-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в _Macbeth_

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.08.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 12351


Засел за статью "Психологическая подготовка в фехтовании".

+ в цитатник

Cообщение скрыто для удобства комментирования.
Прочитать сообщение


Сергий_Аветянъ   обратиться по имени Четверг, 31 Января 2008 г. 02:53 (ссылка)
Ну что ж - есть чем похвастаться. Ещё лучше воплотить это в учениках, тогда и слова не нужны будут. Дела сами всё скажут.
Ответить С цитатой В цитатник
_Macbeth_   обратиться по имени Четверг, 31 Января 2008 г. 03:42 (ссылка)
Крес, ну, то, что "ещё лучше" мне вряд ли удастся. Я ж не тренер. Вот, думаю, что тренеру моему она пригодится - и в научно-методические труды себе запишет, и к делу приспособит.
Фехтование (ввиду достаточной узости круга людей - на всю страну порядка эдак 10 000 человек) отличается тем, что обычно все достаточно доброжелательно чужие ошибки правят. И мне когда-то незнакомые люди подходили, объясняли и правили. Просто видя мои ошибки. И я делаю то же самое.

Иногда получается смешно - как-то мы в командных соревнованиях выиграли у незнакомой команды, там был правша, которому я много напопадал в ногу. Нащупал у него слабое место - избыточную 6-ю защиту. И сразу как выиграли (уверенный, что мы больше с ними, как с проигравшими, не встретимся) пошёл и ему это объяснил. Что я делаю 2 ложных показа, и на второй у него нервы не выдерживают и он берёт на него защиту с чрезмерной амплитудой, а я спокойно делаю действительную атаку в ногу. Что причиной тому - чрезмерное напряжение нервное. Лучше бы он на такие показы назад уходил, сводил бы всё к простой двигательной реакции, вместо сложной. Обычно в ногу атакуют после показа в 4-е соединение, а у него удобно было после показа в 6-е. Каково же было моё удивление, когда за 3-е место нам встретились опять они. Выбрались через утешительную сетку. Тут уж мне стало интересно - а вот теперь, когда он знает, сможет ли он противостоять всё той же фразе - "4-6-в ногу"? Нет, не может. Опять я ему натыкал в ногу, даже больше, кажется 4 из 5. Это не вопрос осознанного знания, а вопрос особенностей психики и ответно-вынужденных реакций. И знает, а удержать руку не может.

Вот так, по собственной глупости, и появляется лишний абзац к статье :-).
Ответить С цитатой В цитатник
Сергий_Аветянъ   обратиться по имени Четверг, 31 Января 2008 г. 10:37 (ссылка)
_Macbeth_, ты знаешь, очень интересный абзац. Я с детства мечтал научиться фехтовать, причем и во взрослом возрасте, когда модны всякие кен-до и пр., меня по старинке привлекает шпага. Но видно не судьба. Видно еле заметный шрам под глазом от детских фехтований на самодельных снарядах, так и останется единственным воспоминанием о мечтах.
Ответить С цитатой В цитатник
телеолог   обратиться по имени Четверг, 31 Января 2008 г. 16:12 (ссылка)
_Macbeth_, замечательно! мне кажется, что из Вас бы получился тренер высшего класса! Вы сказали, что Вы не тренер... Но можете им стать )) Если, конечно, захотите тратить свое время на обучение других )) Мы как-то говорили с тренером по акробатике на эту тему... Он сам продолжает заниматься спортом. Он сказал, что смотрит на процесс обучения с другой стороны, что это ему помогает не упустить какую-то мелочь на своих тренировках... И, конечно же, гордость за то, что мы выбрали именно него )) Взаимовыгодное положение, не тк ли? ))
Ответить С цитатой В цитатник
Anna_Livia   обратиться по имени Четверг, 31 Января 2008 г. 16:26 (ссылка)
_Macbeth_, кажется, твоё будущее (в свете данного поста) вырисовывается вполне определенно!
Ответить С цитатой В цитатник
_Macbeth_   обратиться по имени Четверг, 31 Января 2008 г. 17:10 (ссылка)
Anna_Livia_Plurabelle, ну я уже как-то писал, что вот лет 10 назад очень хотел тренировать детей. Странная картина - директор департамента в банке сдаёт всякие аттестации, чтобы возиться потом с детьми. Возможно. А потом как-то успокоился.

телеолог, меня как-то вдохновляет пример Йозефа Кнехта :-). Что заниматься с детьми надо в весьма преклонном возрасте.
Ответить С цитатой В цитатник
Anna_Livia   обратиться по имени Четверг, 31 Января 2008 г. 17:18 (ссылка)
_Macbeth_, ну, успокоился, и хорошо)
На свете счастья нет, но есть ПОКОЙ и ВОЛЯ!
Ответить С цитатой В цитатник
Natalja_Fortaleza   обратиться по имени Четверг, 31 Января 2008 г. 18:41 (ссылка)
Как водится, один вопрос-недоумение (от торопливости чтения?) и одно замечание.:)
Вопрос. Существует термин "чувство времени"? То, что описывается во фрагменте статьи, не есть ли "скорость реакции"? "Чувство времени" как ощущение темпа скорее есть (или, увы, нет:)) у музыкантов. "Чувство времени" как ощущение главного в существующих настроениях, потоке событий должно быть у писателей непременно, да вообще у любых творческих людей, создателей. Ясно, что это совсем другой смысл слов "ч.в.":), нарочно написала, чтоб напомнить о неоднозначности этого словосочетания.
И про эпизод на соревнованиях. Очевидно (из примера :)), фехтование - не только знание, но и отработанная упражнениями техника. Вот отработать приём соперник и не успел. Знать-то знал, а применить не мог... Память мышц сработала быстрее головы.

Очень приятно было вернуться к фехтованию!:)
Ответить С цитатой В цитатник
Anna_Livia   обратиться по имени Четверг, 31 Января 2008 г. 19:51 (ссылка)
_Macbeth_, Тадэуш, а тебе попадалась вот эта работа: "Чувство времени и его детерминация в осознанном управлении двигательными действиями в спорте"? Наверно, попадалась? Это диссертация, если не ошибаюсь... Она в сети лежит.
Ответить С цитатой В цитатник
_Macbeth_   обратиться по имени Четверг, 31 Января 2008 г. 19:58 (ссылка)
Anna_Livia_Plurabelle, никогда о такой не слышал. Но теперь найду. Премного благодарен :-).

Нашёл ( я её раньше не воспринимал, потому что она обычно как "диплом за 600 р." лежит).

Корнешов А.А.
Чувство времени и его детерминация в осознанном управлении двигательными действиями в спорте : дис. ... канд. пед. наук / Корнешов Алексей Александрович; РГАФК. - М., 2003. - 139 с.: табл. - 13.00.04 - теория и методика физ. воспитания, спорт. тренировки, оздоровит. и адапт. физ. культуры. - Библиогр.: С. 121-137 (237 назв.). - беспл.

То, что есть в выдержках любопытно и вызывает одобрение...
Ответить С цитатой В цитатник
Anna_Livia   обратиться по имени Четверг, 31 Января 2008 г. 20:05 (ссылка)
_Macbeth_, всегда пожалуйста!..;)
Ответить С цитатой В цитатник
_Macbeth_   обратиться по имени Четверг, 31 Января 2008 г. 21:17 (ссылка)
Исходное сообщение Natalja_Fortaleza

Вопрос. Существует термин "чувство времени"? То, что описывается во фрагменте статьи, не есть ли "скорость реакции"? "Чувство времени" как ощущение темпа скорее есть (или, увы, нет:)) у музыкантов. "Чувство времени" как ощущение главного в существующих настроениях, потоке событий должно быть у писателей непременно, да вообще у любых творческих людей, создателей. Ясно, что это совсем другой смысл слов "ч.в.":), нарочно написала, чтоб напомнить о неоднозначности этого словосочетания.


Нет, не совпадает "чувство времени" и "скорость реакции". Скорость реакции имеет размерность времени и измеряется промежутком времени, проходящим между раздражителем и ответной на него реакцией организма. А "чувство времени" - это полимодальное образование, включающее такие параметры, как длительность выполняемого действия, темп и ритм движений, скорость и временная последовательность.

Развитие процесса двигательных восприятии происходит в форме образования различных «специализированных восприятий» или «специальных чувств». Формирование этих чувств происходит при тесном взаимодействии человека и среды.
Для фехтовальщика эта среда - бой с соперником, и поэтому основные "чувства", вырабатываеиые у него, это "чувство дистанции", "чувство времени" и "чувство оружия". Они существуют именно в контексте поединка и именно с оружием. Я бы математически это объяснил так - на пространстве возникающих в бою ситуаций задана определённая метрика, определяемая особенностями оружия, правил, физических фозможностей человека. "Чувство времени" - это чувство, позволяющее оценить временные интервалы, за которые с помощью определённых действий бой из одного состояния можно перевести в другое. И оно включает в себя понимание того, что некоторые состояния, не смотря на пространственные отличия, являются идентичными, а другие, пусть незначительно отличающиеся в пространстве и во времени - весьма несхожими. В пространстве боевых ситуаций своя метрика, нелинейная.

[/QUOTE]
И про эпизод на соревнованиях. Очевидно (из примера :)), фехтование - не только знание, но и отработанная упражнениями техника. Вот отработать приём соперник и не успел. Знать-то знал, а применить не мог... Память мышц сработала быстрее головы.
[/QUOTE]

Тут дело не в отработке. Я же ему сам сдуру подсказал, как в это положение не попадать - не брать защиты, а уходить на второй показ назад. А потом с батманами оттеснять меня обратно. Но оказалось, что в напряжении поединка он не может знания свои воплотить в действия - не в технические, а в тактические. И тут у него стереотипы не управляемые произвольно. (я это, кстати, знаю по себе, но обычно полагаю, что это я такой тупой и негибкий. Ан нет).

Но в принципе, если ты поставила вопрос о "ч.в." у музыкантов и у писателей, то тогда придётся мне сказать и о третьей временной компоненте. Это уже совсем моя блажь, но в "ч.в" в фехтовании, поскольку оно существует в пространстве ситуаций боя предполагает способность ПРЕДУГАДЫВАТЬ возникающие ситуации и реагировать на них с опережением. В музыке это не нужно, там нет человека-соперника. Я, вообще-то, хотел это связать с особенностями соционической типологии личности. Где одним типам приписывается обострённая "интуиция времени", а другим - обострённая "интуиция отношений". В терминах фехтования это будет "способность предугадать момент когда будет совершено действие, непонятно зарание какое" и "способность предугадать какое действие готовит соперник, непонятно только когда он его выполнит". Это разные модальности "чувства времени", предполагающие разные тактические построения для его реализации.
Ответить С цитатой В цитатник
Natalja_Fortaleza   обратиться по имени Пятница, 01 Февраля 2008 г. 16:48 (ссылка)
Исходное сообщение _Macbeth_
Для фехтовальщика эта среда - бой с соперником, и поэтому основные "чувства", вырабатываемые у него, это "чувство дистанции", "чувство времени" и "чувство оружия". Они существуют именно в контексте поединка и именно с оружием. Я бы математически это объяснил так - на пространстве возникающих в бою ситуаций задана определённая метрика, определяемая особенностями оружия, правил, физических возможностей человека. "Чувство времени" - это чувство, позволяющее оценить временные интервалы, за которые с помощью определённых действий бой из одного состояния можно перевести в другое. И оно включает в себя понимание того, что некоторые состояния, не смотря на пространственные отличия, являются идентичными, а другие, пусть незначительно отличающиеся в пространстве и во времени - весьма несхожими. В пространстве боевых ситуаций своя метрика, нелинейная.


Спасибо, стало, кажется, понятно.:)

В терминах фехтования это будет "способность предугадать момент когда будет совершено действие, непонятно заранее какое" и "способность предугадать какое действие готовит соперник, непонятно только когда он его выполнит". Это разные модальности "чувства времени", предполагающие разные тактические построения для его реализации.

Правда? Удивительно! Особенно странным кажется первое чувство. Второе хоть как-то можно представить, например, у военных, склонившихся над картой (штампы, одни штампы, зрительные, психологические, куда от них деться, увы!:() "Что он может предпринять в этой ситуации?" А первое: "Печёнками чую, пакость какую то готовит, мерзавец, сейчас ударит! Но куда... Что предпримет?.." - совершенно невозможная картина.
А ты что чувствовал, и то, и другое?
Ответить С цитатой В цитатник
Natalja_Fortaleza   обратиться по имени Пятница, 01 Февраля 2008 г. 16:50 (ссылка)
_Macbeth_, почему это "сдуру показал"? Может, просто великодушный?:)
Ответить С цитатой В цитатник
_Macbeth_   обратиться по имени Пятница, 01 Февраля 2008 г. 17:41 (ссылка)
Natalja_Fortaleza, про "интуицию времени" и "интуицию отношений". В соционической модели у человека, согласно его ТИМу (типу информационного метаболизма) преобладает либо одно, либо другое.
У меня, как явного ИЛИ ( интуитивно-логического интротима) есть "интуиция времени", но слаба "интуиция отношений". Очень просто, я плохо разгадываю намерения соперника, но чувствую момент начала атаки. Именно так - "ощцщаю, что сейчас, в следующее мгновение пойдёт". Это на себе, к примеру, Колобков попробовал, единственный 5-кратный чемпион мира. Проиграл мне в прошлом году в ЦСКА именно попытавшись сделать мне 3 быстрых атаки - а мне только того и нужно, атаку помощнее и попроще. Я ему все три встретил контратакой с отходом, потому что момент её начала чувствовал. А вот как он начинает дёргать, с большим числом показов и ложных движений, угадать среди них действительное я не могу. Нету этой интуиции. А у других есть. Но нету "интуиции времени".
Ответить С цитатой В цитатник
Natalja_Fortaleza   обратиться по имени Суббота, 02 Февраля 2008 г. 03:21 (ссылка)
_Macbeth_, буду занудой, цепляться к мелочам. Хотя на самом деле, это не так, только видимость. Просто интересно выяснить всё и понять.
Во-первых, что такое "техническая подготовка", о которой речь в первом абзаце? Тренировка физических возможностей или психологии?
Второе. "Развитое чувство времени в конкретной тактической ситуации позволяет совершить диктуемые этой ситуацией технические действия в тот момент, когда они будут наиболее оправданы и эффективны" - неужели действия, которые нужно предпринять, однозначно вытекают из ситуации, т.е. очевидны всем опытным спортсменам? Чувство времени *позволяет* совершить их в наилучший момент; но *выбрать* этот самый момент должен фехтующий. И тут нужно, наверно, не только чувство времени, но и другие способности. Я правильно поняла?
Глупо, конечно, спрашивать про это, но какие бывают волевые качества? (Что чем затруднено компенсировать?)
И, наконец, что такое "процесс произвольно регулируемого преодоления трудностей и препятствий"? Решаешь, преодолевать сейчас или лучше заняться этим в другой раз, или выбирается сложность, что ли, препятствия, которое надо преодолеть непременно сейчас?
Из описания поединка с Колобклвым показалось, что интуиция времени - это как почувствовать в предгрозовом затишье будущий удар грома. Ждёшь чего-то, внутри тебя и вокруг будто натягиваются струны... И вот прорвало! Может, подумав, как-нибудь иначе это увижу, пока так получилось.:) Но сам момент удара угадать, по-моему, никто не сможет.:) Как это у тебя получается?)
Спокойной ночи!
Ответить С цитатой В цитатник
_Macbeth_   обратиться по имени Понедельник, 04 Февраля 2008 г. 03:35 (ссылка)
Natalja_Fortaleza, первая половинка ответа.

Ну так пойдём по определениям.

Техника ведения поединка представляет собой систему специализированных операций в которых объединены движения (приёмы) и тактические задачи (намерения) при взаимодействии и соподчинении их отдельных компонентов в единых боевых действиях.
Соответственно, техническая подготовка – это комплекс умений и навыков, связанных с освоением этих специализированных операций.

А физическая подготовка – это уровень функциональных возможностей организма (общая) и уровень развития специализированных двигательных качеств, необходимых для ведения боя (специальная).

Понимаешь, тут вот такое разделение. Из тактической ситуации её продолжение однозначно не следует. И чувство времени к выбору продолжения прямо не относится. Зато относится к точному выбору момента продолжения действия, который из однозначно воспринимаемых пространственных характеристик позиции уже не вытекает. Здесь имеет место сочетание прогноза движения (на основе зрительного восприятия предыдущей траектории и предсигналов, тактильного восприятия, получаемого через клинок, оценки логики развития тактической ситуации) и понимание текущего состояния ближайших намерений соперника.

К психологической подготовке оно тоже не относится, поскольку психологическая подготовка – это не комплексный навык, а общая способность личности к овладению способами ведения поединка и готовность к полноценной творческой реализации в нём технических и тактических специализированных качеств.

Тактическое продолжение из ситуации однозначно не вытекает, это не шашки ( насколько я понимаю, ПОЛНАЯ компьютерная модель 64-клеточных шашек построена, но есть особенность в которых шашки ближе к фехтованию чем, скажем, шахматы – необратимостью ухудшения ситуации после первой же ошибки), наоборот, любое продолжение в теории имеет своё опровержение (доказано где-то в 18 веке) зато есть область неопределённости, в которой запоздание в реагировании на обусловленные временем реакции 0,15-0,2 с отделяет равноценную ситуацию от проигрышной/выигрышной. Вот в эту группу тактических ситуаций и входят в процессе поединка ( намеренно, случайно или вынужденно) попадают, вот тут чувство времени и позволяет определить момент для совершения технических действий, переводящих ситуацию из одного класса эквивалентности в другой.
Ответить С цитатой В цитатник
Natalja_Fortaleza   обратиться по имени Понедельник, 04 Февраля 2008 г. 23:06 (ссылка)
_Macbeth_, теперь мне кажется совершенно понятным,:) что дело обстоит так: (поправь, где неправда))
Есть физический уровень спортсмена, он тренируется чем-то вроде занятий ОФП. На самом деле, судя по твоим тренировкам, они всё же специализированы, но - бег, прыжки, отжимания и подтягивания - имеет смысл назвать ОФП.
Далее, тренировки собственно фехтовальных навыков, от простейших движений, до связок, до тактики и до стратегии ведения поединка - "техническая подготовка" обеспечивает этот уровень. ("Чувство времени", "дистанции" и "оружия" - результат таких тренировок.)
И, наконец, психологический настрой на конкретный бой, (мотивация, желание, намерение победить, хладнокровие и решительность и т.д.) - есть общие приёмы достижения нужного психологического состояния, но большую роль играет индивидуальность спортсмена, его жизненный опыт и личностные особенности.
Ну как?)

Еще, кажется, можно ввести понятие "чувство соперника" - способность уловить намерения, угадать действия противника. Некая смесь интуиции, опыта и неформулируемых, неуловимых способностей фехтовальщика.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку