-Рубрики

 -Видео

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Хвиртка

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 1) _СвОиМи_РуКаМи_

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 04.05.2017
Записей:
Комментариев:
Написано: 18250


Максим Мирович: Как промывали мозги в советских учебниках

Среда, 15 Августа 2018 г. 20:09 + в цитатник

maxim_nm

15 августа, 16:45

01.JPG

Так,друзья,сегодня будет большой и интересный рассказ о том,как промывали мозги детям в советских учебниках.На днях я перечитал книжку "Русский язык в картинах" и ещё раз убедился,насколько политизированными были в СССР даже такие,казалось бы,невинные издания.

Учебник "Русский язык в картинках" издавался и переиздавался несколько раз,мой вариант был напечатан в 1986 году.Что интересно — книга была отпечатана в ГДР и,видимо, предназначалась для "начальной обработки" детей в Восточной Германии.Ещё такие книжки использовали в школах во всяких отдалённых уголках СССР с преимущественно нерусским населением,а также вместе с другими пропагандистско-агитационными материалами массово отправляли в близлежащие страны,вроде Афганистана.

Итак,в сегодняшнем посте — подробный рассказ о том,как промывали мозги в советских учебниках.

02. Итак,поехали.Для начала давайте посмотрим,как авторы анонсируют свою книжку: "эта книга является второй частью пособия "Русский язык в картинках".Она предназначена для следующего этапа обучения русскому языку нерусских учащихся.Её рекомендуется использовать как дополнительный иллюстративный материал,помогающий учащимся усвоить лексику и грамматический строй русского языка".

Как говорится,"свежо предание,но верится с трудом".На самом деле,книжка является образцовым примером советской пропагандистской литературы,так как она не столько учит языку,сколько приучает детей к реалиям жизни в СССР — практически каждая страница книги насквозь политизирована,и далее вы это сами увидите.



03. Переворачиваем страницу и видим рассказ о лете — все советские дети,разумеется, должны проводить лето в пионерлагере,ходить в форме,трубить в горн,бить в барабан, зиговать друг другу и слушать рассказы о войне."Утром пионер поднимает флаг — вечером пионер опускает флаг",жизнь проходит не зря.



04. Листаем дальше и видим другой рассказ о летних делах детей.О,а тут рассказ о том самом рабском 
бесплатном труде на полях Родины,который в книжке тактично назван "Помощь совхозу".Сельское хозяйство в СССР лучшее в мире,но вялым совецким совхозам периодически нужно рекрутировать детей "на помощь"."Слова: полоть,сорняки,сушить, ворошить,сено,грабли,вилы".Детей уже заранее приучали к тому,что их ждёт в СССР.



05. Далее есть рассказ про летние походы — которые, разумеется,тоже насквозь политизированы.В СССР нельзя просто вот так взять и пойти в поход — его нужно было обязательно 
приурочить к XXI въезду КПСС или пойти в чём-то там клясться у памятников.



06. А ещё советским детям постоянно ездили по ушам рассказами про "Артек" — в таких рассказах обязательно рисовали держащихся за руки детей разных национальностей.Что в СССР с его бытовым антисемитизмом,негласно поддерживаемым властью ("неподходящая национальность" и так далее) выглядело особым цинизмом.Ради интереса поспрашивайте у еврейских друзей,как им жилось в СССР — узнаете для себя много интересного про "страну всеобщего интернационала".



07. Ну вот,лето кончилось,пионер в последний раз спустил штаны флаг,в поход к памятникам сходили,тут и осень наступила.Тут самое время снова съездить на колхозное рабство — таскать пятидесятикилограммовые мешки картошки и огромные корзины капусты,вдыхая пыль — самое лучшее занятие для советских детей."Задайте друг другу вопросы по картинкам" — предлагает учебник.Я бы спросил — а почему,собственно,дети должны ездить куда-то бесплатно пахать?



08. Незаметно за уборкой урожая и праздники подошли — 
во времена крепостничества крестьяне напивались вусмерть в честь окончания страды на полях,а в СССР аналогом этого народно-крестьянского праздника стала отмечание дня Октябрьского переворота.Разумеется,реального положения вещей детям никто не показывал — рассказывали и показывали советские мифы.



09. А далее совершенно необходимо показать,как тяжело жилось крестьянам до 1917 года — дети тянут какую-то бочку,злой помещик злобно зыркает на литейщиков.Чем запрягание в бочку концептуально отличается от бесплатного таскания мешков картошки,о которых рассказывалось тремя страницами ранее,авторы тактично умалчивают.



10. Так,поработали — теперь время и пообедать.По замыслу авторов учебника,советские граждане должны кушать по часам,как собачка Павлова — чтобы желудочный сок начинал вырабатываться от одного вида часовых стрелок.Убожество советской еды даже не скрывается — яйцо с хлебом и маслом утром,какой-то жирный суп и хлебно-чесночные котлеты на обед,каша и пирожок на ужин.Ни фруктов,ни нормальных овощей,ни йогуртов, ни приличных сладостей в СССР попросту не было.



11. Советскую еду нужно было покупать 
в советских магазинах,которым авторы посвящают несколько разворотов в книге.На одной из страниц хорошо показано всё убожество советской торговой системы — девочка сперва выбирает товар,потом идёт в кассу пробивать чек,затем несёт чек продавцу и уже только потом получает товар.Это всё подаётся как норма — привыкайте,детки,с детства стоять в трёх очередях за одним батоном.



12. Впрочем,магазин самообслуживания в книге тоже есть,который подаётся как какое-то отдельное чудо — "а это магазин самообслуживания!"Умереть-не встать.На полках нарисовано всевозможное продуктовое изобилие,чего в советских магазинах не было 
даже в доперестроечные времена,но даже это фейковое "изобилие" выдаёт убожество советского ассортимента.

Если присмотреться,то на полках всего несколько видов товара — консервированные огурцы и помидоры,лук,капуста,картошка и морковка,пару видов колбасы,два вида сыра,молоко, яйца,бублики,баранки,батон и конфеты.Никаких вам свежих тепличных овощей и фруктов, никаких молочных продуктов,никакого нормального мяса нет,не говоря уже о рыбе и морепродуктах.



13. Далее детям показывают страшные типовые совковые панельки серого цвета,о которых предлагается составить рассказ — используя слова "просторная,светлая,красивые здания".Фактически — уже изначально формируют отношение ребенка к увиденному,дают установку.Интересно,что было бы с тем учеником,кто сказал бы — "никакие это не красивые дома,а бесформенное совковое убожество"?



14. А ещё в книге есть рассказ о "городских чудесах" вроде эскалатора в метро,этим, видимо,пытались завлечь детишек из всяких отдалённых кишлаков Средней Азии — смотрите,лестница сама поехала,вот это чудеса марксизма-ленинизма!



15. Есть в книге и рассказы про хлеб,я перечитал множество советских детских книг и журналов,и практически везде встречал эти рассказы.Это неудивительно — в вечно голодающем СССР,который 
периодически подкармливали американцы,хлеб был часто единственной возможностью не помереть с голоду и имел статус культа,как в древних земледельческих вождествах.В статьях о хлебе постоянно рисовали массу — тысячи колосьев,сотни буханок,десятки мешков с мукой,дабы у населения постоянно поддерживалось ощущение изобилия,которое обеспечивает советская власть.



16. Из остальных советских чудес детям ещё всегда впаривали Космос.Собственно,никто не ставил вопрос так — а что с того космоса простым людям,зачем он им нужен?Для чего вообще тратить на это колоссальные деньги в стране,где половина населения не имеет горячей воды и унитазов?



17. Про 
старика Крупского в книге тоже есть,раздел называется "Ленин — друг детей". "Владимир Ильич Ленин очень любил детей и заботился о них.Несмотря на важные государственные дела,он всегда находил время побыть с детьми,поговорить с ними".Лет за тридцать до издания этого учебника такие же сказки рассказывали про дедушку Сталина.



18. Отдельным большим блоком "СЛАВА АРМИИ РОДНОЙ" идут всяческие истории про советскую армию — "наша армия отстояла завоевания Октября" — такой словесной казуистикой названа в книге Гражданская война,когда граждане одной страны убивали друг друга.



19. Не обошлось и без фотографий огромных передвижных фаллических символов ракет,от которых,говорят,приходил в большое возбуждение Леонид Ильич Брежнев.В Перестройку выяснилось,что все эти ракеты на московских парадах — не более,чем картонно-фанерные макеты,а саму технику с макетами по площади гоняли по нескольку раз,чтобы "произвести впечатление на США".Думаю,в Америке достижения советской макетно-картонной промышленности оценивали гомерическим хохотом,от которого с потолка сыпалась побелка.



20. Венчают книгу рассказы о советских солдатах.На дворе стоял 1986 год,
советских ребят отправляли в Афганистан,где те убивали людей,но детям рассказывали сказки о том,как улыбчивые советские солдаты пилят дрова и помогают шоферам.



21. А ещё помогают носить чемоданы матерям-одиночкам.



Всё это было бы смешно,коли не было бы так грустно.Многие из выросших на таких учебниках людей пополняют ряды 
поклонников СССР
 и крайне тяжело расстаются с мифами из советского детства.

6209540__2_ (120x25, 5Kb)

Рубрики:  Политика/РФ
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку