1-я – что Апокалипсис говорит только о будущем! Т.е. о том "чему надлежит быть вскоре" (Откр.1,1). Причем о ближайшем будущем от определенного времени, и указывает события для короткого пространства времени. Нет там никаких рассказов из прошлого и о прошедшем, ибо это не историческая книга, а пророческая. Также битва Михаила и Ангелов его с диаволом и его ангелами на Небе – не о прошлом, а о будущем! (Об этом будет сказано в свое время и на своем месте, если Бог благословит.)
Некоторые могут спросить: а почему сказано "вскоре"? Ведь с тех пор прошло около двух тысяч лет! Конечно, можно ответить, что мол для людей это большой срок, а для Бога тысяча лет как один день и т.п., но это неудовлетворительно, ибо сказано для людей и их мерок. Правильно ответить можно лишь тогда, когда будем учитывать личность, воспринявшую от Бога "Откровение" - Иоанна Богослова. Когда Иоанн Богослов видел картины откровения, он был живым во плоти сущим человеком и руководителем тогдашних семи Асийских церквей. На то время "вскоре" осуществилось в частном порядке над теми конкретными церквями и людьми. Главным же образом Откровение принадлежит конкретному будущему, в котором созреют все условия для совершения тайны беззакония и появления сына погибели – антихриста-зверя, т.е. на наше сегодняшнее время – начало 21-го века. В наше время Иоанн Богослов опять явлен живым и во плоти (воскресшей по новому качеству для вечности) сущим и руководит истинной Церковью Христовой на земле сущей, и поэтому слово "вскоре", по своему значению, опять начинает работать. В этом смысле наше время является точкой отсчета событий Апокалипсиса, которые в ближайшее будущее начнут разворачиваться буквально у нас на глазах! Итак, то, что частным и пророческим образом сработало тогда на семи Асийских церквях, начнет настоящим образом работать сейчас и на нас самих. Поэтому, читая слова "Откровения", мы должны верить написанному в них указанию прямо как оно есть, как будто бы Апокалипсис был написан только для нас и в наше время! И так же воспринимать слово "вскоре", ибо духовно Апокалипсис уже включён и "вскоре" есть вскоре на самом деле.
От семи Асийских церквей до нашего времени Апокалипсис трудно было читать, воспринимать и правильно понимать, ибо он не был еще включён и воздействовал лишь силой сокровенной в нём духовной правды. Современное и живое восприятие его в наши дни, так, как бы он был написан для нас и на сегодня – есть удивительная особенность этой величайшей Божьей книги и дивный дар Божьей милости для нас последних! Если же мы, как и наши предшественники, увлечёмся проекцией Апокалипсиса в прошлое – мы неизбежно впадём в ошибку и заблуждение и начнем видеть картины Апокалипсиса в Чернобыльской катастрофе, покупаясь на одинаковость значения слов "чернобыль" и "полынь", а Антихриста в антихристах, подобно как современники видели его в Нероне, Наполеоне, Гитлере, Ленине, Сталине, Горбачеве и т.д., в то время, как это были лишь образы или иконы Антихриста-зверя.
Апокалипсис устремлён в будущее! И будет устремлён до тех пор, пока это будущее не начнет самым делом сбываться и становиться текущим и настоящим! А когда Апокалипсис начнёт сбываться на самом деле, тогда события побегут быстро одно за другим, и времени будет оставаться очень мало, а затем, по слову "Откровения", времени уже не будет как такового, то будет уже не до рассуждений и толкований, ибо сама жизнь и страшная мощь событий Апокалипсиса и дней Великой скорби и захватит всех доживших участников, и покажет и докажет всё!
Возвращаясь к словам "чему надлежит быть вскоре", мы видим, что исследование Апокалипсиса благоплодное возможно с момента его духовного включения до начала самых событий (что будет чтением жизнью), т.е. как раз на период времени определяемый словом "вскоре"! Когда же Апокалипсис включится в ткань текущей жизни самым делом? А вот когда – с начала страшной Мировой войны (можно её назвать и 3-й по порядку) с применением всех накопленных оружий и средств массового уничтожения людей и всего живого: атомного, химического, лазерного, бактериологического, космического оружий массового поражения. Эта война, о которой речь идет в 9-й главе "Откровения", унесет одну треть живущих на земле людей, т.е. если считать от сегодняшнего количества людей: более 6-ти миллиардов, то погибнет более 2-х миллиардов людей за 10 месяцев этой войны!
Поговорим об этом подробнее, если Бог благословит дойти до толкования 9-й главы, а пока важно то, что эта война включает Апокалипсис в действие. Появление зверя из моря и зверя из земли и всё прочее будет после начала этой 1-й апокалиптической войны. Поэтому все попытки прилагать их к лицам прошедшим или текущим до начала войны – ложны, неправильны и ошибочны. Они есть в мире, но еще не явлены, не вышли и не заметны. Поэтому всех известных, заметных и тех, кто на виду, следует сразу отбросить. Появление Антихриста-зверя и Лжепророка для мира сего будет нежданным и неожиданным, как некое откровение (разумеется сатаны, ибо он как раз, поселившись в человеке-антихристе и возглавит эту адскую троицу или триаду). Для верных чад истинной Церкви их появление будет ожидаемым по существу, но несколько неожиданным по проявлению. И для всех верных нужна будет особая благодать Божия и особая помощь от Бога, чтобы устоять и победить это последнее вселенское искушение посредством Антихриста. И да поможет нам в этом Господь наш и Бог Иисус Христос! Аминь.
2-й важной особенностью Апокалипсиса является способ получения откровения о будущем:
Откр.1:
1 ... И Он показал, (выделено мною) послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну,
2 который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа и что он видел.
Здесь нам важны два слова: "показал" и "видел".
Откр.1:
11 то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: ...
Опять важно слово "видишь", как способ получения, а "напиши" и "пошли", как способ передачи нам. Ещё раз подчеркну, что фраза: "находящимся в Асии" устраняет возможность поочерёдного перечисления эпох, ибо эти церкви находились в Асии единовременно и получили послания в одно и тоже время. Если бы было сказано: пошли церквам в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатир, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию, то возможно бы и был смысл в перечислении эпох, сменяющих одна другую.
Откр.1:
12 ... и, обратившись, увидел ...
Великий Иоанн Богослов обратился (повернулся) на голос! Тогда на Патмосе он стоял, как бы спиной к будущим событиям, но голос Божий развернул его и повернул к ним. Это означает то, что Иоанн Богослов будет возвращен Господом, посредством воскрешения, для того, чтобы ему быть живым свидетелем тех событий, которые он на Патмосе видел в пророческом видении.
Очень важно уразуметь и осознать то, что способом дарования Откровения был показ картин будущего. Не рассказ о них, не описание, не аллегория, не притча и т.п., а именно зрительное наблюдение за своего рода видеозаписью событий далекого будущего! Поняв это? мы поймем и то, что Св.Апостол не шифровал намеренно полученную информацию и не закрывал её символами и аллегориями, но лишь точно исполнил волю и повеление Господне:
Откр.1:
11 то что видишь, напиши (так, как сможешь!) в книгу ...
И ещё:
Откр.1:
19 Итак напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего.
"что есть" - в отношении к тогдашним Асийским церквам, а "что будет после сего" - в отношении к последнему нашему времени. Если же Господь и показывает нечто символическое, то Он тут же и поясняет Иоанну значение указанных символов, как мы это можем видеть в случае с 7-ю звездами и 7-ю светильниками:
Откр.1:
20 Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников есть сия: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей.
В некоторых случаях, для понимания показываемой картины, необходимо иметь духовную мудрость:
Откр.17:
9 Здесь ум, имеющий мудрость. ...
Или:
Откр.13:
18 Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть.
Если же Господу угодно что-либо скрыть, то Он прямо повелевает своему Апостолу:
Откр.10:
4 ... скрой, что говорили семь громов, и не пиши сего.
Причем это бывает вопреки желанию Апостола, который за послушание хочет записывать все виденное и слышанное им:
Откр.10:
4 ... я хотел было писать; но услышал голос с неба, говорящий мне: скрой, что говорили семь громов, и не пиши сего.
Почему же книгу Откровения так трудно понимать даже святым людям?
Что касается земного, то записано с картинок прямо, как только было возможно тогда, около 2-х тысяч лет назад. Что касается небесных видений, то тут присутствует образность и символизм, которые ясно видны духовному разуму, ибо небесное и духовное невозможно изложить точно человеческим языком и на уровне человеческих понятий.
Конечно, существует и некая кодировка или зашифрованность, а точнее, как бы невидимость сути и значения будущих событий, но это не нарочитое сокрытие этих событий, а неизбежное последствие для умов плотских и душевных, тогда как для духовных все ясно видно и понимаемо. Некоторые места, как уже раньше говорилось, невозможно понять издалека, пока они не приблизятся в самой исторической действительности. Важно также понимать и помнить, что Откровение написано не для всех людей. Те, которые не веруют Богу и слову Его, не вошли в Церковь Его и стоят ВНЕ, и следовательно являются "внешними", по слову Господа, им всё в притчах и загадках:
Мф.13:
9 Кто имеет уши слышать, да слышит!
10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?
11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано,
12 ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет;
13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;
Действительно, недуховные люди, даже самые умные, знающие и образованные, не видят в Писании очевидных вещей. Итак, Откровение написано для истинных рабов Божиих: "чтобы показать рабам Своим" Откр.1,1. Плохо и тяжко быть рабом у других людей. Совсем невыносимо и жутко быть рабом у злых духов – бесов. Но быть рабом Божиим, и значит получить свободу от первых и вторых, и от страстей греховных, посредством которых и осуществлялось злое рабство – это великое блаженство. Величайшие из святых угодников Божиих именовали себя рабами Божиими, почитая это великой честью. Так именуется сам Иоанн Богослов:
Откр.1:
1 ... И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну,
Сама Царица Неба и Земли, Пресвятая и Преблагословенная Владычица наша Пречистая Госпожа Богородица и Приснодева Мария, которая является честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим, называла Себя Рабой Божией:
Лк.1:
48 что призрел Он на смирение Рабы Своей ...
Как мы видим, понятие раба Божьего и добродетель смирения тесно связаны так, что смиренный человек рад быть рабом Божиим, а истинный раб Божий – всегда имеет глубочайшее смирение. Итак, таким рабам Божиим и дано знать тайны Божии. И один из древних пророков говорит, что Бог не начинает на земле никаких дел, если не откроет то наперед рабам Своим.
Для чего же закрывать до невозможности понимание Откровения и превращать его в сплошную притчу и загадку? Этого не делал ни Господь, ни Иоанн Богослов. Закрытость этой великой книги получилась, причем промыслительно, по той причине, что все будущие события были ПОКАЗАНЫ.
Теперь представьте себя на месте Иоанна Богослова около двух тысяч лет тому назад. Вы вдруг видите такие странные, необъяснимые (по меркам того времени) и дивные вещи, как скажем, современную боевую технику и вооружение: танки, сверхзвуковые самолеты, ракеты с химической, бактериологической, бинарной, тринарной, нервно-паралитической смертоносной начинкой, или атомное и термоядерное оружие массового поражения, или ядерный взрыв и его последствия, и эффект, именуемый "ядерной зимой" и т.п. вещи, и это в то время, как у ваших современников вершиной боевой техники, помимо лука, мечей и копий, была катапульта! И вот вам надо записать и описать все это впервые увиденное и неизвестное, да еще на языке тогдашних понятий и наименований! Как бы вы сделали это?
А Великий Иоанн Богослов справился с этой задачей блестяще и самым превосходным образом!!! Но разуметь это не легко, хотя записать было несравненно труднее! В этом тоже огромная заслуга Великого Апостола любви Иоанна Богослова!