Курящие врачи - большое социальное зло |
В журнале для врачей нет необходимости подробно рассказывать о вреде табака. Наш читатель, курящий он или некурящий, знает о вреде никотина все или почти все. Однако следует подчеркнуть, что за последнее десятилетие знания в этой области поднялись с понятия о вредной привычке до уровня грозных последствий курения, несовместимых со здоровьем и жизнью человека. В данном случае течь идет о негативном влиянии курения на наиболее важные физиологические системы организма и прежде всего о высокой канцерогенности его.
В связи с этим средства массовой информации многих стран по заказу государственных органов и служб здравоохранения включились в активнейшую борьбу с курением.
Так, в ФРГ в одной из санитарно-просветительских телевизионных передач был показан больной, у которого была ампутирована нога, так как он страдал эндартериитом курильщика. Известно, что при этой болезни от никотина и окиси углерода изменяются стенки артериальных сосудов, они резко суживаются и перестают снабжать ткани кислородом – нога отмирает. Так вот этот больной даже после операции продолжал курить, а в интервью телезрителям с горящей сигаретой в руках он объяснил: «Ведь мой врач тоже курит!»
Трудно даже представить, какой вред обществу приносят курящие врачи, как они своим неправильным поведением дезориентируют окружающих. Может ли пациент доверять врачу, который сам не соблюдает здорового образа жизни, не избавляется от вредных привычек? Может ли государство доверять такому врачу?
К сожалению, каждый из нас может привести множество примеров снисходительного отношения к курению. Некоторые из них заслуживают особого общественного осуждения. Выпускница медицинского института Л. впервые вышла на работу в больницу. К своему удивлению она заметила, что в ординаторской постоянно стоит табачный дым. Молодой специалист (беременная женщина) рассказывает нам, что она заявила старшим коллегам резкий протест, но он, выражаясь языком дипломатов, не был принят. В дальнейшем ей рекомендовали либо адаптироваться, либо поменять больницу. Как видно, комментарии излишни. Разве этим «старшим коллегам» неизвестны страшные последствия курения табака – онкологические, кардиологические, неврологические, генетические и прочие, реально опасные для здоровья человека?
Часто можно встретить на набережной Волги отдыхающего от больших трудов уважаемого всеми в городе врача. Сколько доброго он сделал людям в нашем городе и как много вреда приносит своей постоянной сигаретой в углу рта. Сам факт, что врач Н. Курит, подрывает нашу и без того слабую антиникотиновую кампанию. А как неприятен табачный смог в вестибюлях конференций, на их совещаниях в различных регионах страны.
Вопреки здравому смыслу и категорическим приказам, врачи и их начальники нередко курят в ординаторских, служебных кабинетах, не стесняясь больных и подчиненных.
По-видимому, пришло время дать должную оценку этому социальному злу, разобраться в его причинах, разработать программу мер.
В ритуал посвящения в студенты медицинских и фармацевтических вузов внесен новый пункт – отказ от курения. В дальнейшем, принимая присягу врача, студенты торжественно обещают: «Все знания и силы посвящу охране и улучшению здоровья человека…» Как это все увязать с немалым числом врачей-курильщиков, отступивших от клятвы? По существу эти люди себе не враги и вроде бы не самоубийцы и даже пытаются вразумительно объяснить свое поведение. Приведем отрывки из интервью с ними.
«Курю, потому что после 40 лет нельзя менять привычки, стереотип жизни. Так говорит академик Х., он тоже курит». С трудом втолковываю коллеге, что академик Х. Никогда не курил, ему под 80 лет, он бодр, работает. Наш собеседник, уважаемый врач, молчит, краснеет. Через год после беседы – курит по пачке сигарет в день.
Выдержки из другой беседы: «Дед курил самосад в трубке, дожил до 93 лет, мой отец докуривал трубку отца с хорошим табаком до 81 года». «Спрашиваю у него: «А сколько у твоего деда и отца было курящих братьев, многие ли пережили 50-летний рубеж?» – «Ладно, ну пугай. Еще неизвестно, кто из нас раньше…» Однако вскоре курить бросил.
Третий собеседник не сопротивлялся, а заявил: «К 8 Марта обязательно брошу». Его супруга в порядке моральной поддержки добавила: «Десятый год обещаешь, мама так и не дождалась чистого воздуха в доме...»
Складывается впечатление, что у курящего врача, который понимает все последствия курения, потребность в сигарете становится сильнее инстинкта самосохранения. Известно, что от 60 до 90 % курильщиков могут бросить курение самостоятельно и только небольшое число их нуждается в рекомендациях специалистов. Чем же объяснить поведение тех, которые могут освободить от табачного дыма себя, семью, окружающих по работе, но продолжают курить? По-видимому, невысоким уровнем интеллигентности. Социалистическая цивилизованность требует от нас так относиться к своему здоровью, как, пользуясь метким ленинским выражением, к «казенному имуществу», т. е. как к особо ценному общественному достоянию. Курящий врач — это отступник от торжественного обещания быть образцом гигиенической культуры, он предает высокие принципы гигиены быта, которые нам завещали учителя.
В борьбе с курением нужны серьезные союзники. Однако немало произведений литературы и искусства в этом вопросе поддерживают не нас, а любителей дыма табака.
В одном из волжских городов проходил съезд врачей Российской Федерации. Местный театр юного зрителя оказал делегатам съезда особое гостеприимство — прислал всем пригласительные билеты на спектакль Виктора Розова «Спешите делать добро». Все было хорошо в этот вечер — и новое современное здание театра, и сам спектакль, и его исполнение. Однако в течение всего вечера и до сих пор нас не покидает чувство досады — почему этот праздничный вечер был омрачен курением артистов на сцене детского театра? Неужели спектакль о добре, об истинной человечности стал бы хуже без «курительного оформления» героев? Да еще на сцене театра для детей и юношества!
Из мемуаров выдающегося советского хирурга Н. М. Амосова известно, что он не курит, не употребляет алкогольных напитков и притом, как он пишет, принципиально. Вместе с тем его прототип в кинофильме «Степень риска», посвященном Н. М. Амосову, вынимает сигарету изо рта только на время операций (и к тому же пьет коньяк в служебном кабинете клиники!). Естественно, если курит учитель, то курит и вся ординаторская. Справедливости ради следует отметить, что в фильме имеется и медицински образованный человек — старая няня:«Накурили, а еще врачи!» Таких примеров можно привести много. По телевизору показывали трехсерийный фильм «Семейное дело» по одноименному роману Евгения Воеводина. Там введена эпизодическая роль чудаковатого главного врача, который не только сам курит, но и другим навязывает сигареты. Как можно это понять врачебной молодежи, студентам-медикам, если в кинофильмах, на сценах театров курят не только рядовые врачи, но и академики? И самое обидное, что часто в этих спектаклях речь идет об ученых, которые не курят. Каждый из нас может привести десятки примеров спектаклей, теле- и кинофильмов, книг, в которых нас «обкуривают» кумиры: авторы, герои, артисты. Психологам, педагогам, да не только им, а всем давно известно, что пример кумира действует неотразимо.
Известный и весьма почитаемый в нашей стране швейцарский беллетрист Фридрих Дюрренматт был страстным курильщиком. Потом по совету врачей ему пришлось бросить это занятие, а вместе с ним стали бросать курить и его герои. «Когда мне запрещают спиртное, то и герои мои перестают пить...» Не слишком ли дорогой ценой рассчитываются за дурман не только писатели, их герои, но и читатели, зрители?
Нам кажется, что в решении этого острого вопроса как в целом по стране, так и в здравоохранении явно недостает наступательности. Приказ министра здравоохранения СССР о запрещении курения в стенах лечебно-профилактических учреждений не выполняется повсеместно. Необходимо проведение следующего этапа — выполнения данного приказа и осуществления профессионального отказа от курения медицинских работников. Думается, что курящих юношей и девушек не следует принимать в медицинские институты. Студенты должны твердо знать (не теоретически, а практически), что курение будет несовместимо с пребыванием в медицинском вузе.
Имеется интересный опыт в ряде стран (Англия, Швейцария), где относительно курящих врачей успешно применялись не только медицинские и педагогические меры, но и запретные. Им была оказана серьезная методическая помощь и с определенным успехом. Активно борется против курения Ассоциация американских врачей. Приняв решение не курить, врачи подали прекрасный пример другим.
По-видимому, борьбу с курением в среде медицинских работников следует начинать с личного примера руководителей здравоохранения и ученых-медиков, создания непримиримого общественного отношения к этому злу.
Нам весьма импонирует направление общественной мысли, трактующее курение как не престижное поведение, недостойное образованного человека. В среде культурных людей сигарета все больше становится не престижным атрибутом. Меняется общественный взгляд на эту проблему, и теперь курить — непопулярно... Во всяком случае, от общественного отношения к пагубной привычке в немалой степени зависит ее живучесть.
«Понимаю, что ссылка автора на собственный опыт (не курю более 10 лет) — не самый сильный аргумент для читателя, но он дает моральное право выступить в печати с криком души: «Врачи, станьте примером!»
7 апреля 1987 г., когда отмечался Всемирный день здоровья, сотрудниками ВОЗ проведена символическая церемония, ознаменовавшая прекращение курения в помещениях штаб-квартиры в Женеве. Были выброшены пепельницы из рабочих кабинетов. Генеральный директор ВОЗ Хальфден Малер, выступая на церемонии, заявил, что в этот день вошел в силу запрет на курение, и сотрудники международной организации решили продемонстрировать свое отношение к привычке, наносящей значительный ущерб здоровью. Малер отметил, что около полутора миллионов людей в мире ежегодно умирают от заболеваний, имеющих отношение к курению. Пример сотрудников аппарата ВОЗ заслуживает одобрения и заимствования.
Цель данной публикации призвать коллег по профессии организовать непримиримое общественное мнение в отношении создателей табачного дыма, уносящего здоровье людей. Велика сила личного примера медиков. От того, придерживаются ли они своих рекомендаций, в значительной степени зависит успех антиникотиновой пропаганды. Таким образом может быть заложен фундамент в борьбе с пагубным заболеванием, которое не без оснований начинают олицетворять в научной литературе с «малой атомной бомбой»
Название нашей статьи и некоторые мысли могут показаться категоричным нашим курящим коллегам. Вместе с тем мы — современники великих перемен, реализация которых требует, чтобы все явления оценивались объективно, правдиво, четко. В этом — залог нашего движения вперед.
В. О. ГОТЛИБ
«Здравоохранение РФ», 1987, №11
Рубрики: | О табаке - все статьи |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |