"В те дни, когда в садах Лицея..." |
"Советская Россия", 22 октября 1986 г.
Портрет Н.В. Кочубей-Строгановой в рисунке Пушкина
В 1829 году, работая над продолжением «Онегина», Пушкин начинает восьмую главу лирическим вступлением — «В те дни, когда в садах Лицея я безмятежно расцветал...» и рисует здание Лицея, маленькую фигурку в проеме арки...
Лицей – это воспоминания Пушкина, воспоминания о великой «грозе двенадцатого года» и днях юности, о царскосельских парках и начале поэтической славы, о первых друзьях и первых «трепетных снах сердца»...
* * *
Девочка-подросток, все существо которой дышит трогательной чистотой и милой нежностью... Придавая головке своей модели несколько резкий поворот, художник, возможно, хотел подчеркнуть живость ее характера... Это Наташа Кочубей на портрете работы О. Кипренского 1813 года.
Такой ее впервые увидел лицеист Александр Пушкин, когда летом 1813 года Кочубеи, жившие в Царском Селе, не раз вместе с дочерью посещали Лицей.
«Едва ли не она... была первым предметом любви Пушкина», заметит впоследствии один из однокурсников поэта. Позднее, в «Программе автобиографии», среди самых памятных событий 1813 года Пушкин запишет: «Гр. Коч.», – и все биографы поэта согласно расшифруют сокращение как «Графиня Кочубей».
Среди рукописей Пушкина конца 1818 года сохранился черновик неоконченного стихотворения:
…И для меня воскресла
радость,
И душу взволновала вновь
Моя потерянная младость,
Тоски мучительная
сладость
И сердца первая любовь.
«Стихи навеяны впечатлениями от поездки в Царское Село и воспоминаниями о первой любви, по преданию, к гр. Наталии Викторовне Кочубей», – комментирует известный пушкинист Т.Г. Цявловская.
Конечно, образ стихотворения – уже образ искусства, уже обобщение. Но его реалии ведут именно к Н. В. Кочубей. Хотелось бы добавить к наблюдению Цявловской, что стихи могли быть вызваны и новой встречей поэта с Н. Кочубей. Как раз летом 1818 года семья Кочубеев после долгого пребывания за границей вернулась в Россию и восемнадцатилетняя Наталия Викторовна впервые тогда появилась в петербургском свете. «Мадемуазель Кочубей... изящно сложена, она грациозна и прелестно танцует; наконец, она безукоризненно воспитана, чтобы быть очаровательной» – такой предстает М. Кочубей на своем первом придворном балу по письму наблюдательной современницы. Уже не милая девочка, но прелестная девушка... В 1820 году она выходит замуж за графа А. Г. Строганова.
По свидетельству друга Пушкина П.А. Плетнева, «Татьяна в высшем обществ срисована с графини Строгановой, урожденной Кочубей»…
«Наталия Кочубей», или чуть прикрыто – Чуколей», – так названа одна из главных положительных героинь в планах романа «Русский Пелам», задуманного поэтом в 1835 году...
Свидетельств и упоминания достаточно, чтобы попытаться разыскать еще одно, характерно пушкинское «упоминание» о гр. П. В. Кочубей-Строгановой: найти на страницах рукописей среди рисунков поэта ее изображение.
Вот одно из предположений – портрет молодой женщины на 24-м листе рабочей тетради 1829 — 1833 годов. На странице нет текста, лишь сверху написаны и зачеркнуты два слова: «Я посещу»... и ниже рисунок. В словах как бы слышится мотив воспоминания, а профиль кажется смутно знакомым.
Лицо молодое, но уже не юное. Образ, запечатленный Кипренским, лишь слабо угадывается в очертаниях бровей, лба, прядях прически... Гораздо ближе пушкинский набросок к портрету Н. В. Кочубей, точнее, уже гр. Строгановой, работы И. Ф. Соколова 1821 года. Внимательно вглядываясь в акварель и рисунок, последовательно отмечаешь сходство черт. Только у Пушкина она старше, черты липа заостреннее (была болезненна и худощава), а выражение его – взгляд, улыбка — мягче...
Когда был сделан набросок? Для точной датировки не хватает данных; но если выбрать самое «подходящее» время в общих хронологических рамках рабочей тетради, то им может оказаться 1830 год. В этом году Пушкин посещает Н.К. Загряжскую, бабушку Наталии Викторовны, живущею в доме Кочубеев; 1830 годом помечена «Программа автобиографии»…
Изображение Н.В. Кочубей-Строгановой и все пушкинские упоминания о ней исполнены тепла и создают образ большой привлекательности и обаяния. Однако, справедливости ради, стоит сказать, что многие другие свидетельства современников о графине Строгановой выдержаны совсем не в идиллических тонах. Пушкинское восприятие явно окрашено «памятью сердца», «волшебством первой любви».
Р. ЖУЙКОВА,
зав. сектором рукописей Всесоюзного музея А. С. Пушкина.
НА СНИМКАХ: Н. В. Строганова. Акварель Л. Соколова – 1821 г. Н. В. Строганова (?).
Рисунок А. С. Пушкина – 1830 г.
Рубрики: | Старые газеты/Пушкин |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |