С момента начала производства БЛА фирме "Израэль эйркрафт индастриз" удалось продать более 600 аппаратов. БЛА "Херон" разработки этой фирмы является тяжелым средневысотным БЛА большой продолжительности полета. В ходе одного из испытаний "Херон" находился в воздухе 51 ч 21 мин, после чего вернулся на базу с запасом топлива на 6 ч. Дальность прямой видимости аппарата на высоте 9750 м составляет несколько сотен километров. Модернизированный вариант этого БЛА под названием "Игл" разрабатывает- ся совместно с европейской фирмой ЕАДС.
БЛА "Игл" должен поступить на вооружение Франции, и это позволит Европе конкурировать с США в области беспилотных аппаратов. ЕАДС противопоставит БЛА "Игл-1" аппарату фирмы "Дженерал атомикс" "Предейтор" RQ-1A ("Предейтор-А"). В стадии разработки находится вариант "Игл-2" с турбовинтовым двигателем и улучшенными ЛТХ.
"Силвер эрроу" имеет 25-летний опыт создания БЛА для вооруженных сил "Израиля. Компания предлагает два средневысотных аппарата: однодвигательный аппарат "Гермес-450" с продолжительностью полета 20 ч и двухдвигательный "Гермес-1500", обладающий большей продолжительностью полета и грузоподъемностью.
На протяжении последних 10 лет лидерство в области производства высотных и средневысотных БЛА принадлежало США. Такие БЛА, как "Глобал хоук" RQ-4A фирмы "Нортроп Грумман" и "Предейтор" разработки "Дженерал атомикс" уже доказали свою эффективность в ходе боевых действий.
На долю БЛА "Предейтор" приходится более 65000 часов налета. ВВС США закупили более 80 аппаратов "Предейтор" RQ-1A ("Предейтор-А"), а в настоящее время приобретают аппараты "Предейтор" MQ-9A ("Предейтор-В"), которые оснащаются ТВД и способны находиться в воздухе на протяжении 32 ч. Кроме того, "Дженерал атомикс" ведет разработку малозаметного варианта "Предейтор-С", предназначенного для прорыва системы ПВО противника. Ведется также разработка модификации аппарата "Предейтор-В"^с размахом крыла 26 м, которая будет использоваться в рамках программы ВМС США BAMS (Broad Area Maritime Surveillance), предусматривающей разведку и наблюдение над обширными морскими акваториями. Последняя модификация способна находиться в воздухе в течение 48 ч... АЭРОНАВТИКА и КОСМОС, 1 - 11 января 2004 г.
В последние годы в стенах НПП «ЭГА» разработаны авиационные электронные САУ с полной ответственностью. Электронно-гидравлическая система управления для двигателя учебно-боевого самолета проходит натурные стендовые испытания на МПП им. В. В. Чернышева.
Она содержит двухканальный электронно-цифровой регулятор, управляющий двигателем на всех режимах работы. Он также обеспечивает диагностику и контроль состояния двигателя и его систем. А также интеграцию САУ в информационно-управляющий вычислительный комплекс самолета.
Насос-регулятор осуществляет дозирование топлива в двигатель и управление его механизацией по командам электронного блока. Наконец, при отказе электроники обеспечивает выполнение основных функций управления двигателем резервной гидромеханической системой...
Таким образом, предприятием создано несколько версий систем управления для двигателей средней тяги. На их базе возможно создание САУ для двигателей другого назначения.
В 2003 году НПП «ЭГА» по заданию ММПП «Салют» разработана электронная САУ с полной ответственностью для двигателей боевых самолетов. Высокая надежность здесь обеспечивается архитектурой построения и электронным резервированием основных функций.
Создание этой сложнейшей системы нового поколения в короткие сроки стало возможно только при широкой кооперации с такими родственными предприятиями, разработчиками и производителями элементов САУ, как КБ «Электроприбор», МПО им. Румянцева, ПО «Инкар», ГМЗ «Агат», «Омский агрегатный завод», СМЗ «Агрегат».
Внедрение такой САУ позволяет снизить затраты на эксплуатацию двигателя благодаря развитой системе контроля, диагностики и регистрации параметров двигателя и его систем... В. Зазулов, "Инженерная газета", № 12, апрель 2004 г.
17.04.15. Центр стратегических разработок в гражданской авиации (ЦСР ГА)/AVIACENTER
Прогноз:
Графен, за который была вручена Нобелевская премия, а также ряд некоторых других научных и технологических достижений могут в ближайшие годы годы снять технические ограничения, делавшие беспилотную авиацию слишком дорогостоящей, ненадёжной и малоэффективной. По сути, будет во многом стёрта грань между индустриальными БПЛА и радиоуправляемыми игрушками-авиамоделями. И в этом большая опасность, поскольку основное назначение БПЛА останется прежним: боевое применение точечного характера (всё остальное, как то "экологический мониторинг", "обследование трубопроводов" и т.п. звучит красиво, но погоды не делает). Возникнет та же ситуация, что и с мобильными телефонами: когда мобильная телефония была технически несовершенна, как сегодня беспилотная авиация, её не применяли, как сегодня для достаточно массового совершения террористических актов в качестве средства дистанционного подрыва зарядов. По аналогии, в недалёком будущем частные БПЛА станут популярным средством диверсионно-террористической деятельности и заказных убийств. Возможно усиление религиозно-фундаменталистского фактора после ухода американцев из Ирака и Афганистана: БПЛА будут выполнять функцию "Ангелов смерти", карающих этот погрязший в мерзости мир. Но БПЛА - это лишь платформа, а каким будет вооружение?
На наш взгляд, распространение получат отравляющие химические вещества. Дело в том, что хотя БПЛА и будут более совершенными, но воздушная среда останется всё равно слишком нестабильной, чтобы миниатюрный летательный аппарат мог с высокой точностью поразить цель огнестрельным или подрывным способом. Другое дело - отравляющее вещество, зона распыления которого компенсирует погрешность целеуказания. Кроме того, воздействие ряда отравляющих веществ начинается не сразу (см. ниже), и это позволит замаскировать факт нападения, что немаловажно при заказных убийствах. Высокие заборы, бронежилеты, бронированные лимузины и охрана от отравляющих веществ не спасут. Спасти может только своевременно обращение за медицинской помощью, поэтому мы публикуем основные признаки отравления, чтобы, заметив их, можно было сразу принять меры.
■ Боевые химические вещества
К боевым химическим веществам (сокращенно БХВ) относятся отравляющие вещества (ОВ), дымообразующие вещества (ДВ) и зажигательные вещества (ЗВ). Наиболее важное значение имеют ОВ.
Отравляющие вещества делятся на стойкие (СОВ) и нестойкие (НОВ). Действие стойких отравляющих веществ (СОВ) может продолжаться несколько дней, а. при благоприятных температурных и климатических условиях (например, зимой) даже несколько месяцев.
СОВ применяются для поражения живой силы я для заражения почвы, в которой они сохраняются, не утрачивая ядовитости, в летнее время до 12 часов, а замой — 20-30 дней и дольше. Типичными СОВ являются иприт и люизит.
Нестойкие ОВ (НОВ) применяются только для поражения живой силы. Длительность действия нестойких отравляющих веществ измеряется минутами. К НОВ принадлежит хлор, фосген, синильная кислота и др.
Дымообразующие вещества (ДВ) распыляются различными способами на мельчайшие частицы и образуют в воздухе взвеси в виде дыма; дымы бывают нейтральные и ядовитые. Назначение нейтральных дымов — скрыть действия войск от противника, уменьшить меткость его огня и понизить боеспособность его войск. Одно из лучших дымообразующих веществ для маскировки войск — это белый фосфор, воскообразное вещество, дающее при возгорании на воздухе густой тяжелый дым.
Белый фосфор является одновременно зажигательным веществом. Разбрызгиваясь при разрыве снарядов и бомб и попадая на кожу, он вызывает болезненные и трудно заживающие ожоги.
Зажигательные вещества (ЗВ) применяются для образования пожаров па фронте и в тылу. Наибольшее значение из зажигательных веществ имеют термит, электрон, фосфор и др. Термит и электрон представляют собой смеси и соединения различных металлов (порошкообразного алюминия с окисью железа). Электрон представляет собой металлический сплав, состоящий из алюминия, магния и некоторых других металлов. При горении эти вещества развивают температуру до 3000°. Зажигательные вещества применяют в бомбах, а на фронте — и в артиллерийских снарядах.
Тушить водой, особенно в небольшом количестве, пожары, вызываемые зажигательными бомбами, опасно, так как .могут произойти взрывы. Простейшим средством для тушения таких пожаров является сухой, мелкий' песок без мусора. Мелкие очаги огня, к которым можно близко подойти, засыпают песком с помощью лопат. Более мощные очаги обычно забрасывают кульками с песком.
При разрывах зажигательных бомб образуется множество мелких горящих кусочков, которые, попадая на одежду, воспламеняют ее, а на теле вызывают глубокие ожоги.
■ Средства химического нападения с воздуха
Химическое оружие может широко применяться всеми родами войск буржуазных армий: пехотой, кавалерией, артиллерией, танками и воздушным флотом.
При нападении с воздуха отравляющие вещества сбрасывают в авиационных бомбах или с помощью особых приборов для распыления и выливания ОВ.
Химические авиабомбы имеют форму сигары. Они бывают ударного и дистанционного действия. Первые разрываются при ударе о землю, вторые — в воздухе, не долетая до земли. И те, и другие заполняются стойкими ОВ, а также дымообразующими веществами, например, фосфором.
Ударные бомбы с СОВ, например, ипритом, используются главным образом для заражения местности. Вес таких бомб обычно не превышает десятков килограммов. Величина площади заражения зависит от веса бомбы и в среднем составляет 300-600 м2. Ударные бомбы о НОВ, например, с фосгеном, образуют при взрыве чрезвычайно ядовитое облако и применяются для поражений людей с различных высот. При разрыве дистанционных бомб жидкость падает сверху в виде дождя пли тумана, покрывая всю поверхность данного участка каплями различной величины.
Приборы для распыления и выливания ОВ, подвешиваемые под крылья или фюзеляж самолета, представляют собой металлические резервуары различной емкости (несколько сот литров), наполняемые боевыми ОВ. Жидкие ОВ разбиваются в воздухе на капли и падают на землю в виде дождя; вместе с каплями различной величины и вслед за ними оседает и туман, так что на людей не только попадает ядовитая жидкость, по, кроме того, люди попадают в атмосферу, содержащую большое количество ОВ. Наилучший эффект получается при распылении ОВ с высоты в 80-100 м. Приборы наполняются чаще всего стойкими ОП (иприт). Итальянская авиация при захвате Абиссинии широко пользовалась авиационными химическими бомбами и, кроме того, разбрызгивала ОВ из специальных приборов.
■ Классификация ОС и пути проникновения их в организм
Отравляющие вещества по действию их на организм человека практически принято делить иа пять групп: удушающие, общеядовитые, нарывные, слезоточивые и раздражающие.
Удушающие ОВ поражают преимущественно органы дыхания. К этой группе относят хлор, фосген, дифосген и др.
Общеядовитые ОВ проникают в кровь и, действуя через неё, вызывают общее отравление организма. К этой группе относят синильную кислоту и окись углерода (угарный газ).
Слезоточивые ОВ поражают глаза, вызывая неудержимой слезотечение, резкое жжение, боль в глазах и светобоязнь. К этой группе относят бромбензилнианид, хлорацетофенон и др.
Нарывные ОВ поражают кожу, глаза, органы дыхания и другие органы, с которыми они соприкасаются. Кожа при поражении этими ОВ покрывается пузырями, напоминающими пузыри при ожоге, и язвами. К этой группе относят иприт, люизит.
Раздражающие ОВ, или ядовитые дымы, поражают верхние дыхательные пути (носоглотку, гортань). При вдыхании с воздухом эти ОВ вызывают сильное жжение в носу, во рту, в гортани, обильное выделение слизи из носа и слюнотечение.
К раздражающим ОВ относят адамсит и ряд других ОВ.
ОВ проникают в организм разными путями: через органы дыхания, кожу и желудочно-кишечный тракт. Тяжесть'. поражения зависит от характера ОВ, от количества вещества, поступившего в организм, и от продолжительности действия на организм.
■ Действие на организм различных ОВ
■ ■ Кожно-нарывные ОВ. Иприт и люизит. Оба ОВ относятся к стойким и применяются как в бомбах, так и путем разбрызгивания с самолетов. На фронте, кроме того, они могут применяться в артиллерийских снарядах, минах и при помощи особых приборов и машин для заражения местности.
Технический иприт представляет собой темно-бурую маслянистую жидкость с запахом, напоминающим запах горчицы Иприт, попав на почву и предметы, образует на них темные маслянистые пятна. Иприт плохо растворяется в воде, хорошо в четыреххлористом углероде, спирте, бензине, керосине, а также в жирах. Под влиянием некоторых веществ, выделяющих хлор, например, хлорной извести, хлораминов, иприт разрушается, образуя неядовитые продукты. Под действием воды (особенно нагретой) иприт медленно разлагается (или, как говорят, гидролизуется), образуя неядовитые продукты.
Иприт и люизит поражают кожу, глаза, органы дыхания и желудочно-кишечный тракт; применяются как в жидком, так и в парообразном состоянии. .^
Жидкий иприт, попадая на кожу, обычно проявляет свое действие не сразу. Признаки поражения появляются на коже только через 3-8 часов. Время от начала поражения до появления первых признаков называется скрытым периодом. По миновании скрытого периода (если своевременно не были принята надлежащие меры помощи) на пораженных участках кожи появляется краснота, чувствуется жжение и зуд, В дальнейшем краснота постепенно усиливается, а. позже кожа принимает синеватый оттенок. Затем кожа пораженного участка постепенно припухает, и через 8-15 часов на этом месте образуются мелкие пузырьки, наполненные прозрачной водянистой жидкостью. Эти пузырьки часто располагаются вокруг покрасневшего участка кожа в виде кольца. Сливаясь вместе, эти пузырьки образуют большие пузыри, которые в дальнейшем под влиянием случайных причин (например, вследствие трения одежды) лопаются, жидкость вытекает, и на месте пузыря образуется язва. Язвы эта заживают очень медленно, особенно если они загрязняются при неопрятном содержании пораженного участка.
Действие паров иприта на кожу сказывается через еще больший промежуток времени. Поражения кожи при этом бывают слабее, но обширнее. Особенно сильно бывают поражены потливые участки кожи, например, паховая область, подмышки, шея, промежность и др. При попадании больших количеств иприта. на кожу может, наряду с кожными поражениями, .возникнуть общее отравление.
Особенно чувствительны к парам иприта глаза. Действие иприта носите на глаза проявляется быстрее, чем на кожу (через 2-3 часа). У пораженных появляется ощущение песка в глазах, светобоязнь, слезотечение, глаза краснеют. В тяжелых случаях на роговице образуются глубокие язвы.
При вдыхании воздуха, зараженного парами иприта, поражаются органы дыхания. Через 2-5 часов после поражения появляется чувство сухости и першения в горле, сухой мучительный кашель, резкая боль в груди; голос становится сиплым. В тяжелых случаях в 3-4 дня может развиться гнойный бронхит, и воспаление легких.
Желудочно-кишечный канал бывает поражен, если в него попадает иприт вместе с зараженной пищей или водой. Явления поражения развиваются быстро: через 20-30 минут (иногда несколько позднее) появляется рвота, обильное слюнотечение, боли в области желудка; позднее — сильный понос, иногда с кровью. В дальнейшем развиваются явления общего отравления организма—слабость, сильное истощение, малокровие. Смерть может наступить в ближайшие 2-3 дня после отравления.
Люизит — жидкость темнобурого цвета. В слабых растворах имеет запах герани. Люизит содержит ядовитое вещество — мышьяк. В воде, как и иприт, растворяется плохо. Лучше растворяется в бензине, керосине. Под действием веществ, выделяющих хлор (хлорная известь, хлорамины), а также раствор щелочей (едкий натр, едкое кали), люизит разлагается. Под влиянием воды люизит, как и иприт, разлагается (гидродизуется); продукты, получающиеся при этом,, обладают сильными ядовитыми свойствами.
Действие люизита на организм во многом напоминает действие иприта, но в момент попадания его на кожу ощущается жжение и боль, чего не наблюдается при иприте. Первые признаки поражения люизитом обнаруживаются через 10-15 минут, иногда через 1-2 часа, т. е. быстрее, чей при поражении ипритом. Отёк кожи при люизите выражен сильнее и образующиеся язвы глубже.
Быстрее сказывается и действие люизита па глаза, на органы дыхания и при попадании его в желудочно-кишечный тракт. Поступая в органы дыхания и глаза, парообразный люизит в отличии от иприта вызывает раздражение (слезотечение, насморк, слюнотечение). Общее отравляющее действие на организм наступает быстрее и от меньших количеств, чем при иприте.
■ ■ Удушающие ОВ. Важнейшими представителями этой группы являются фосген и дифосген, меньшее практическое значение имеют хлорпикрин и хлор.
Фосген — летучая жидкость, уже при обыкновенной температуре превращающаяся в тяжелый бесцветный газ с запахом прелого сена или гнилых яблок. Применяется и бомбах, а на фронте, кроме того, я артиллерийских снарядах и минах. Фосген быстро разлагается водой, прячем теряет свои ядовитые свойства.
Дифосген — бесцветная, мало летучая жидкость, до запаху сходная с фосгеном. В воде растворяется плохо.
Хлорпикрин — Бесцветная маслянистая жидкость с резким раздражающим запахом.
Хлор — тяжелый желто-зеленый газ с резким, удушливым запахом.
Но действию на организм фосген и дифосген имеют много общего. Признаки поражения при отравлении ими появляются не сразу. Так же, как и при отравлении ипритом, имеет место скрытый период поражения. Продолжительность этого периода при поражении фосгеном — 4-б часов, при поражении дифосгеном — несколько меньше.
В момент вдыхания зараженного фосгеном и дифосгеном воздуха особых болезненных явлений, кроме небольшого кашля, легкой головной боли, головокружения и тошноты, не наблюдается. В зависимости от тяжести отравления эти признаки могут быть выражены более или менее резко или вовсе отсутствовать. По выходе из отравленной атмосферы эти явления обычно проходят, и человек чувствует себя внешне здоровым. По это лишь состояние мнимого благополучия: спустя 4-6 часов появляется кашель, сначала сухой, а затем с мокротой. Больной жалуется на усталость, шум в ушах, головокружение и одышку. В конце первых суток кашель усиливается и сопровождается болью в груди. Выделяется в большом количестве пенистая мокрота, иногда с примесью крови; одышка усиливается; развивается тяжелая болезнь — отек легких, вследствие чего нарушается процесс дыхания. Кожа и слизистые оболочки принимают синеватый оттенок.
В тяжелых случаях синюха сменяется бледностью кожи и слизистых оболочек. Лицо приобретает серый землистый цвет, деятельность сердца ослабевает и на 1-3-й день может наступить смерть.
Действие хлора и хлорпикрина на организм во многом сходно с действием фосгена. Существенным отличием является отсутствие при отравлении ими скрытого периода. Признаки отравления здесь развиваются немедленно вслед за вдыханием ОВ. Отек легких слабее, чем при фосгене, но наступает быстрее.
■ ■ ОВ общеядовитого действия. Синильная кислота и окись углерода (угарный газ) относятся к нестойким ОВ.
Синильная кислота — летучая бесцветная жидкость с запахом горького миндаля. В организм может проникать через легкие, слизистые оболочки, через желудочно-кишечный тракт и кожу. Признаки отравления появляются тотчас же поело вдыхания ее. В легких случаях отравления синильной кислотой вначале у пострадавшего появляется ощущение царапания в горле, горечь во рту, онемение рта и зева, слюнотечение, головная боль, головокружение, шум в ушах, шаткая (пьяная) походка, В тяжелых случаях отравления пострадавший падает без сознания, появляется резкая одышка, сильнейшие судороги, изо рта выделяется пена, зрачки расширены, слизистые оболочки глаз, губ и носа принимают яркорозовую окраску, дыхание быстро слабеет, делается редким и, наконец, прекращается. Сердце продолжает еще некоторое время
работать. Своевременно оказанная помощь даже в этом период (пока сердце работает) может еще спасти пораженного.
Окись углерода — газ без запаха и цвета, ввиду чего отравление им может наступить незаметно. Скопление угарного газа образуется везде, где сгорание протекает при недостаточном доступе кислорода, например, при раннем закрывании печи, при пожарах внутри здания, а также при взрывах снарядов.
В легких случаях поражения появляется головная боль, шум в ушах, тошнота, рвота, мышечная слабость, шаткая походка, сердцебиение. В тяжелых случаях, так же как и при отравлении синильной кислотой, появляются судороги, пена изо рта, Дыхание становится частым и поверхностным. Отравление в этих случаях может быстро перейти в общий паралич, заканчивающийся обычно смертью.
■ ■ Слезоточивые ОВ. К этой группе относятся хлорацетофенон, бромбензилцианид и ряд других ОВ,
Хлорацетофенон и бромбензилцианид — кристаллические вещества со своеобразным ароматическим запахом, В неочищенном виде бромбензилцианид представляет собой густую маслянистую жидкость коричневого цвета. Оба ОВ хорошо растворяются в спирте, чегыреххлористом углероде, керосине. По отношению к воде очень стойки; хлорацетофенон водой не разлагается даже при кипячении. Отличительным свойством этих ОВ является то, что ничтожные количества их способны вызывать раздражение слизистых оболочек глаз.
Слезоточивые ОВ вызывают резь в глазах, сильное слезотечение светобоязнь, судорожное сжатие век. Признаки эти появляются сейчас же после поражения; после выхода из зараженной зоны они быстро проходят. При содержании этих ОВ в воздухе в большом количестве или длительном их действии на организм может, развиться воспаление слизистой оболочки глаз, отек век, что выводит человека из строя на несколько дней.
■ ■ Раздражающие ОВ (ядовитые дымы). ОВ, относящиеся к этой группе, содержат мышьяк, поэтому иначе их называют арсинами (от латинского слова арсеникум — мышьяк). В боевых условиях они поражают верхние дыхательные пути.
Главным представителем этих ОВ является адамсит — кристаллическое вещество зеленого или темно-коричневого цвета со слабым запахом; в воде нерастворим. Даже самые ничтожные количества ОВ этой группы вызывают сильнейшее раздражение в носу и гортани, сопровождаемое кашлем, чиханием, слюнотечением и выделением слизи из носа (насморк). В дальнейшем появляются режущие боли в груди и лицевых костях. В отличие от действия слезоточивых ОВ при поражении арсинами явления раздражения нарастают еще в течение 1-2 часов и после вывода пострадавшего из зараженной зоны. В тяжелых случаях отравления адамситом наблюдаются признаки общего отравления мышьяком и расстройства нервной системы.
По руководству «Готов к санитарной обороне СССР»
...рядом с аэропортом построили военную базу, транспортные крылатые машины садятся там же, где и гражданские самолеты, и, выходит, нет здесь никакого милитаристского объекта. А между тем франкфуртский «флюгхафен» превратился сегодня в крупнейший за пределами США перевалочный пункт американских ВВС. Его обслуживают более 10 тысяч человек. Через эту базу, которую сами «джи-ай» называют «воротами в Европу», перебрасываются военные грузы в другие страны НАТО, а также на Ближний Восток и в Юго-Восточную Азию. Местные жители требуют убрать отсюда американские самолеты. Однако власти игнорируют мнение миллионов людей. А чтобы успокоить общественное мнение, прибегают к наглой лжи — утверждают, что в сутки с аэродрома взлетают всего лишь две-три военные машины. Но активисты движения за мир установили: это только днем. Ночью же из 10 поднимающихся в воздух самолетов 8 — американские.
Шесть лет назад в районе франкфуртского «фяюгхафена» раздался взрыв. Взрыв возмущения. Западногерманской общественности стали известны планы НАТО о расширении и «увеличении мощностей» авиабазы США.
В соответствии с ними начались строительные работы. Вот тогда чаша терпения местных жителей переполнилась. Ведь для того, чтобы проложить новые взлетные полосы для более тяжелых самолетов, предполагалось стереть с лица земли два населенных пункта — Вальдорф и Мёрфельден, а также 500 гектаров бесценного для этих краев леса. Ученые забили тревогу: уничтожение такого огромного лесного массива, предупреждали они, может привести к непоправимым последствиям. В Южном Гессене в три раза чаще, чем в других районах ФРГ, .у людей возникают заболевания дыхательных путей — настолько загрязнена здесь атмосфера. А зелень, как известно, — естественный фильтр воздуха. Могут исчезнуть также и некоторые виды животных, изменится структура почвы, уйдут подземные воды.
По всей стране начался сбор подписей под требованием прекратить варварские действия по отношению к природе, сохранить два поселка, в которых живут несколько сот человек. На пути бульдозеров возникли палаточные лагеря протеста. На разгон демонстрантов были брошены крупные подразделения полиции. «Стражи закона» не церемонились с манифестантами. В ход пускались не только дубинки, но и гранаты со слезоточивым газом, дымовые шашки, водометы. Правая печать в один голос заговорила о том, что в районе франкфуртского аэропорта собралась «банда хулиганов», которые мешают проводить «мирные строительные работы». А принятые год назад в стране новые законы позволили полиции арестовывать практически любого, кто принимает участие в манифестации. Получив «расширенные полномочия», «блюстители порядка» почувствовали полную безнаказанность за свои действия. 28-летний полицейский Торстен Швальм откровенничает перед журналистами:
«Для меня все демонстранты — на одно лицо, и у меня к ним совершенно определенное отношение...» Один из очевидцев расправы над участниками «сидячей блокады» военной базы рассказывает, что однажды «стражи закона» выстроили арестованных в ряд и начали истерически орать на них: «А сейчас мы убьем вас, свиньи, прощайтесь с жизнью!» Причем нередко полицейские, желая припугнуть «смутьянов», достают из кобуры пистолеты и целятся в манифестантов. Были даже случаи, когда они стреляли поверх голов людей.
Когда у строящихся новых взлетных полос собиралось особенно много людей, пришедших высказать свой протест против осуществления американских милитаристских планов, на подмогу «блюстителям порядка» вызывались подразделения федеральной пограничной охраны — войск специального назначения, одна из функций которых — «подавлять забастовки в случае кризисной ситуации». В срочном порядке доставлялись к аэропорту и вооруженные до зубов «специалисты по борьбе с терроризмом».
Раз в год небо словно вскипает над франкфуртским лесом. Десятки боевых машин, разрывая в клочья облака, кружат над аэродромом. Сооруженные неподалеку трибуны заполняют «добропорядочные бюргеры». Американцы устраивают «воздушный праздник». Реактивные двигатели «Торнадо» прожирают в этот день тысячи долларов. Пилоты в нарядных комбинезонах демонстрируют собравшимся свое летное искусство.
— Нам так надоели эти американские самолеты, — говорит Харальд Кромет, — и летают они так низко — порой кажется, что машина вот-вот заденет какую-нибудь крышу. Как можно совершать столь опасные полеты над такими густонаселенными районами! От постоянного дикого шума над головой у многих жителей развиваются нервные болезни. А вы видели когда-нибудь, что чаще всего рисуют наши дети? Увы, к сожалению, не цветочки и не зверюшек, а черные крылатые чудовища, несущиеся над домами с дымящимися трубами...
Во время одного из «воздушных праздников» произошло то, о чем давно уже предупреждали американское командование антивоенные организации. Один из летчиков, выполняя сложный вираж, не справился с управлением, и самолет рухнул на оживленное шоссе, расплющив под собой легковой автомобиль. Все, кто находился в машине, погибли.
После этого случая по всей стране прокатилась волна демонстраций. Западногерманская общественность требовала запретить подобные «праздники». Однако, несмотря ни на что, американские вояки продолжают их проводить.
А западногерманские власти? Какова их позиция? Они считают, что наступило время для нанесения решительного удара по демонстрантам. Правящие партии внесли недавно в бундестаг на рассмотрение очередной закон, предусматривающий уголовное наказание любого манифестанта, посмевшего скрыть от полицейских телекамер свое лицо — скажем, надеть темные очки или натянуть до глаз широкий шарф. Ведь тогда по снимкам уже невозможно определить имя «правонарушителя». А в «черные списки» секретных служб надлежит вносить каждого, кто хотя бы раз принял участие в демонстрации... С. БУТКОВ, Г. ЯНЧУК, газета "Комсомольская правда" от 16 января 1988 г.
РЕГУЛЯТОР ОБОРОТОВ ВИНТОВ
Если на свободнолетающих моделях на тягу воздушных винтов можно влиять подачей топлива в карбюратор двигателя внутреннего сгорания, то на электролете для этой цели необходим электрорегулятор оборотов винтов. Это реостат, соединенный с рулевой машинкой, к примеру, из комплекта радиоаппаратуры «Новопроп». В переделке такой исполнительный механизм не нуждается; единственное, что необходимо, — это просверлить два двухмиллиметровых резьбовых отверстия для крепления реостата.
Реостат самодельный. Основной узел в нем — катушка: стеклопластиковый каркас с 60-75 витками нихромовой проволоки Ø 0,4 мм. Точное число витков подбирается в процессе регулировки реостата...
Каркас склеен из трех деталей: двух подковообразных пластин и разрезного кольца. Пластины вырезаны из листового стеклопластика, а вот с третьей деталью — сложнее. Ее можно сделать из обрезка пластиковой трубы соответствующего диаметра либо намотать 6-8 слоев ленты из стеклоткани на деревянную болванку и дать высохнуть, а потом разрезать полученное кольцо.
Нихромовая проволока наматывается на каркас с небольшим зазором, чтобы бегунок токосъемника не стучал на витках. Концы обмотки припаиваются к жестяным лепесткам, подложенным под головки двух болтов М2, притягивающих катушку к стеклопластиковой плате. Причем между платой и катушкой должен оставаться зазор. Для этого достаточно подложить шайбы или навернуть на болты по гайке, иначе намотка будет перегрузиться и стеклопластик начнет чадить. Бегунок здесь — готовая деталь, взятая от переменного сопротивления типа СП-11.
Плата с катушкой реостата соединена с корпусом рулевой машинки дюралюминиевым уголком. Все соединения выполнены с помощью коротких двухмиллиметровых винтов.
В центре катушки проходит ось — болт М4, на который снизу вверх последовательно посажены: неподвижная втулка (она раскернена в плате), токосъемник, бегунок, подвижная втулка, шестерня и гайка. Последней надевается крышка из полистирола, она удерживает ось в вертикальном положении... По материалу журнала "Моделист-конструктор" времён СССР
Компьютерный сбой, происшедший в начале апреля в системе контроля воздушного трафика в лондонском аэропорту Хитроу, привел к задержке множества вылетов по всей Великобритании. Сообщается, что это уже второй подобный сбой за последние две недели. Все данные, обработкой которых занимался компьютер, пришлось обрабатывать вручную, в результате чего вылеты пассажирских рейсов в Хитроу и еще трех английских аэропортах задержались на два-три часа.
Пилоты, дистанционно управляющие самолетами, такими как, например, Predator, участвующий сейчас в операциях в Афганистане, будут носить костюмы, имитирующие воздействия на человеческое тело, возникающие во время полета. Оснащенная электромагнитными устройствами одежда взаимодействует с магнитным полем Земли, воздействуя на тело и руки пилота, Например, они смогут моделировать перегрузки, при которых пилоту требуется немалых усилий пошевелить рукой или ногой. Специалисты считают, что пилоты-«дистанционщики» будут точнее в пилотировании и поражении целей, если будут действовать в обстановке, «приближенной к боевой». К тому же такими костюмами наверняка заинтересуются создатели компьютерных игр и — что греха таить — отрасль,предоставляющая услуги «для взрослых». Computerworld Россия, 7 мая 2002