Lady Boutique Series № 4796 - Macrame Jewelry 2019 Издательство: Boutique, Inc. Язык: япон...
ИРЛАНДСКОЕ КРУЖЕВО - (0)Книга: 128 мотивов ирландского вязания (японский язык) 1. 2. ...
Фаюмские портреты. - (0)Фаюмские портреты музеев России. О фаюмских портретах не писал только ленивый - огромное колич...
Кельтские узлы и плетение. - (0)Кельтские узлы и плетение Ну очень хорошая книжечка)) Вдохновляйтесь))) ...
Китайские когти - Чжидзятао - (0)Китайские когти - Чжидзятао УРА! До меня, наконец, дошло как найти китайс...
ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ |
Городецкая роспись, возникшая приблизительно во второй половине XIX века в деревнях по реке Узоле, получила название по месту сбыта изделий народных мастеров — старинному селу Городцу, основанному еще в 1152 году Юрием Долгоруким.
3.
В XVII веке в этих местах начал развиваться деревообрабатывающий промысел (богатые леса в этой местности давали дешевый материал для работ) . Местные жители делали из дерева посуду, игрушки, колыбели, сани, орудия труда (веретена, прялки). В одних селах изготавливали веретена, в других — прялки и донца прялок.
4.
По декоративному оформлению донца делятся на четыре группы: резные; резные с инкрустацией; инкрустированные с подкраской; живописные. Именно в такой последовательности развивался промысел в Городце. Один принцип украшения изделий сменялся другим. В самом начале зарождения промысла городецкие донечники (так называли мастеров, изготавливающих донца прялок) покрывали изделия резьбой. Резчики Городца достигли большого мастерства в украшении донец. Их резьба отличалась лаконичностью форм орнамента, четкостью линий, своеобразной композицией. Но резчики всегда искали новые приемы в оформлении изделий, придавали большое значение природным свойствам дерева и выгодно использовали их. В реке Узоле крестьяне находили «топляк» — мореный дуб, приобретавший от долгого нахождения в воде не только красивый черный цвет, но и удивительную прочность.именно эти свойства мореного дуба мастера-резчики стали использовать в своих работах, вставляя вырезанные фигурки темного цвета в сделанные заранее углубления в изделиях. Так, по мнению ученых, появилась в этих местах техника инкрустации. Инкрустация умело дополнялась резьбой, техника которой в конце XVIII века достигла виртуозности. Казалось, мастер создавал свой рисунок одним взмахом резца.
5.
К росписи перешли постепенно, подкрашивая в необходимых местах изделие с резьбой темной краской, которая как бы заменяла инкрустацию из мореного дуба.
Непосредственно перед росписью заготовка проходила сложный подготовительный этап, который заключался в грунтовке ее мелом и промазывании клеем. И только после этой предварительной работы мастер приступал к росписи. Интересным был способ росписи изделия — прокладка основных цветов с последующей линейной разработкой. Этот способ росписи создавал впечатление непринужденного письма. Роспись дополнялась «оживкой» — тонкой разделкой орнаментальных форм белилами. В работах городецких мастеров «оживки» наносились всегда на однотонные силуэты, что придавало им некоторую объемность. Орнаменты решались в два-три приема. Наложит мастер основной цвет одним мазком, рядом положит другой, оттеняющий или контрастный, а сверху свободным движением нанесет «оживку». И зацветут на тонких стебельках цветы, заблагоухают сказочные розаны и нежные купавки. Пройдется мастер по работе еще раз, и лягут везде гибкие листья, дополняя яркие городецкие цветы.
Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с шаржем. Это — быт крестьянства, купечества, пышный парад костюмов. Значительное место занимают цветочные мотивы — пышные «розаны» , писанные широко и декоративно. По выражению А. В. Бакушинского мастер стал подлинным живописцем. Об этом же говорит и В. С. Воронов, писавший, что «нижегородская манера представляет нам наиболее чистый вариант подлинного живописного искусства, преодолевшего рамки графического пленения и основанного исключительно на элементах живописи.. » Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных. Встречаются экзотические львы и барсы. Особенно часто изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Чаще всего это парные изображения, геральдически обращенные друг к другу. Городецкий мастер росписи любит цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Там, где позволяет сюжет, мастер охотно пользуется мотивом пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями. Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов. Любимые фоны — ярко-зеленый или напряженный красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие Городецкого колорита. В характеристике сюжета разбелённые тона дают богатые оттенки цветовых переходов. Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом. Он очень разнообразен — от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного штриха. Работа мастера быстра и экономна. Поэтому она очень обобщена, проста по приемам, свободна в движении кисти. характерны городецкие цветочные росписи, многокрасочные и выразительные работы мастеров А. Е. Коновалова и Д. И. Крюкова.
8.
Сюжеты городецких изделий имели своеобразный неповторимый сюжет. Мастера изображали прогулки кавалеров с дамами, всадников на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных колоннами, высокими окнами, пышными занавесками, настенными часами. Но встречались и сцены из простой жизни: охотники в лесу, пряхи за работой, строительство дома.
9.
10.
11.
Раньше городецкая роспись делалась яичными красками, которые ложились на изделие большими цветовыми пятнами, без предварительного контура. Рисунок наносился свободными мазками с графической обводкой чёрного или белого цвета. Преобладали синие, красные, белые и чёрные цвета. В наши дни мастера используют масляную краску, что расширило цветовую гамму. Но мотивы и технология городецкой росписи остались прежними. Современные художники, как и прежде, расписывают всевозможные деревянные изделия: шкатулки, ларцы, декоративные панно, шкафчики, полочки, хлебницы, солонки, игрушки и мебель.
12.
13.
С 1960 фабрика «Городецкая роспись» выпускает расписные игрушки и сувениры.
Рубрики: | НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ РОССИИ/Роспись |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |