Исходное сообщение Natalja_Fortaleza
Вопрос. Существует термин "чувство времени"? То, что описывается во фрагменте статьи, не есть ли "скорость реакции"? "Чувство времени" как ощущение темпа скорее есть (или, увы, нет:)) у музыкантов. "Чувство времени" как ощущение главного в существующих настроениях, потоке событий должно быть у писателей непременно, да вообще у любых творческих людей, создателей. Ясно, что это совсем другой смысл слов "ч.в.":), нарочно написала, чтоб напомнить о неоднозначности этого словосочетания.
Нет, не совпадает "чувство времени" и "скорость реакции". Скорость реакции имеет размерность времени и измеряется промежутком времени, проходящим между раздражителем и ответной на него реакцией организма. А "чувство времени" - это полимодальное образование, включающее такие параметры, как длительность выполняемого действия, темп и ритм движений, скорость и временная последовательность.
Развитие процесса двигательных восприятии происходит в форме образования различных «специализированных восприятий» или «специальных чувств». Формирование этих чувств происходит при тесном взаимодействии человека и среды.
Для фехтовальщика эта среда - бой с соперником, и поэтому основные "чувства", вырабатываеиые у него, это "чувство дистанции", "чувство времени" и "чувство оружия". Они существуют именно в контексте поединка и именно с оружием. Я бы математически это объяснил так - на пространстве возникающих в бою ситуаций задана определённая метрика, определяемая особенностями оружия, правил, физических фозможностей человека. "Чувство времени" - это чувство, позволяющее оценить временные интервалы, за которые с помощью определённых действий бой из одного состояния можно перевести в другое. И оно включает в себя понимание того, что некоторые состояния, не смотря на пространственные отличия, являются идентичными, а другие, пусть незначительно отличающиеся в пространстве и во времени - весьма несхожими. В пространстве боевых ситуаций своя метрика, нелинейная.
[/QUOTE]
И про эпизод на соревнованиях. Очевидно (из примера :)), фехтование - не только знание, но и отработанная упражнениями техника. Вот отработать приём соперник и не успел. Знать-то знал, а применить не мог... Память мышц сработала быстрее головы.
[/QUOTE]
Тут дело не в отработке. Я же ему сам сдуру подсказал, как в это положение не попадать - не брать защиты, а уходить на второй показ назад. А потом с батманами оттеснять меня обратно. Но оказалось, что в напряжении поединка он не может знания свои воплотить в действия - не в технические, а в тактические. И тут у него стереотипы не управляемые произвольно. (я это, кстати, знаю по себе, но обычно полагаю, что это я такой тупой и негибкий. Ан нет).
Но в принципе, если ты поставила вопрос о "ч.в." у музыкантов и у писателей, то тогда придётся мне сказать и о третьей временной компоненте. Это уже совсем моя блажь, но в "ч.в" в фехтовании, поскольку оно существует в пространстве ситуаций боя предполагает способность ПРЕДУГАДЫВАТЬ возникающие ситуации и реагировать на них с опережением. В музыке это не нужно, там нет человека-соперника. Я, вообще-то, хотел это связать с особенностями соционической типологии личности. Где одним типам приписывается обострённая "интуиция времени", а другим - обострённая "интуиция отношений". В терминах фехтования это будет "способность предугадать момент когда будет совершено действие, непонятно зарание какое" и "способность предугадать какое действие готовит соперник, непонятно только когда он его выполнит". Это разные модальности "чувства времени", предполагающие разные тактические построения для его реализации.