Не стала я тратиться на кино и скачала "каровскую" версию "Мастера и Маргариты". Хорошо, что я не стала тратиться на кино...
Вот тут Вишни вполне исчерпывающе изложила все претензии к фильму и все вопросы, которые приходят в голову при его просмотре.
Так что от себя мне мало что остается добавить. Разве что несколько мыслей.
Я таки окончательно убедилась в том, что ЭТО невозможно достойно снять. Я уж не знаю, почему: из-за "проклятия" ли, о котором постоянно говорят и пишут или просто абсолютно некиногеничный материал.
Ну правда: как, вот КАК снять Бал Сатаны, не ударившись либо в конъюнктурное ханжество, как у Бортко, либо в откровенную вульгарщину, как у Кары?
Я, к сожалению (а, может, и к счастью) не смотрела несколько
предыдущих экранизаций своего любимого романа (кстати, по ссылке - в том числе и планы Голливуда на M&M), но что-то мне подсказывает, что там такая же примерно фигня с этим самым балом сатаны и полетом голой Маргариты.
У Кары на балу появляются Ленин, Сталин и Гитлер - что, по-моему, вообще за гранью добра и зла, это же совершенно бесцеремонное вмешательство в авторскую концепцию.
Вертинская - чудовищна (уж на что меня бесила Маргарита у Бортко, но она просто прелесть по сравнению с Вертинской!). Кошмарна. Даже не знаю, какие еще эпитеты могут передать мои ощущения от ее игры. И я стала вспоминать, за что ж я ее так любила? За "Безымянную звезду" Козакова, пожалуй - кстати, там она играла примерно так же, но вписалась в стиль картины, а здесь... по-моему, даже великолепный Раков-Мастер под конец от нее заразился и стал жеманничать и пафосно вопить.
Вообще, пафоса к месту и не к месту в картине предостаточно. Но если кривляния Коровьева-Филиппенко были почти всегда оправданы, то кривляния Маргариты просто выводили из себя.
Ну и вот. Первые полчаса-сорок минут фильма можно даже назвать прекрасными (да, вот Гафт - Воланд, именно таким он и должен быть!), потом начинается типичная постсовковая "сексятинка-голятинка", потом появляется Маргарита и все, пиздец; а последние 10 минут смотрятся так, будто Кара ВНЕЗАПНО понял, что снято уже на 2 часа, а полкниги еще не освоено, и попер "галопом по европам", отчаянно пытаясь вписаться в бюджет и хронометраж. Под конец - беспомощно-пафосное раковское "свободен" и титры. Бля, чо это было?!
Вчера мне сказали, что вроде будет еще разбитая на серии телеверсия (теоретически, судя по титрам, там должна появиться, например, Наташа, а то в фильме ее не было вообще) - впрочем, мне кажется, фееричный труд Кары этот факт не спасет.