Время - назад? |
|
БИБИЗМ - израильская версия МАККАРТИЗМА |
|
ИТОГ ЭПОХИ НЕТАНИЯГУ - деградация политической культуры |
ИТОГ ЭПОХИ НЕТАНИЯГУ - деградация политической культуры
Биньямин Нетаниягу выиграл праймериз в Ликуде в 1992 году после успешного периода дипломатической работы в США (консулом, послом Израиля в ООН), а потом на должностях замминистра в МИД и замминистра в Министерстве Главы правительства. К этому времени он обрёл авторитет и очень важные связи в консервативном крыле Республиканской партии США и в среде влиятельных евреев, поддерживающих республиканцев (Республиканская Еврейская Коалиция), в том числе и магнатов, входящих в "Команду-100" (ведущую группу главных доноров "слонов"). Это обеспечило Биби преимущество в борьбе за лидерство с целой плеядой ликудовских "принцев" и победу в финале праймериз над Б.Бегином и Д.Леви (А.Шарон вышел из борьбы). Уже на этом этапе Б.Нетаниягу продемонстрировал активный, подобный американскому, стиль политического соперничества, при котором абсолютным приоритетом является достижение личной цели, а стратегические задачи по усилению авторитета партии и укреплению её позиций в обществе - второстепенны. Для партии в демократическом обществе, претендующей на ведущую роль в разработке, формировании и проведении в жизнь внутренней и внешней политики государства, эта явная заявка на "вождизм" ставшего главой оппозиции Нетаниягу была настораживающей.
Вскоре угроза демократической политической культуре стала нарастать. Нетаниягу уклонился от конструктивного сотрудничества с коалицией. Он был обязан, даже с предельно жестких позиций, принуждать власти к существенной корректировке принимаемых решений. Ему следовало мобилизовать весь интеллектуальный потенциал партии для оптимизации действий правительства и Кнессета.
Именно такая роль оппозиции определяется политической культурой демократии. Только так можно было максимально защитить национальные интересы.
====================================================================================
|
В преддверии выборов: сознание и страсти |
|
Из ранее написанного: Можем ли мы что-либо сделать?! (написано 30.12.2011) |
|
Из ранее написанного: КУЛЬТУРА МИРА В ИЗРАИЛЬСКОМ ОБЩЕСТВЕ |
(написано 23.12.2011) Опубликовано: - http://haifainfo.com/?s=%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81+%D0%91%D0%B5%D0%BD-%D0%9C%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%85%D0%B5%D0%BC+%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0+%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0
КУЛЬТУРА МИРА В ИЗРАИЛЬСКОМ ОБЩЕСТВЕ
(разговор с теми,кто верит: отличительная черта евреев - миролюбие). =начало=
=============================================
Из Декларации о культуре мира,
(Принятой резолюцией 53/243 Генеральной Ассамблеи от 13 сентября 1999 года ):
...Ст.5 Правительствам отводится важнейшая роль в деле распространения и укрепления культуры мира.
...Ст.7 Распространению культуры мира способствует просветительская и информационная роль средств массовой информации.
************* ************* ***********
О чем речь? Каждый израильтянин десятки раз на день говорит "Шалом!", произносит это слово в молитвах, пишет на многих языках... Каждый из нас, задумываясь о будущем, о судьбе наших детей и внуков, размышляет, в первую очередь, о мире... Каждый готов постоять за дело мира...
Кто жаждет мира в такой же мере, как евреи? Прошедшие в 20-м веке через жесточайшие испытания и потрясения.
Да, мы - за мир! Нам не может быть чуждой культура мира. Как она определена в документах ООН. В самой Декларации независимости Израиля определено, что наше государство "...будет верно принципам Хартии ООН." Там же сказано и многократно повторено на разных уровнях и во все годы существования Израиля: "Мы протягиваем руку мира и предлагаем добрососедские отношения всем соседним государствам и их народам и призываем их к сотрудничеству в своей стране."
Так говорится о нашем отношении к культуре мира в "родословной" израильского общества. И это же впечатано в наш генетический код.
Вроде бы все ясно. Стоит ли обсуждать эту тему? Тем более, с критических позиций? Что, мы хуже других, нас окружающих? Полагаю, ответ зависит от уровня требовательности к себе, или, точнее, от уровня гражданской ответственности в обществе. Важно понять, во внешней и во внутренней политике успешные действия с долгосрочным результатом реальны лишь в правовом поле и в соответствии с нормами нравственности и морали. Иначе говоря, к достойным целям надежен лишь достойный путь! Путь, обозначенный культурой мира с признанными в ней жизненными ценностями и нормами поведения.
Если согласиться с таким суждением, то становится очевидным важный вывод: уже сам выбор этого пути является важным ресурсом! Хотя бы потому, что за игнорирование признанных международным сообществом принципов приходится расплачиваться. Отдельным людям, партиям, сообществам, странам, народам и даже цивилизациям. Исторические подтверждения тому бесчисленны. Но нет нужды углубляться в историю. Есть свежие примеры, иллюстрирующие сказанное.
Президент США Дж. Буш-мл., разъясняя причины и необходимость войны в Ираке с целью устранения диктаторского преступного режима и создания для народа этой страны возможности прогрессивных преобразований, назвал эту акцию новым "крестовым походом". Не знаю, что заставило его привести такое сравнение. Но оно вызвало легко предсказываемую реакцию. Кровь мусульман, пролитая крестоносцами 7-9 веков назад, стала реальным фактором, влияющим на происходящее. Те иракцы, которые боролись с режимом и готовы были приступить к созданию новой жизни в стране, оказались в роли "пособников новых крестоносцев". Так из-за двух ненужных слов возникли дополнительные проблемы и новые бессмысленные жертвы. Конечно, это не единственная и далеко не главная причина кризисной ситуации в Ираке. Но наглядный пример невынужденной ошибки, непростительной для государственного деятеля. Ведь враги всегда готовы воспользоваться вашей оплошностью.
Пока еще действующий президент Ирана, жаждущий стать мировым лидером в среде антисемитского быдла, с маниакальной страстностью проповедует свою версию мировой истории. Не считаясь с известными фактами и общепризнанными оценками, он договорился до отрицания Катастрофы европейского еврейства. И до других подобных пакостей. Этим заслужил одобрение и поддержку маргиналов и группы религиозных фанатиков. Не думаю, что этим нанесен значимый вред евреям. Но вред имиджу своей страны - несомненно. Это понимают не только в кругах иранской оппозиции, но и в разных слоях общества. Особенно среди людей старшего поколения. Они хорошо помнят времена не только хороших отношений между Израилем и Ираном, но и эффективного стратегического сотрудничества. Это было всего лишь чуть более трех десятилетий назад. Но главное - это то, как воспринимается исламское государство, возглавляемое бесноватой властью. И мировое сообщество рано или поздно предъявит счет властям Ирана. Как обычно, в ответе будут и простые люди. Уже сейчас во многих арабских странах отношение к Ирану хуже, чем к Израилю. Потому, что боятся фанатиков, стоящих там у власти.
Можно продолжать перечисление чужих ошибок, неблаговидных поступков и даже преступлений, которые, по существу, наносят вред интересам своих же народов.
Но, к сожалению, нам приходится быть озабоченными своими собственными упущениями и неразумными или безответственными действиями.
Негоже заметать грязь под ковер. Порядок в своем доме следует наводить сообща собственными усилиями.
И у нас есть "проколы" во внешнеполитической сфере. К примеру, с нашей стороны допущено немало того, что привело к разрушению сотрудничества и взаимовыгодных отношений с Турцией. Невозможно найти оправдание чванливому поведению замминистра иностранных дел, унизившего посла этого государства, что вызвало дипломатический скандал. Это, конечно, не первопричина проблем на турецком направлении, но она очень показательна.
Впрочем, сам шеф МИД,а не служит своему заму примером этичного поведения по признанным в дипломатических кругах нормам. Недавно, когда в Египте во власти еще был легитимный президент, наш министр высказал пожелание, чтобы тот поскорее отправился в преисподнюю.
А раньше, когда г-н А. Либерман был еще в пути к самым высоким ступеням власти, он, желая показать нрав "крутого парня", заявил о наличии у нас возможности при определенных обстоятельствах разбомбить Асуанскую плотину. Это было сказано не взирая на то, что между Израилем и Египтом заключен мирный договор. А в этом договоре есть пункт, в соответствии с которым стороны обязались содействовать развитию культуры мира, реализуя соответствующие программы в просвещении и других гуманитарных сферах для формировании в обществе позитивного образа соседней страны. Даже, если партнер допускает нарушение договоренностей, не стоит опускаться на его уровень. Можно и должно использовать это в свою пользу, сохраняя лицо. И показать неправомерность или нелегитимность действий другой стороны. На деле же получается, что каждая глупость, изреченная нашим политиком, становится оружием в пропагандистской войне против еврейского государства.
Перечень иллюстраций наших "проколов" во взаимоотношениях с разными странами и международными организациями можно дополнять. Полагаю, есть достаточно материала для полезного обсуждения этой темы экспертным сообществом.
Размышления о культуре мира в израильском обществе не ограничены сферой международных отношений, экономического и культурного сотрудничества. Стоит также критично присмотреться к происходящему во внутренней политике, в собственной национальной среде. Впрочем, не следует разделять подходы в оценке наших действий вне и внутри страны. Это сообщающиеся сосуды, все взаимосвязано. (продолжение следует)
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
КУЛЬТУРА МИРА В ИЗРАИЛЬСКОМ ОБЩЕСТВЕ
(разговор с теми,
кто знает: отличительная черта евреев - миролюбие). =продолжение=
==============================================
Из Декларации о культуре мира,
(Принятой резолюцией 53/243 Генеральной Ассамблеи от 13 сентября 1999 года ):
... Ст.4 Образование на всех уровнях является одним из основных средств созидания культуры мира.
В этом контексте особое значение имеет образование в области прав человека.
Размышляя о культуре мира, следует обратить внимание на вопросы просвещения и воспитания. То, с чем наши дети вступают во взрослую жизнь, будет влиять в значительной мере на будущее страны и качество жизни ее граждан. Более того, здесь можно усмотреть связь с судьбой всего еврейства.
Профессор факультета образования Еврейского университета в Иерусалиме Норит Пелед-Эльханан написала книгу, которая сразу стала популярной во многих странах мира. В ней приведены результаты исследований содержания израильских учебников по разным предметам за период с 1996 по 2009 год. Книга содержит серьезную критику идеологии и пропаганды в нашей системе просвещения. Она содержит данные, которые позволили автору утверждать, что в Израиле с детства воспитывается дискриминация арабов и других граждан-неевреев.
О Нурит Пелед-Эльханан следует сказать, что она придерживается левых взглядов, сотрудничает с организацией Гуш Шалом, награждена премией Сахарова за свободу слова, учрежденной Европарламентом. Такому человеку с ее критикой негатива в нашей практической педагогике было нетрудно навесить ярлык неблагонадежности. И "патриотическим" хором требовать исключения Нурит Пелед-Эльханан из академии и запрета на ее публичные выступления.
Но, думаю, стоит учесть еще некоторые данные об этой "неблагонадежной" личности.
Отец Нурит, Матитьягу Пелед (1923-1995) - замкомандира "Гивати" (1948), один из основателей Школы командования и штаба, Военный командующий Газы, генерал, член Кнессета (1984-1988), известный ученый-арабист, доктор литераратуры. Ее дочь, Смадар погибла 4 сентября 1997 года в результате взрыва палестинского террориста-смертника на улице Бен-Йехуда в Иерусалиме. Естественной реакцией на такой удар судьбы было бы ожесточение, жажда мести, нарастающее чувство ненависти. Подобная рана в душе не заживает, напротив, со временем боль становится все нестерпимей. Никто не посмеет бросить упрек матери, потерявшей дочь, за излишнюю нетерпимость к среде, из которой вышел террорист-убийца. Так было всегда: кровь порождает кровь, ненависть вызывает ненависть. Замкнутый круг. Нурит смотрит на молодых людей в гражданском или в военной форме, понимая, что среди них есть тот, кого могла бы полюбить Смадар. Этот парень стал бы дочери мужем и отцом ее детей, внуков Нурит. Но долг перед потомством, как его понимает проф. Нурит Пелед-Эльханан, определяет ее действия. Никто не может усомниться в том, что она гордилась и радовалась бы, увидев результаты сравнительного анализа содержания учебников, убедительно демонстрирующего наше нравственное и моральное превосходство.
Критика ее работы, разумеется, не только допустима, но и желательна. Но по делу и с уважением!
Важность вопроса просвещения и воспитания детей и молодежи понятна каждому ответственному гражданину, независимо от его политических пристрастий.
Нобелевский лауреат, профессор того же Еврейского университета в Иерусалиме Исраэль Роберт Ауманн, основываясь на научных воззрениях, сформулировал ряд принципов построения оптимальной стратегии поведения в конфликтных ситуациях и в переговорных процессах. Внес выдающийся вклад в теорию игр и открыл возможности применения научных подходов к решению экономических, социальных и политических проблем. Проф. Ауманн, глубоко верующий человек, религиозный сионист, исповедует правую идеологию и активно ее пропагандирует. Он, как и проф. Пелед-Эльханан пережил тяжелую семейную утрату. Его сын Шломо погиб в 1982 году на Ливанской войне.
Вызывает интерес, как проявилась столь выдающаяся личность по отношению к культуре мира. Роберт Ауманн сумел показать, что в существующей реальности война не "иррациональна", она должна быть изучена, понята как явление, и в конечном счете преодолена. Исходя из суждений ученого, дорогу к успеху следует прокладывать инициативными действиями, четко обозначая контуры отдаленных целей.
Стоит напомнить, что нобелевский лауреат Р. Ауманн был назван спасителем человечества от ядерной войны за научное обоснование невозможности победы в ней.
Особую ценность имеют его мысли о нашем конфликте с соседями. Говоря о рациональности наших действий, он подчеркнул: - "Надо избегать коллективных наказаний (и наоборот, стараться облегчить жизнь простым арабским гражданам) - не отключать электричество всем и не мешать передвижению, а убивать конкретных террористов. Надо всегда отвечать на провокации - заранее известным и одинаковым способом. И самое главное - требовать, чтобы школьные программы соответствовали обещанию арабов в Осло-договоре: тому, что школы будут учить детей жить, а не умирать".
Вот как неожиданно справа и слева можно подойти к общему важному выводу: дальнейшие события в нашем конфликте с соседями будут в значительной мере определяться мировоззрением и идеологией подрастающего поколения. И у нас, и у них.
Поэтому мы обязаны следовать настоятельной рекомендации проф. Р. Ауманна играть не по правилам врага, а по принятым в цивилизованном сообществе, овладеть инициативой и навязать свои условия. Но обязательным условием для обоснования своих позиций и привлечения нужных ресурсов является устранение недостатков и упущений, выявленных трудом проф. Н. Пелед-Эльханан.
Сказанное показывает, что мы просто обязаны объединенными усилиями правых и левых интеллектуалов обеспечить предпосылки для перелома в пропагандистской борьбе. Принципы нашей пропаганды должны базироваться на ценностных установках, мировоззренческих взглядах и традициях, определяющих основы культуры мира.
Не нужно думать, что здесь идет речь о навязывании израильскому обществу идеологии пацифизма. В нынешней ситуации это бессмысленно. И опасно. Активное миротворчество станет целесообразным когда противник признает бесперспективность любых действий, кроме разрешения конфликта и поиска взаимовыгодных форм сотрудничества. И только тогда мы сможем строить межнациональные отношения на фундаменте доверия и взаимной ответственности. Соперничество, конечно, будет продолжаться, но оно станет рациональным.
Пока целью наших противников будет оставаться стремление уничтожить Израиль, мы должны довести до понимания их элитой и населением нашу готовность даже ценой неизбежных жертв искоренить это безумие. Разъяснить, к чему конкретно приведет конфронтация и что сулит путь на взаимопонимание. У нас нет стремления порабощать или уничтожать соседей, но мы обязаны быть максимально отмобилизованными отразить любые угрозы. Быть настолько готовыми к военному противостоянию, чтобы для противника была ясна бессмысленность агрессии.
Цель и наши действия по ее достижению необходимо сформулировать твердо, ясно, но главное - консолидировано всем обществом, правыми, левыми, центристами, религиозными всех течений, светскими и т.д.
Именно консолидация общества, укрепление единства нации - определяющее условие для построения нашего достойного будущего. И здесь, говоря о внутренних проблемах, приходится руководствоваться суждениями о культуре мира. Поскольку она основывается на уважении и поощрении права каждого на свободу выражения мнений и убеждений, на приверженности принципам терпимости, справедливости, плюрализма, сотрудничества, диалога и взаимопонимания на всех уровнях общества.
С горечью приходится признать сложившиеся взаимоотношения между различными слоями и секторами израильского общества совершенно неприемлимыми, не соответствующими вызовам времени. Налицо раскол по многим признакам: религиозным, этническим, времени пребывания в стране, имущественным, району проживания, культурной идентификации, политическим пристрастиям и т.д. Абсолютно недопустимые формы противостояния сложились между левыми и правыми. Речь не только о крайних, экстремистских группах. Большинство граждан, в той или иной мере вовлеченное в политическую жизнь страны, разделено на два лагеря. В среде каждой из сторон есть множество достойных граждан, хорошо осознающих настоятельную необходимость согласованных действий. Они понимают, что поиск взаимоприемлимых компромиссных решений обусловлен необходимостью взаимных уступок. Потому что сгущающаяся атмосфера ненависти губительна для общего дела.
Возможно, понимают это и стоящие у власти политики. Однако, укоренившаяся практика политической борьбы приняла столь уродливые формы, что тактика и стратегия действий стремящихся к власти партийных элит строится именно на нагнетании ненависти к оппонентам. Это нетерпимо.
Оба лагеря имеют в своих рядах мощные интеллектуальные ресурсы для совместной работы по определению ясно сформулированных целей на максимально обозримую перспективу. Есть возможность и обозначить этапы на пути достижения этих целей. Тогда можно будет мобилизовать все израильское общество на последовательную успешную деятельность. А политическое соперничество можно в этих условиях вести на более высоком уровне ответственности и сделать это соперничество менее зависимым от текущей конъюнктуры.
Из общения с людьми, исповедующими как правую, так и левую идеологию, мне показалось интересным представить хотя бы контурно модель успешного и прочного Израиля, в котором будут жить наши дети и внуки.
Так вот, в кругу людей разного возраста, с которыми мне приходится общаться (понятно, это не репрезентативный срез) Израиль осязаемого будущего представляет собой демократическое еврейское государство с надежно защищенными границами, признанными международным сообществом. Но это не крепость и не гетто. Наша страна сотрудничает с соседними странами на основе двусторонних соглашений, заключенных на основе общих принципов, изложенных в совместной декларации о региональном сотрудничестве, принятой большинством стран Ближнего Востока. Израиль играет доминирующую роль на всем пространстве от Нила до Евфрата на основе своего вклада в развитие инфраструктуры региона, удельного веса инвестиций в системы связи и коммуникаций, индустрию туризма, укрепление финансовых институтов, реализацию экологических проектов и т.д. Расширяется культурное и деловое сотрудничество. Оно строится при активном участии диаспоры, воссозданной в каждой из соседних стран. Только реализация совместных комплексных программ по развитию международного туризма позволила резко повысить жизненный уровень населения стран региона и свести к минимуму показатели по безработице. На повестку дня ставится обсуждение вопросов по обеспечению коллективной безопасности...
Дав волю воображению, можно продолжать и продолжать... Утопия? - Согласен, пока согласен! Наивные фантазии? - Возможно!
Можно рисовать другие картины? - Конечно! Можно применить вместо фантазии научно обоснованные подходы и даже произвести определенные расчеты? Можно. И нужно!
Необходимо объяснить своему народу, нашим соседям, всему миру - какой Израиль мы создаем. Не в виде мечты, а конкретного плана.
Мы сами создаем свой облик. Потому что есть и будут желающие изображать нас по своему устремлению. А враги будут стремиться демонизировать Израиль. Нельзя не противодействовать этому.
От размышлений о будущем (тем более, виртуальном) всегда приходится возвращаться к текущей реальности...
(окончание следует)
------------------------------------------------------------------------------------
КУЛЬТУРА МИРА В ИЗРАИЛЬСКОМ ОБЩЕСТВЕ
(разговор с теми,
кто понимает: отличительная черта евреев - миролюбие). =окончание=
==============================================
Из Декларации о культуре мира,
(Принятой резолюцией 53/243 Генеральной Ассамблеи от 13 сентября 1999 года ):
...Ст.6 В дело более полного становления культуры мира необходимо в полной мере вовлечь гражданское общество.
При обсуждении выбранной темы важно выяснить, всегда ли приверженность культуре мира рациональна? Ответ зависит от того, на каких принципах действует оппонент. Если его поведение определяется ценностями, взглядами и традициями культуры мира - ответ однозначно утвердительный. Если оппонент,веря в эффективность насилия, действует на основе мировоззренческих установок культуры войны - то и здесь рациональна стратегия на основе культуры мира. Но только до того уровня напряженности в противостоянии, когда кризис в конфликте неизбежен. Тогда уже наши действия определяются требованиями использования эффективной и рациональной тактики. Развивая общую инициативу в конфликте и сконцентрировав все возможные ресурсы, следует определить максимально достижимую цель и нанести упреждающий удар с тем, чтобы выйти из кризиса в минимальные сроки.
Именно для того , чтобы иметь возможность таких действий в кризисный момент, необходимо твердо придерживаться стратегии культуры мира. Во-первых, следует в полной мере исчерпать мирные возможности по принуждению оппонента к отказу от деструктивных действий. Во-вторых, необходимо использовать время вплоть до начала силового столкновения для минимизации сил, которые могут действовать на стороне противника. Всегда есть в его среде те, кто сомневается в целесообразности силового противостояния и не заинтересован в нем. Их можно нейтрализовать, т.е. вывести из конфликта, сделать нейтральными. А из тех, кто решил придерживаться нейтралитета, часть может стать нашими союзниками. Соответственно, в рядах союзников всегда есть те, кто может стать нашими друзьями. Действуя в этом направлении, можно оптимизировать баланс сил.
Мудрый царь Соломон шел дальше - с многими из союзников и друзей устанавливал родственные отношения. И вместе с ними обретал могущество. Могущество на основе мира. Мудрость проявилась в том, что политика мира рациональна всегда, а война - только в определенных обстоятельствах. Мир созидает. Война разрушает. Но мир должен быть защищен силой, превосходящей силы войны. Поддерживать это превосходство необходимо всеми возможными ресурсами.
Приведенные здесь суждения дают основания надеяться, что активно действующий в политической жизни Израиля интеллектуальный авангард правого и левого лагеря определит согласованные принципы взаимодействия. Состязательность в политическом соперничестве может и должна оставаться в поле сотрудничества на благо страны. Как команды в спортивном соревновании. Наша надежда построена на вере в нравственность нашей интеллектуальной элиты. Здесь - корень оптимизма.
Разобщенность общества по ряду других признаков также преодолима. Сработает фактор времени и понимание важности единения перед вызовами времени.
Серьезную озабоченность вызывает углубляющийся раскол по религиозному признаку. В нашей стране иудаизм является основой еврейской идентичности. Общественное сознание большинства религиозных и светских евреев не имеет фундаментальных различий. Напротив, мировоззрение подавляющего большинства секулярного населения базируется, в основном, на морально-этических принципах, источником которых является иудаизм. Различия по степени выполнения религиозных церемоний и ритуалов не могут оправдать и объяснить причины все нарастающей неприязни, доходящей до ненависти и враждебности. Ни у кого нет сомнений (пока!), что в случае опасности (не дай Б-г) и те и другие будут защищать синагогу с равной твердостью и самоотверженностью. Как свой общий дом.
В той же мере неоправданными с позиций морали и национального долга являются непрекращающиеся столкновения между разными направлениями в иудаизме и отдельными ветвями внутри каждого из них. Положение усугублено несправедливостью признания эксклюзивных прав одного из течений по отношению к другим.
Нарастающая изнутри угроза общественному единству крайне опасна. Признаки этой угрозы явственно проявляются уже сейчас.
Причины сложившейся ситуации кроются в несовершенстве и ущербности законов, регламентирующих отношения государства и религии. Проблема эта не решалась с момента провозглашения государства Израиль. Наоборот, под давлением сил, направляемых разными группами интересантов, ситуация усугубляется. Трудно объяснить отношение значительной части религиозного истеблишмента к развитию науки, искусства и светской культуре вообще, к развитию социальных и политико-государственных форм жизни. Неужели кто-то посмеет утверждать, что народ жизнеспособен, делясь на части?
Но, сохраняющаяся неопределенность правил и норм во взаимоотношениях с властью позволила дельцам и политиканам от религии удовлетворять свои эгоистичные устремления, личные и групповые. Эти религиозные "лидеры" цинично игнорируют общенациональную ответственность общества перед вызовами времени. Пользуясь тем, что пока не произошло подлинное отделение религии от государства, они стремятся с обочины власти переместиться в ее центр. Перекроив по-своему политическую карту страны. Фанатично настроенные функционеры от религиозных структур открыто ведут атаку против прав человека, против свободной прессы, против открытого общества. Они препятствуют обеспечению максимальной концентрации ресурсов и усилий общества для ускоренного прогресса - базового условия выживания Израиля в сложившейся ситуации. Можно ли и здесь вести речь о культуре мира? Можно! Есть основания для оптимизма.
Слава Б-гу, в религиозной среде есть очень значительная часть тех, кто ощущает единство души народа и нашу общую ответственность за будущее. Современные Раввины-Учителя сохраняют и развивают в сознании верующих убежденность в неразрывной общности религиозных и светских евреев. Их - много. Они несут окружающим понимание того, что многие евреи-атеисты или сторонники смежных течений в иудаизме видят свое жизненное предназначение в служении Добру. И - в борьбе со Злом. Наши духовные авторитеты учат, что живущие по этому принципу успешно продвигаются по пути к Б-гу, независимо от степени религиозности. К тому же, у разных евреев есть общие культурные коды, сформированные духовными ценностями иудаизма. Их роднит понимание Б-га, как олицетворения сил Добра.
В религиозной элите достаточно мудрых и высокоморальных людей, способных поставить на место тех, кто заразился вирусом карьеризма, алчности или нетерпимости к инакомыслию. Ответственные духовные авторитеты понимают, что в Израиле евреи не должны строить свою жизнь по образцам галутных местечек. Нельзя, подобно кротам, прятаться в мелких общинных или клановых норах, нельзя обособляться из-за различий, порожденных в отдаленном прошлом противоречивостью интересов. Раввины-Учителя несут поднявшимся и поднимающимся в Землю Израиля понимание того, что истинно верующие религиозные евреи, продолжая индивидуальный диалог с Творцом, становятся участниками еще и общенационального диалога с Б-гом. А это - более высокая ступень веры. И здесь уже перед обществом ставится задача не только укреплять духовные ценности человеческой культуры, но и устранять ненужные, вредоносные идеи и заменять их новыми представлениями. При этом необходимо твердо понимать, что еврейский народ - часть человечества, как единого организма.
Помимо индивидуальных заповедей, существуют еще и общенациональные заповеди. Они лишь частично отражены в Галахе, поэтому их разработка идет в ходе жизни Государства Израиль. Понимание существования общенациональных заповедей значительно меняет перспективу множества аспектов еврейской жизни.
Основываясь на приведенных суждениях можно утверждать, что израильское общество остро заинтересовано в творческом взаимодействии религиозных и светских интеллектуалов для выработки оптимальных стратегий во внешней и внутренней политике. А главное - в трудной работе по укреплению единства народа!
Понятно, что единство нации - наиважнейший фактор жизнестойкости государства, залог успешного разрешения возникающих проблем. Это единство создавать и укреплять можно только в обществе, в котором преобладают мировоззренческие установки, традиции, типы поведения и образы жизни, определяющие культуру мира.
Поэтому уже сейчас необходимо более активно пропагандировать принципы социального взаимодействия и сотрудничества, основанных на справедливости и демократии, терпимости и солидарности. Эта работа должна быть развернута на всех уровнях системы просвещения, от дошкольных заведений до университетов, на мероприятиях культурно-просветительских организаций, в социальных сетях и в различных СМИ.
Важным также является позиционирование Израиля в международном сообществе, как государства, исповедующего идеалы мирного сотрудничества.
В последние годы много сказано о противостоянии христианства и ислама. Это противостояние называют войной цивилизаций, в которой некоторые нервные политики и аналитики определили Израилю роль катализатора этой войны. Такая картина происходящего недопустимо утрирована и далека от реальности. Здесь не анализируются причины и масштабы происходящей в мире борьбы с террором. Отметим только, что наличие в ней религиозного фактора очевидно. По этой причине поведение Израиля должно отличаться повышенной степенью ответственности. Терроризм - зло не только для тех, против кого он направлен, но и зло по отношению к среде, где он формируется. Поэтому война с террором имеет свою специфику. Она ведется не только против организаций боевиков. Главным образом, усилия концентрируются на том, чтобы лишить их поддержки населением и, по возможности, способствовать максимальному противодействию террору изнутри.
Для Израиля наиболее целесообразна стратегия, направленная на минимизацию религиозного противостояния. Сотрудничество иудаизма и ислама не меньше исторически и логически обосновано, чем сотрудничество между иудаизмом и христианством. Тем более, что нам суждено сосуществовать в этом регионе. По отношению к очагам напряженности между христианством и исламом для Израиля целесообразна роль мирного посредника. Эта роль соответствует нормам культуры мира. И развивающейся еврейской традиции!
Сегодня все мало-мальски думающие люди понимают, какую опасность для человеческой цивилизации несут религиозные войны. Стремиться к ним могут лишь фанатики-экстремисты. И мы видим, как главари террора инициируют и нагнетают религиозное противостояние.
Было бы неверным воспринимать написанное, как призыв к "толстовщине", к миру любой ценой, к уступкам и отказу от борьбы. Нет здесь и намека на то, чтобы какой угодно ценой уклоняться от конфронтации с врагами, поступаясь своими правами и своим национальным достоинством. Тем более, честью и совестью.
Расставаться нужно с недостатками, исправлять ошибки и не позволять себе новых упущений. Нельзя крикливую воинственность преподносить как проявление патриотизма. Необходимо окончательно перестать ощущать себя жертвой, обреченной ждать очередных несчастий. Укоренявшийся в многовековых гонениях страх не должен порождать в наших душах стремление стать гонителями. Нельзя здесь, в Израиле нести в себе галутное восприятие окружающего мира, как враждебного. Мир полон ресурсов и нужно научиться видеть и воспринимать его позитивно. И, если сможем преодолеть внутренние распри, то найдем оптимальный путь к разрешению конфликта с соседями.
Для этого принципами нашей стратегии должна быть твердость и нравственность, а основным принципом тактики - инициатива.
*** *** ***
Вместо послесловия. Поставил точку и, читая написанное, ощутил нарастающее чувство сомнения. Получилось ли выразить в должной мере свое отношение к рассматриваемому вопросу?
Не совсем. Во-первых, в содержании невольно проявился элемент несколько наивного идеализма. Но, это не столь существенно. Самые практичные реалисты происходят из идеалистов. Во вторых, намеченный формат статьи исчерпан, а рассуждения на эту тему можно продолжать и продолжать. К тому же, стиль изложения несколько тяжеловесен - сказывается непрофессионализм автора. Что делать?
Из-за сомнений обратился с просьбой ознакомиться с текстом к авторитетному эксперту, чье мнение по многим аспектам израильской действительности является надежным ориентиром для многих русскоязычных граждан. И не только в Израиле. Как мнение не только хорошо информированного, но,человека, глубоко понимающего суть происходящего в нашем обществе. Имени его не называю по понятной причине - не могу наложить на него тень ответственности за написанное мной (даже как на невольного свидетеля).
Ответ лишь подтвердил сомнения. Не согласившись с моими суждениями, уважаемый оппонент лишь выразил готовность изложить свое видение проблем при личных контактах. Конечно, узнать мнение умницы-профессионала очень значимо для меня. Но, нет смысла править текст после полученных разъяснений. Свои идеи и оценки происходящего он может, при желании, изложить многократно лучше, чем я.
Признавая текст спорным, решился на его публикацию. Несмотря на сомнения. Потому, что считаю настоятельно необходимым разговор о культуре мира. О термине "культура мира", оказалось, многие даже не слышали. Не знают, что 2000-й год был объявлен ООН годом культуры мира. А период 2001-2010 годов - Международным десятилетием культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты.
Цель публикации - инициировать размышления на данную тему. Желательно - размышлять ответственно, в присутствии собственной совести.
С пониманием приму любую критику.
========================================================================================= ____________________________________________________________________________________________
|
Из написанного ранее: Возможна ли победа маккартизма в "отдельно взятом, 51-м штате"?.. |
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
(написано 18. 02. 2013) Опубликовано: https://mnenia.zahav.ru/Articles/2510/vozmojna_li_pobeda
Формулировка вопроса, вынесенного в заголовок, возможно, многим покажется некорректной. И всё же.
Моим сверстникам хорошо памятна эпоха маккартизма (McCarthyism). Тем не менее, напомню читателям, что Формулировка вопроса, вынесенного в заголовок, возможно, многим покажется некорректной. И всё же.
Моим сверстникам хорошо памятна эпоха маккартизма (McCarthyism). Тем не менее, напомню читателям, что это
было мощное политическое движение в США в начале второй половины 20-го века (и распространившееся затем
в странах Западной Европы), направленное против левых и либеральных деятелей и организаций.
Политическая группировка консервативно настроенных республиканцев доминировала тогда во властных структурах
США, реализуя жесткие репрессивные методы борьбы со сторонниками Нового курса Франклина Рузвельта, с
политиками, призывающими к переговорам со странами Восточного блока и к любым контактам с ними, даже в
гуманитарной сфере. Маккартисты боролись с либеральной интеллигенцией, с деятелями культуры и науки, отвергали
любые реформы, направленные на удовлетворение требований трудящихся.
Маккартистское движение получило запоминающееся определение как "охота на ведьм".
Теперь давайте фрагментарно проследим за теми изменениями на политической арене Израиля, свидетелями которых
мы были в течение двух последних десятилетий. То есть, бросим взгляд на период возникновения и созревания вопроса
о признаках перерастания центристской (право- или лево-) власти в правую безальтернативную. В ту, которая, не имея
противовесов, может обретать националистские и радикалистские свойства.
В 1993 году произошли коренные изменения в одном из самых значимых сегментов политической элиты страны - в
руководстве партии Ликуд. По мнению многих, это был переворот в партии правого либерального центра. Осуществил его
тандем Нетаниягу - Либерман, оттеснивший на второй план целую плеяду "принцев", определявших политическое лицо
Ликуда, который накануне перестал быть правящей партией. До этого в течение 15-ти лет Ликуд удерживал в своих
руках исполнительную власть (в 1984-1988 г.г. совместно с Аводой). Естественно, в партии многие испытывали чувство
разочарования и некоторой растерянности. И всё же удивительно, что столь разные люди, объединившись, так быстро
преобразили до неузнаваемости одну из двух крупнейших в стране партий. Казалось бы, что может быть общего
у Нетаниягу и Либермана? Разное воспитание, образование, ментальность, круг общения и связей, да и усвоенный ко
времени их встречи стиль поведения... В возрасте, когда формируются определяющие качества личности, они жили в
державах-флагманах противоборствующих политических систем, в США и СССР.
Биби Нетаниягу закончил общеобразовательную школу, потом получал высшее образование в США. Естественно, он
сформировался под влиянием американской культуры, в том числе политической. Облик "настоящего американца",
наряду с другими позитивными личностными качествами, сочетающиеся с энергичной целеустремлённостью, были
основой успешного начала политической карьеры Нетаниягу. Он отлично зарекомендовал себя на должности
заместителя посла Израиля в США и затем, в ещё большей мере, в качестве посла Израиля в ООН. В эти годы
Биби Нетаниягу обрел связи и наладил деловые отношения с представителями американской политической элиты,
особенно из республиканской партии. В их числе были сенаторы и конгрессмены консервативного крыла, которые
были свидетелями грандиозного успеха сенатора Дж. Р. Маккарти в борьбе против демократов, который обеспечил
приход к власти республиканского президента. Затем, получив поддержку Д. Эйзенхаура и став частью правящей
партии. маккартисты сами пытались управлять государством, а Маккарти стал едва ли не самым влиятельным деятелем
в США. В дальнейшем, уже после ухода с политической арены одиозного сенатора, консервативная когорта в элите
республиканцев сохранила своё влияние в стране. Поэтому обретённый в этой среде политический капитал стал для
Нетаниягу очень богатым "приданым", когда он решил "повенчаться" с должностью премьер-министра Израиля. Он
мог резонно рассчитывать на эффективную помощь покровителей и друзей из политического руководства США...
Авигдор Либерман к 1993-му году не накопил сколь-нибудь значимого политического капитала. Он был лишь
заметным активистом в Ликуде, партии, находящейся в депрессии из-за утраты власти, погрязшей в долгах,
руководимой обленившимися высокооплачиваемыми функционерами, озабоченными внутренними разборками.
Либермана политическая богема не воспринимала всерьёз ещё и потому, что он - выходец из Советского Союза.
СССР называли "страной победившего социализма", хотя правильнее было бы назвать страной победившего
сталинизма. Поскольку для его граждан тот социализм в идеале соответствовал условиям содержания пожизненно
осужденных в странах, социалистических по сути (Швеция, Дания и других).
Но А. Либерман в советской жизни хорошо усвоил (не хуже Б.Нетаниягу) значение партии, как лифта для карьерного
подъёма. Там, в "совке" все отчетливо усвоили, что минуя партию добиться сколь-нибудь значимого успеха, тем
более на пути к власти, невозможно. "Кадры (партийные) решают всё!" - это был закон-назидание тем, кто стремился
к успеху на любом поприще, тем более - на политическом.
Сказанное иллюстрирует, что союз Нетаниягу и Либермана вполне естественен. Правда, повредить их сближению и
конструктивному сотрудничеству могли присущие обоим безмерная амбициозность, авторитарность и стремление к
единоличной власти. Но в то время их стартовые позиции настолько разнились, что до поры претензии со стороны
А. Либермана не могли быть сколь-нибудь обоснованными.
Новый Ликуд, во главе с победившим на праймериз Б. Нетаниягу и генеральным директором А. Либерманом, сразу
развернул активнейшую кампанию против правящей коалиции, за возвращение партии во власть. Оппозиция начала
не привычное противодействие и критику проводимой правительством политики, а тотальную дискредитацию Аводы
и премьер-министра И. Рабина. Подписанные годом ранее Соглашения в Осло были названы антисионистскими и
противоречащими интересам народа Израиля. Это был не мирный договор, подводящий итог войны 1967 года,
а лишь "Декларация принципов о временных мерах по самоуправлению". Там были зафиксированы также ранее
достигнутые договоренности. В них повторился список из приложения к Кемп-Девидским соглашениям 1977 года,
достигнутым ещё Бегиным, без каких-либо существенных дополнений. Кроме того, в Осло были учтены результаты
Мадридской конференции 1991 года, где был согласован принцип - "территории в обмен на мир" и договоренности
последовавших за ней переговоров в США. Кстати, и в Мадриде и в Вашингтоне Б. Нетаниягу представлял Израиль
в качестве замминистра иностранных дел. Тем не менее, "мирный процесс" подавался обществу как опасная
авантюра левых, а правые как бы и не были "замешаны" в этом "грехе".
В обществе сложилась парадоксальная ситуация: правительство и коалиция заняты текущими проблемами,
пытаются консолидировать общество, размышляют о целесообразности правительства национального единства,
а оппозиция, как бы заранее начала условную предвыборную кампанию и ведёт её в агрессивной манере, очень
схожей с американской. Ещё и с русским акцентом, напоминающем стиль борьбы с троцкизмом и прочими
врагами сталинской партии.
На улицах столицы и других городов расклеиваются тысячи портретов премьер-министра в эсэсовской форме
и арафатке (куфие). Широко распространяется миф о том, что И. Рабин руководил расстрелом "Альталены", хотя он
в это время руководил обороной штаба "Пальмаха". "На самом деле «Альталена» была потоплена из орудия Гилеля
Дальского, добровольца из Южной Африки, корректировщиком был артиллерийский наблюдатель Айзек Вайнштейн,
в прошлом офицер Красной Армии, а руководство обстрелом осуществлял Игаэль Ядин, по письменному приказу
главы временного правительства Бен-Гуриона." (Википедия). Но восприятие И. Рабина, как палача противников
"левой" власти, укореняется в сознании многих граждан.
Запоздалая реакция руководства Аводы в виде ответных массовых акций не остановила процесс радикализации
общества. Раскол и усиление взаимной неприязни, доходящей до опасной черты непримиримой ненависти, по сути,
разделили народ на два лагеря: "национальный" (противостоящий анти-национальному!?) и "лагерь мира" (который
против лагеря войны!?).
Кризис наступил в ноябре 1995года - премьер-министр Израиля Ицхак Рабин был убит евреем...
Страна пришла к внеочередным выборам в Кнессет и переформированию исполнительской власти.
Началась предвыборная кампания, теперь не условная, реальная.
Здесь, в дополнение к дуэту Нетаниягу-Либерман следует назвать еще одно действующее лицо. Этот человек в
течение двух десятилетий играет значимую роль в деле формирования властных структур Израиля. Его имя -
Артур Финкельштейн. Известный американский политтехнолог, консультант влиятельных республиканских
политиков.
Стратегию и тактику на выборах 1996 года штаб Ликуда проводил под руководством этого мега-консультанта. По
оценке многих специалистов, в победе Б. Нетаниягу над Ш. Пересом заслуги А. Финкельштейна весьма весомы.
Многим памятны развешанные по всей стране плакаты с ужасающей угрозой "Перес разделит Иерусалим". В этих
словах нет ни грана правды. Непредубеждённым понятно, что особо значимая проблема Иерусалима существует
не по злому умыслу Ш. Переса или другого израильского политика. Уклонение от поиска решения этой (как и любой
другой) проблемы лишь усугубляет её. Спекулятивные заявления политиков о преданности идеи неотделимости от
столицы районов и примыкающих к Иерусалиму территорий, заселенных исключительно арабскими жителями, лишь
препятствуют ответственным, хорошо обдуманным действиям. Ясно, что и в упомянутом трескучем слогане нет иной
цели, кроме дискредитации (почти демонизации) оппонента. Попутно стоит отметить, что выпад, как выстрел, "он (она)
разделит Иерусалим!" позднее звучал в адрес А. Шарона, Э. Барака, Э. Ольмерта, Ц. Ливни и других политиков.
Такое было вполне в американском стиле времён "охоты на ведьм".
В день выборов чаша весов колебалась, но уже поздно вечером выяснилось: с небольшим перевесом, в полном
соответствии с прогнозом А. Финкельштейна, победил Б. Нетаниягу. Свершилось! Премьер-министром Израиля,
который часто называли 51-м штатом США, стал любимец многих американцев, не только евреев. Его поклонники,
друзья и покровители из числа консервативных республиканцев были в восторге - ведь у них было мало надежд на
успех в приближающихся президентских выборах в борьбе против идущего на второй срок демократа Б. Клинтона.
И, следует признать, Нетаниягу их не разочаровал. Порой он вел себя не как ведущий израильский политик, а как
руководитель местного отделения республиканской партии США.
Итак, вопрос, вынесенный в заголовок данных заметок, явно обозначился с приходом Б. Нетаниягу к руководству
страной. В дальнейшем его актуальность сохранялась. Уже без прямой связи с именами конкретных политиков. В
течение последних десятилетий увеличивалась трещина в единстве народа по линии раскола между правыми и
левыми. Это противостояние - самое значительное из многих других. И оно постоянно подпитывается действиями
различных политических сил. Этим, к сожалению, грешат многие наши политики. Возможно, из-за нехватки на
верхних этажах власти подлинных государственных деятелей. Одно из отличий государственного деятеля от политика
состоит в том, что политик стремится сохранить власть, используя принцип "разделяй и властвуй", а государственный
деятель - ставит превыше всего единство народа. (Думаю, такое суждение приемлемо как производное от утверждения
У. Черчилля: "oтличие государственного деятеля от политика в том, что политик ориентируется на следующие выборы,
а государственный деятель — на следующее поколение").
По мнению многих аналитиков, в течение длительного периода в обществе наблюдается нарастающая тенденция к
смещению вправо. Соответственно, она проявляется как в действиях властных структур, так и в СМИ. Нагнетается
давление на те структуры гражданского общества, которые руководствуются принципами, не совпадающими с теми,
которые доминируют в национально-религиозном лагере. Примером могут служить попытки (частично реализованные)
изменения законодательства по ограничению демократических норм. Заметно усиливается партийное влияние в
силовых и правоохранительных структурах, а также - в органах местного самоуправления.
В обществе формируется негативное отношение к пассионарной части студенчества (вспомним массовый протест),
к критически настроенной интеллигенции - ученым, университетским преподавателям, писателям, деятелям культуры.
Дело доходит до угроз и даже актов насилия. Не будем сравнивать, но следует вспомнить подвергавшихся гонениям
во времена разгула маккартистского движения известнейших людей Америки: физиков А. Эйнштейна, К. Ланцоша,
Д.-Р. Оппенгеймера, Д. Бома, писателей Г. Фаста, Л. Хьюза, А. Мальца, Дороти Паркер, актеров Чарли Чаплина,
Б. Гаррет, Э.-Г. Робинсона, П. Робсона, композиторов Л. Бернстайна, А. Копленда, многих других деятелей науки и
культуры, политиков и общественных деятелей.
Не только нам, свидетелям жестоких преследований инакомыслящих в СССР, но всему миру понятно, что престижу
американской демократии тогда был нанесен серьёзнейший урон. Казалось бы, это понимание сформировало стойкий
иммунитет в отношении к проявлениям маккартизма. Который являлся антиподом сталинизма разве только по цвету -
суть была та же. Все подобные "измы", вызывающие тяжёлые недуги в обществе, подобно вирусам, очень живучи,
и способны мутировать в самых разных средах. Об этом целесообразно помнить всегда.
Актуальность обсуждения данной темы, по-моему, явно проявилась в последние несколько месяцев.
* * *
"Ликуд и Наш дом - Израиль пойдут на выборы единым списком.
Мы обратимся к народу с просьбой получить право руководить
государством в ближайшие годы. Это укрепит правительство,
статус премьер-министра, а значит и государство".
Б. Нетаниягу
"Государство – это я".
Людовик XIV, король Франции
Неожиданно для многих, при наличии у правительства Б. Нетаниягу надежной коалиции в Кнессете, были объявлены
внеочередные выборы. Проблема утверждения бюджета явно надуманна. Его принятие было возможным, притом со
значительно меньшими издержками, чем это обычно бывает. Но,видимо, по оценке некоторых интересантов, был
очень удобный момент для кардинального укрепления позиций Б. Нетаниягу и его союзников.
Судите сами. Во-первых, эффект неожиданности. К этому времени оппозиционные силы были не просто ослаблены,
они были не в состоянии реально бороться за победу. Маневры и интриги Б. Нетаниягу привели к разгрому главных
политических конкурентов руками их собственных лидеров - генералов Э. Барака (Авода) и Ш. Мофаза (Кадима).
В цейтнотной спешке проводить качественную предвыборную компанию перестраивающимся или создающимся
партиям было очень сложно.
Во-вторых, неожиданно выяснилось: стратегия и тактика действий, направленных на сохранение и укрепление
власти Б. Нетаниягу, разработана А. Финкельштейном. Этот PR-гений в последние годы консультировал Либермана.
Теперь, хорошо понимая их взаимозависимость и суть интересов каждого из них, он предложил объединить Ликуд и
НДИ в единый блок. В сложившихся обстоятельствах Ликуд-Бейтейну ещё до выборов стал победителем и вопрос
о том, кто начнёт формирование нового кабинета министров, был однозначно решён.
В-третьих, для обеспечения максимального результата была предпринята небольшая победная война. Доказано
давно, что это выгодно власти в канун выборов. Отвлекается внимание общественности от текущих проблем
и ограждает действующее руководство от критики. Патриотична только безоговорочная поддержка. Кроме того,
расширяются возможности по использованию административного ресурса. Например, это позволило выделить
МИДу дополнительно несколько десятков миллионов шекелей для улучшения работы по формированию позитивного
имиджа Израиля. Но это мелочь. Известно, война всё спишет! Общие затраты официально не названы. Есть разные
оценки, но во всех случаях счёт идёт на миллиарды (легко произносится, но с трудом осознаётся, что каждый из них
равен 1000 миллионам).
Были мобилизованы все ресурсы для полной победы над разрозненной оппозицией и создания единой правящей
структуры. Ежедневно по рекомендации Финкельштейна произносилось тысячекратное "Биби Нетаниягу - Сильный
Лидер!" Избирателям внушалось, что Ликуду-Бейтейну гарантировано 45-50 мандатов. Многим это представлялось
почти неизбежным. Нетаниягу и Либерман убеждали, как будет хорошо при их руководстве, которое не будет
зависеть от партий-шантажистов. И как они проведут давно назревшие в стране преобразования.
Открывающиеся перспективы создавали повод для беспокойства за судьбу израильской демократии.
Действительно, к ожидаемому результату можно было бы добавить ещё пару десятков мандатов, присоединив
малосильных "естественных" партнёров (привыкших быть у кормушки) или переманив из превратившихся в осколки
оппозиционных партиек. Тогда можно, при желании, назвать этого политического монстра "Единым Израилем" и
объявить о введении "управляемой демократии", подобной существующей в путинской России. Существующий
там путинизм обладает основными свойствами, упомянутых ранее "измов".
Там такой вариант безоппозиционной демократии называют "российским с еврейским акцентом", а у наc мог
возникнуть "еврейский с русским акцентом". По сути, то же. Нетаниягу стал бы Всесильным Лидером!
Итоги выборов разочаровали правящую верхушку, намеченная программа не реализована. Но обсуждение
вопроса о путях развития нашего общества в данном контексте остаётся актуальным. После работы над ошибками
сегодняшние лидеры продолжат действия в русле своих устремлений. Изменение вектора в политической жизни
Израиля возможно лишь при условии гарантированной конкуренции разных идей и подходов к решению стоящих
перед страной проблем. Это требование должно быть осознано и затребовано гражданским обществом - отсюда
"задание на дом" каждому из нас...
P.S. Осознаю, что публичное обсуждение затронутой темы может вызвать негативные эмоции. Решился на это
не с лёгким сердцем. Постараюсь воспринять реакцию объективно.
Понимаю, критика Израиля, своя и извне, вызывает естественное чувство горечи, а порой - обиды. Да, это наша
страна. Другой у нас нет и не будет. Поэтому, для нас она - лучшая в мире, самая прекрасная. Но мы обязаны
не только это провозглашать. Нужно делать всё от нас зависящее для того, чтобы другие относились к нам с
уважением и пониманием. В мире - не только враждебность к нам, в нём - огромные ресурсы!
Значит, наводить порядок в своём доме, вычищать в нём грязь и удалять пятна со своего мундира должны мы
сами.
К примеру, спросим себя: обеспечивается ли в политических партиях (даже там, где проводится праймериз)
отбор кандидатов в Кнессет на объективной оценке их нравственных качеств, деловых заслуг перед обществом,
интеллектуального и духовного уровня? Или: к руководству министерств и ведомств, местных органов власти у
нас всегда приходят опытные, компетентные профессионалы, способные обеспечить эффективную работу?
И почему в ходе прошедшей выборной кампании ни одна из партий не акцентировала проблему борьбы с
разрастающейся коррупцией? И т. д. и т. п.
Жизнь задаёт вопросы. Мы обязаны отвечать.
|
Памятка вменяемому избирателю - в вопросе безопасности нет деления на левых и правых. |
Опубликовано: http://haifainfo.com/?p=169146
Кипят предвыборные страсти.
Однако, стоит, укротив эмоции, трезво задуматься о происходящем вокруг. А обкуренным дымом пропаганды - прежде проспаться!
Первое и главное, что придётся признать - это то, что в нашей стране нет борьбы за власть между правыми и левыми. В том понимании левых и правых, которое долгое время укореняется в Израиле. То есть, по убеждениям граждан в вопросе обеспечения безопасности страны от внешней агрессии и урегулирования конфликта с соседями.
С одной стороны - приверженцы силы, гарантирующей безопасность за счёт военной мощи и, как дополнение, политико-экономических ресурсов. Именно так, приоритет - мощная армия. Экономика, внешняя политика в вопросе безопасности - второстепенны. В их понимании так нужно и можно обуздать любые агрессивные устремления наших соседей.
С другой - сторонники достижения мирных договорённостей со странами региона и сотрудничества с ними по всему спектру взаимных интересов. Они убеждены, что можно создать в регионе политико-экономическую реальность. исключающую возможности возникновения условий и причин для внешней агрессии. Военная сила, конечно поддерживается, но только на крайний случай.
В действительности, настаивающих на достаточности одной из этих опций очень немного. Это маргинальные группы экстремистов, находящиеся на краях политического спектра.
Те же, кто реально претендуют на власть после избрания нового состава Кнессета, понимают, что двух опций нет.
Есть только одна, двуединая опция. Которая должна быть задействована по полной.
Для решения проблемы безопасности, обеспечения достойного ответа любым вызовам придётся мобилизовать все ресурсы и использовать все возможности. Безопасность государства базируется на ответственной и продуманной внешней политике. Она позволит расширить круг наших союзников и друзей среди стран мира, в международных организациях. Но прежде всего, необходимо сеять семена доверия в ближневосточном регионе, готовить почву для политического взаимодействия. Конечно, следует способствовать созданию перспектив экономического сотрудничества - это позволит деловому сообществу с разных сторон способствовать стабильности в регионе.
И, разумеется, одной из главнейших забот власти будет повышение военного потенциала, обеспечение боевой готовности армии отразить любую внешнюю угрозу или, при необходимости, превентивным ударом предотвратить агрессию.
Приоритетность использования политиками рычагов власти (дипломатия, армия, экономика) для обеспечения безопасности государства может варьироваться из-за изменяющейся обстановки. Но каждый из них должен быть задействован в полной мере.
Уверен, все лидеры предвыборной гонки, претендующие на победу, понимают это. Поэтому избиратели ожидают от них прямого и честного разговора о их обязательствах перед обществом и о их действиях с момента обретения полномочий. Тогда выбор избирателей будет в должной мере осознан и ответственен.
В дополнение к вопросу о прекращении нагнетания напряжения в пропагандистской игре в "левые-правые". Нельзя позволять политикам "разделять и властвовать!" Нагнетание ненависти в искусственно разделяемом обществе на два враждующих лагеря - вопиющая безответственность.. В политике безопасности нет правого и левого Израиля. Есть единый Израиль!
Кроме разговора о безопасности в попытках раскола общества на "национальных патриотов" и "капитулянтов-миротворцев" наши политологи примешивают и придумки о разном отношении сторон к религии. Это совершенно отдельная тема, полагаю, никак не связанная с играми "правых-левых".
Реальный спор левых с правыми в Израиле может вестись только о приоритетах в экономической политике, о выборе соотношений между её рыночными и социальными составляющими.
Но не о безопасности, не об урегулировании конфликта в регионе - в этом мы идём единым строем.
Поймём, наконец: мы все - в одной лодке!
|
Дневник Борис_Бен-Менахем |
|
Страницы: [1] Календарь |