-Метки

apofiss kim haskins li.ru one stroke pin-up susan herbert Зодиак азы александр маскаев алексей долотов алмазная мозаика аниме афоризмы батик бисер борис касьянов бумага видео винда владимир румянцев во саду и в огороде гиннесс грамотность губит людей не пиво! давид хайкин дикие динозавры дмитрий трубин дневник домового домашние еда женщины бывают разные забавно здоровье иллюстрации инструкция интересно интернет ирина гармашова искусство картинки китайская комнатные растения компьютер кото-живопись кото-камни кото-фото коты бывают разные кошачьи рассказы кошки кошки - очарование моё кошки дикие лилии любопытно мария павлова михаил жванецкий моё мнение мои рукоделки мультиварка мультфильмы мысли вслух надежда соколова настройки не люблю готовить новый год одеваемся красиво одетые коты онлайн-перевод оформление текста папье-маше пасха питерские коты плетение из бумажной лозы познавательно полезные советы порода правила кошек правописание праздники приправа происхождение выражений рекорды ретро рина зенюк рисование русский язык светлана леднева-щукина сказки скороговорки славяне снежинки ссылки стихи танго татьяна родионова теория умеют же люди учиться ни когда не поздно учиться никогда не поздно что в имени шары эрнестина галлина юмор яйцо

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в НекаяКаппа

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.05.2021
Записей:
Комментариев:
Написано: 1432


ВОЛХВЫ – УПРАВИТЕЛИ СЛАВЯН

Суббота, 09 Марта 2024 г. 12:01 + в цитатник

Автор Екатерина Кравцова

Память о деяниях могущественных волхвов так старательно вычищалась из истории Руси, что теперь мы больше знаем о кельтских друидах, чем об их славянских «коллегах».

7310036_Akademiki_slavyanskih_nayk (700x586, 267Kb)

Не было в жизни наших далеких предков ситуаций, которые обходились без участия волхвов. А раз так, то в истории должно было сохраниться множество упоминаний о них. Но так ли это на самом деле? Увы, христианство более тысячи лет стирало любые сведения о служителях богов из народной памяти, и преуспело в том изрядно. Образовался даже парадокс: почти всё, что историки знают о волхвах, они почерпнули в христианских источниках.

Но даже по злобным отзывам церкви можно судить о том, каким могуществом обладали эти люди. В среде древних славян сообществу волхвов отводилась роль хранителей вековой мудрости, которую они тщательно берегли и постоянно умножали. Авторитет их был так велик, что часто превышал княжеский, и тому было две главные причины. Во-первых, волхвы традиционно являлись посредниками между миром людей и богами. Во-вторых, они были гораздо ближе к народу, чем представители княжеской власти, и важность их трудов для славянских племен была поистине неоценимой. Эти же причины позже оказались для кудесников роковыми: Владимир Красное Солнышко не захотел делиться властью, и сменил язычество на христианство, позволившее ему объявить волхвам войну.

В славянской общине волхв одновременно исполнял роли религиозного жреца, предсказателя, мага, целителя, травника, а заодно психолога и «управленца» людским сообществом. Кроме того, поскольку одним из главных волховских инструментов было слово, на кудесниках лежала обязанность творить и совершенствовать племенные обряды, создавать моления и обрядовые песнопения, формулировать обращения к богам. Вполне возможно, что часть дошедших до нас древних былин тоже плод их творчества, недаром волхвов именовали еще баенниками (от слова «баять» - говорить, рассказывать) и кощунниками («кощуна» - былинный сказ).

Принято считать, что между мужчинами-волхвами и женщинами-ведьмами (от слова «ведать») существовало своеобразное разделение труда. Мужчины занимались общественной деятельностью, тем, что касалось всего племени, а женщины отвечали за бытовую и семейную магию, знахарство и гадания на личные темы.

Встреча князя Олега с кудесником (волхвом) В. М. Васнецов, 1899 г.

7310036_Vstrecha_knyazya_Olega_s_kydesnikom_volhvom__V__M__Vasnecov_1899 (700x494, 323Kb)

В конце XIX века археологи нашли свидетельство тому, что волхвы были ответственны даже за календарь, по которому жила племенная община. На ритуальном кувшине, найденном неподалеку от Черняхова, с помощью особой знаковой системы были обозначены даты важнейших для поднепровских славян событий. Календарные метки обозначали наступление природных явлений, необходимых для роста урожая, и время молений об этих явлениях. Отдельно значились сроки роста злаковых культур и даты главных славянских праздников. Интересно, что сельскохозяйственная часть календаря полностью подтвердилась агротехническим справочником, выпущенным для Киевской губернии на рубеже XX столетия.

В зависимости от времени года и наступающих праздников славянские жрецы исполняли порой совершенно различные роли. В Дивин день, например, они занимались общинным психоанализом, наставляя приходящих за советом людей, как лучше отработать свой «жизненный урок», чтобы в новом перерождении жить лучше, чем до этого. А в день Велеса волхвы исправно выполняли функции Деда Мороза: ходили по домам, беседовали с детишками о том, чему те научились за год, и особо прилежных награждали подарками. Лентяев же, по преданию, кудесник мог заморозить насмерть.

Некоторые повседневные занятия волхвов сохранились в дошедших до наших дней шуточных выражениях: «толочь воду в ступе», «писать вилами по воде», «бить баклуши» - все это кудесники проделывали очень часто. В наше время подобные занятия считаются малопочтенными, но только потому, что многие века служители церкви намеренно искажали смысл этих действий и всячески их высмеивали. Чем же на самом деле занимались волхвы?

О чудесных свойствах воды в наши дни известно многое. Например, ученые убеждены, что она обладает способностью впитывать любую информацию, а затем передавать ее. И когда кудесник принимался «толочь воду в ступе» - он энергетически очищал жидкость, чтобы затем заложить в нее нужные для определенных целей сведения. В том же ключе следует толковать и «писание вилами по воде», что как раз и означает программирование воды на защиту, выздоровление, благополучие и тому подобный положительный эффект. Волхвы в прямом смысле «писали» по воде, нанося на нее рунические знаки с помощью ритуальной трехконечной вилки. Триглав символизировал единство трех миров – Яви, Прави и Нави, кроме того, трехкратное увеличение магических знаков давало тройную силу заклинанию.

«Битье баклуш» также означало вовсе не то, что в наши дни. При появлении на свет младенца волхв замечал день и время его рождения. Затем он шел в лес, выбирал дерево в самом расцвете сил, обладающее сильной энергетикой, проводил обряд, испрашивая у богов разрешения и рубил растение, которое выбрал. На месте срубленного дерева полагалось посадить несколько новых, чтобы лес не вырождался. Из выбранной древесины в благоприятное время кудесник вырезал чурбаки-баклуши разного размера и отдавал их в семью новорожденного. Из них отец ребенка мастерил игрушки, посуду, рукояти для инструментов и оружия. На протяжении жизни ребенка все эти предметы становились мощными оберегами, они приносили ему удачу, придавали силу, охраняли от зла.

Памятник Всеславу Чародею в Полоцке

7310036_Pamyatnik_Vseslavy_Charodeu_v_Polocke (700x525, 43Kb)

Поскольку волхвы в совершенстве владели музыкальным искусством и мастерством сказителей, историки считают истинным волхвом и древнего певца Бояна Вещего. Прозвание «Вещий» он получил, видимо, как раз потому, что обладал особенным даром слова и способностью к перевоплощению.

Еще один языческий жрец остался на страницах летописи потому, что устроил бунт против крещения жителей Великого Новгорода. Звали волхва-бунтовщика Богомилом-Соловьем, и по поводу его прозвища есть две версии. Согласно первой, он обладал удивительным красноречием, а потому народ подчинялся ему беспрекословно. По второй версии Богомил играл на гуслях и сказывал кощуны словно певчая птица, отчего и получил птичье прозвание.

Рассказ о другом Соловье можно встретить в русских былинах и сказаниях – это знаменитый Соловей-разбойник. Историк М. Забылин в одной из своих работ писал: «Когда христианская вера проникла в Россию, она не повсюду и не сейчас подавила славянское язычество, что видим из борьбы Ильи Муромца с Соловьем-разбойником, который, по сказаниям, был никто иной, как беглый жрец, скрывавшийся в лесах». В самом деле, Илья Муромец, по преданию служивший Владимиру Крестителю, мог проводить «карательные экспедиции» против прячущихся по лесам языческих жрецов, а его битва с Соловьем-разбойником была настолько яростной, что дожила до наших дней в народных рассказах.

Князь Глеб Святославович убивает волхва на Новгородском вече (Княжий суд) А. П. Рябушкин, 1898 г.

7310036_Knyaz_Gleb_Svyatoslavovich_ybivaet_volhva_na_Novgorodskom_veche_Knyajii_syd_A__P__Ryabyshkin_1898_g (700x392, 131Kb)

С приходом христианства на Руси разгорелась настоящая религиозная война. Волхвов безжалостно истребляли, спасались лишь те, кому удавалось скрыться в лесных чащобах. Церковь не только физически уничтожала языческих жрецов – она делала все, чтобы их авторитет в народе был разрушен, и сама память о них стерлась навсегда. Но для христианской Руси волхвы были опасны не только своим мощным влиянием на людей, а также и своими колдовскими способностями, в которых не сомневались даже священники. Сохранились строки из письма Иакова Мниха князю Владимиру: «Много бо и волъсви чюдес сътвориша бесовьскым мечтанием…»

Надо сказать, что в битве с новой верой кудесники пользовались любым оружием – и красноречием, и влиянием, и магией. В XI веке некий волхв поднял восстание в Новгороде против князя Глеба, но обманом был убит. В том же столетии волхвы организовывали бунты против христианства в Суздале, Ярославле и Киеве, и хотя все выступления жестоко подавлялись, часть жрецов уходила в леса, где продолжала оказывать духовное наставничество и другую помощь народу.

Одно из последних упоминаний о языческих жрецах относится к концу XVII столетия, когда в Приказе розыскных дел допрашивали «волхва Дорофейку» - знахаря, предсказателя и колдуна. Под следствие кудесник попал за наведение чар на великих князей, чтобы те оказали благосклонность стольнику Андрею Безобразову. Дорофейка сознался во всех своих волхованиях, за что и был казнен.

Шли столетия, и настоящих кудесников, обладающих магическим знанием, становилось всё меньше. Ведовство еще действовало лишь в крестьянском быту, где с помощью нехитрых заговоров лечили людей и скотину, занимались травничеством и простейшими «приворотами-отворотами». Как будто и не стало на свете могущественных служителей языческих богов. Но предание говорит, что волхвы не сгинули в битвах с христианством, а ушли за Уральские горы в глухие сибирские леса, и где-то там ждут сейчас наступления нового Золотого века – возрождения славянской Руси.

Источник 

Серия сообщений "Славяне, гой еси!":
Часть 1 - КАК КРАСАВИЦА ЙОГИНЯ СТАЛА БАБОЙ ЯГОЙ ИЛИ ПОВЕСТВОВАНИЕ О СЛАВЯНСКОЙ БОГИНЕ ЙОГИНЕ-МАТУШКЕ
Часть 2 - СЛАВЯНСКИЕ БОГИ
Часть 3 - ПРАЗДНИКИ СЛАВЯН
Часть 4 - СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Часть 5 - ВОЛХВЫ – УПРАВИТЕЛИ СЛАВЯН
Часть 6 - СЛАВЯНСКИЙ ГОРОСКОП
Часть 7 - РОД – СОЗИДАТЕЛЬ МИРА
Часть 8 - БОГИ И ВОИНЫ СЕВЕРА. КАРТИНЫ ИГОРЯ ОЖИГАНОВА
Часть 9 - ВРЕМЯ СЛАВИТЬ БОГОВ. СЛАВЯНСКИЕ ПРАЗДНИКИ ИЮНЯ

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку