Однажды ко мне в гости зашел мой знакомый парень, бывший однокурсник. Мы давно не виделись, и естественно, хотелось поговорить, обменяться новостями. На беду, в эти дни я буквально безвылазно засела в Сети и все, что могло быть подключено к Интернету, было подключено. Добросовестно позакрывав все рабочие окна, с милой улыбкой и сотней вопросов на кончике языка я отвернулась от экрана…. И тут началось настоящее стихийное бедствие. Дело в том, что «аська», та самая, безобидно висящая зеленым цветочком в уголке и съедающая так мало трафика, что про неё порой вспоминаешь только под вечер, выключая компьютер – так вот, эта «аська» словно взбесилась. Те, кто пользуются подобными программами, знают, как это бывает: иногда весь день с грустью смотришь, как твой контакт-лист висит в «оффлайн»-режиме, а случается, сообщения приходят с частотой пулеметной очереди. Так и в этот раз, у пользователей, похоже, начался «словесный понос». Мой друг ушел после тридцатиминутного ожидания, и все это время я отвечала на сообщения знакомых и незнакомых личностей, отклоняла и принимала запросы об авторизации, путала адресатов и тихо ругалась. Мой монолог в реале при этом выглядел примерно так:
- Ага.… Нет, вот как раз ты мне здесь не нужен… Умничка, а теперь нажми вот эту кнопочку и.… А не пошел бы ты.… Нет, это я не тебе, тут один идиот ломится.… Да.… Угу, вот это уже тебе…. И тэ.дэ.
В общем, отчаявшись нормально поговорить, сокурсник почел за лучшее удалиться. «Созвонимся!» - крикнула я в закрывающуюся дверь и снова погрузила пальцы в клавиатуру, а напряженный бессмысленный взгляд – в экран.
Снова встретились мы несколько дней спустя, когда я, терзаемая совестью, позвала его в гости. Впрочем, туда, где есть хоть один компьютер, приходить он категорически отказался. Так что в итоге мы провели вечер за приятной беседой и кружкой пива в тихом уютном кафе. Мои попытки извиниться за прошлую встречу он пресек мягко, но решительно, и вообще никак не выказал своего недовольства – разве что вскользь поинтересовался, а есть ли в таком времяпрепровождении вообще польза и практический смысл? Я немного подрастерялась: вроде бы умный, неплохо знающий «железо» парень, веселый и общительный… Точно знаю, что не без удовольствия переписывается по «мылу» - да со мной в том числе хотя бы. И вдруг – такое предубеждение против «аськи». Почему?! Тогда я промолчала, но позже любопытство взяло вверх, и я принялась расспрашивать знакомых, причем обоего пола – хотя в большинстве все же мужского, - упорно не желающих ставить себе подобные программы общения. Как выяснилось, на такие вопросы люди отвечают уклончиво, как будто чего-то стыдятся. Но кое-что я всё-таки поняла. Пересказывать подробно все диалоги здесь не буду, а вот дать краткий обзор наиболее часто называемых причин и кое-что возразить хотелось бы.
Во-первых, прежде всего уповают на анонимность личности. Сюда же примешивается претензия, типа «а-вдруг-он(она)-не-тот-кем-кажется». Иными словами, не что иное, как боязнь быть одураченным.
Что касается анонимности, позвольте напомнить, что она появилась не с изобретением Сети. Взять хотя бы те же телефонные разговоры, когда человек ошибается номером или набирает его наугад – есть такие любители – и заводит пространные беседы. От которых, кстати, спастись куда сложнее, чем поставить «игнор» в настройках. Тем более что, зная ваш домашний номер телефона, какой-нибудь настойчивый обожатель может однажды позвонить и в дверь вашей квартиры. По ICQ же проделать такое гораздо сложнее – не только потому, что для «раскусывания» вашего реального местонахождения нужно быть хотя бы продвинутым ламером (а это всё-таки не каждый второй пользователь), но и в частности нужно учесть, что общающиеся подчас не только в разных городах живут, но и в разных странах. Так что Интернет-общение значительно безопаснее. Кстати, о безопасности. Согласитесь, получить по мордасам или нарожать детей от знакомства с виртуальной личностью всё-таки проблематично.
Теперь вернёмся к вопросу о том, является ли ваш собеседник тем, за кого он себя выдает. И немного подумаем. Вспомните, как часто мы носим маски в реальной жизни, с каким порой удовольствием играем различные, зачастую прямо противоположные роли в зависимости от ситуации и окружения. И уже язык не повернётся сказать, что лжем – ну ладно, выразимся мягче – фантазируем мы только в Сети. Я бы даже сказала, что именно Интернет, со своей способностью скрывать личность, очень часто дает ей проявить себя в полной мере. Так что это ещё вопрос, где человек «настоящий». И говорить о том, что ты мало знаешь о том, с кем общаешься, по меньшей мере глупо. Какая именно неинформированность опасна и чем? Я считаю, судить об этом следует с точки зрения цели общения. Например, если мне хочется завести ни к чему не обязывающее виртуальное знакомство, поболтать о кошках или получить рецепт нового блюда – зачем мне при этом знать, какой цвет глаз у собеседника, любит ли он лук и слушает ли радио?! Грубо говоря, при всех перечисленных намерениях эти знания вообще не играют никакой роли! Причем, опять же проводя параллель с «реальным» миром, стремление как можно лучше узнать человека со всех сторон, как правило, не возникает на случайной вечеринке, со случайным, первый и последний раз увиденным собеседником. Однако подобное равнодушие по отношению к тому же будущему мужу выглядит странно. Поэтому можно говорить о том, что Интернет по лёгкости и безответственности сопоставим с ночным клубом, но делать СРЕДСТВО причиной этой самой безответственности и лёгкости странновато.
Возвращаясь к вопросам внешности и виртуальной личности как таковой.… Ну хорошо, присобачил человек себе имя. Ну, указала девушка в параметрах 90-60-90. Назвался незаконным сыном Путина или великим изобретателем…. А дальше-то что? Как уже говорилось выше, большинство таких сетевых знакомств не доходит до реалий. Собственно, всё общение ограничивается килобайтами слов и фотографий. При этом в процессе общения оттачивается меткость фраз, остроумие и стиль речи, что само по себе уже приятно. А ежели уж представилась возможность поговорить с иностранцем, так это вообще двойная польза – плюс возможность попрактиковаться в языке. Да, можно придумать себе «инструмент» по колено, как любит делать современный молодняк, или размер бюста, или прислать фотографию топ-модели, - но не вставишь же себе чужие мозги, не прибавишь интеллекта и не увеличишь сообразительности.
Ещё говорят, мол, виртуальность – это нечто синтетическое, ненатуральное, вроде разведенного концентрата вместо свежевыжатого сока. А чем не натурально, позвольте спросить? Если человек, общаясь с другим по Сети, испытывает радость, горе или страдания, то в чем, интересно, искусственность? Чувства, они чувства и есть, как ни крути. По-моему, так это то же самое, как если бы сказать, что ходить в театр или смотреть кино – это «ненастоящее».
Возражают, что один человек сидит в одном доме, второй – в другом, оба они друг друга в глаза не видят и, общаясь, по-прежнему остаются одинокими. Очень трогательная забота, если не думать о том, что одиночество – вещь субъективная, одиноким можно быть и среди толпы любящих друзей.
Кроме того, хочется прибавить, что часто только в Интернете можно встретить множество разных интересных людей – ведь просто так на улице с ними ни в жисть не столкнешься.
В общем, аргументов «за» находится море, часть их я сейчас и выложила перед вами. Но вот лично у меня есть один аргумент «против»: уж очень «аська» от работы отвлекает…. :)