Каждый век хвалит прошлое. |
Каждый век хвалит прошлое. Говорят:
- Мы живем во время упадка христианства. Цивилизация пост-христианства
А чем, собственно, упадок? В чем, вообще, суть христианства?
В чем была «сила и слава» прошлых веков христианства в России?
- Поголовное крещение
- Поголовное отпевание
- Поголовное участие в литургии ( раз в год)
- Поголовное позиционирование себя христианином
Как оценить эти поголовные показатели, когда за выход из веры, безбожие и критику веру можно было получить наказание или даже смертный приговор. Какова цена веры и слава веры из под палки?
- Была связь государства и религии.
А почему эту связь не заповедал Христос ни в одной из заповедей? Понятно, что с государством лучше дружить, чем бороться Государство легко может уничтожить церковь, как это случилось в странах Востока. Стоят себе одинокие развалины христианских храмов в на горах Чечни, Азербайджана, Ливии и Магриба. Церковь уничтожить нельзя, как явление, а как поместную очень даже легко. Сейчас у нас с государством неконфликтные отношения. Государство приравняло церковь к клубу шахматистов, дворцам пионеров, к болельщикам и членам профсоюза. Более того, государство любит футболистов и хоккеистов в тысячу раз больше церкви. Но церкви не вредит и слегка помогает. В чем упадок?
- Были хороши иконы, песни и храмы.
А они и сейчас неплохие
Христос не заповедовал массовость церкви. Наоборот, всегда говорил, что Его стадо – Малое стадо. Мы, что будем поправлять Христа, и говорить о том, что Малое стадо – это, на самом деле, Большое стадо? А не страшно учить и переворачивать слова Христа?
Кто, собственно, был носителем идей Христа?
Крестьяне, у которых до сих пор в голове замес суеверий, остатков язычества благополучно уживается с христианством?
Интеллигенция, которая в храм приходит сама к себе: поучить, повести за собой, покрасоваться собой и реализовать свое
Дворяне, которые считали долгом участие в войнах и захватах земель и получении коллективной выгоды?
Кто остается? Монахи? Но монашество, родилось как боковая ветвь церкви, как реакция на ту славу и силу церкви, о потери которой кто-то грустит. Эта сила и слава была так велика и уничтожительна, что верующие люди бежали от нее как от огня в пустыни, горы и леса. И прятались от такого «расцвета» веры, иконы, архитектуры и поголовности
Христос держал народ Старого Завета уздой закона до тех пор, пока в нем Он смог найти всего двенадцать человек – апостолов, готовых, стать к Богу ближе. Все достоинство этих двенадцати мужчин было в желании сделать свободный шаг к Богу. Без принуждения, без требований Закона, без поголовности и не в силу расцвета искусств. И не просто шаг, а шаг по любви. После этого , Господу стала не нужна церковь Ветхого завета, как не нужна бабочке личинка
Мир развивается по спирали. Эта спираль – диалектика. Отрицание отрицания
Такое впечатление, что Средние века, и время вплоть до нашего, стало новой версией удержания Богом инкубатора веры. Силой ходили в храм. Держали народ в узде. По аналогии с удержанием народа силой в узде Израиля
И это можно назвать веком христианства?
Такое впечатление, что подвиг новомучеников стал историческим водоразделом истории церкви. Бог перестал удерживать народ силой в вере и в храме. Теперь никого не заставляют туда насильно ходить.
Теперь, как и две тысячи лет назад, Господь, очевидно нашел себе не так уж много людей, которые, как древние апостолы могут главное – добровольно, свободно с любовью стать на шаг ближе к Христу. Теперь нет массового бегства в монашество именно потому, что никто никого насильно не заставляет играть в веру и бежать, особо нечего, разве только в силу личных причин
Мы живем не в эпоху пост-христианства. Этой эпохи особо и не было
Мы живем в удивительное время, когда Господь испытывает нас испытанием Адама – свободой и любовью. И стада сами собой разделяются на тех, кто хочет поднять забрало и упасть в объятия Бога, стать Его руками, устами и сердцем, и теми, кто как древние иудеи все внимание сосредоточили на Законе, рассуждают о спасительности до никоновских икон, богослужения, храмов и состоянии ума человека-закона
Наше время не пост-христианства, а первые десятилетия свободных отношений с Богом. А какие они еще могут быть?
Первое время Малого стада, которое не из под палки, а само выбрало путь Христа. Господь, сегодня, повторяет опыт доверия, который проводил с Адамом и апостолами. Разве можно такое называть пост-христианством
Это начало новой удивительной эпохи свободы в Боге и свободы Бога в нас. В этом и есть суть христианства – повышение уровня взаимодействия Бога и человека. Повышение уровня бытийности человека, поверившего Христу и замена отношений с Богом с Закона на свободную любовь. Ради этого Бог изменил мир Своим богоявлением и нашим причастием. А мы тоскуем, что не удался старый новый проект европейского Израиля – синтез царства, народа и церкви, основанный на Законе. В самом деле, как капиталистическое, коммунистическое государство или халифат могут быть основано на любви? А если не могут, то как они могут впряжены в одну повозку?
Это первые дни новой эпохи свободного христианина, который пришел в храм не почему-то там, не ради славы чего-то там, а ради любить и быть любимым Богом. Любить свободно и нести ответственность за любовь храм и церковь
Мы живем в удивительное время. Бог нам стал доверять так, как никогда. Может быть, это и конец традиционного, государственного, фольклорного, бытового, не добровольного христианства, реализуемого исключительно в монахах.
Бог нам стал доверять так,..ничего себе конец и упадок! Мы все рассуждаем об упадке и самоуправстве человека так, слово Бог зритель. Да, если бы Он был зритель и видел, что рушится его Церковь, Он в избежание провала Своей миссии, провала богоявления, провала христианства, просто уничтожил этот мир, который прогнил сегодня не так сильно как сгниет завтра
А то, что женщины пришли в храм и стали осознанными участниками общины, иконописцами, певчими и хранителями храмов - это тоже ничего не значит, кроме упадка?
Он этого не делает. Возможно, ради тех христолюбцев, которые стали новыми исповедниками любви и свободы в Боге
Кто их считал? Кто не видя их, выносит приговор миру:
- Пост-христианство
Может быть, пост-христианин сам наблюдатель?
_
свящ.Константин Камышанов
Рубрики: | торжество_православия/ наставления |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |