-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Хворостенко

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.08.2014
Записей: 228
Комментариев: 96
Написано: 473


ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Суббота, 15 Ноября 2014 г. 05:37 + в цитатник

(Человек в животном)

 

Мы не стали бы людьми, не заложи в нас природа инстинкта любознательности, извечную страсть выяснять, как устроен мир.
5704248_luboznatelnost (700x437, 44Kb)
Природа была к нам благосклонна (не исключено, что она это сделала не случайно), сохранив любознательность во взрослом возрасте, у некоторых – до глубокой старости, чего нет у бессознательных животных. У них познавательная любознательность обычно с возрастом угасает и имеет совсем другой характер, чем у людей. Даже если бы шимпанзе обладали собственной речью, между любознательным шимпанзёнком и его папой не мог состояться диалог, вроде того, что мы с 3,5-летним сыном вели в 1968 году:
- Пап, а на Луне песок есть?
- Есть.
- А кто его туда привозит? Машинов там нету, а ракеты возят токо космовакстов.
Интерес к ненужным в личной и стайной жизни вещам присущ только человеку. Чаще всего, с возрастом он угасает, однако французский математик А.Пуанкаре (1905) не зря писал:”Но если иные боятся науки, то главным образом потому, что она не может дать нам счастья... Но можем ли мы жалеть о том земном рае, где звероподобный человек был поистине бессмертен, потому что он не знал, что должен умереть?”. Человек, чем больше будет становиться человеком, тем меньше согласится на что-либо иное, кроме неистребимого стремления к бескорыстному знанию.
5704248_luboznatelnost (393x700, 237Kb)
Пуанкаре самой своей жизнью и научной работой опроверг учение своего американского современника Ч.Пирса, родоначальника прагматизма, который умудрился не заметить в человеке врождённого инстинкта любознательности и считал, что любой человек стремится избавиться от неприятного ощущения сомнения и достигнуть приятного и спокойного состояния веры (в английском языке слово belief не имеет религиозного оттенка, в русском языке этот смысл передаётся словами "полагать", "быть убеждённым"). По мнению Пирса и других прагматиков, единственная функция мысли состоит в том. чтобы достигнуть устойчивого верования, после чего деятельность мышления прекращается.
 
Природа человека формирует его судьбу, а судьба, в свою очередь, формирует его природу. Поэтому для того, чтобы каждый мог реализоваться как человек, т.е. как познающая личность, общество обязано обеспечить ему условия для раскрытия его интеллектуальных способностей. Большинство людей на Земле познавательной деятельностью не занимаются, хотя врождённый инстинкт любознательности им тоже присущ. Это видно из того, что практически всем людям знакома эмоция скуки,
5704248_lubopitno (613x615, 119Kb)
являющаяся главным стимулом к познанию, но, чтобы не утруждать голову мышлением, многие заменяют интерес к природе интересом к личной жизни знаменитостей.
 
Западные “права человека”, декларирующие необходимость обеспечения людям прав на удовлетворение индивидуальных и стайных животных потребностей, могут и должны гарантироваться лишь в той мере, в какой они не затрудняют развития в человеке его истинно человеческого свойства – стремления к познанию природы. Ж.Ламетри (1745) подчёркивал, как важно воспитывать в человеке человека:"Очень немногие (признаюсь в этом не без боли) выходят за пределы чувственного мира, потому что в нём находят все блага, все телесные наслаждения". Стремление к телесным наслаждениям мало годится даже в качестве косвенного стимула к научной работе. Социологические исследования показывают, что научный поиск наиболее успешен, когда он стимулируется собственной любознательностью учёных, а не их стремлением к материальным благам, к наживе.
Рубрики:  Человек в животном
Метки:  

Start-up-life   обратиться по имени Вторник, 25 Ноября 2014 г. 03:18 (ссылка)
Хворостенко,
Ч.Пирс, разумеется, не прав.
но, вот я бы все-таки, не стала исключать и стремления к телесным наслаждениям. Как-то незаметно провозглашение религии отказа от нужд тела и посвящение себя только духовной жизни, стало общепринятым утверждением нравственного приличия.
Но, в этой жизни мы живем телом. И игнорировать его потребности, я считаю, нельзя. Оно должно быть любимо и лилеемо, и получать свои, необходимые ему удовольствия.
Другой вопрос, что и "душа" должна быть опекаема точно также.
Не может мать вскармливать одного ребенка за счет другого.
Как у Чехова: "В человеке все должно быть прекрасно,..."
Даже больше, по моему опыту, люди, предавшие свое предназначение, ( свою любознательность к Жизни) чаще всего плохо относятся и к своему телу.
В общем, я за полноправное сотрудничество тела и души.
В конце концов, мы же именно из этого и состоим.
Ответить С цитатой В цитатник
Хворостенко   обратиться по имени Вторник, 25 Ноября 2014 г. 13:03 (ссылка)
Полностью с Вами согласен. Не зря два предыдущих раздела названы "Животное в человеке" и "Человек в животном". Человек, как организм, - это на 99% животное, и христиане зря считают его греховным. Но, когда я пишу "человек", а тем более "любознательность человека", то имею в виду именно человеческую компоненту своего организма.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку