«О способах и методах постижения наук
подрастающим поколением и о передаче оных поколением старшим»
(Мнения Просвещенного Наблюдателя)
В цивилизованном мире планеты Земля существуют три основные системы
образования и воспитания: восточная, западная, российская.
Восточная система: учитель (сэнсей) – есть царь и бог, ученик (не знаю, как это по-японски) –
пешка.
Сюжет:
У ч е н и к (кланяясь в пояс): Сэнсей, я много слышал о Вашем непревзойденном мастерстве
и хочу постигнуть Ваше несравненное умение наносить противнику удар пяткой в переносицу.
У ч и т е л ь: Бери ведро и тряпку и иди мыть полы.
Через три месяца.
У ч и т е л ь: Ты был очень прилежен, и завтра мы приступим к обучению. Я покажу тебе,
как надо правильно дышать.
Через три года.
У ч и т е л ь: Наконец-то ты постиг умение наносить удар пяткой в переносицу.
Я научил тебя всему, что знаю сам. Иди, совершенствуйся дальше у другого сэнсея.
Западная система: ученик (клиент) – есть царь и бог, ибо клиент всегда прав,
учитель – подобие бармена, банщика или парикмахера.
Сюжет:
У ч е н и к: Я хочу у вас (не у В а с, а у в а с) помимо обязательного ассортимента изучить
а) сельское хозяйство Англии 17 века,
b) основы хакерства,
с) постмодернистские аспекты творчества Квентина Тарантино,
d) историю рок-музыки в России.
У ч и т е л ь (кланяясь в пояс): Наше правило – любой каприз за ваши деньги.
Вот, извольте, разработанные лично для Вас (для В а с, а не для в а с) программы спецкурсов,
вот список книг, обязательных для чтения, вот график сдачи зачетов, а в качестве бонуса –
билет на концерт Аллы Пугачевой.
Через три года.
У ч е н и к: Спасибо, сэр, всё было очень мило, я замечательно, а главное – с пользой,
провел время в вашем уютненьком заведении. Правда, концерт был, мягко говоря, тухловат,
зато книги я прочёл абсолютно все и с большим аппетитом, в кратком изложении, конечно,
– ведь уплочено, не пропадать же добру!
Российская система: идёт война коллектива учителей против коллектива учеников
под лозунгом «Учись, дурак, потом спасибо скажешь!»
Сюжет:
У ч и т е л я: разрабатывают меры по укреплению дисциплины, ставят двойки направо
и налево, при всём при том успешно повышают процент успеваемости и блюдут заповедь:
«чтоб не измучилось дитя».
У ч е н и к и: оттачивают технику изготовления шпаргалок, развивают
индивидуальное списывание, отрабатывают мастерство коллективного прогуливания занятий.
Через тридцать лет.
У ч е н и к: Марьиванна, вы меня узнали? Да-да, тот самый, которого три раза
на второй год чуть-чуть не оставили… Спасибо Вам (В а м, а не в а м), Марьиванна,
я письмо Татьяны до сих пор наизусть помню!
У ч и т е л ь н и ц а: умилённо рыдает.