Художник Валентин Серов «Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное!» |
В январе почитатели русского искусства отметили 160 лет со дня рождения нашего замечательного художника Валентина Александровича Серова.
В нашей библиотеке,в которой я работала, а ныне выступаю изредка перед читателями как волонтёр (мне больше нравится слово "доброволец")), творчеству Серова был посвящен вечер в рамках "Художественного салона", и у меня возникло желание и для вас,друзья, сделать подборку хорошо известных (и не очень) картин.
Не буду много писать о самом художнике, хочется побольше картин разместить.
«Автопортрет», Валентин Серов, 1880-е
фото. Валентин Серов в 8 летнем возрасте
Детство по чужим семьям и домам, но зато в артистических и художественных кругах...
Страны и города, взрослые серьёзные разговоры об искусстве и жизни - всё впитывал маленький мальчик, рано потерявший отца - известного композитора тех лет.
Мать же - пианистка и феминистка, больше думала о творчестве и общественном устройстве...
Этюд к картине «Великая княгиня Софья в Новодевичьем монастыре» художника Ильи Репина, на котором Репин изобразил мать Серова. (Валентина Серова в образе царевны Софьи).
Не случайно я размещаю этюд кисти Репина.
В Репине Серов почти всю жизнь искал не только учителя, но и отца: хотел поддержки и очень болезненно реагировал, если не встречал.
А альтернативу своей жесткой матери увидел в Елизавете Григорьевне Мамонтовой — жене промышленника и мецената Саввы Мамонтова, у которого часто гостил ребенком в усадьбе Абрамцево.
Именно там Серов впервые нашел настоящих друзей и чувство дома.
Площадь Святого Марка в Венеции. 1887г.
В конце жизни Серов мучился приступами беспричинной тоски.
Сейчас бы ему посоветовали провериться на депрессию, но в начале ХХ века предпочитали эскапизм. Путешествия хоть и ненадолго, но исцеляли художника.
Амстердам 1885г.
Набережная в Скьявони в Венеции.
Стабильно от хандры спасал художника Париж.
Когда в 1910-м он отправился туда в последний раз с надеждой поймать за хвост ощущение «отрадного», ему помог друг — импресарио Сергей Дягилев.
Портрет Сергея Дягилева. 1904г.
Он привлек соратника по объединению «Мир искусства» к оформлению своих «Русских сезонов».
Валентин Серов был в восторге — его энергии хватило не только на занавес к балету «Шахерезада», но и на афишу балета «Сильфида» с воздушной Анной Павловой, и на полотно с обнаженной танцовщицей Идой Рубинштейн.
Анна Павлова в балете Сильфиды 1909 (монохромия даётся не каждому художнику)
Портрет Иды Рубиштейн 1910г.
Картина, напоминающая египетскую фреску, спровоцировала скандал. Даже Илья Репин осудил модернистские опыты своего ученика.
Сам же Валентин Александрович писал о своей картине и Иде :"У неё рот раненой львицы, а сама она смотрит в Египет"
Серова в этот раз критика только забавляла, он как будто уже знал, что именно этот живописный стиль станет хитом следующего десятилетия в Европе.
Кто же такая Ида Рубинштейн.
О ЖЕНЩИНЕ НА КАРТИНЕ
Ида родилась в еврейской семье банкира и просвещенного мецената Льва Рубинштейна. Девочка рано осиротела, унаследовав приличное состояние отца. Родственники забрали ее в Петербург, где в особняке на Английской набережной Ида выучила пять иностранных языков, читала Ницше и на всю жизнь влюбилась в театр и мечтала стать актрисой.
Несмотря на протесты родственников, Ида пошла учиться на драматические курсы при Малом театре. Дебютировала она в частной постановке драмы Оскара Уайльда «Саломея» (1909) под покровительством Михаила Фокина, в единственном представлении пьесы она исполнила Танец семи покрывал полностью обнажённой.
В 1909—1911 годах Рубинштейн выступала в Русском балете Сергея Дягилева («Шахерезада» Римского-Корсакова, 1910; «Мученичество Святого Себастьяна» д'Аннунцио и Дебюсси, 1911).Впоследствии Рубинштейн создала несколько собственных балетных трупп
«Лицо Иды Рубинштейн было такой безусловной изумляющей красоты, что кругом все лица вмиг становились кривыми, мясными, расплывшимися!»
Леон Бакст: «Это существо мифическое… Как похожа она на тюльпан, дерзкий и ослепительный. Сама гордыня и сеет вокруг себя гордыню»
фотография Иды
После оккупации Франции в 1940 году Ида Рубинштейн переселилась в Лондон, где работала в госпитале для французских и английских солдат. В 1945 году вернулась во Францию, вскоре приняла католицизм и последние десять лет прожила на юге страны в полном одиночестве.
Ида Рубинштейн в 1912 году.
Образ Иды Рубинштейн вдохновлял Кееса ван Донгена, Антонио де ла Гандара, Андре Дюнуайе де Сегонзака, Валентина Серова и Леона Бакста.
Жорж Барбье. Ида Рубинштейн в "Шахеразаде" с Вацлавом Нижинским.
Александр Бенуа говорил о танцовщице: «В ней есть что-то таинственное до холода, до озноба. И что-то слишком пряное, слишком изысканное, слишком упадочное».
К её имени всегда будут искать особенное прилагательное.
Таинственная, легендарная, неповторимая, блистательная, жестокая, инфернальная... И это будет правдой.
Только вот на серовском портрете она печальна и беззащитна.
Портрет Г.Л.Гиршман (пастель) 1911 г. ГТГ, Москва
Женские портреты Валентина Серова мне очень нравятся, хотя и мужские - глаз не оторвать! Но и само творчество Серова большинство и воспринимает прежде всего как творчество великого портретиста
Портрет Якунчиковаой Марии Фёдоровны. 1888 г. Художественный музей Мальмё (Швеция)
Летом (Портрет Ольги Трубниковой - О.Ф.Серовой). 1895г.
На этой картине жена Валентина Серова, мать его шестерых детей, его единственная любовь,опора и подруга.
Познакомились Валентин и Ольга Трубникова в гостеприимном доме тёти художника, Аделаиды Семёновны Симонович и ее мужа, известного доктора Якова Мироновича Симоновича.
Ольга осталась сиротой и воспитывалась в этой семье.
Сначала её взяли на время, пока искали хорошее место в сиротском приюте, а потом дочери Симоновичей уговорили родителей оставить девочку.
Ольга Трубникова.
У окна. Портрет О.Ф.Трубниковой. 1886г.
Из-за подозрения на туберкулёз в 1885 году Ольге пришлось уехать в Одессу.
Когда худшие опасения не подтвердились, она нашла там работу и не спешила возвращаться в дом приёмных родителей. А Серов чуть позже отправился в ученическую поездку по Европе.
В сентябре, наплевав на занятия в Академии, художник прибыл в Одессу к своей любимой Лёле. Прожив там несколько месяцев, он отправился в Петербург, потом в Москву, потом в Италию. Таким образом влюблённые не могли воссоединиться несколько лет, потому что Валентин Александрович учился и был не в состоянии прокормить семью.
«Лёля милая, брось, прошу тебя, тоскливые думы. Смотри веселее и не думай бросать меня — слышишь? На мои колебания бывшие не смотри, я вообще во всём сильно колеблющийся, но теперь крепну помаленьку и думаю, что понемногу и наши отношения установятся».
И она ждала.
Портрет О.Ф.Серовой. 1889-1890
Венчание Валентина Александровича и Ольги Федоровны состоялось 29 января 1889 года в Санкт-Петербурге во Введенской лейб-гвардии Семеновского полка церкви. Свадьба была очень скромной.
Дети (Саша и Юра Серовы). 1899 г.
Супруги Серовы
«Писаться у Серова опасно», — говорил Александр Бенуа. Действительно, художник так умел обнажить сущность портретируемого, что некоторые модели не любили свои портреты работы Серова. Даже родная мать после позирования сыну признавалась, что чувствовала себя словно на Страшном суде.
Однако Ольга Трубникова могла не бояться разоблачения — с холстов Валентина Серова смотрит волевая, скромная и чистая душа.
Ольга Фёдоровна Серова умерла в 1927 году, пережив мужа на 16 лет, и все оставшиеся годы её жизни были посвящены семье и творческому наследию, которое оставил Валентин Александрович Серов.
В Отделе рукописей Третьяковской галереи хранится около ста писем великого русского художника Валентина Александровича Серова к жене Ольге Федоровне Серовой, являющихся ценнейшей частью его документального наследия.
Они были приобретены в 1930-х годах у их дочери Ольги Валентиновны Серовой. Несмотря на то, что ответы жены не сохранились, письма художника раскрывают его взаимоотношения с любимой женщиной.
Татарская деревня в Крыму 1893г.
«В нем был не столько художник, сколько искатель истины» - утверждал К.Коровин
Девушка, освещенная солнцем. (Мария Симонович, его кузина и кузина жены Дервиза, в будущем - скульптор и художница, обучавшаяся в Париже.) 1880г.
Про эту свою работу Серов говорил, что она лучшее, что он написал.
Местом его вдохновения стало имение товарища по академии художеств В. Дервиза в Тверской губернии.
Заросший пруд. Домотканово. 1888г.
Картина "Заросший пруд" писалась в то же время, что и "Девушка, освещенная солнцем". Когда солнце пряталось за облаками, Серов переходил от "девушки" к "пруду".
«Покрыла зелень ряски
Дремотный старый пруд, —
Я жду, что оживут
Осмеянные сказки:
Русалка приплывет,
Подымится, нагая,
Из сонной глади вод
И запоет, играя
Зеленою косой...»
Федор Сологуб
Моделью Серов избрал свою двоюродную сестру Машу Симонович, которая «будучи сама художницей (скульптором), прониклась его интересами.
Своим безмолвным, терпеливым позированием она сделала то, что Валентин Александрович писал спокойно, не торопясь, сосредоточенно.
Домотканово 1888 г. ГРМ, Санкт-Петербург.
В Домотканове жизнь была тихая в то время. По аллеи проходили редко, да и то старались обходить это место во время работы художника.»
Девочка с персиками. Портрет Веры Мамонтовой 1887 год. Государственная Третьяковская галерея
С малых лет большое значение в жизни Серова занимала старинная подмосковная усадьба Абрамцево (в нескольких верстах от Троице-Сергиевской лавры).
В первой половине прошлого века она принадлежала писателю Сергею Тимофеевичу Аскарову, а после ее владельцем с 1870г. стал московский известный меценат Сава Иванович Мамонтов, покровитель художественной жизни.
Здесь Серов пишет портрет «Девочка с персиками», с которого началась его художественная известность.
На портрете изображена двенадцатилетняя девочка-подросток Вера Мамонова в большой столовой абрамцевского дома.
Как говорил сам Серов «Все, чего я добивался ,- впоследствии говорил он,- это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах.
Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности - вот как у старых мастеров».
Картина как бы создана на одном дыхании, а вместе с тем это целая история о людях, которым принадлежит этот дом, великолепный сад, роскошный интерьер и то прозрение в будущее, которое художник предугадывает в умном и энергичном личике.
Серову на славу удалась задача создать образ счастливого детства.
Перламутровый воздух, наполняющий все пространство комнаты, кажется, то теплым от смуглого тела Веруши, то холодным на белой скатерти.
Несмотря на такую динамичность композиции, лишь бархатистое лицо героини притягивает зрителя своей еле заметной вуалью загадочности и пленительной женственность.
«Цветы».
Знаток творчества Серова академик И.Э. Грабарь отмечал, что «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» русские «по духу и чувству».
Они рассказывают безыскусственную правду, делятся задушевной открытостью, с которой написаны эти произведения.
Даже сам Серов признается, что это не то, что портреты молодых девушек, это восторг перед красотой жизни и человеческой личности.
«В деревне. Баба с лошадью». 1898. Бумага на картоне, пастель
Валентин Александрович Серов очень любил русскую деревню, часто бывал в Домотканово и ценил простых людей.
Он очень хотел написать девушку славянской внешности и искал подходящую натуру. Вдруг из соседней деревни Обухово пришла Маша Петрова, высокая, статная, с белозубой улыбкой.
Художник понял, что это та натура, которую он напишет.
Машеньке не очень-то хотелось улыбаться в морозное утро, но сосед-острослов рассказывает ей смешные анекдоты и она смеётся.
В результате получается такое полотно под названием "В деревне. Баба с лошадью".
«Открытое окно. Сирень». 1886 г.
В наше время в музее-усадьбе(кстати, единственный музей Серова в России) ежегодно проводится праздник "Сиреневое Домотканово", приезжают артисты, музыканты, художники. Это случается в предпоследнее воскресенье мая.
фотография: усадьба Сергея Павловича Дервиза,миллионера и попечителя русского искусства
«Ели». 189О г. Харьковский художественный музей
«Портрет Исаака Левитана». 1893.
«Портрет А.В.Касьянова». 1907.
«Портрет Ильи Репина». 1901
«Портрет художника К.А.Коровина». 1891
Художники были большими друзьями, все знакомые называли их "Серовин"
С Коровиным у него была общая мастерская, где и написан портрет. По спокойной расслабленной позе отдыхающего художника видно, что он чувствует себя как дома и наслаждается обществом друга.
«Валентин Серов. Женский портрет». Частная коллекция
«Портрет композитора П.И.Бларамберга». 1888 г.
«Портрет П.А.Мамонтовой». 1889 г.
«Портрет княгини О.К.Орловой». 1911г.
«Портрет Марии Николаевны Ермоловой».
Он писался в её собственном доме. Художник работал, тщательно подбирая освещение, сидя на низенькой табуреточке, чтобы получился вид снизу вверх на актрису.
Ермолова была одета в бархатное платье, украшенное ниткой жемчуга.
Она осталась не очень довольна портретом, считая, что он её состарил.
Однако, когда портрет вынесли к публике, он вызвал бурные аплодисменты.
Люди говорили, что художник создал живописный памятник великой актрисе.
«Выезд императора Петра II и царевны Елизаветы Петровны на охоту».1900г. Русский музей
«Портрет Николая II».
«Портрет императора Николая II». 1900 г.
Когда Серов писал этот портрет, на одном из сеансов Александра Фёдоровна решила сделать художнику замечание, стала давать советы по изображению лица ...на что Валентин Серов вспылил, сказав, что умеет писать лица,но если Александра Фёдоровна умеет лучше,то он даёт ей эту возможность,пусть дописывает...
Больше он не появлялся во дворце.
Портрет остался незаконченным, а по мне, так это один из самых лучших портретов нашего последнего царя
Этот случай ещё больше возбудил в общественности интерес к потретам кисти Мастера,очередь к нему, и без того большая всё росла, а потреты Серов писал очень медленно
Например, портрет княгини Юсуповой писал Серов целых два года!
«Портрет княгини З.Н.Юсуповой».1902г.
«Портрет графа Ф.Ф. Сумарокова - Эльстона». 1903г. впоследствии князя Юсупова . Русский музей, Санкт-Петербург.
Кто бы мог тогда знать, что он будет одним из убийцев Распутина...
Портрет Максима Горького 1905г.
Мария Яковлевна Львова, (Симонович). 1895 год.- двоюродная сестра художника. Музей Орсе (Париж, Франция)
Портрет детей С.С.Боткина. 1900г.
Мика Морозов. 1901г. Портрет сына Маргариты Морозовой
Портрет Марии Акимовой 1908
Портрет. Илья Репин 1892,ГТГ
Похищение Европы 1902
Портрет И.А Морозова 1910
Портрет Прасковьи Анатольевны Мамонтовой. 1887 Холст, масло. 64,3 х 53
Портрет писателя Леонида Андреева. 1907
Портрет княжны Ольги Александровны
Портрет князя В.Н.Голицына. 1906
Портрет С.В.Олсуфьевой 1911 г. ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва
Валентин Серов. Портрет композитора Н.А. Римского-Корсакова. 1898. Холст, масло.
Пост не может быть очень большим, "за кадром" осталось очень многое, любовь Серова к животным, 15 лет рисовал графические листы к басням Крылова...
десять лет назад в Москве с грандиозным успехом проходила выставка работ Серова в Третьяковской галерее. Люди стояли по 3-4 , а то и 5-6 часов,чтобы посмотреть картины художника, без которого мы и представить уже не можем наше искусство!
Портрет Валентина Серова, который написал Илья Репин. 1901 год.Государственная Третьяковская галерея
ПО самым разным постам из интернета и книг, со своими размышлениями и файлами.
Рубрики: | Искусство/Живопись Искусство/Русские художники Страны и народы/Россия Искусство/Графика Искусство/Импрессионизм Искусство/Акварель |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |