупателе и посреднике, наименование предприятия и его местонахождение, состав и цена активов предприятия, в том числе цена земельного участка (в случае его продажи) и условия его аренды, число и цена акций акционерного общества (величина пая в товариществе), порядок передачи предприятия, форма и сроки платежа, взаимные обязательства сторон по дальнейшему использованию предприятия, условия, на которых данное предприятие было продано по конкурсу, и другие условия, устанавливаемые по взаимному соглашению сторон».
Ст. 27, п. 4: «Изменение организационно-правовой формы предприятия регистрируется в соответствии с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности».
14 а. Признание сделки приватизации недействительной.
Ст. 30, п. 1: «Сделки по приобретению приватизируемых государственных и муниципальных предприятий признаются недействительными, если:
- приватизация предприятия не была разрешена Госкомимуществом РСФСР, его территориальным агентством или соответствующим комитетом по управлению имуществом национально-государственного, национально- или административно-территориального образования;
- были грубо нарушены правила конкурса или аукциона;
- покупатель отказался от внесения платежа за купленное предприятие или долю (пай, акции) в капитале акционерного общества (товарищества);
- предприятие или доля (пай, акции) в капитале акционерного общества (товарищества) куплены субъектом, не имеющим на это права;
- при покупке были использованы незаконные средства платежа;
- имел место договор между продавцом и покупателем о неправомерном разделе имущества или снижении цены предприятия (пая, акции); .
- покупателю были предоставлены незаконные льготы и преимущества перед другими покупателями;
- нарушены условия, на которых предприятие было приобретено по конкурсу;
- были нарушены требования антимонопольного законодательства РСФСР;
- по другим основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РСФСР».
15. Заключение коллективного договора.
Ст. 26, п. 1: «Предприятия, приобретенные покупателями по конкурсу или на аукционе, а также акционерные общества и товарищества отвечают по обязательствам, вытекающим из трудовых отношений, определенных действовавшим до приватизации коллективным договором».
Ст. 26, п. 2: «Не позднее шести месяцев с момента оформления покупателем прав собственности на приватизированное государственное или муниципальное предприятие или преобразования его в акционерное общество (товарищество) его руководитель обязан заключить коллективный договор с трудовым коллективом, если последним будет принято такое решение».
Ст. 26, п. 3: «Приобретение активов ликвидированного предприятия не влечет для покупателя никаких обязательств, связанных с ранее существовавшими на данном предприятии трудовыми отношениями».
Ст. 31, п. 1: «...— необоснованный отказ от заключения коллективного договора с трудовым коллективом приватизированного предприятия или невыполнение требований о социальных гарантиях работникам приватизируемых предприятий — штраф в размере от 1000 до 19 080-рублей».
Закон РСФСР «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР» от 3 июля 1991 г.:
Ст. 5, п. 3: «Приватизационные вклады независимо от места получения приватизационных книжек используются гражданами РСФСР на всей территории РСФСР для приобретения у государства и местных Советов народных депутатов государственных и муниципальных предприятий, долей (паев, акций) в капитале акционерных обществ и товариществ, а также приобретения других объектов государственной и муниципальной собственности, подлежащих приватизации, если иное не предусмотрено законодательными актами РСФСР».
Ст. 5, п. 4: «Оплата приобретаемых государственных и муниципальных предприятий, а также принадлежащих местным Советам народных депутатов долей (паев, акций) в капитале акционерных обществ и товариществ, иных объектов государственной и муниципальной собственности, производимая с использованием приватизационного вклада, осуществляется путем безналичных перечислений в пределах суммы вклада с обязательным отражением направления использования перечисляемых средств в приватизационной книжке...»
Ст. 5, п. 9: «Приватизационный вклад может быть использован в течение трех лет с момента принятия решения о перечислении государством вкладана приватизационный счет гражданина».
Ст. 5, п. 10: «Право использования приватизационного вклада в соответствии с законодательством РСФСР может переходить к другим субъектам в порядке наследования или завещания».
Ст. 4, п. 3: «Заявление о праве на приватизационный вклад может быть сделано гражданином в течение двух лет со дня принятия решения о перечислении гражданам приватизационных вкладов соответствующего года при утверждении Государственной программы приватизации». А. БАРСУКОВ, журнал "ТКТ", 1992 г, № 2