Софийский собор Новгорода - жемчужина русской архитектуры |
Сегодня мы побываем в удивительном храме, подобных которому в России больше нет:
это старейший сохранившийся на территории нашей страны собор, выстроенный славянами. Кроме того, это — единственный пятинефный крестово-купольный храм, доживший до сегодняшнего дня в нашей стране (есть еще подобные лишь в Украине).
СОФИЙСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР
Новгородская София — один из наиболее выдающихся памятников древнерусского зодчества, имеющий мировое значение.
Постройка его свидетельствует о намерении повторить в Новгороде блеск и великолепие великокняжеского строительства в Киеве. Новгородская София повторяла Киевскую не только по названию.
Храм Святой Софии — главное сооружение города, он как бы олицетворяет и сам Новгород. Не случайно древние новгородцы, идя на бой с врагом, клялись «постоять и умереть за Святую Софию».
Собор в представлении жителей олицетворял независимость Новгорода.
С момента возведения храма у новгородцев сложилось особое к нему отношение. «Где святая София, там и Новгород», - говорили новгородцы.
Эта идея получила дальнейшее развитие в начале XV века, когда центральный купол пятиглавия был вызолочен, а на кресте, укрепленном на нем, помещен свинцовый голубь, олицетворявший Святого Духа.
Наши предки относились к Святой Софии персонифицированно - как к покровительнице и утешительнице в скорбях и несчастиях. Прекращение разного рода бедствий – избавление от татар в 1238 г. и спасение от тяжелого мора в 1391-м – получало однозначное объяснение: «А нас спасла св. София». Такова была твердая, неколебимая вера новгородцев.
Идея о нерасторжимом единстве судьбы храма с судьбою Новгорода нашла воплощение и в особенностях росписи храма. Летопись сохранила предание о том, как на изображении в куполе благословляющая десница Спасителя на другой день оказалась сжатою. Фреску переписывали до трех раз, пока на четвертый день сверху не раздался голос Христа, просящего оставить Его образ с сжатою рукой, так как в руке Он держит Новгород, которому быть, пока не разожмет Он Свою руку.
Так, молясь в храме, устремляя свой взор к небу, новгородцы воочию видели Ту руку, которая держала их общую судьбу.
История
У Софии Новгородской, как и у многих дошедших до наших дней соборов, был храм-предшественник. Новгородские летописи сохранили известие о постройке в 989 г., вслед за принятием христианства, деревянной Софии «о тринадцати верхах» над рекой Волховом в конце Пискупли (Епископской) улицы.
Строительство Софийского собора велось в 1045-1050 годах.
рисунок - реконструкция древнего деревянного храма
В 1046 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингегерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора.
Собор был заложен на месте Владычного двора и строился примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим 13-главого деревянного храма 989 года, однако не на том же месте, а севернее.
Строительство было масштабным — на работы затрачено, согласно сохранившимся летописным документам, примерно 10000 кубометров кирпича и камней.
На закладке Софии присутствовали великий князь Ярослав Мудрый с женой, посетившие владения сына на севере специально по этому случаю.
Освящён собор был по данным разных летописей в 1050 или 1052 году епископом Лукой.
На закате...
Как архитектурное сооружение Новгородский Софийский собор совершенен. Византийские и киевские зодчие, возводившие его, сумели передать через эту главную и единственную в XI веке каменную постройку города сущность новгородского характера: сдержанность, граничащую с суровостью, масштабность помыслов и мощь. Новгородский собор Святой Софии отличается от своего предшественника - Киевского - компактностью объемов и строгостью форм.
Первоначальное внутреннее убранство храма сохранилось лишь частично. В Мартирьевской паперти можно увидеть изображение Святых Константина и Елены, датируемое XI столетием.
В XII веке Софийский собор был расписан полностью. Грандиозные, более трех метров в высоту, фигуры пророков в простенках центрального барабана, изображения святых и орнаментальные мозаики в алтарной части, выразительный полуфигурный деисус в южной галерее - это почти все, что сохранилось сегодня от былого великолепия.
В древности Софийский собор имел алтарную преграду, в которую входили сохранившиеся до сегодняшнего дня иконы, датируемые рубежом XI - XII веков,
- «Спас на престоле» (ныне находится в Музее Московского Кремля) и «Апостолы Петр и Павел» (Новгородский музей-заповедник).
Позднее, в XIV-XVI столетиях, в соборе был установлен высокий иконостас.
Мерцание серебряных окладов, первозданная яркость красок икон из Успенского и Рождественского иконостасов притягивают взгляд и уводят его к высотам сводов и купола.
В Соборе новый главный престол.
(http://vnnews.ru/culture/29611-mitropolit-lev-osvyatil-v-sofiieskom-sobore-noviie-prestol.html#)
Это отличная задумка с реставрацией, наглядная связь веков
Молельное место Ивана Грозного. на фото только купол его.
Икона Софии Премудрости Божией.
Храмовая икона Софийского собора. 3-я четверть XV века.
Впервые упомянута в 1510 году, когда в ознаменование присоединения Пскова к Москве великий князь Василий III поставил к иконе неугасимую свечу.
В 1542 году в новгородской летописи упоминается о исцеление слепой женщины. К тому времени на иконе был басменный оклад, замененный чеканным в 1656 году.
В 1572 иконе пожалован золотой крест на цепи с тремя лепестками, на которых был награвирован краткий "летописец" царя Ивана IV Грозного и его сына Ивана Ивановича (утрачен в 1725).
В 1701 году под иконой помещалась медная доска с гравированным на ней кондаком и тропарем Софии.
В 1843 году изготовлена новая чеканная риза (снята в 1921). Во время Великой Отечественной войны икона была вывезена оккупантами, после войны возвращена в Новгород.
Иконография
Иконография представляет т.н. "новгородский тип", сложение которого происходило постепенно на основе усвоения византийского опыта и осмысления собственной традиции почитания св. Софии. Конкретные элементы символа отразились в изображении огнеликого ангела, восседающего на престоле, благословляющего обеими руками Христа, и предстоящих Богородицы Знамение и Иоанна Предтечи.
Образ Софии-градодержицы у новгородцев как-бы соединялся с образом Богородицы - заступницы, покровительницы города.
По материалам: Великий Новгород. История и культура IX-XVII веков. Энциклопедический словарь. СПБ 2007.
Икона Богоматери "Тихвинская"
Краткая история:
Икона Богоматери принесена в 1617 году с посольством кн. Данила Ивановича Мезецкого в Новгород из Тихвина после заключения Столбовского мира со шведами.
У Хутынского монастыря ее встречал с крестным ходом Митрополит Исидор; из обители она была доставлена в Софийский собор.
Украшенная басменным окладом, икона первоначально помещалась в киоте перед иконостасом на правом клиросе. Тогда же в пятую неделю Великого поста в честь прибытия Святыни в Новгород, был установлен праздник.
В кон. XVII в. на иконе появилась гладкая серебрянная риза со створами и награвированными на них изображениям святых (вклад царевны Софьи), позднее она была дополнена золотыми с драгоценными камнями венцами и скаными с эмалями цатами.
По описи XVIII в. икона находилась в Большом (Успенском) иконостасе собора с левой стороны местного ряда, среди других Богородчных икон. Во время ремонта собора в 1820-30-х переместилась в ризницу, а затем в придел Иоанна Богослова, в иконостасе которого оставалась до закрытия собора в 1929 году.
С 1967 перенесена в иконостас Рождественского придела.
Верхний, видимый, живописный слой относится к кон. XVII в., под ним с помощью визуальных и рентгеновских исследований обнаружено три, сохранившихся фрагментарно, красочных слоя на левкасе с фрагментами басменных окладов (данные Б.Б.Лукашева).
Характер доски, корневая часть дерева, грубая обработка дают основание относить икону к кон.XIV в. и связывать ее с тем образом, созданым из колоды, на которой сидела Богоматерь во время видения её пономарю Юрышу. Наряду с иконой, явившейся в Обонежье в 1383, икона является древнейшим списком с образа Богоматери "Тихвинской".
Здесь можно посмотреть фото 1913 года>>
По материалам энциклопедического словаря "Великий Новгород"(СПб.2007)
Васильевские врата
Изготовлены для Софийского собора по благословению святителя Василия Калики в 1335/36 годах.
Как свидетельствует вкладная надпись, в создании врат также принимали участие посадник Феодор Данилович и тысяцкий Аврам.
Около 1526-28 годов по благословению святителя Макария, перенесены в придельную Софийскую церковь свв.мучеников Гурия, Самона и Авива.
В 1570-80 годы вывезены Царем Иваном Васильевичем Грозным в Александровскую слободу и установлены в портале Покровского ( с средины XVII века Троицкого) собора.
По материалам энциклопедического словаря "Великий Новгород"(СПб.2007)
Звонница Софийского собора ХVI в.
материал составлен по нескольким разным источникам, картины, иконы, фотографии взяты из открытых источников интернета.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Софийский собор на купуре 5 рублей. Образец 1997 года
Рубрики: | Искусство/Архитектура и скульптура Искусство/Религиозное искусство Искусство/Русские художники Православие/Икона православная Страны и народы/Россия Церкви ( храмы ) православные |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |