-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Пчёлка_Майя_1

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

россия в картинах

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.06.2015
Записей: 2241
Комментариев: 3168
Написано: 6828


Софийский собор Новгорода - жемчужина русской архитектуры

Пятница, 24 Февраля 2017 г. 14:34 + в цитатник

Сегодня мы побываем в удивительном храме, подобных которому в России больше нет:

это старейший сохранившийся на территории нашей страны собор, выстроенный славянами. Кроме того, это — единственный пятинефный крестово-купольный храм, доживший до сегодняшнего дня в нашей стране (есть еще подобные лишь в Украине).

София 1 17418 (700x451, 130Kb)

СОФИЙСКИЙ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР

    Новгородская София — один из наиболее выдающихся памятников древнерусского зодчества, имеющий мировое значение.

Постройка его свидетельствует о намерении повторить в Новгороде блеск и великолепие великокняжеского строительства в Киеве. Новгородская София повторяла Киевскую не только по названию.

Храм Святой Софии — главное сооружение города, он как бы олицетворяет и сам Новгород. Не случайно древние новгородцы, идя на бой с врагом, клялись «постоять и умереть за Святую Софию».

Собор в представлении жителей олицетворял независимость Новгорода.

С момента возведения храма у новгородцев сложилось особое к нему отношение. «Где святая София, там и Новгород», - говорили новгородцы.

 

Эта идея получила дальнейшее развитие в начале XV века, когда центральный купол пятиглавия был вызолочен, а на кресте, укрепленном на нем, помещен свинцовый голубь, олицетворявший Святого Духа.

Наши предки относились к Святой Софии персонифицированно - как к покровительнице и утешительнице в скорбях и несчастиях. Прекращение разного рода бедствий – избавление от татар в 1238 г. и спасение от тяжелого мора в 1391-м – получало однозначное объяснение: «А нас спасла св. София». Такова была твердая, неколебимая вера новгородцев.

Идея о нерасторжимом единстве судьбы храма с судьбою Новгорода нашла воплощение и в особенностях росписи храма. Летопись сохранила предание о том, как на изображении в куполе благословляющая десница Спасителя на другой день оказалась сжатою. Фреску переписывали до трех раз, пока на четвертый день сверху не раздался голос Христа, просящего оставить Его образ  с сжатою рукой, так как в руке Он держит Новгород, которому быть, пока не разожмет Он Свою руку.  

Так, молясь в храме, устремляя свой взор к небу, новгородцы воочию видели Ту руку, которая держала их общую судьбу.

История
   У Софии Новгородской, как и у многих дошедших до наших дней соборов, был храм-предшественник. Новгородские летописи сохранили известие о постройке в 989 г., вслед за принятием христианства, деревянной Софии «о тринадцати верхах» над рекой Волховом в конце Пискупли (Епископской) улицы.

Строительство Софийского собора велось в 1045-1050 годах.

София x_0a592fcf (298x393, 80Kb)

рисунок - реконструкция древнего деревянного храма

В 1046 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингегерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора.

Собор был заложен на месте Владычного двора и строился примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим 13-главого деревянного храма 989 года, однако не на том же месте, а севернее.

Строительство было масштабным — на работы затрачено, согласно сохранившимся летописным документам, примерно 10000 кубометров кирпича и камней.

На закладке Софии присутствовали великий князь Ярослав Мудрый с женой, посетившие владения сына на севере специально по этому случаю.

Освящён собор был по данным разных летописей в 1050 или 1052 году епископом Лукой.

 
В своей молодости храм несколько отличался от того, что ты, уважаемый читатель, мог бы увидеть в Великом Новгороде сегодня — стены громады не были побелены ни внутри, ни снаружи, лишь цемянка (известковый раствор с кирпичной крошкой) покрывала своды (которые были украшены еще и фресками), апсиды и барабаны.
Вероятно, сказалось на подобном убранстве сильное еще в то время влияние Константинополя, где стены храмов покрывались мрамором, а своды украшали мозаикой.
На Руси же мозаику заменили фресками, а с мрамором поступили проще, используя вместо него известняк.
 
Основание собора достаточно большое для того времени: ширина 24,8 метра, а длина — 27 (не считая примыкающих к зданию широких двухэтажных галерей, окружающих храм).
Высота от пола до кончика креста, венчающего центральную главу собора, — 38 метров.
 
У церкви, по традиции, три апсиды: посередине — пятигранная, по сторонам — полукруглые. Венчает собор расположенное строго по центру пятиглавие, но есть и шестая глава, достаточно объемная, венчающая башню галереи, расположившуюся южнее входа в собор.
Сам вход — богато декорированные Магдебурские врата (бронзовые двери, созданные в 1153 году в Магдебурге, появившиеся неизвестным образом в Новгороде в XV веке).
 
 
В 1922 году в ходе кампании по изъятию церковных ценностей, часть церковного имущества была изъята.
В 1929 году он был закрыт, и в нём открылся антирелигиозный музей, где были представлены сокровища, хранившиеся в ризнице собора, как пример богатств церкви.
Во время оккупации Новгорода немецко-фашистскими войсками храм был повреждён и разграблен, после войны — полностью восстановлен и стал отделом Новгородского музея-заповедника.
 
В 1991 он был передан РПЦ и 16 августа 1991 освящён лично патриархом Алексием II.
В 2005—2007 произведена реставрация куполов собора.
 

София 3516308_large (700x465, 144Kb)

На закате...

Как архитектурное сооружение Новгородский Софийский собор совершенен. Византийские и киевские зодчие, возводившие его, сумели передать через эту главную и единственную в XI веке каменную постройку города сущность новгородского характера: сдержанность, граничащую с суровостью, масштабность помыслов и мощь. Новгородский собор Святой Софии отличается от своего предшественника - Киевского - компактностью объемов и строгостью форм.

Первоначальное внутреннее убранство храма сохранилось лишь частично. В Мартирьевской паперти можно увидеть изображение Святых Константина и Елены, датируемое XI столетием.

В XII веке Софийский собор был расписан полностью. Грандиозные, более трех метров в высоту, фигуры пророков в простенках центрального барабана, изображения святых и орнаментальные мозаики в алтарной части, выразительный полуфигурный деисус в южной галерее - это почти все, что сохранилось сегодня от былого великолепия.

София sofiy01 (700x525, 110Kb)

В древности Софийский собор имел алтарную преграду, в которую входили сохранившиеся до сегодняшнего дня иконы, датируемые рубежом XI - XII веков,

- «Спас на престоле» (ныне находится в Музее Московского Кремля) и «Апостолы Петр и Павел» (Новгородский музей-заповедник).

София img7 (700x525, 257Kb)

Позднее, в XIV-XVI столетиях, в соборе был установлен высокий иконостас.

София 5 (454x700, 84Kb)

Мерцание серебряных окладов, первозданная яркость красок икон из Успенского и Рождественского иконостасов притягивают взгляд и уводят его к высотам сводов и купола.

София sofiyskiy-sobor4 (700x467, 219Kb)

 

София sofiyskiy-sobor3 (700x466, 50Kb)

 

София sofiyskiy-sobor2 (700x525, 127Kb)

 

София 7r (550x365, 137Kb)

 

София 8r (550x365, 87Kb)

 

София 2r (506x600, 88Kb)

софия 21396e5c (600x450, 27Kb)

 

софия 1cffe7c5 (600x398, 207Kb)

 

София 007 (443x700, 96Kb)

 

софия cfd33252 (315x477, 149Kb)

 

софия e002b772 (634x424, 198Kb)

 

софия колонныjpg (550x393, 125Kb)

 

софия престол 3 (700x468, 128Kb)

В Соборе новый главный престол.

(http://vnnews.ru/culture/29611-mitropolit-lev-osvyatil-v-sofiieskom-sobore-noviie-prestol.html#)

Это отличная задумка с реставрацией, наглядная связь веков

софия внутреннее 14275289 (487x700, 64Kb)

 

софия внутреннее67253755 (491x700, 51Kb)

 

софия внутреннее 36959899 (489x700, 46Kb)

 

софия внутреннеее 74822436 (489x700, 55Kb)

 

софия внутренннее87224582 (484x700, 45Kb)

С новгородским Софийским собором связана очень красивая легенда — легенда о голубе.
Согласно передаваемой горожанами из века в век истории, в 1570 году, когда Иван IV Грозный устроил массовую бойню в Великом Новгороде, на высокий крест храма сел отдохнуть голубь.
Увидев, что происходит в городе, птица окаменела от ужаса, так и оставшись на вершине креста.
Несколько позже одному из местных монахов явилась Богородица, которая поведала ему, что город будет храним до тех пор, пока голубь сидит на своем месте.
 
Во время Великой Отечественной войны крест накренился и повис после обстрелов.
По приказу коменданта города его сняли, после чего воевавшая здесь за фашистов испанская дивизия в качестве трофея отправила частичку храма Софии в Испанию, откуда крест вернулся лишь благодаря усилиям политиков в 2004 году.
В настоящее время старинный крест находится внутри собора.

софия внутреннее 71560494 (493x700, 71Kb)

 

софия грозный 24486549 (487x700, 46Kb)

Молельное место Ивана Грозного. на фото только купол его.
 

софия внутреннеее4962597 (600x381, 52Kb)

 

София икона  (400x514, 49Kb)

Икона Софии Премудрости Божией.

Храмовая икона Софийского собора. 3-я четверть XV века.

Впервые упомянута в 1510 году, когда в ознаменование присоединения Пскова к Москве великий князь Василий III поставил к иконе неугасимую свечу.

В 1542 году в новгородской летописи упоминается о исцеление слепой женщины. К тому времени на иконе был басменный оклад, замененный чеканным в 1656 году.

В 1572 иконе пожалован золотой крест на цепи с тремя лепестками, на которых был награвирован краткий "летописец" царя Ивана IV Грозного и его сына Ивана Ивановича (утрачен в 1725).

В 1701 году под иконой помещалась медная доска с гравированным на ней кондаком и тропарем Софии.

В 1843 году изготовлена новая чеканная риза (снята в 1921). Во время Великой Отечественной войны икона была вывезена оккупантами, после войны возвращена в Новгород. 

Иконография

Иконография представляет т.н. "новгородский тип", сложение которого происходило постепенно на основе усвоения византийского опыта и осмысления собственной традиции почитания св. Софии. Конкретные элементы символа отразились в изображении огнеликого ангела, восседающего на престоле, благословляющего обеими руками Христа, и предстоящих Богородицы Знамение и Иоанна Предтечи.

Образ Софии-градодержицы у новгородцев как-бы соединялся с образом Богородицы - заступницы, покровительницы города.

По материалам: Великий Новгород. История и культура IX-XVII веков. Энциклопедический словарь. СПБ 2007.

 

Икона Богоматери "Тихвинская"

 

Краткая история:

Икона Богоматери принесена в 1617 году с посольством кн. Данила Ивановича Мезецкого в Новгород из Тихвина после заключения Столбовского мира со шведами.

У Хутынского монастыря ее встречал с крестным ходом Митрополит Исидор; из обители она была доставлена в Софийский собор.

Украшенная басменным окладом, икона первоначально помещалась в киоте перед иконостасом на правом клиросе. Тогда же в пятую неделю Великого поста в честь прибытия Святыни в Новгород, был установлен праздник.

В кон. XVII в. на иконе появилась гладкая серебрянная риза со створами и награвированными на них изображениям святых (вклад царевны Софьи), позднее она была дополнена золотыми с драгоценными камнями венцами и скаными с эмалями цатами.

По описи XVIII в. икона находилась в Большом (Успенском) иконостасе собора с левой стороны местного ряда, среди других Богородчных икон. Во время ремонта собора в 1820-30-х переместилась  в ризницу, а затем в придел Иоанна Богослова, в иконостасе которого оставалась до закрытия собора в 1929 году.

С 1967 перенесена в иконостас Рождественского придела.

икона Богоматери "Беседная"
Видение пономарю Юрышу.

 Верхний, видимый, живописный слой относится к кон. XVII в., под ним с помощью визуальных и рентгеновских исследований обнаружено три, сохранившихся фрагментарно, красочных слоя на левкасе с фрагментами басменных окладов (данные Б.Б.Лукашева).

Характер доски, корневая часть дерева, грубая обработка дают основание относить икону к кон.XIV в. и связывать ее с тем образом, созданым из колоды, на которой сидела Богоматерь во время видения её пономарю Юрышу. Наряду с иконой, явившейся в Обонежье в 1383, икона является древнейшим списком с образа Богоматери "Тихвинской".

 Здесь можно посмотреть фото 1913 года>>

По материалам  энциклопедического словаря "Великий Новгород"(СПб.2007)

софия васильевские ворота (700x464, 74Kb)

Васильевские врата

Изготовлены для Софийского собора по благословению святителя Василия Калики в 1335/36 годах.

Как свидетельствует вкладная надпись, в создании врат также принимали участие посадник Феодор Данилович и тысяцкий Аврам.

Около 1526-28 годов по благословению святителя Макария, перенесены в придельную Софийскую церковь свв.мучеников Гурия, Самона и Авива.

В 1570-80 годы вывезены Царем Иваном Васильевичем Грозным в Александровскую слободу и установлены в портале Покровского ( с средины XVII века Троицкого) собора.

По материалам энциклопедического словаря "Великий Новгород"(СПб.2007)

София новгородская звонница (700x479, 62Kb)

Звонница Софийского собора ХVI в.

 

софия 08-Nowogrod-Kreml-Sofijski (539x539, 203Kb)

 

софия заключениеbb135177 (634x425, 175Kb)

софия собор закл.3753551 (498x700, 67Kb)

материал составлен по нескольким разным источникам, картины, иконы, фотографии взяты из открытых источников интернета.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

 

Софийский собор на купуре 5 рублей. Образец 1997 года

источник

Самая полная информация ЗДЕСЬ http://saintsofianovg.ru/

Рубрики:  Искусство/Архитектура и скульптура
Искусство/Религиозное искусство
Искусство/Русские художники
Православие/Икона православная
Страны и народы/Россия
Церкви ( храмы ) православные
Метки:  

Аноним   обратиться по имени Четверг, 08 Февраля 2018 г. 18:54 (ссылка)
Спасибо!

Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку