Уже не первый год твердила приятельница, что обязательно надо сходить в этот музей. И вот я отправилась. Добираться очень просто на метро: от «нашей» пл. Восстания до станции «Технологический институт». Наб. Фонтанки, 118. Рядом красивейшая Троицкая церковь.
Личных вещей, предметов быта, мебели не сохранилось…. Усадьба 18 века века воссоздана в 2003 году, открыт этот музей к 300-летию Петербурга. Были здесь коммунальные квартиры. Какие молодцы петербуржцы! Ведь имя русского поэта запечатлено : «Старик нас заметил и, в гроб сходя, благословил».
Дом-усадьба состоит из 3-х зданий. Одно было на реставрации. Я попала в центральное и то, которое с правой стороны.

В центральном доме постоянная экспозиция: дом Гаврилы Романовича. Здесь поэт и видный политический деятель проживал с 1791 года до дня своей смерти.
А в правом корпусе временные экспозиции. Во время моего посещения размещались выставки «Лоскутные забавы», «В белом глянце фарфора» (изделия из фарфора конца XVIII-ХХ веков) (одна чашечка даже принадлежала ), «Пушкин в памяти поколений» (работы художников ХХ века), «. Страницы истории», «Владельцы русской лиры».
За домом находится сад с прудиками, скамейками, беседками, который был в марте закрыт на просушку. Узнала, что в нём в разное время года гуляют люди (видела фотографии женщин с детскими колясками).

Мне повезло (я люблю вступать в беседы с женщинами-смотрительницами музеев): меня пристроила замечательная петербурженка бесплатно к экскурсии пожилых женщин и мужчин, которых водила умница-экскурсовод, знающая наизусть стихи Гаврилы Романовича. (После экскурсии эта смотрительница велела мне подойти к ней, так как она покажет мне фильм и расскажет ещё кое-что!!!)
Вот так удача!!! Она узнала, что я из Сибири и отнеслась как к дорогой гостье! И действительно, ещё раз (!) повела по тем залам, за которыми присматривает, куда ей можно отлучаться.
Именно в этом доме хранится знаменитый портрет , написанный Салваторе Тончи. заказал художнику свой портрет. Есть стихи Гаврилы Романовича по этому случаю:
…ты лучше напиши
Меня в натуре самой грубой:
В жестокий мраз с огнем души,
В косматой шапке, скутав шубой;
Чтоб шел, природой лишь водим,
Против погод, волн, гор кремнистых,
В знак, что рожден в странах я льдистых,
Что был прапращур мой Багрим.
Не испугай жены, друзей,
Придай мне нежности немного:
Чтоб был я ласков для детей,
Лишь в должности б судил всех строго;
Чтоб жар кипел в моей крови,
А очи мягкостью блистали;
Красотки бы по мне вздыхали,
Хоть в платонической любви.
Портрет я не сфотографировала, взяла из сети .

Дом при его жизни отличался богатством. Спасибо реставраторам, которые смогли это показать, дали нам возможность увидеть это своими глазами.
Голубая штофная гостиная - здесь проходили заседания «Любителей русского слова », где гости обсуждали литературные произведения.

Соломенная гостиная - названа так, потому что стены были обтянуты самым настоящим соломенным панно, представляющим собой миниатюрные картинки. Они тоже воссозданы по технологиям 17 века.

Здесь находятся уникальные часы европейского мастера, которые были сделаны всего в 4-х экземплярах. Фото из

А в музыкальной гостиной так хотелось дотронуться до клавиш старинного инструмента!

Изумительная маленькая комнатка с окнами в сад – излюбленное место Гаврилы Романовича и его жены называется ДИВАНЧИК.

Кабинет с полукруглым окном на Фонтанку получился тёмным у меня. (Я всё фотографировала на планшет. Боялась фотоаппаратом, так как он со вспышкой. Отключить не сумела. Меня в Петропавловском соборе отругали за вспышку.

Есть в доме и домашний театр, рассчитанный на 50 зрителей. На сцену выходили известные актёры того времени и любители. Гаврила Романович даже писал пьесы. Но известностью они не пользовались.

А вот изразцовые печи в доме СОХРАНЕНЫ!!! Хотя они не видели, появились в ΧΙΧ веке. А в кабинете Державина и в Соломенной гостиной они воссозданы в первоначальном виде.

Овдовевший 52-летний Державин женился на 28-летней , которая вскоре проявила себя как образцовая жена и хозяйка. С ней он прожил до своей смерти в 1816 году.
В доме висит её портрет кисти

Кухня и ледник (ударение в слове «ледник» на первом слоге) меня очень заинтересовали. Во-первых, пароваркой, во-вторых, этим лЕдником.
Лёд для него брали (кабаны) в (Фонтанка считалась грязной рекой). Укладывали в эту яму, закрывали соломой. Было холодно в этом лЕднике даже летом

Пароварка - это огромная печь, на которой готовили пищу без огня, а на воде, на пару. Выстроена она по чертежам иностранного инженера. Кастрюли не пачкались, копоти не было и пища на полезная. Сейчас на стене висит фотография этого чертежа, и печь построена по нему!

Усадьба Державина подняла настроение, не только обогатила знаниями в области культуры.