Lady Boutique Series № 4796 - Macrame Jewelry 2019 Издательство: Boutique, Inc. Язык: япон...
ИРЛАНДСКОЕ КРУЖЕВО - (0)Книга: 128 мотивов ирландского вязания (японский язык) 1. 2. ...
Фаюмские портреты. - (0)Фаюмские портреты музеев России. О фаюмских портретах не писал только ленивый - огромное колич...
Кельтские узлы и плетение. - (0)Кельтские узлы и плетение Ну очень хорошая книжечка)) Вдохновляйтесь))) ...
Китайские когти - Чжидзятао - (0)Китайские когти - Чжидзятао УРА! До меня, наконец, дошло как найти китайс...
ГЖЕЛЬ |
«Гжель» — известная во всем мире посуда белого цвета с синей росписью и иногда с добавлением золота. Но в Гжели производят не только посуду, но и вазы, и кувшины, и квасники, и пудреницы, и туалетные коробочки, и самовары, и статуэтки.
Гжельское искусство давно заняло достойное место в ряду народно-художественных промыслов России, а сейчас, можно сказать, переживает второй расцвет. Иметь в доме гжельскую керамику стало модным, ее коллекционируют. И это не случайно — интерес к народному искусству в последние годы приобретает разные формы. Если одному человеку достаточно посмотреть на изделия народных мастеров на выставке, то другому непременно хочется иметь такие у себя дома. Поэтому не часто можно встретить гжельские изделия в продаже. Ведь производственное объединение «Гжель», так же, как остальные народные промыслы, выпускает изделия, расписанные вручную. А это требует времени, умения, вдохновения.
Гжельский промысел уходит корнями в далекое прошлое. Когда-то давным-давно какой-то неизвестный мастер нашел подходящую глину и вылепил из нее… Фигурку? Кувшин? Горшок? Это неизвестно. Зато история сохранила для нас некоторые страницы развития этого промысла.
Это искусство зародилось еще с момента появления первых поселений в гжельском регионе Московской области. Так как обилие глины не позволяло заниматься выращиванием культур, люди освоили гончарное дело. Наиболее ранняя запись о ремесле датируется 1328 г. (о нем упомянул Иван Калита в своей грамоте). Изначально люди изготовляли простые предметы обихода, столовые приборы, игрушки для детей
Первые документально зафиксированные сведения относятся к XVII веку. В 1663 году вышел указ царя Алексея Михайловича, в котором говорилось: «Во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов приискать глины…». В экспедицию отправился мастер Пашка Птицкой, которому давались неограниченные полномочия. «В которых местах мастер Пашка Птицкой во Гжельской волости глину приищет, и тое глину указал государь привезти к Москве гжельской волости крестьянам пятнадцать возов; а в иные дела тое глины никуда не давать, а держать тое глину на аптекарские дела; и впредь тое глину изо Гжельской волости указал государь имать и возить тое же волости крестьянам, как так глина в аптекарский приказ надобна будет».
В 1710 году Гжельская волость была целиком приписана к аптекарскому приказу: раз крестьяне принадлежат к аптекарскому приказу, им и глину возить, и травы собирать… В гжельской глине чувствовались большие возможности. В 1721 году Петр I приказал изготовить партию пробных кирпичей из белой гжельской глины. И впоследствии такие кирпичи пошли на восстановление сгоревшего в Москве Головинского дворца.
«…Едва ли есть земля самая чистая и без примешения где на свете… разве между глинами, для фарформу употребляемыми, какова у нас гжельская… которой нигде не видал я белизною превосходнее», — писал М. В. Ломоносов.
История промысла в Гжели начинается с XVIII века. Ассортимент изделий гжельских мастеров был очень велик: посуда, кирпич, изразцы и даже детские игрушки. Всем этим Гжель снабжала Москву. Одних только глиняных игрушек мастера изготавливали сотни тысяч в год. Спрос на изделия был велик.
Каждый мастер владел своей манерой росписи, и в изделии отображалось его представление об окружающем мире. На промысел также большое влияние оказывали вкусы покупателей. В середине XVIII века гончарное дело в России начинает бурно развиваться, но составить конкуренцию гжельским мастерам никому не удается.
Наивысшего исторического расцвета гжельский промысел достиг в конце XVIII века. В это время особого мастерства достигли умельцы, изготавливающие кувшины, кумганы и квасники. Мастер должен был обладать большим терпением и высокими навыками росписи, так как она делалась по еще не обожжённому изделию, которое было покрыто белой эмалью. Помимо посуды и глиняных игрушек в Гжели делали мелкую майоликовую пластику. Чаще всего это были сцены из повседневной жизни — солдаты, крестьянки, дамы и мужчины, занятые своими делами. Все было выполнено в простой и доходчивой, но очень выразительной форме.
Несколько десятилетий гжельские мастера также делали расписные печные и каминные изразцы. Историю промысла в Гжели можно проследить по сохранившимся образцам. Изделия гжельских мастеров представлены в крупнейших музеях Москвы и Санкт-Петербурга.
Предметы кухонной утвари – кувшины, кружки, квасники, большие тарелки, мастера расписывали цветами, птицами, деревьями и сооружениями архитектуры. В рисунках чувствуется отличное понимание их декоративного предназначения. Для росписи использовали синие, зеленые, желтые цвета в коричневых контурах. Посуда, сделанная и расписанная гжельскими мастерами, обязательно дополнялась фигурками животных или людей. Кувшины, кумганы, чайники становились частью сюжетной композиции. Ручка такого кувшина могла быть выполнена в форме ветки, а носик в форме головы птицы. Искать сходства каждого элемента подобной композиции с реальностью не было смысла, так как мастер воплощал в них свое видение мира.
В 1802 году возле села Минино нашли светлую глину, после чего в этом регионе началось производство полуфаянса. Из него делали кувшины и квасники. Однако эти изделия выглядели грубо и были недолговечны из-за хрупкости материала. Со второй половины двадцатых годов XIX века в гжельской росписи стали преобладать синие краски.
В начале XIX века в Бронницком уезде была найдена белая глина, пригодная для изготовления фарфора, после чего в селе Володино был построен первый фарфоровый завод. Основатель этого завода, Павел Куликов, познавал секреты производства фарфоровых изделий на заводе в деревне Перово. По свидетельствам, для того, чтобы сохранить технологию фарфора в тайне, производством Куликов занимался сам, прибегая к помощи двух гончаров и одного рабочего. С этого небольшого предприятия стало развиваться производство фарфора в Гжели.
В 1812 году уже работает двадцать пять заводов по выпуску фарфоровой посуды. Заводы Лаптевых и Иванова в деревне Кузяево пользуются особой популярностью. Многие мастера оставляли свое клеймо или подпись на изделиях, так до нас дошли фамилии мастеров Кокуна, Срослея, Гусятникова. Из фарфора на заводах производили игрушки в форме птиц и животных, а так же статуэтки со сценами русского быта. Изделия покрывались белой глазурью, на которую наносился рисунок. Мастера по росписи использовали синюю, жёлтую, лиловую и коричневую краску, а рисунки были в народном стиле. Цветы, листья, трава – основные мотивы гжельской росписи.
Со временем спрос на фарфор увеличивался, что способствовало росту производства. Тем временем производство традиционной гжельской майолики сокращалось. Постепенно фарфор и фаянс стали основой гжельского промысла. Наступает время экономического расцвета Гжели, ремесленные мастерские становятся небольшими заводами.
Расширяется и ассортимент производимой продукции. Теперь наряду с кувшинами, кумганами и блюдами стали выпускать чашки, молочники, чайники, масленки, чернильницы и подсвечники. Все изделия продолжают расписывать многоцветными рисунками. Гжельские мастера дополняют столовые наборы сюжетными скульптурами. Несмотря на конкуренцию со стороны крупных фарфоровых заводов, продукция Гжели была востребована за счет сохранения в ней народного характера искусства и трогательной наивности изображения сюжетов окружающей жизни.
Начиная со второй половины XIX века, гжельская роспись приобретает сдержанный характер, теперь для нее используется только синий кобальт. Синий рисунок на белом фоне, усиленный золотыми контурами – новый этап развития искусства Гжели. Конец XIX века становится периодом наивысшего расцвета в истории гжельского промысла. В это время совершенствуются технологические процессы изготовления фаянса и фарфора. С середины XIX века фарфоровое производство Гжели сосредотачивается в руках братьев Кузнецовых.
С приходом советской власти заводы национализировали, и производство пришло в упадок. Восстановление гжельского промысла началось лишь с середины XX века.
Рубрики: | НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ/Роспись |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |