Фотограф Лев Гельдерман. Каждый кадр - своё настроение ! |
Лев Абрамович Гельдерман (05 декабря 1933 года - 22 августа 1999 года) .жил в Мурманске, всю жизнь проработал инженером-строителем, что не помешало ему создавать потрясающие черно-белые фотографии практически до последних дней своей жизни.
1967г. Пицунда. Добрый дракон.
Лев Гельдерман о себе.
Первую фотокамеру Цейс-икон 4.5x6 отец привез с фронта. Ею я начал фотографировать в г. Угличе в 1945 г. в 4 классе. В 5-8 классе уже в Ленинграде фотографировал немного Цейсом и ФЭДом сестры.
В 9 классе в школе организовался фотокружок, и мы снимали довольно много. Жизнь класса, группы на улице, снимки для школьной газеты – это основные темы.
С 9 класса в 1949 году начал вести фотоальбомы, которые регулярно оформлял вплоть до 1970 года. Всего оформлено 22 альбома, в которых около 8000 фотографий. Делал примерно в год по одному альбому. Размер страницы 30x40. На разворот помещалось 8-10 снимков. Страницы компоновал по темам или сюжетам. В альбомах наряду с семейными снимками много фотографий людей, с которыми работал, встречался, путешествовал.
В конце 60-х годов семейные сюжеты стал снимать на слайды, а активизация участия в фотовыставках потребовала более жесткого отбора отснятого материала, и оформление альбомов стало не нужным, хотя с ил прекращением как будто оборвалась одна из нитей реальной жизни.
При переходе на 2-й курс Ленинградского инженерно-строительного института в 1952 г. отец подарил мне новый ФЭД, и практически все последующее время я фотографирую на «узкую» пленку. Старый «Киев», который до настоящего времени, вероятно, является единственной советской камерой, обеспечивающей надежность и качество, потом «Практики» и, наконец, «Минольта» - вот и весь мой арсенал. Были в нем и Пентакон Сикс, фоторужье, «Искра», «Зениты», но они почему-то не вызывают приятных воспоминаний.
Участвовать в выставках начал в институте на 2 курсе, в 1952 году. После смерти отца в 1954 году, будучи студентом, начал немного «подрабатывать» фотографией.
Сделал серии работ военных лагерей, работы в колхозе, на практике. 1956 году окончил ЛИСИ, женился, и по распределению уехал работать на Север в г. Оленегорск мастером на стройку. В этот период до 1956 года заниматься фотографией почти не удавалось из-за отсутствия времени и места.
По возвращении в Ленинград я перешел на проектную работу и стал более активно фотографировать. В 1959 году выписал журнал «Чехословацкая фотография» (РЕВЮ).
Номера этого журнала, которые выпускались при главном редакторе Вацлаве Йиру, до сих пор считаю самыми интересными и полезными для фотографов. Вацлав Йиру активно стал пропагандировать художественную фотографию, в том числе и советских авторов, на страницах журнала. Интересными были не только снимки, но и статьи.
Качели, 1966г.
В 1959 году я с семьей снова уехал из Ленинграда работать на Север в г. Мончегорск Мурманской области. В 1961 году в газете «Мончегорский рабочий» был напечатан мой первый снимок, а вскоре мои фотографии напечатала и областная газета «Полярная правда».
В том же 1961 году началась моя активная переписка с Чешским ревю, которая продолжалась в течение почти 10 лет, пока главным редактором был Вацлав Йиру.
Из 3-ей отправки редакция ревю похвалила и опубликовала в N1 за 1963 год фотографию ребенка, идущего по снегу. После этого ревю опубликовало еще 4 моих работы.
1970г.
В «Советском фото» первая работа была напечатана в 1965 году.
Всего опубликовано 12 фотографий.
В центральной «Правде» опубликовано 6 работ. Были публикации работ в журнале «Север», других центральных изданиях.
В 1964 году, живя в Мончегорске, я вступил в члены Мурманского фотоклуба, а, переехав в 1966 году в Мурманск, постоянно участвую во всех делах этого коллектива. Благодаря хорошей творческой обстановке в фотоклубе, а затем в народной фотостудии «Мурманск», благодаря творческим контактам, обмену мнениями, духу соревнования, в 1970-1980 гг. резко возрос уровень работ членов клуба.
Постоянное участие в фотовыставках всесоюзного и международного уровня поставило перед нами требование в достижении высокого художественного и технического уровня выставочных работ.
С 1966 г. по конец 1989 г. мои работы экспонировались на 113 всесоюзных и 296 международных выставках, на которых они получили более 40 дипломов и 30 медалей. Значительную помощь в увлечении фотографией мне оказывала жена, которая выполнила ретушь многих работ, отправляемых на выставки.
В 1983 году по представлению фотосекции Союза журналистов СССР мне присуждено звание международного мастера фотоискусства АФИАЛ.
1982г.
Лев Гельдерман. О фотографии.
Я представляю себе художественную фотографию, как один из видов самовыражения человека в искусстве.
Все виды искусств, будь то музыка или поэзия, кино или литература, живопись или фотография имеют свой основной «корень жизни». У музыки – это мелодия звуков, у поэзии – ритм слов, у кино – движение, развитие действия, у живописи – замысел художника, воплощенный в игру красок и света. В чем же «корень жизни» фотографии?
Алиса Фрейндлих, 1977г.
Для себя я принял ответ, который приводится во многих статьях о фотографии – основное назначение фотографии в запечатлении характерного мгновения сегодняшнего времени, в правдивом показе «среза времени». Но как любое произведение искусства может быть разного качества, так и фотографии имеют разную ценность.
Что же определяет качество фотографии? Для конкретного момента ценность фотографии, впрочем, как и любого другого произведения искусства, можно соразмерить с силой эмоционального воздействия на зрителя. Эта сила воздействия может изменяться «во времени». А так как она действует от фотографии на человека, то, естественно, зависит и от степени художественного образования людей, которая также изменяется «во времени».
Что сильнее всего привлекает зрителя? Это - новизна, оригинальность взгляда, интересная мысль, интересный сюжет, красота. Но даже наличие всех этих факторов не всегда достигает цели, если они не находятся между собой в гармонии.
Клумба, 1971г.
Корни 1986
Фотограф Лев Гельдерман (05 декабря 1933 года - 22 августа 1999 года)
Его работы выставлялись по всему Советскому Союзу, практически во всех европейских странах, США, Канаде, Бразилии, Японии, Гонконге, Корее. Призы, дипломы, медали, участия в выставках. В итоге было получено членство в FIAP – Международной ассоциации фотоискусства, стать участником которой можно только при наличии несколько сотен выставок и определенного количества призов...
31 августа в интерент-издании "Взгляд" вышла статья Юлии Бурмистровой - brmr - "Фотографии не горят"
Рубрики: | Искусство/Фотографии Искусство/Русские художники Страны и народы/Россия Страны и народы/СССР |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |