"Да молчит всякая плоть человеча..." Великая Суббота |
Да молчит всякая плоть человеча,
и да стоит со страхом и трепетом,
и ничтоже земное в себе да помышляет:
Царь бо царствующих,
и Господь господствующих,
приходит заклатися
и датися в снедь верным.
Предходят же Сему лицы Ангельстии
со всяким Началом и Властию,
многоочитии Херувими,
и шестокрилатии Серафими,
лица закрывающе, и вопиюще песнь:
аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
ПЕРЕВОД на современный русский
Да умолкнет всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом, и ни о чем земном в себе да не помышляет, ибо Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклаться и дать Себя в пищу верным.
Перед Ним шествуют сонмы Ангелов со всяким их начальством и властью, многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы, закрывая лица и возглашая песнь: аллилуия, аллилуйя, аллилуйя
ЗДЕСЬ
Предположительно Васнецов. Оплакивание Христа
«Да молчит всякая плоть человеча...»
— это песнопение исполняется на Литургии в Великую субботу на Великом входе вместо Херувимской песни.
Великая Суббота — день молчания всего творения, «сей есть упокоения день, воньже почил от всех дел Своих Единородный Сын Божий» — так поётся в стихире на вечерне.
Это день скорби и радости, Бог погребён и сошёл в ад, чтобы его разрушить, поэтому служба исполнена и потаённой радости и скорби. В субботнюю службу вкрапляются воскресные песнопения: тропарь «Егда снишел еси», воскресные стихиры, читаются множество ветхозаветных пророчеств о Восстании Спасителя.
И вместо «аллилуйя» на литургии поётся торжественный прокимен «Воскресни, Боже, суди земли» — все священство облачается в белые одежды, символизируя свершенную победу Христа и начало Пасхи.
В контраст этому ликованию звучит песнопение «Да молчит всяка плоть», исполняемое вместо Херувимской песни.
Тайна нашего спасения страшна и велика, поэтому все творение Божие в этот день трепетно хранит молчание.
«Царь бо царствующих, и Господь господствующих, приходит заклатися и датися в снедь верным»
Господь отдаёт себя в Жертву и вкушаем верными — его последователями-христианами — через таинство Причастия, «приходит заклатися», как непорочный Агнец. «Как овца, веден был Он на заклание и, как агнец пред стрегущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит, ибо вземлется от земли жизнь Его» (Деян 8. 32-33)
Во второй строфе говорится о сонме ангелов, предшествующих Христу. Ангельские силы перечислены по чинам и именам: «Со всяким Началом и Властию» — пять ангельских чинов, и ближайшие к Богу «многоочитые Херувимы» и «шестикрылые Серафимы» из видения пророка Исаии (Ис. 6, 2-3).
Традиция петь этот гимн вместо «Иже херувимы» появилась с 1545 года, после издания типикона преподобного Саввы Освященного. Вопрос авторства этих строк остается открытым.
Возможно, гимн принадлежит к гомилетической традиции, впервые отраженной в «Слове о Пасхе» епископа Мелитона Сардийского. Продолжением этой традиции являются пасхальное слово святого Епифания Кипрского, начинающееся фразой «Что сие днесь безмолвие много, яко Царь спит» и кондак Романа Сладкопевца «Торжество Креста». Отдельные темы и мотивы гимна «Да молчит всякая плоть» встречаются в произведениях палестинских святых — Иоанна Дамаскина и Феофана Исповедника (в их стихирах на Великую пятницу и Великую субботу).
Не рыдай, Мене Мати
Не рыда́й Мене́, Ма́ти, зря́щи во гро́бе,
Его́же во чре́ве без се́мене зачала́ еси́ Сы́на:
воста́ну бо и просла́влюся,
и вознесу́ со сла́вою непреста́нно я́ко Бог,
ве́рою и любо́вию
Тя велича́ющыя.
Перевод:
Не рыдай надо Мною, Матерь, видя,
что Тот Самый Сын,
Котораго Ты без семени зачала во чреве, во гробе:
вот Я восстану и прославлюсь и, как Бог,
превознесу навсегда и во славе тех,
которые с верою и любовно прославляют Тебя
Ирмос 9‑й песни канона утрени «Не рыдай Мене, Мати» поется как задостойник на Литургии в Великую Субботу.
Великая Пятница. Оплакивание Христа. Фреска монастыря Дионисиат, Афон. Сер. XVI в.
ВЕЛИКАЯ СУББОТА. Сошествие Христа во ад. Протоиерей Олег Стеняев
В сегодняшнем видео на библейском портале Экзегет вместе с протоиереем Олегом Стеняевым говорим о Великой Субботе.
🔸 Сошествие Христа во ад
🔸 Иоанн Креститель предворяет Христа в аде
🔸 Сокрушение ада
🔸 Христос выводит из ада ветхозаветных праведников
🔸 Полнота избавления от власти греха и страха смерти
🔸 Жизнь во Христе и со Христом
📜 Читать Послание к Ефесянам главу 4 (с толкованиями) https://ekzeget.ru/bible/k-efesanam-p...
Кошелев. Сошествие во ад. 1900
https://foma.ru/da-molchit-vsyakaya-plot.html?ysclid=lgi6auh186672883290
https://azbyka.ru/molitvoslov/pesnopeniya-strastnoj-sedmicy.html#n9
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |