Задумано - зделано...
Там меня встречает небольшого роста мужчина лет 60, держащий в руках большой старинный ключ. По форме – золотой ключик, но только черного цвета.
Напоминаю, что на половину (по матери) я хохол, плюс всё мое студенчество прошло в Харькове, короче тут я попытался блеснуть свом украинским. Для начала поздоровался тоже по-украински, а в ответ он меня спросил:
- Звідки ви, будэтэ?
- Да Москаль я… (понуро ответил я)
- О, то ви є поважні і сміливі чоловік, якщо наважилися завітати до костьолу і підземелля. Якою мовою краще вести екскурсію?
- Ну, якщо ми вже почали говорити українською, давайте продовжувати.
- Ну, добре. Итак, вы находитесь в Костеле Иезуитов…
И далее… всю экскурсию он говорил только по-русски, но… с украинским акцентом.
Экскурсовод был оригиналом. Он рассказывал не столько историю костела и Львова, сколько свою интерпретацию истории. Причем постоянно шутил. И я уже не различал, когда он шутит, а когда излагает факты.
Из его сумбурного и веселого рассказа я вычленил такие вещи. Оказывается, Львов начинался строиться именно с Замковой горы. Там была крепость. На том месте, где теперь центр города т.е. где находились мы, было две крепости, окруженных защитными рвами. Поскольку крепости были деревянными, однажды они сгорели дотла. До этого трагического события здесь процветала торговля, а власти всячески поощряли ремесленничество. Однажды во Львов прибыли пять иезуитов, весьма богатых. Они добились разрешения построить костел, и строили его 20 лет. Для этого они пригласили немецких инженеров. Мастеров искали местных, и тщательно их отбирали по профессиональному уровню. Камни и бревна для костела дал некий богатый бизнесмен, который собирался весь этот хлам выбросить, но нашел ему другое применение.
Наговорив не понятно чего, экскурсовод отвел меня в подземелье. На самом деле, это громко сказано. Длинных ступеней вниз не было. Тоннелей – тоже не было. Мы всего лишь попали в подвальную часть костела, и под ногами увидели разрытые помещения, уходящие вглубь земли. То есть костел этот строился сверху другого сооружения.
В одной из комнат мы обнаружили чей-то бюст, точнее – голову, которой зачем-то туристы бросают монеты. Стоявшая у головы свечка не горела. Я ее сам зажег.
Далее пошел такой диалог:
- Чья голова?
- Неизвестного…
- …. неизвестного..? на Бальзака похож…
- Она просто свалилась археологам на головы во время раскопок.
В другой комнате стоял гигантский гроб с дырой в боковой части.
В гробу никого не было. И кто там был и куда ушел, история умалчивает.
Вот основные две достопримечательности подземелья.
Интересная деталь. Сквозь стены проходят небольшие отверстия в форме все тех же перевернутых замочных скважин. Через них можно видеть ноги прохожих на улице. Толщина стены более двух метров.
Экскурсовод также сказал, что по костелу и подземельям бродит монах в капюшоне и лампадой в руках. Светит в лица туристам и спрашивает чего-то. Во время нашего визита нас никто ни о чем не спрашивал и в лицо лампадой не светил, хотя экскурсовод говорил, что это… страшное зрелище.
- Но вам-то чего бояться, если вы ежемесячно получаете счета на оплату света, газа, электричества, - добавил он.
Вот такой юмор.