Глоток детства из 80-х... (Гостья из будущего)

Наташа Гусева: Алиса стала взрослой
Март 1985 года. К власти приходит Горбачёв, скоро начнется перестройка, а мысли миллионов советских школьников заняты совсем другим: по телевизору показывают "Гостью из будущего". Обычная девочка Наташа Гусева, сыгравшая Алису Селезнёву, внезапно становится иконой. Миллионы писем, толпы поклонников… Страсти не улеглись и по сей день, несмотря на то, что Алиса выросла…
«Здесь была Алиса»: старых надписей уже и след простыл, но место встречи изменить нельзя. Своим верным фанатам Наташа Гусева назначила свидание «у арки». Что это такое, им объяснять не надо, осталось найти.
Педант и банковский клерк Слава, строитель Андрей и ветеран движения Саша Лас - сейчас им хорошо за тридцать, и представляют они миллионов 30 человек со всего бывшего Союза. «Гостья из будущего» так запала им в душу, что они сами надолго впали в детство. Люди настоящего экипированы тем, что в Её будущем еще не изобрели. Ноутбук со специальной «картой алисомана», камера, GPS-навигатор – все модные гаджеты, кроме миелофона… Но упрямая подворотня с аркой все равно будто назло прячется. Это почти не игра: не каждый день в переулке вас ждет живая Алиса Селезнёва – светлый идеал детства.
Сергей Черкасов, который сейчас занимается алисоманским Интернет-сайтом «Романтики.ру», помнит, как тогда, в 1985, Алиса превращала СССР в страну чудес. Во время показа фильма дворы пустели, а те, кто не успевал дойти до дома, устраивались в магазине, торгующем телевизорами, где продавцы шли на уступки – детям включали звук.
В первой серии, когда ученик 6 «В» класса Коля Герасимов без разрешения взрослых отправился в будущее, Алисы нет. Нет её и первую половину второй серии. Замер точный: её громадные блюдцеобразные глаза появляются на 29-й минуте 31-й секунде.
Оператор когда-то сказал родителям Наташи Гусевой, что их девочка проснется знаменитой. Тогда они посмеялись, но вскоре… началась новая жизнь. И если бы только у нее…
В районной поликлинике мама Наташи Галина Марковна врачует уже 35 лет. «Гостья из будущего» стала для нее историей болезни, причем - массовой, хронической и неизлечимой. Свою главную роль она сыграла не в фильме, а для фильма – в шутку ее даже хотели вписать в титры как «мать героини». Она была и секретарем, и костюмером, и телохранителем, и вышибалой поклонников.
Тогда на обычную девочку Наташу, в одночасье ставшую кинозвездой, показывали пальцем. Ее выходные превратились в сплошной домашний арест, а будни – в партизанщину. Домой ее не провожали, а конвоировали. Появилась даже своя школьная дружина.
Маршрут до дома на московской окраине до сих пор пропитан шпионско-кинематографической романтикой, как будто она сыграла не в «Гостье…», а в «ТАСС уполномочен заявить».
За ней следили на улице и дома. На деревьях рядом с окнами рассаживались наблюдатели. Кто-то вооружался биноклем, кто-то – подзорной трубой. Беззлобная «наружка» скоро переросла в худший вариант шоу «За стеклом». Чтобы увидеть окна ее дома, нужен был адрес. За него готовы были всё отдать, а вскоре появились и те, кто соглашался брать…
Цена - 50 рублей, продавцы нашлись в ее же классе. В какой-то момент адрес был вопросом жизни и… смерти. Об этом хорошо известно Александру Ласу, которому за заветную улицу и дом угрожали оружием. Угрожали всерьез и далеко не бластером.
Не все караулили Алису под окнами. Большинство писало письма. Писали и пэтэушники, и – по слухам – будущие революционеры Ющенко и Саакашвили. Но всех уравнивала почтовая демократия – даже vip-мужчины ложились в общий мешок. Избежавший пули Саша Лас кое-что из корреспонденции спас от «жестокого далёка» в гараже, который специально для этого снял.
Писем пришло около миллиона. Писали отовсюду и отправляли тоже повсюду. В графу «Адрес» чего только не вписывали: улица Ленина, Чапаева, Зеленого попугая… Девочка, которая сообщила, что в школе будущего на дом ничего не задают и отвечают, не вставая, встала в один ряд с генсеком. Некоторые так и писали: «Москва, Красная площадь, Алисе Селезнёвой». А когда фильм перевели на братские языки соцлагеря, письма хлынули даже из Вьетнама. Потянулись и «джигиты» с предложением руки и сердца, и 50-летние «дядечки» с мольбами о женитьбе.
Её начали звать под венец прямо из октябрят. А когда начались реформы, уже почти никто не скрывал - в этой пионерке многих волновал вовсе не галстук.
А в школе, откуда пионерка Наташа после уроков бежала на студию Горького становиться необычной ученицей 6 «В» класса, теперь всё кажется неспроста: и стана с космической абстракцией, и барельеф летчика Павлова, который настойчиво кое-то напоминает. Памятен даже плакат Госавтоинспекции: прежде, чем стать «Гостьей из будущего», за Наташей приезжали гости из милиции.
Ради актерской карьеры она не тряслась в поездах, не сдавала экзаменов. За ней пришли сами. Когда-то ГАИ не только ловило, но и объясняло, как не попадаться. Короткометражка «Опасные пустяки» - лента проходная, он именно она вывела Наташу в люди. Девочка показывала, как не надо перебегать дорогу. Взяли её тогда действительно за красивые глаза.
Алиса из книги «Кира Булычева «Сто лет тому вперед» и Наташа Гусева – казалось бы, противоположности, которым не сблизиться. По началу авторы фильма искали совершенно другой типаж – высокую, спортивную девочку. И совершенно случайно ассистенты привели ее – маленькую, с большими глазами. И всё - Павел Арсенов понял, что ему нужен «только этот ребенок». Как сказали бы сейчас, он «поломал фишку». Кино снимал и раньше, но «Гостью из будущего» выхлопотал себе после многолетнего простоя и просто не мог опростоволоситься.
Оператор Сергей Онуфриев помнит, что Арсеновское кино начиналось как раз в тот момент, когда камера выключалась. И за кадром было много удивительного…
Например, гениальный саундтрек композитора Евгения Крылатова – «Прекрасное далёко». Этот «приставучий» мотив вызвал режиссерский гнев и чуть было не сыграл в мусорный ящик. А главный фетиш фильма – миелофон? Создал его, конечно, Кир Булычёв, но как он должен выглядеть, придумал Арсенов. Этот черный ящичек, делающий любую частную мысль общественной, - единственное, что тогда режиссер вынес через проходную студии Горького. В 90-х он еще успел снять «Волшебника изумрудного города» - между инфарктами, а в 99-м его экран погас навсегда. Но он навсегда остался главным режиссером в жизни Наташи Гусевой.
По фильму Алиса в школе творит чудеса – прыгает выше всех и говорит на английском, как на родном. Для школьницы Гусевой это было форменным издевательством – именно эти предметы она не тянула. Ни впечатляющих результатов по физкультуре, ни склонности к языкам… Прыжок на «шесть метров 20 сантиметров!» и гладкая английская речь, озвученная сотрудницей английского посольства, - это и называется волшебное искусство кино. И это искусство, казалось бы, останется с ней навсегда.
Она переходила из одного фильма в другой. После «Гостьи…» был постскриптум в «Лиловом шаре», были и пост-постскриптумы – в «Гонке века» и белорусской ленте «Воля вселенной». Но в любой роли Наташа Гусева оставалась… актрисой одной роли, Алисой. Никогда в жизни у нее больше не было такой славы, какая обрушилась на нее в детстве.
Последнее, что могло вывести ее во взрослое кино – это главная роль в картине «Авария дочь мента». Но, прочитав сценарий, ей захотелось вымыть руки, а потом и вовсе их умыть…
Ей хотелось оставить свой светлый образ чистым.
Последний удар её кинокарьера нанесла ниже пояса – по кошельку. На сберкнижке скопилась и впрямь космическая для ребенка сумма: только за «Гостью…» набежало 4,5 тысячи рублей, в то время – «Жигули». Но реформы Павлова, а потом Гайдара - унесли их в прекрасное далёко. Наташа говорит, что деньги, когда они легко достаются, легко и пропадают.
А вот встречи, как сегодняшняя, ни за какие деньги не купишь. На излёте второго часа поисков группа алисоманов-следопытов вычислила заветную арку. И вот оно заветное: «Здравствуйте, товарищи миелофонцы…»
Наташа Гусева: «Я поняла, что разорвать это невозможно… это кусок моей жизни… я к этому привыкла. Вот и всё».
Продолжение передачи смотрите на "НТВ" в программе "Главный герой" 18 ноября
http://geroy.ntv.ru/subject.jsp?sid=5465
© ОАО «Телекомпания НТВ».