Гностик обратиться по имени
Среда, 25 Января 2006 г. 00:17 (ссылка)
ВВЕДЕНИЕ
1. ВЗГЛЯД НА ЖИЗНЬ
Существует история о трех людях, потерпевших кораблекрушение в Южных мо-рях. Корабль развалился на части, сев на коралловый риф, продукты, одежду и обору-дование смыло прибоем. Трое уцелевших обессиленные выбрались на берег подальше от бушующих волн. Отдышавшись, они стали осматриваться. За песчаной полосой вы-сились покрытые лесом холмы, а за ними скалистые утесы, крутые обрывы. Не было заметно никаких признаков присутствия других людей. Единственными звуками были рёв океана и крики чаек. Ни у кого не было компаса. Радио пропало при крушении. Их первым побуждением было выяснить, обитаем ли остров. Они видели, что с едой про-блем не будет кругом множество тропических фруктов. но они отчаянно хотели выяс-нить, где они. Они сознавали, что это означало поиски других людей, которые могли бы дать им представление об их местонахождении. Было решено, что один из них пой-дет вдоль берега в одном направлении, другой в противоположном. Третий должен был пробраться к подножию холмов. Каждый искал какой-нибудь признак человеческого пребывания след ноги, возделанное поле, дым отдаленного селения. Через несколько часов поисков именно третий из них обнаружил первые признаки человека дым, под-нимающийся от маленькой хижины высоко в горах. Он возвратился к своим попутчи-кам, и все трое пошли к деревне. Островитяне оказались достаточно дружелюбны. Не-сколько недель спустя люди добрались до небольшой лодки, которая повезла их по на-правлению к дому.
ОСТРОВ НАША ВСЕЛЕННАЯ
И вы и я находимся в схожей ситуации. Без нашего согласия нас зашвырнули на этот остров, называемый Землей. Как потерпевшие кораблекрушение, мы можем либо горевать над своей долей, либо начать осматриваться, пытаясь выпутаться из сложив-шейся ситуации. Конечно, нам не надо пускаться на поиски людей, ибо мы обычно ок-ружены ими. Однако, иногда нам трудно отыскать людей, которые могут помочь нам точно выяснить, где мы есть или помочь нам найти наше предназначение.
Будучи детьми, мы уверены, что наши родители знают все ответы. Когда мы ста-новимся старше, мы тогда пытаемся решать свои проблемы таким же образом, каким наши родители, казалось решили свои. Мы иногда забываем, что они не могут знать решения всех жизненных проблем. Они тоже живут на острове. И никто не спрашивал их, хотят ли они быть здесь. Оказавшись здесь, они постарались максимально приспо-собиться. В течение жизни они нашли некоторые ответы.
В наши ранние годы нас ведет усвоенная ими, хотя и не всеобъемлющая муд-рость. Но мы не можем безопасно вести свою жизнь, руководствуясь только идеями тех, кому пришлось жить до нас. Так же как мы не можем слепо следовать их советам. Мы должны помнить, что ответ может быть нашим, только когда мы сделали его ча-стью нашего опыта. Никакой родитель или учитель не может жить за нас. Существует множество того, что мы можем познать только через свою жизнь и познание себя.
МОЖЕМ ЛИ МЫ БЫТЬ ЧЕСТНЫМИ С СОБОЙ?
Кажется, многие люди живут день за днем, не тратя много времени на обдумыва-ние этого. Кажется, они никогда не интересуются миром, в котором они живут, или своим местом в нем. Их жизнью руководит привычка и, кажется, они не ищут улучше-ний. Это несчастье, когда такое случается с кем-то, ибо он теряет возможность расти и развиваться. Непрекращающийся поиск лучших ответов о природе жизни и вселенной придает особый вкус жизни. Это гораздо более захватывающе, чем приятие старых от-ветов обычаев и привычек, лишь только потому, что они старые.
Человек может перестать интересоваться и задавать вопросы лишь потому, что некоторые взрослые отшибли у него эту охоту. Временами учителя и родители слиш-ком усталы, заняты, нетерпеливы, чтобы уделить должное внимание вопросам детей. И они просто перестают задавать вопросы. Другие настолько поглощены общественными делами, или спортом, или работой, что они не прислушиваются к своему глубинному интересу к природе вещей.
И все же вопросы живы в нас. Что такое жизнь? Как мы здесь оказались? На что похож Бог? В чем разница между добром и злом? Что есть любовь? Что с нами проис-ходит, когда мы умираем? Эти и многие подобные вопросы задают люди всех времен и народов.
Если мы искренни сами с собой, мы позволяем таким вопросам поглощать часть нашего внимания и сил. Поиск ответов это способ нашего обучения. Нам никогда не следует стесняться задавать вопросы. Не следует также думать, что кто-то, не важно, насколько он знаменит, уже нашел для нас все ответы. Чтобы жить полной жизнью, каждый из нас должен задаваться вопросом о смысле жизни и пытаться найти более или менее удовлетворительные ответы. Сомнения и вопросы здоровые признаки чест-ности перед собой и мерило наших стараний по росту самопонимания.
ЕСТЬ ЛИ “ОТВЕТЫ” У РЕЛИГИИ?
Некоторые люди говорят о религии так, будто в ней есть ответы на всё, но это за-явление порождает лишь ещё больше вопросов. Что такое религия? Является ли это хождением в церковь, песнопениями, слушанием молитв, обучением тому, как молить-ся? Когда люди говорят о Боге, что они имеют в виду? Откуда люди получают пред-ставление о Боге? как мы можем знать, правы они или нет? Почему мы должны чувст-вовать, что нам надо верить определенным образом?
Никакая религия не имеет всех ответов вне зависимости от того, что иногда могут говорить её священники или пастыри. Все религии пытаются поднять наиболее важные вопросы. Религии также сообщают о том, как именно некоторые люди отвечали на эти основополагающие вопросы. Многие думают, что их религия предлагает наилучшие ответы на все вопросы. Но мудрейшие учителя религий не утверждали этого. Наоборот, они побуждали других искать смысл жизни так же, как они делали это сами.
ЧЕМУ МОЖНО НАУЧИТЬСЯ У ДРУГИХ?
Когда мы ищем ответы на волнующие нас вопросы, бывает полезным взглянуть на проблему шире. Многие люди других культур и религий нашли некоторые важные подходы к решению вопроса о смысле жизни. Их идеи могут обогатить нас некоторыми ценными предположениями. Их изучение даст нам больше, чем изучение единственно-го “ответа”, принадлежащего нашей собственной нации или религии. Это откроет пе-ред нами более короткий путь к мудрости, чем уже известные.
Мы должны быть осторожны в выборе людей, к которым обращаемся за помо-щью, ибо жизнь не оставляет нам времени на расспросы всех предшественников и изу-чение всех религий других поколений. Мы должны выбрать людей, которые пытались быть честными в своих исканиях. Мы не хотим зря тратить время на лицемерных само-надеянных учителей прошлого или настоящего. Мы также не хотим затеряться в экспе-дициях по задворкам тех народов, чьи религии мы собираемся изучить. Если мы хотим выяснить, действительно ли Бетховен писал музыку, которая нам может понравиться, нам надо слушать его симфонии или сонаты. И нас не должно смущать, что он часто разгуливал с пятнами от яиц на галстуке. Точно так же, если мы хотим получить от других что-то, наводящее на нужные мысли, нам надо изучать их представления о жиз-ни. Мы не должны уделять чрезмерного внимания их одежде или тому, чем их обычаи отличаются от наших.
Ученые, художники, инженеры, учителя, философы и теологи все, не обращая внимания на расу, язык, или страну, пытаются найти новое в понимании жизни. Воз-можно, когда-нибудь мы будем иметь более полную картину, чем сейчас. В настоящий момент мы все еще пытаемся сложить эту гигантскую мозаику. Одни работают на од-ном краю этой мозаики, другие на другом и т. д. Многие так увлекаются отдельными крошечными кусочками, что забывают об общей картине. Только в моменты наивыс-шего взлета нашего воображения мы пытаемся охватить жизнь во всей её целостности. Почти всегда люди пытались найти для своих религий в каком-то смысле целостную картину жизни, однако бесчисленные кусочки ещё не сложены в единую мозаику. Воз-можно из других религий мы узнаем что-то, что поможет нам проникнуть в проблему глубже.
ДЛЯ ЧЕГО НАМ НАДО ИЗУЧАТЬ ЖИЗНЬ?
В детстве мы каждый день были слишком поглощены сиюминутной деятельно-стью. Но в юности мы начинаем открывать, что хотя отдельные законы важны, они со-ставляют лишь часть нашей жизни. а наши жизни это часть чего-то значительно боль-шего жизни, где всякая сущность является частью единого целого. Нас начинает беспо-коить вопрос о том, что есть каждая отдельная жизнь и как она соотносится с каждой другой. Мы начинаем искать смысл жизни. Мы стремимся к более независимому мыш-лению, чем то, которым обладали прежде. Наши жизни все больше становятся объек-том нашего собственного творения и, если мы размышляем над этим, мы делаем нашу жизнь все более осмысленной. Так как повсюду люди обнаружили, что осмысленная жизнь является целью всех людей, они создали религии, чтобы помочь себе опреде-лить, что же является действительно важным. Мировые религии могут многое предло-жить нам сегодня в наших личных исканиях смыслов и ответов. Все человеческие ис-кания правильного отношения к себе, к другим, к миру есть часть более общего иска-ния, в которое мы тоже вовлечены.
Давайте примем этот вызов поиска осмысленной жизни, задавая вопросы и посто-янно радостно отыскивая приемлемые ответы. Как всегда, нас будут вдохновлять те, кто спрашивал и отвечал в другие времена и в других местах. Давайте посмотрим, о чем они могут нам поведать, и давайте использовать то, что поможет нам продолжить наши поиски путей к более совершенной жизни.