-Я - фотограф

Фото:"Православная Сибирь"

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в afondeys

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.07.2012
Записей: 108
Комментариев: 17
Написано: 137


Без заголовка

Вторник, 30 Октября 2012 г. 10:32 + в цитатник
Христианство
Основное богословие

Невозможно заслужить снисхождения Божьего к нашим проступкам, нет ничего, что мы могли бы дать Богу. Нечестиво говорить о Боге как о мстящем, Бог бесстрастен, Он не наказывает нас.

Мы говорили о грехе. Теперь поговорим о спасении: как мы спасаемся, от чего нас спасают и для чего нас спасают.

Нельзя рассуждать о наших отношениях с Богом как о правовых. Грех – это болезнь, недостаток, изъян. Грех есть свободное избрание человеком не Бога, ведущее к болезни, а в конечном итоге, к смерти. Бог есть источник жизни. Любой человек, обращенный к Богу, повернут лицом к бытию, и наоборот.

Прощение не должно мыслиться в правовых категориях: количество поклонов и свечек. Каждому человеку Бог дает одинаково света. Мы, каясь, просим Бога излечить нас от нашего греха, и Он идет нам навстречу, когда мы сами этого просим, иначе нарушается свобода воли. Происходит синергия.

Мы не знаем доли Божьего и доли нашего в процессе нашего спасения. Мы не можем рассуждать о том, кто начинает процесс приобщения к Богу, этого нет у святых отцов. Мы не должны думать, что Бог ждет нашего начального импульса, чтобы дать нам благодать. Божья благодать всегда на всех одинаково изливается. Тут трудно понять, где начало, где конец, но святые отцы говорят, что Бог не может нас спасти без нас.
Можем ли мы спастись без Бога? Нет, потому что Он и есть само спасение, Он Сам есть путь к Нему, Он есть начало этого пути и его цель. Он способ нашего пути. Поэтому бессмысленно говорить о спасении без Бога. Цель не в том, чтобы стать лучше, в этом заложена колоссальная гордыня. Цель нашего существования – это Бог. Наша цель – стать людьми, в том смысле, что истинный Человек только один – Христос. Не потому что мы плохие люди, мы просто по сути еще не люди.

Мир находится в разваленном состоянии, князь этого мира – дьявол. Мир во зле, и мы во зле, и все люди во зле, и только по милости Божией все держится до сих пор.

Господь хочет каждому человеку спастись. И мир держится только потому, что многие должны еще спастись. Господь предваряет нас в деле нашего спасения. Господь спасает нас, давая нам Себя в качестве нашего спасения.

Многие отцы говорят о Христе как об Учителе. Например, Иустин Философ. Для него Христос - Учитель, рассеивающий тьму.

Второй образ – жертвы. Святые отцы говорят об агнце, который берет на себя грехи всего мира.

Третий образ – выкупа. Он наименее развит в Православии и наиболее развит в католичестве. Кому принесена жертва? – об этом святые отцы остерегаются говорить. Григорий Богослов пишет, что грешно говорить, что жертва приносится для умилостивления Бога. Но и не для дьявола. Святые отцы говорят о тайне. Мы не знаем, как работает эта жертва, но она работает.

Четвертый образ – победитель. Ириней Лионский говорит о том, что Христос попрал смертию дьявола (смертию смерть поправ).
Самый главный образ у святых отцов – сотериологический образ спасения через причастие к естеству Божию. Это то, о чем апостол Павел говорит: «Уже не я живу, но живущий во мне Христос». Мы говорим: «Не Христос для нас, а Христос в нас».

Каким образом возможно причастие тварного человека к Божественному естеству? Без Церкви нет спасения. Что такое Церковь? В любом катехизисе Церковь – это общность людей, связанных одной верой, одними обрядами.

Алексей Хомяков, известный славяновил 19 в.: «Церковь – это единство Божией благодати, действующей л людях, покоряющихся этой благодати», т.е. Церковь – единство духа, действующего в людях, которые подчинились заповедям Евангелия, которые подчинились Богу, решили сделаться Божиими.

Дело нашего спасения начинается со слов Богородицы архангелу Гавриилу, принесшему Ей весть о том, что от Нее родится Сын Божий: «Се раба Господня, да будет мне по слову Божьему».

Но Церковь не есть эти люди, Церковь – это Дух Святой, который объединяет этих людей.

На чем строится Церковь? Первые люди отошли от Бога, они лишены общения с Богом, и они ищут пути восстановления этой связи, дети Адама для этого начинают приносить жертвы. Ничего собственно Божиего в мире нет, потому что мир – в тлене, поэтому люди приносят в жертву самое безвинное, самое непорочное – овечек; всегда за виновных страдают безвинные. Это не попытка откупиться от Бога, это попытка вкусить трапезу вместе с Богом, установить с Ним полноту связи. Но человек тленен. Через жертву человека не может быть принесена совершенная жертва. И Христос принес в жертву Себя, во всей Своей полноте, будучи совершенным Человеком. Он и Царь, которому приносится жертва, Он и сама Жертва, Он и Тот, кто ее приносит.

На жертве Христовой строится Церковь. Любую религию мог основать кто угодно, кроме христианства: христианства без Христа не могло быть. А учение Будды или Магомета мог донести до людей и кто-либо другой.

Экклесия – Церковь. Христос, собирая нас в Церковь, в Себя, устанавливает в нас цельность. Он говорит, что спасение в одиночку невозможно.

Киреевский, близкий к славянофилам, говорит, что католическая церковь похожа на машину со множеством механизмов и винтиков, протестантство похоже на мешок с песком, где каждая песчинка не связана с другими. А православие – живой организм, где каждый человек – клеточка Церкви, а Церковь – это тело Христово. Исцеление одной клеточки ведет к спасению других. Если ты сам идешь к исцелению, то вокруг тебя исцеляются другие. Мы все в Церкви, мы все один организм.

Бесполезно другого уговаривать идти в Церковь, нужно самому становиться христианином. Мы должны понимать, что мы Христовы. Мы думаем, что мы в Церкви, но мы не в Церкви, мы в Церкви постольку, поскольку мы Христовы.

Достоевский: «С Христом трудно, без Христа невозможно».

В Церкви существуют таинства, главные из которых крещение, покаяние и евхаристия, которые соединяют нас с Христом.

Симбалла (греч.) – соединять. Диабалла (греч.) разделять. Отсюда – символ и дьявол. Тоже демон: моно (лат.) - единство, де-моно - разъединение.

Жизнь Церкви полна символов, которые нельзя описать простыми словами. Она являет нам Христа. Без Церкви нет спасения, нет другого способа, другого места, другой возможности. Киприан Карфагенский, первый развернутый экклесиолог: «Без Церкви нет спасения».

В Церкви действует Св. Дух, и только там спасаются люди, соединяясь со Христом. Христос соединился с тленной человеческой природой и излечил ее. При чем тут я? Вот мы, приходя в Церковь, и излечиваемся, соединяясь со Христом, мы начинаем процесс своего исцеления.
Православная Церковь показывает нам образцы святости. Святой – это приобщившийся к Богу, каждый, кто отдаст свои силы, спасется. Каждый, кто хочет спастись, спасется. Выбор, который будет делаться на суде, - это наш собственный выбор, мы сами или выберем Бога или не выберем. И так мы понимаем нашу христианскую жизнь на суде. Нужно научиться каждую секунду своей жизни выбирать Бога.

Царствие Божие – это не райские кущи, оно внутри нас. Нам предлагается создать его в себе. А где Царство, там и Царь. Христос постучится: если впустим – войдет, а не откроем – не войдет.

Бороться с грехом нужно для того, чтобы выработать в себе навык принятия правильного решения, принятия Бога, потому что будет момент, когда у нас не будет инструментов, чтобы бороться: наших чувств, нашей воли.

Льюис говорит, что двери ада закрыты изнутри. Каждый, кто захочет выйти, выйдет, потому что Господь готов спасти и обласкать каждого.
Святые отцы говорят, что поскольку всех нас ждет встреча с Богом, то не все эту встречу способны выдержать. Для нас мучителен будет свет, исходящий от Бога. После суда каждому будет дано место его пребывания.

Иоанн Златоуст говорит, что ад есть благо для людей, которым плохо с Богом. Выбор человек делает сам.

В 20 в. Павел Флоренский и Сергей Булгаков пытались осознать антиномию геенны. Бог есть любовь и безграничен в Своей любви и в желании того, чтобы все спаслись. У Него нет ограничений в возможностях. Этой точки зрения придерживаются универсалисты. Они считают, что Бог спасет всех, потому что Бог любит всех. Апокастасис – восстановление.

Вторая точка зрения состоит в том, что Бог, конечно, есть любовь, но Он никогда не нарушит той свободы, которую дал человеку, человек выбирает сам. В пределах рассудка нет решения данной антиномии: возможна невозможность спасения каждого.

Ключ нашего спасения – это жертва Христова. Человек спасается только в Церкви. Очень важна в деле нашего спасения фигура Христа, образ Его земной жизни.

В Евангелии Христос никогда не смеется. Это показывает, какая напряженная жизнь была у этого Человека, соединившего в Себе Бога и человека, всей Своей жизнью Он исправлял нашу человеческую природу. Его кредо было – послушание Отцу, даже до смерти.


По мат-лам Предтеченских катехизаторских курсов

Илл. Сурена Хондкаряна



Метки: основное богословие

Комментарии

Написать комментарий Подписаться на комментарии
Рейтинг
1 +1 +2 +3

увеличить

MYX Меню пользователя
25-07-2007 18:53 (ссылка)
Это спам
Re: Сотериология – учение о спасении

afondeys   обратиться по имени Вторник, 30 Октября 2012 г. 12:00 (ссылка)
Исходное сообщение afondeys
Христианство
Основное богословие

Невозможно заслужить снисхождения Божьего к нашим проступкам, нет ничего, что мы могли бы дать Богу. Нечестиво говорить о Боге как о мстящем, Бог бесстрастен, Он не наказывает нас.

Мы говорили о грехе. Теперь поговорим о спасении: как мы спасаемся, от чего нас спасают и для чего нас спасают.

Нельзя рассуждать о наших отношениях с Богом как о правовых. Грех – это болезнь, недостаток, изъян. Грех есть свободное избрание человеком не Бога, ведущее к болезни, а в конечном итоге, к смерти. Бог есть источник жизни. Любой человек, обращенный к Богу, повернут лицом к бытию, и наоборот.

Прощение не должно мыслиться в правовых категориях: количество поклонов и свечек. Каждому человеку Бог дает одинаково света. Мы, каясь, просим Бога излечить нас от нашего греха, и Он идет нам навстречу, когда мы сами этого просим, иначе нарушается свобода воли. Происходит синергия.

Мы не знаем доли Божьего и доли нашего в процессе нашего спасения. Мы не можем рассуждать о том, кто начинает процесс приобщения к Богу, этого нет у святых отцов. Мы не должны думать, что Бог ждет нашего начального импульса, чтобы дать нам благодать. Божья благодать всегда на всех одинаково изливается. Тут трудно понять, где начало, где конец, но святые отцы говорят, что Бог не может нас спасти без нас.
Можем ли мы спастись без Бога? Нет, потому что Он и есть само спасение, Он Сам есть путь к Нему, Он есть начало этого пути и его цель. Он способ нашего пути. Поэтому бессмысленно говорить о спасении без Бога. Цель не в том, чтобы стать лучше, в этом заложена колоссальная гордыня. Цель нашего существования – это Бог. Наша цель – стать людьми, в том смысле, что истинный Человек только один – Христос. Не потому что мы плохие люди, мы просто по сути еще не люди.

Мир находится в разваленном состоянии, князь этого мира – дьявол. Мир во зле, и мы во зле, и все люди во зле, и только по милости Божией все держится до сих пор.

Господь хочет каждому человеку спастись. И мир держится только потому, что многие должны еще спастись. Господь предваряет нас в деле нашего спасения. Господь спасает нас, давая нам Себя в качестве нашего спасения.

Многие отцы говорят о Христе как об Учителе. Например, Иустин Философ. Для него Христос - Учитель, рассеивающий тьму.

Второй образ – жертвы. Святые отцы говорят об агнце, который берет на себя грехи всего мира.

Третий образ – выкупа. Он наименее развит в Православии и наиболее развит в католичестве. Кому принесена жертва? – об этом святые отцы остерегаются говорить. Григорий Богослов пишет, что грешно говорить, что жертва приносится для умилостивления Бога. Но и не для дьявола. Святые отцы говорят о тайне. Мы не знаем, как работает эта жертва, но она работает.

Четвертый образ – победитель. Ириней Лионский говорит о том, что Христос попрал смертию дьявола (смертию смерть поправ).
Самый главный образ у святых отцов – сотериологический образ спасения через причастие к естеству Божию. Это то, о чем апостол Павел говорит: «Уже не я живу, но живущий во мне Христос». Мы говорим: «Не Христос для нас, а Христос в нас».

Каким образом возможно причастие тварного человека к Божественному естеству? Без Церкви нет спасения. Что такое Церковь? В любом катехизисе Церковь – это общность людей, связанных одной верой, одними обрядами.

Алексей Хомяков, известный славяновил 19 в.: «Церковь – это единство Божией благодати, действующей л людях, покоряющихся этой благодати», т.е. Церковь – единство духа, действующего в людях, которые подчинились заповедям Евангелия, которые подчинились Богу, решили сделаться Божиими.

Дело нашего спасения начинается со слов Богородицы архангелу Гавриилу, принесшему Ей весть о том, что от Нее родится Сын Божий: «Се раба Господня, да будет мне по слову Божьему».

Но Церковь не есть эти люди, Церковь – это Дух Святой, который объединяет этих людей.

На чем строится Церковь? Первые люди отошли от Бога, они лишены общения с Богом, и они ищут пути восстановления этой связи, дети Адама для этого начинают приносить жертвы. Ничего собственно Божиего в мире нет, потому что мир – в тлене, поэтому люди приносят в жертву самое безвинное, самое непорочное – овечек; всегда за виновных страдают безвинные. Это не попытка откупиться от Бога, это попытка вкусить трапезу вместе с Богом, установить с Ним полноту связи. Но человек тленен. Через жертву человека не может быть принесена совершенная жертва. И Христос принес в жертву Себя, во всей Своей полноте, будучи совершенным Человеком. Он и Царь, которому приносится жертва, Он и сама Жертва, Он и Тот, кто ее приносит.

На жертве Христовой строится Церковь. Любую религию мог основать кто угодно, кроме христианства: христианства без Христа не могло быть. А учение Будды или Магомета мог донести до людей и кто-либо другой.

Экклесия – Церковь. Христос, собирая нас в Церковь, в Себя, устанавливает в нас цельность. Он говорит, что спасение в одиночку невозможно.

Киреевский, близкий к славянофилам, говорит, что католическая церковь похожа на машину со множеством механизмов и винтиков, протестантство похоже на мешок с песком, где каждая песчинка не связана с другими. А православие – живой организм, где каждый человек – клеточка Церкви, а Церковь – это тело Христово. Исцеление одной клеточки ведет к спасению других. Если ты сам идешь к исцелению, то вокруг тебя исцеляются другие. Мы все в Церкви, мы все один организм.

Бесполезно другого уговаривать идти в Церковь, нужно самому становиться христианином. Мы должны понимать, что мы Христовы. Мы думаем, что мы в Церкви, но мы не в Церкви, мы в Церкви постольку, поскольку мы Христовы.

Достоевский: «С Христом трудно, без Христа невозможно».

В Церкви существуют таинства, главные из которых крещение, покаяние и евхаристия, которые соединяют нас с Христом.

Симбалла (греч.) – соединять. Диабалла (греч.) разделять. Отсюда – символ и дьявол. Тоже демон: моно (лат.) - единство, де-моно - разъединение.

Жизнь Церкви полна символов, которые нельзя описать простыми словами. Она являет нам Христа. Без Церкви нет спасения, нет другого способа, другого места, другой возможности. Киприан Карфагенский, первый развернутый экклесиолог: «Без Церкви нет спасения».

В Церкви действует Св. Дух, и только там спасаются люди, соединяясь со Христом. Христос соединился с тленной человеческой природой и излечил ее. При чем тут я? Вот мы, приходя в Церковь, и излечиваемся, соединяясь со Христом, мы начинаем процесс своего исцеления.
Православная Церковь показывает нам образцы святости. Святой – это приобщившийся к Богу, каждый, кто отдаст свои силы, спасется. Каждый, кто хочет спастись, спасется. Выбор, который будет делаться на суде, - это наш собственный выбор, мы сами или выберем Бога или не выберем. И так мы понимаем нашу христианскую жизнь на суде. Нужно научиться каждую секунду своей жизни выбирать Бога.

Царствие Божие – это не райские кущи, оно внутри нас. Нам предлагается создать его в себе. А где Царство, там и Царь. Христос постучится: если впустим – войдет, а не откроем – не войдет.

Бороться с грехом нужно для того, чтобы выработать в себе навык принятия правильного решения, принятия Бога, потому что будет момент, когда у нас не будет инструментов, чтобы бороться: наших чувств, нашей воли.

Льюис говорит, что двери ада закрыты изнутри. Каждый, кто захочет выйти, выйдет, потому что Господь готов спасти и обласкать каждого.
Святые отцы говорят, что поскольку всех нас ждет встреча с Богом, то не все эту встречу способны выдержать. Для нас мучителен будет свет, исходящий от Бога. После суда каждому будет дано место его пребывания.

Иоанн Златоуст говорит, что ад есть благо для людей, которым плохо с Богом. Выбор человек делает сам.

В 20 в. Павел Флоренский и Сергей Булгаков пытались осознать антиномию геенны. Бог есть любовь и безграничен в Своей любви и в желании того, чтобы все спаслись. У Него нет ограничений в возможностях. Этой точки зрения придерживаются универсалисты. Они считают, что Бог спасет всех, потому что Бог любит всех. Апокастасис – восстановление.

Вторая точка зрения состоит в том, что Бог, конечно, есть любовь, но Он никогда не нарушит той свободы, которую дал человеку, человек выбирает сам. В пределах рассудка нет решения данной антиномии: возможна невозможность спасения каждого.

Ключ нашего спасения – это жертва Христова. Человек спасается только в Церкви. Очень важна в деле нашего спасения фигура Христа, образ Его земной жизни.

В Евангелии Христос никогда не смеется. Это показывает, какая напряженная жизнь была у этого Человека, соединившего в Себе Бога и человека, всей Своей жизнью Он исправлял нашу человеческую природу. Его кредо было – послушание Отцу, даже до смерти.


По мат-лам Предтеченских катехизаторских курсов

Илл. Сурена Хондкаряна



Метки: основное богословие

Комментарии

Написать комментарий Подписаться на комментарии
Рейтинг
1 +1 +2 +3

увеличить

MYX Меню пользователя
25-07-2007 18:53 (ссылка)
Это спам
Re: Сотериология – учение о спасении
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку