-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Иринка_Бин

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Школа_славянской_магии

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.08.2021
Записей: 42
Комментариев: 3
Написано: 97


Без заголовка

Пятница, 06 Августа 2021 г. 17:52 + в цитатник
Цитата сообщения Tess_Garbo Ревность

Статьи про ревность очень популярны, после любви, это самая обсуждаемая эмоция. А когда все всё знают, изобретать велосипед не хочется. Но случайно наткнулась на информацию, что оказывается в немецком первое упоминание слова РЕВНОСТЬ='Eifersucht', появилось в 16 веке. Произошло оно от индоевропейского ai='огонь', древневерхненемецкого eiver='горький' и suht='болезнь'.

Эм… 16 век? А как же «Отелло» Шекспира из 1604 года или «Декамерон» Боккаччо из 1352 года или «Трахинянки» Софокла, написанная в 5 веке до н.э.?

Пытаясь докопаться до сути вопроса, что же не так с Ревностью, столкнулась с тем, что народ, как говорится «кто в лес, кто по дрова» и философы, и этимологи, и психологи. Пошла раскапывать и увязла в информативном множестве, которое, по правильному надо было бы подать компримированной статьёй, но выкладываю сырым материалом нуууооооооочень_много_букв, где курсивом выделена главная мысль.

Взять русский язык, откуда пошло слово Ревность? Ясности нет никакой. По последней версии произошло оно от церковно-старославянского «рьвьнь», которое писалось ζῆλος, читалось 'Зелос' и являлось божеством зависти и соперничества в древнегреческой мифологии. Отсыл понятен, не понятно, как фонетически из «Зелос» получилось «рьвьнь».

Другой вариант - от латинского корня «rivinus» и «rivalis»='соперник'. Но этимологи от него отказались потому, как формы такой тогда не существовало.
И также множество вариантов с похожим корнем «ревн» и недалёким смыслом: сильный голод, время течки, соревноваться, пользоваться водой из того же ручья и т.д.

В западноевропейских языках в разных вариациях и звучаниях слово пошло от старо латинского «zelosus»='полный рвения', а то в свою очередь от греческого ζήλος = 'zēlos', которое, помимо имени божества, обозначает:
а) рвение: нетерпеливое соперничество, ревностное подражание, благородную страсть.
б) зависть: объект желания, счастья, блаженства, чести, славы.
в) расточительность, жестокость.
Довольно обширное понятие для одного слова, не находите?

Оказалось, в западных языках люди могут перепутать Зависть и Ревность. О как! Настолько близки эти понятия. Я надеюсь, вы все чётко себе представляете разницу между этими эмоциями?!

И всё же как формируется Ревность?
Для этого между двумя людьми должен появится третий объект. Третья сторона, которая оспаривает то, что вы любите. Это может быть человек или предмет, забирающий вашего любимого. А в качестве любимого может быть как живой, так и неодушевлённый предмет. Одним словом ТРЕУГОЛЬНИК. А Зависть – это два оппонента.


Он ревнует её к другому мужчине, а она завидует другой женщине, у которой есть такой мужчина. Или всё же ревнует? :)

Многие источники отправляют за разъяснениями многоликой Ревности -«zēlos» в Библию. Сейчас можно взглянуть на старинные письмена, не выходя из дома. Особенно удобен в этом отношении Синайский Кодекс, он правда не полон, но можно отследить слова. Более полное собрание представлено Ватиканским кодексом.

Возьму, например, Книгу Чисел, там представлена нам известная Ревность:

5:29 οὗτος ὁ νόμος τῆς ζηλοτυπίας (ревность) ᾧ ἐὰν παρα­βῇ ἡ γυνὴ ὑπ᾿ ἀνδρὸς οὖσα καὶ μιανθῇ
5:30 ἢ ἄνθρωπος ᾧ ἐὰν ἐπέλθῃ ἐπ᾿ αὐτὸν πνεῦμα ζηλώσεως καὶ ζηλώσῃ τὴν γυναῖκα αὐτοῦ …
5:29 Вот закон о ревновании, когда жена изменит мужу своему и осквернится,
5:30 или когда на мужа найдет дух ревности, и он будет ревновать жену свою…

И совсем другая Ревность:

25:11 φινεεϲ υϊοϲ ελεαζαρ υϊου αααρων του ϊερεωϲ κατεπαυϲεν τον θυμον μου απο υϊων ιϲλ εν τω ζηλωϲαι (подражание, зависть) τον ζηλον (рвение, подражание) μου εν αυτοιϲ · και ουκ εξανηλωϲα τουϲ ϋϊουϲ ιϲλ εν τω ζηλω (зависть, рвение, ревнивый) μου
25:11 Финеес, сын Елеазара, сына Аарона священника, отвратил ярость Мою от сынов Израилевых, возревновав по Мне среди их, и Я не истребил сынов Израилевых в ревности Моей;

Углубившись в старинные писания, поняла, что начинаю отвлекаться от темы. Стало интересно время создания, разница в переводах, в толковании, изменение значения слов, не значительное, но очень глубокое. Сама история восстановления рукописей. Например, тот факт, что большинство страниц Синайского Кодекса долгое время принадлежало Российской Империи, а после революции его продали англичанам. Да многое чего.

Конечно, тексты эти были переведены с древнееврейского и написаны в 300 – 450-х годах н. э. Распутывая клубок, пришла к Септуагинте – первому собранию писаний в греческом переводе, 100-300 лет до н.э., от него произошли все другие известные христианству Священные книги. Кстати, многие представляют себе Библию, как книгу, и мало кто задумывается о том, что изначально это были многочисленные письмена, истории разных авторов, которые собрали вместе и впоследствии, в зависимости от религии, включили те или иные писания в печатные версии нам известных современных Библий.

А что же в первоисточнике? К сожалению, он был утерян, а перевод на греческий – уже перевод. Но известно, что от него так же пошла другая линия – иудейская и, наверное, она сохранила неискажёнными слова и описания.

Поэтому следующий шаг был ТаНаХ, еврейское Священное Писание, он по содержанию во многом совпадает с Ветхим Заветом и был написан в период с 13 по 2 век до н.э.
Упомянутая выше Книга Чисел так же входит в состав Танаха в его первую часть Тора. Самые древнейшие свитки – Кумранксие рукописи, датируются 3 веком до н.э. К сожалению, прочитать оригинал мало возможно.

В более поздних письменах Танаха я нашла интересующие меня строчки. Хотя в процессе поисков узнала, что существуют разные методы толкования, и многие авторы, переписывая Святые Письмена вкладывали в них своё видение, приближая слова к пониманию простого народа или вставляя аллегории. Это мало влияет на мой поиск, но оттенок понимания информации изменился.

Для наглядности письмена из Еврейской Библии.
Бемидбар 5, 29
זֹאת תּוֹרַת הַקְּנָאֹת אֲשֶׁר תִּשְׂטֶה אִשָּׁה תַּחַת אִישָׁהּ וְנִטְמָאָה
Это учение о ревновании: когда совратится жена при муже своем и осквернится;

Носой, Книга Бемидбар 5, 29
אוֹ אִישׁ אֲשֶׁר תַּעֲבֹר עָלָיו רוּחַ קִנְאָה וְקִנֵּא אֶת אִשְׁתּוֹ וְהֶעֱמִיד אֶת הָאִשָּׁה לִפְנֵי יְדֹוָד וְעָשָׂה לָהּ הַכֹּהֵן אֵת כָּל הַתּוֹרָה הַזֹּאת
Или когда найдет на мужа дух ревности, и ревновать будет он жену свою, то поставит жену пред Господом, и исполнит над нею священнослужитель все по учению этому.
Надеюсь, на этом месте знатоки иврита меня поправят, но я так понимаю, что здесь можно сказать как ревнивый, так и завидующий.

Любители древних книг найдут множество интересного распутывая историю священных манускриптов. Причём исследовательский подход вовсе не умоляет божественности рукописей. Более того, в еврейской культуре глубокое познание писаний только приветствуется.

Если читатель вдруг спросит, а зачем приплетать к поиску религиозный аспект, отвечу – речь идёт не о религии, а о письменных доказательствах, записывались и хранились именно такие истории. Более того передача мифов и сказаний несла обучающий момент.
Многие рукописи содержат описание быта, исторические сведения, природные явления и по сути являются информационными носителями для многих поисков. К сожалению, формальная письменность известна человеку лишь 5000 лет. Всё, что было до этого является догадками и сопоставлениями. А для моего расследования нужно копать ещё глубже.

***
Попробую пойти с другого конца, от времён зарождения человечества. Если следовать гипотезе, что человек произошёл от австралопитеков, надо глянуть на устрой жизни этих видов 4 млн лет назад. Самцы совместно добывали пищу и спаривались со многими самками, когда детёныши вырастали, самцы оставались, а самки покидали группу и искали себе новое место для жизни. Такое поведение объясняют природным уклонением от инцеста, и оно встречается среди шимпанзе. Естественно, никакой письменности, судить о Ревности можно лишь полагаясь на учёных, изучающих жизнь обезьян. А они выявили разные виды Ревности.

Первый вид встречается у самцов, без разницы в каком сообществе они обитают. Самцы сосредоточены на силе и власти - борются за право оплодотворить как можно больше самок. Ревность здесь – своего рода амбиции. Из этого проистекает, чем выше ранг, тем больше сыновей с похожей склонностью.

Второй вид встречается в моногамных парах обезьян у обеих полов, но особенно выражен у самок. С каким количеством самцов она бы не совокуплялась это не повлияет на количество потомков, ей важно вырастить детёныша, и с доминирующим самцом создаются более благоприятные условия. Но здесь важна надёжность этих условий и самка ревнует ко всем другим претенденткам. Самец же охраняет самку от других самцов, дабы не растить чужого детёныша.

Третий вид — это Ревность детёныша, агрессия, к самцу, спаривающемуся с матерью. Чем дольше самка заботится о детёныше, кормит его, тем больше у него шансов выжить. Однако самка боится потерять внимание самца, а самец лишён своего статуса оплодотворителя. Ещё один треугольник.

Возможно это ответ на вопрос «Почему мы ревнуем?»

Если ревность на биологическом уровне встречается также и у животных, особенно в моногамных парах, то эта эмоция служит эволюции и адаптивному отбору.
Выживает тот, кто получает больше внимания родителей; тот, кто тратит меньше ресурсов на прокорм нагулянных детей; та, кому не надо заботиться о поиске нового кормильца и защитника. И предположительно с началом моногамных отношений, ревность к партнёру усилилась.
Если эмоция помогала выживанию, влияла на репродуктивный успех, а эмоциональное поведение передавалось наследию, то ревность можно считать развитым психологический механизмом, который наследуется на генетическом уровне и служит появлению более ревнивых потомков.


Выходит, что моногамные отношения и особенно с единственным детёнышем более подвержены проявлению ревности и надо бы посмотреть на социальный устрой общества.

Эволюцию в развитии можно пройти семимильными шагами от Человека Умелого с первыми орудиями, 2,6 млн лет до н.э., Человека Прямоходящего с освоением огня, 2 млн лет до н.э., Человека Работающего с первой одеждой и обработкой пищи, 1,8 млн лет до н.э., и Человека Предшествующего, 1,2 млн лет до н.э., общего потомка Неандертальца и Человека разумного. Каждая из ветвей развивалась самостоятельно, существует несколько гипотез происхождения людей, но среди них самая популярная – выход Человека Разумного из Африки.

Что-то говорить о социальном укладе можно начиная с Неандертальцев, живших в период от 500 000 до 40 000 лет назад. Они имели свою культуру, жили малыми группами кочевников, девушки уходили в семью мужа. Но здесь эволюционный тупик - вымерли Неандертальцы, практически как динозавры, хотя и передали парочку своих генов скрещиваясь с Человеком Разумным, особенно азиатскому населению. Возможно, именно поэтому у азиатов развита непереносимость лактозы во взрослом возрасте.

Возьму другую ветвь, про Человека Разумного. Предполагают, что он два раза выходил из Африки около 120 000 и 80 000 лет до н.э., смешивался с другими видами и изживал их. Только подумайте какие временные промежутки! Мы живём здесь и сейчас годами и веками, а предки наши жили миллионы лет назад. И вымрем, возможно, как Неандертальцы, под натиском переселенцев.

Существуют многие теории о миграции, Человек Разумный заселял всю Землю, оставляя различные культурные наследия. В зависимости от условий жизни рождалась новая социальная среда. Первые люди были кочевниками, охотниками и собирателями, постепенно оседавшими и становившимися земледельцами и скотоводами. Эпоха Палеолита длилась до 10 000 лет до н.э. В ней появляются первое искусство, язык, обычаи и ритуалы, и социальное расслоение.

***

Вернусь опять в религиозный контекст. В зависимости от стадии развития, с духовной и интеллектуальной эволюцией человека, развивается и религия. Первыми проявлениями некой религии считались:
Анимизм, вера в душу и от того ритуальные захоронения;
Магия, вера в сверхспособности, судьбу человека и поэтому амулеты и лечебные травы;
Тотемизм и поклонения животным, растениям, силам природы и первые ревностные отношения к тотему, верховному божеству, разделение на тотемные кланы по вере, и ревностное оберегание своих от чужих. Предполагают, что рождение инокого ребёнка у женщины интерпретировалось, как рождение от божества, как и появление интерпретаторов, объясняющих странности в окружающей жизни, употребляющих одурманивающие вещества и взывающие к жертвоприношениям и воздержаниям в угоду богу. Некоторые учёные считают, что такое отношение к животным и растениям послужило началом одомашнивания и выращивания съедобных растений.
А в моём поиске появился ответ на ревность к богу.

Также к древним проявлениям религии относится Фетишизм, в точнее поклонение неодушевлённым предметам наделённым сверхъестественным. Очень часто они связаны с культом предков и тогда появляются в форме человеческих фигур, идолов.
В археологических раскопках особо знаковыми являются Фигурки Венеры, богини плодородия и фертильности, статуэтки с ярко выраженным акцентом на грудях и вульве. Самая древняя, 35 000 лет до н.э., была найдена в пещере Холе-Фельс в Германии, там же нашли флейту и один из древнейших Фаллосов, правда ему 28 000 лет.

Подобные фигурки родили гипотезу, что в каменном веке люди, поклонялись женщине-матери и правил матриархат. В защиту этого мнения существует множество археологических находок. Матрицентрические общества имели групповой или гостевой брак и многомужество, важным считалось не целомудрие, а плодовитость.

Если сопоставить эти факты с известным психобиологическим феноменом, что Ревность является антагонистом полиамории, и особо выражена в моногамных браках, то можно предположить, что тогда на заре человечества, ревность если и присутствовала, то в ином виде.

С 10 000 лет до н.э. и с началом оседлого образа жизни и расцветом сельского хозяйства начинается эпоха Мезолита, а с приходом примитивного технологического и социального развития, создания деревень, одомашнивания животных – эпоха Неолита, известная многим зарождением древних культур Индии, Китая, Леванта, Месопотамии и Египта и образованием древних языков.

Матриархат, предположительно, существовал во многих культурах с оседлым земле-хозяйством, и был сменён на воинственный патриархат праиндоевропейским обществом, со своим языком, кастой жрецов, воинов и земледельцев. У человечества появилась частная собственность и чёткая иерархия, а значит и зависимость.

Это влияет на Ревность? Да.
Чем больше кто-то зависит от своего партнера, будь то в финансовом, физическом или эмоциональном плане, тем сильнее его страх потери и, следовательно, чувство ревности.

Психологи говорят - страх потери, возникающий от боязни потерять что-то любимое, и заниженная самооценка играют центральную роль в Ревности. Чем увереннее человек, тем меньше он ревнует. В умеренных дозах ревность несёт пользу. Опасной она становится, когда для подозрений и опасений нет оснований, так рождается беспочвенная ревность, из которой может вылиться разрушительная бесконтрольная агрессия.

Причем сила этой эмоции так велика, что любой человек в приступе ревности может совершить убийство. И всё лишь потому, что корни ревности исходят из сохранности репродуктивной функции вида.


Наши праотцы были ревностными завоевателями и защитниками и их общность можно увидеть в схожести религии – политеизме, с наличием бога судьи, бога войны и бога земледелия в мифологии Скандинавов, Итальянцев, Прибалтийцев, Славян, Римлян, Греков, Индусов, Сирийцев. Матерь Богиня не ушла совсем, а приняла второстепенное место.

Самое время упомянуть о разнице мужской и женской Ревности.

То, что мужчины и женщины исторически добивались разных целей, повлияло на меж половое различие в причинах ревности. Мужчине надо отсечь одну «ветвь», женщине множество.

Мужчины могут переспать без любви, женщинам обязательно нужна чувствительная составляющая, чтобы мужчина был эмоционально к ней привязан. Но так как мы всегда транслируем и рефлектируем всё через призму себя, то мужчина ищет физическую угрозу, а женщина воображаемую.

Эти две составляющие приводят к тому, что мужчины направляют свои негативные чувства против своей женщины, а женщины концентрируют свою ревность на предполагаемой сопернице. Особенно ярко это прослеживается в криминальной статистике, да и в литературе наглядно. Мужья бьют своих жён, жёны режут-травят соперниц.


Ну, и конечно, в древних эпосах начинается раздолье для находок ревнивцев и ревнивиц. К сожалению, первых записей мифов практически не осталось, лишь постройки, как пример, выражение кельтских мифов в Ньюгрейндже или Стоунхендже в 3100 лет до н.э. Сказания либо писались на ветхих материалах, либо были уничтожены, но передавались устно и первые рукописи, описывающие мифических богов, появились на рубеже нашей эры. Плюс не надо забывать, что настоящая письменность, а не пиктограммы, дотируется 3000 до н.э., а самый древний религиозный текст, из Египетских пирамид, - 2500 до н.э., где присутствуют сложные любовные отношения меж смертными людьми и красивыми богами.

Всем известно, что внешность влияет на Ревность.
Особенно красота и сила. Чем красивее женщина, тем меньше она ревнует. Так и особо влиятельные, сильные и материально обеспеченные мужчины спокойно относятся к предполагаемым соперникам.
И наоборот, женщины особенно ревнивы, когда у них богатый и влиятельный муж. А ревность мужчины увеличивается с привлекательностью их жены.
Так же не маловажен рост. Мелкие мужчины особенно ревнивы, но как только они перерастают 180 см начинают спокойно поглядывать на соперников. Среди женщин же ревность зашкаливает у коротышек и великанш. Девушки среднего роста менее ревнивы, более здоровы и имеют больше детей.


Раз уж я дошла до мифов, то получается вернулась к началу исследования - к древнегреческому божеству Зелос. Тут меня заинтересовал вопрос, а во всех ли языковых культурах под Ревностью понимали сразу несколько значений.

Иврит, как и арабский произошли от семитских языков. Греческий, как и немецкий, как и все западноевропейские, славянские и множество других языков произошли от праиндоевропейского языка. Не буду бурить глубже, скажу лишь, что на иврите одним словом обозначается «ревность» и «зависть», а также «фанатизм» и «ревность к богу» имеют один корень. Так же, как и в греческом.

Почему разные понятия описаны одним словом? Возможно, ответ в физиологии эмоции.

Ревность описывают, как предупреждающий сигнал, сообщающий нам о предстоящем использовании больших ресурсов. Когда целью становятся долгие отношения, ревность помогает сохранять ресурсы. Ведь на поиски новых партнёров надо потратить гораздо больше, чем на ревнивый всплеск.
Неврологическая активность Ревности проходит в областях мозга, отвечающих за социальную значимость и болезненные ощущения. Поэтому она причиняет боль и вызывает чувства, похожие на социальное отторжение. В кровь выплёскивается тестостерон и гормон стресса кортизол, это приводит организм в боевую готовность. Но в отсутствии борьбы тело чувствует лишь неподъёмный стресс.

Во многом эта реакция похожа на физиологию Зависти, которая включает в себя также соперничество, рвение и порицание.


Так, а что у нас в колыбели прародителей? Как и язык, так и древнейшие религии Зороастризм, Ведизм и Индуизм, зародились в благоприятной почве Месопотамии в долине Тигра и Евфрата и Долине Инда.

Интересно, что Зороастризм была и первая монотеическая религия, учение Заратустры о едином боге, которая не выдержала социального окружения и после смерти пророка деградировала в политеизм. Под Индуизмом тоже принято понимать монотеизм. Повышение духовного уровня религии говорит об изменении мировосприятия, другом уровне развития интеллекта — это важно в контексте Ревности.

Здесь учёные разделяются. Одни считают, что ребёнок уже с 5 месяцев проявляет чувство Ревности, когда видит, как его мать занимается всем чем угодно, только не им. Другие пишут, что Ревность возможна лишь у сформированного эго, а значит начиная с 2 лет.
А может и то и другое, учитывая разные типы Ревности.


Древние священные писания зороастрийцев, Авеста, были составлены на особом нигде не фигурирующем языке - авестийском, и передавались устно, как и Веды индуизма, и были записаны лишь в нашей эре на санскрите.

Самая древняя Веда, Ригведа, датируется 1700 до н.э. Она состоит из 1028 гимнов, посвящённых разным божествам. Например, богу огня Агни, от которого пошло славянское слово «огонь», с которым германцы ассоциируют ревность. Присутствует в историях и Анасуя, жена древнеиндийского ведийского мудреца. Её имя дословно переводится, как «свободная от зависти и ревности». И опять два понятия в одном слове, как и трактовка зависти и Ревности на санскрите, опять же, одним словом.

И коротенькая история.
Анасуя была настолько прекрасна и целомудренна, что духи опасаясь за своё царство нажаловались на неё Брахме, Шиве и Вишну. Божество пришло в дом к женщине в виде трёх нищенствующих монахов и попросило еды. Мужа Анасуи не было дома, и женщина предложила мужчинам отдохнуть и подождать. Но те отказались и, мало того, настояли, чтобы она их обслуживала голой. Целомудренная Анасуя, предчувствуя испытание, представила в уме, что перед ней не мужчины, а младенцы, и вышла к гостям без одежды. Чудесным образом мужчины превратились в малышей, она с ними поигралась и дала пососать налившиеся молоком груди. Когда муж вернулся домой, он почувствовал себя счастливым. Благодаря своей духовной мудрости, он увидел в младенцах тримури, триаду божеств.

Считается, что удовлетворенность и доверие смягчают Ревность. Чем счастливее кто-то в отношениях, тем меньше он ревнует. Правда, чем страстнее партнёр в сексе, тем он ревнивее. А способность доверять другим оказывает огромное влияние на развитие ревности.

Как-же формируется Ревность?

Первый треугольник каждого человека – колыбель детства: мама, папа, я. Треугольные отношения в психологии считаются самыми болезненными, в них формируются разочарования, оскорбления и конфликты, из которых тяжело выйти.
Человеческое дитё особенно незащищено и не может выжить без опеки своих родителей. Но одно дело постоянно привлекать к себе внимание, быть третьим и возможно даже лишним. А другое - быть окруженным заботой и любовью.

В условиях треугольника взрослые не могут выйти из своих эмоциональных оков. В итоге страдает слабый. Именно здесь приходит первый опыт быть отвергнутым самыми близкими людьми, как и опыт защиты и выхода из этих ситуаций. С появлением братьев-сестёр, проявляется борьба за внимание родителя. И очередной опыт. Такие шрамы остаются узором на всю жизнь, и взрослый ревнивец испытывает схожие чувства: боль, унижение, одиночество, обиду, отверженность; и умеет реагировать на базовом уровне лишь слепыми эмоциями: злостью, ненавистью и разрушающей агрессией.

Ещё очень важный этап – детская дружба, особенно в подростковом возрасте. Её считают некой инсценировкой взрослых отношений. В этом возрасте дружба очень крепкая. Дети открывают друг другу самые сокровенные секреты, ревностно относятся к подругам и друзьям. Качество этой дружбы сказывается потом на первых романтических и поздних взрослых отношениях. Ребёнок, испытавший предательство друга в этом возрасте, перенесёт опыт на всю жизнь.

Нарциссические раны и страх разлуки характеризуются высокими притязаниями на партнёра. Человека с низкой самооценкой легко обидеть. Малейшая капля запускает механизм роста напряжения между неразрешенными страданиями прошлого и предполагаемой потерей в будущем. Человек ведёт себя самовлюблённо оскорбительно: аффективно, иррационально и разрушительно. Он вызывает именно, чего сам боится. Рождается ненависть, мстительность, контроль над партнёром и деструктивное поведение, которое только провоцирует разлуку.

Человеком правят эмоции и рождается разрушительная Ревность.


В индуизме веды обрастают новыми мифами и сказаниями. Здесь я нашла Ревность, в одной из «Рас» (многообразии духовных отношений). Звучит она «бибхатса», что скорее является ужасом, отвращением и имеет в культуре жестов Индии определённое выражение лица, точнее прищуривание глаз с дрожащими веками. А на санскрите само слово имеет множество значений, как дикий, жестокий, грешный, завистливый, злой, отвратительный, отчуждённый в уме.

Предположительно, бибхатса нашла в западной культуре своё продолжение в «сглазе» от зависти. Вот такой круговорот.

Думаю, коль поиски пошли по религиозным рекам, здесь следует так же упомянуть ислам, как пример упоминания Ревности в контексте другой культуры, а именно многожёнства. Коран, в отличие от Библии, не собрание писаний, а собрание продиктованных откровений пророка Мухаммада на арабском языке. Язык священной книги распространился с религией. В самом Коране нет упоминаний о Ревности, возможно иносказательно можно привести вот эти строки:

49 сура, Комнаты, Аль-Худжурат
12. О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом.

Помимо Корана существуют Хадисы – это изречения, которые передаются по цепочки из уст в уста и описывают, раскрывают предписания пророка Мухаммада: толкования шариатского знания, этики, догм веры. Их много, они разнятся в зависимости от исламских течений, на суннитские, шиитские и хариджитские и др. В некоторых из таких авторитетных сборников Хадисов я нашла слова о Ревности.

«Есть ревность, которую Аллах любит и есть ревность, которую Он не любит. Аллах любит, чтобы мусульманин ревновал, если есть основание для сомнения и не любит, когда он ревнует без основания» (ибн Маджа).

«Если кто-нибудь из вас будет долго отсутствовать (дома), не следует ему возвращаться к своей семье ночью» (аль-Бухари).

«Мать правоверных и жена Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) Айша, да будет с ней милость Аллаха, сказала: «Я не ревновала ни к одной из жён Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) так, как ревновала к Хадидже, хотя она умерла за три года до того, как он взял меня в жёны, потому что он постоянно говорил о ней и часто приказывал зарезать овцу и делить её между людьми, как милостыню в память о Хадидже. И я часто говорила ему: "Как будто в мире не было никого, кроме Хадиджи!" Но он отвечал мне: "Она была моей женой и родила мне ребёнка» (аль-Бухари).

Могу лишь спекулировать, что многожёнство ислама явно влияет на различную степень ревности у мужчин и женщин. Может быть, поэтому современный интернет пестрит описаниями, как потушить женскую ревность и повысить мужскую. Также женщины своим поведением, одеждой, должны вызывать минимум ревности. А мужчины, обладающие многими жёнами, должны насытить амбиции.

Известно, что культура, социальные и прочие правила общежития, оказывают сильное влияние на ревность. Нарушение правил усиливает ревность, а соблюдение пригашает.

Если разматывать клубок истории, выходит, что люди в различные времена имели разные представление о ревности, переходящие из природного инстинкта размножения в греховность и в благодетель. Стёртые границы остались и по сей день. Учёные спорят, является ли ревность эмоцией или состоянием, включающим в себя страх, гнев и печаль.

В современном обществе с ослаблением важности брака и изменением распределения ролей между мужчинами и женщинами, частой сменой партнёров, возможностью вырастить ребёнка одному родителю – меж половая ревность притупилась. Но чувство, данное нам праотцами, осталось, и оно часто выливается ревностью эго. Если в нас и существует ген ревности, то мутировавшийся и усилившийся за счёт эволюции он стал на данный момент атавизмом, заставляющим людей ревновать не в угоду продолжению рода, а скорее из-за личной низкой самооценки, нехватки детской любви и внимания окружающих.
Так родился термин Беспочвенная Ревность, метод манипуляции, связанный с контролем партнёра, патологического недоверия.


В современном обществе нет естественного отбора, нет борьбы за здоровых, красивых и умных. Идёт дегенерация по генам, и скоро, лет так за тысячу, наш IQ снизится на 30 пунктов. Если ревность была дана человеку для эволюционирования, то скорее всего она заменится завистью эгоцентрического общества.

***

Обычно я делаю такие разборы для себя, чтобы понять бурлящие чувства. Думаю, многие согласятся, что порой Ревность превращает жизнь в сучий ад. В следующий раз, испытывая очередной приступ ревности спрошу себя:

- Я ревную человека потому, что хочу с ним долгой и счастливой жизни, чтобы воспитать совместное потомство?
- Или я ревную его, как ревнуют красивую вещь, как идола, как атрибут власти и силы?
- Или моя ревность основана на недополученной любви и бездонной пустоте одиночества?
- Или ревность рождена низкой самооценкой и трансляцией собственных страхов и недоверии?

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку