-Метки

Атлантида Надя Рушева Троцкий адмиралтейские верфи адмиралтейское объединение адмиралтейство александр первый амурская область андрей миронов аникушин аничков мост архангельск археология благовещенский мост блокада бокситогорск брежнев буровики валентина акуленко валентина патранова валерий хитрин василий шукшин военачальники война вятка вячеслав тихонов вячеслва аскеров г. товстоногов галина куликова ганнибал геолог гиперборея горячий набор гостиный двор гражданская война гранин грибы даниил гранин деготь деревянные кружева детские игрушки директор документальная литература дорогие имена дуэль екатерингоф жуков журналисты завод зеленый мост зея зимний дворец игорь пестун игорь тимофеев ирина ерыкалова ирина чабанова исаакиевский собор история СССР история россии история человечества карибский кризис картина кингисепп кино киров книги константин райкин космонавты космос красота ленинград ленинская правда леонид филатов леонов лермонтов летний сад лилия петрова литейный мост лотерея луна львов любовь орлова медали медный всадник меркадер милиция михаил шолохов михайловское молодость мона лиза монферран мосты петербурга музей музыка народные промыслы наталья николаевна гончарова неделин николай первый объединение "маяк" оздоровительный центр ольга корнеева памятник пушкину памятники петербурга петербург: легенды и были петербургский университет петр первый петропавловская крепость писатель письма планеты полет на марс полеты в космос политические деятели потомки потомки пушкина прародина происхождение человечества путешествие пушкин пушкиниана рабочий раскопки реставрация рисунки рисунки пушкина родословная пушкина российские артисты российские художники сейдозеро семен гейченко сергей юрский старые газеты судостроение сургут счастье тамара хоха татьяна зазорина татьяна зернова татьяна рогачева татьяна устинова терешкова топонимика петербурга точка на карте города тригорское троицкий мост трудные подростки хрущев художник чапаев человек-легенда череповец черкашин школа юбилей юрий гагарин юрий комболин юрий никулин юсуповский сад ягодное

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Дама_с_авторучкой

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.11.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 579


Борисов-Мусатов

Понедельник, 23 Апреля 2018 г. 22:29 + в цитатник
"Литературная Россия", 26 октября 1979 г.
5749325_ (700x423, 195Kb)
 
Среди загадочных явления русского искусства конца прошлого – начала нынешнего века имя Борисова-Мусатова занимает одно из первых мест. Подчас странным кажется, как в саратовской провинции мог сформироваться  такой пышный и своенравный гений, в творчестве которого слились воедино прошлое и будущее, притом сформирова­ться в такой свободной и пропорциональной безграничности, что он с одинаковым правом может принадлежать различным эпо­хам. Поражает и краткость жиз­ни, отпущенной ему природой,– всего тридцать пять лет, а из них только последние семь лет отданы интенсивному творчест­ву. В характере его жизни есть что-то лихорадочное, стреми­тельное, феерическое и в то же время болезненное, эфемерное.
Борисов-Мусатов – совре­менник таких не похожих друг на друга художников, как Коста Хетагуров и Чюрлёнис. При взгляде на творчество всех тро­их бросается в глаза некая общность в стремлении постичь мир мечты, души, фантазии. Это мир грез, но грез трагических, порожденных смятенностью чувств, отчаянием и горечью не­разделенной любви, неоправдавшихся надежд. Объединяет их еще и роковая незащищенность перед жизненными испытаниями.
Словом в то время, когда Коста Хетагуров расписывал Алагирский храм мятежными ангелами, с болью отвергающими земную юдоль, а литовский тезка Коста – Микалоюс Константинас Чюрлёнис создавал из хрупких хрусталей зимнего утра воздушные дворцы и замки, в светлом, открытом всем ветрам азиатских и европейских степей Саратове, городе, лежащем словно на дне чаши, образованной тремя холмами, начинав свой путь в искусстве Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов. Он родился 14 апреля 1870 года.  Его отец – мелкий железнодорожный служащий, сын мельника, бывшего прежде крепостным. Фамилия Мусатов была татарского происхождения (от слова «мусат», что значит «молот»), а по отчеству своего отца — Эльпидифора Борисовича – в ряде документов будущий художник был записан под фамилией Борисов. Во избежание недоразумений при поступлении в Академию художеств Виктор Эльпидифорович взял ceбe двойную фамилию, пoд которой и вошел в историю.
Мать Борисова-Мусатова была дочерью владельца живописной и переплетной мастерской. Семья, где вырос будущий художник, жила просто, бесхитростно, провинциально, в маленьком домике на Вольской улице. Тот, кто хотя бы раз спускался по Волге к Саратову, запомнил навсегда опаленные солнцем холмы Вольска – над ними багровеет раскаленная медь степного заката, ощутил расплавленную реки у Хвалынска, жаркое марево дня над дикой степью, откуда уже веет запахом пустыни. Говорят, что в Саратове живут самые красивые волжанки, таящие в своей крови азиатский азарт, в ладонях – запах полыни, а в глазах – русалочий омут.
 Известнo, что в результате несчастья, случившегося с ним в       детстве, Виктор Эльпидифорович на всю жизнь остался «с прекрасной, гордо взнесенной головой и горбатым туловищем». Его лицо, известное нам по автопортретам, отличала некая демоничность взгляда. Усы и бородка делали его похожим то на Бальмонта, то на Врубеля. Нет в этом лице ни каприза, ни кокетства, ни позы. Зрителю открывается приподнятое состояние души, в котором постоянно находился художник. Он, создавая вокруг себя атмосферу красоты, чистоты, уюта, какой-то одухотворенности, домовитости.
Петров-Водкин, часто наблюдав­ший Борисова-Мусатова в Сара­тове, был свидетелем его жизни, посвященной миру, труду, покою.
«Очевидно, я не знал тогда, что уют создается работой, что от всех раздоров и мелочности защищает настоящий творческий процесс, что нет большего уюта, как наедине с работой, когда вокруг тебя существа-образы просятся быть оживленными на холсте…», – так объяснит нам Петров-Водкин замкнутый, внеш­не однообразный жизненный ук­лад, необходимый Борисову-Му­сатову, выросшему в окружении матери и сестры и с детства привыкшему к теплу и ласке.
Власть женственности, словно запах жасмина,- дурманил тот неизменный сумрак, в который погружены тени, призраки, си­луэты мусатовских полотен, плывущие тo в ритме менуэта, то в хроматической сюите весеннего сада. И снова во всей своей трагической красоте встает пе­ред нами светлый образ художника. «Горбатость нисколько не мешала ему, он был ловок, быстр и даже по-своему строен. Цветочные гирлянды его террасы, жена и сестра, как бы вышедшие из его холстов, увязывали обстановку с его картинами. В комнатах на всем чувствовалась мягкая женственность, та самая, которая так трогательна и в «Ожерелье», и в «Призраках», ив портретах…» – вот как описывает Петров- Водкин стихию Борисова-Мусатова.
Мусатовский «Автопортрет с сестрой» вызвал в свое время много споров и шума. Москов­ское товарищество художников сочло необычной его композицию – сам художник был помещен с правого края, казалось бы, затем, чтобы заполнить пустоту, возникшую вследствие неравномерности расположения смысловых центров картины. Слева – сестра Мусатова, его единственная и бессменная натурщица в течение многих пет. От ее лица ведет начало тип, который впоследствии приобрел нарицательное определение – «мусатовская красавица».
Грубоватые черты, тяжелый подбородок, гладко зачесанные волосы над крупным выпуклым лбом, настороженный взгляд, не­сколько диковатый и даже уг­рюмый, – вот какова мадонна из Саратова, облаченная в пыш­ные кринолины давно ушедшей эпохи. В волосах ее розы, как у пылкой севильской красавицы, и жемчуг тусклых дешевых бус ни­как не вяжется с экзотическими листьями агавы, будто касающи­мися приглаженных волос. Отку­да она, эта агава, как бы взятая напрокат у Семирамиды? Зачем этот веер, на наших глазах выскальзывающий из бессильно опущенной на колено руки? Сло­вом, это мираж, видение, ирреальный мир, где не происходит ничего, кроме, мучительного погружения в сон, мечты, грезы. И не оттого ли в этом автопортрете сам художник чем-то напоминает молодого Боттичелли, запечатлевшего себя среди толпы в картине «Поклонение волхвов»?! Лицо Боттичелли кажется высеченным из камня, оно отяжелено думой, и глаза, словно растворенные створки раковин, матово затуманены. Столь же мятежно непроницаем и Борисов-Мусатов в «Автопортрете с сестрой». Веки полуприкрыты, угловатые плечи будто вырублены из скалы. Розы, лежащие на туалетном столике, точно вылеплены из воска. Все в этой картине подчинено декоративности, плоскостным ритмам чуть-чуть углубленной зелени сада, в котором развертывается это внутреннее действие, похожее на сновидение. «…Портрет… я написал экспромтом. Виноваты эти проклятые краски – темпера. Виноваты Тинторетто и Веронезе», – писал Борисов-Мусатов своему другу Н.С. Ульянову вскоре после того, как картина побывала на выставке Московского товарищества художников. Значит, не только один Боттичелли питал творчески потенциал Борисова-Мусатова. «Автопортрет» Тинторетто тоже психологически близок «Автопортрету» Борисова-Мусатова: та же психологическая напряженность, предельно выраженная самоуглубленность, подчиненность вдохновенному труду и та же монолитность, массивность, огрубленность, монументальность линий, ритмов, объема…
Одно из ранних дошедших до нас полотен Борисова-Мусатова – небольшая картина «Окно». Мусатову исполнилось всего шестнадцать лет, когда он ее написал. В то время он был воспитанником своеобразного художественного кружка, который возник на квартире у саратовца, выпускника Петербургской академии художеств В.В. Коновалова. Этот кружок стал городским центром молодежных споров, диспутов и дискуссий об искус­стве, о назначении живописи и литературы.
В двадцатилетием возрасте Мусатов всерьез начинает заниматься изобразительным искусством. Поначалу в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а потом через год в Петербурге, в Академии художеств, надеясь получить необходимую профессиональную подготовку.
Однако в академической школе он быстро разочаровывается. Лишь в частной мастерской чудаковатого мудреца П.П. Чистякова, у которого, кстати, учился и саратовский «корифей» В.В. Коновалов, Борисов-Мусатов находит моральную поддержку и удовлетворение. Девизом Чистякова было творческое искание: «Чем ближе к натуре, тем лучше, а как точь-в-точь – так нехорошо». Недолго задержался Борисов-Мусатов в Петербурге. Он вновь возвращается в Москву, поступает в натурный класс к самому Поленову и быстро приобщается к передовым течениям, возникшим в среде русских пейзажистов, смыслом которых становится, по словам Нестерова, «искание живой души, живых форм, живой красоты в природе, в мыслях, в сердце, словом повсюду». Духовно близки Мусатову в этот период Нестеров, Коровин, Серов, но особенно старик Ге, чьи искания в области исторической живописи стали центральным явлением 90-х годов.
Мусатова захватывают пле­нэрные этюды, согретые неиз­менным теплом любви к отчему краю, русской природе. Его му­за по-прежнему блуждает в гус­той зелени садов, в тени старых беседок, на крылечках загородных дач. В прекрасный майский день открывается перед ним картина неизъяснимой прелести: две девочки в белых оборчатых платьях играют в мяч среди бе­лоснежных вишневых деревьев. Игра бликов, цветение солнеч­ных пятен и трепетная нелов­кость детских тел заворожили художника совершенно, в ре­зультате чего родилась картина «Майские цветы», принесшая ему первый серьезный успех. Все дальнейшее, созданное им в искусстве, – сложнейший сплав глубоко личного, пережи­того в глубине сознания, но в то же время истинно национально­го, чисто русского отношения к миру, гармонии, красоте. Автор «Водоема», «Весны», «Изумрудного ожерелья» остается и по сей день спутником наших душ, сердец, грез…
Кто, кроме него, мог кистью создать композиции, напоминающие мелодический строй русского романса, взволнованный ритм стихов Фета, адажио из балета «Лебединое озеро»!
Борисов-Мусатов скончался в расцвете лет и таланта, внезапно, во время работы над самым совершенным своим творением «Реквием», потрясающим зрителя скорбным шествием женщин к подножию белокаменного обелиска. Здесь типично муcaтовская цветовая гамма, напоминающая прозрачность серебристого осеннего дня. Женские фигуры очерчены плавными волнообразными линиями, повторяющимися в контурах отдаленных деревьев.
В Тарусе по сей день живет воспоминание о прекрасной подруге Борисова-Мусатова – замечательной русской женщине Н.Ю. Станюкович, чья ранняя и внезапная смерть побудила его написать «Реквием». Сердце художника не вынесло горестного напряжения этой потери. Борисов-Мусатов ушел из жизни вместе с последним аккордом прозвучавшего для него «Реквиема». Случилось это 8 ноября 1905 года в Тарусе, где художник находил уединение для работы в последние годы.
На его могиле вскоре было установлено надгробие работы молодого еще тогда скульптора А.Т. Матвеева: гранитный пьедестал, впечатавшаяся в не­го спиной фигура лежащего мальчика… Надгробный памятник рисуется на фоне далекого горизонта, открывающегося за крутояром быстро текущей Оки, принадлежа пейзажу России, столь дивно воплощенному Виктором Борисовым-Мусатовым
Маргарита НОГТЕВА
 

 

Рубрики:  Старые газеты/Искусство
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку