Одна из красивейших станций московского метро, произведение искусства и шедевр архитектуры - Маяковская - станция Московского метрополитена на Замоскворецкой линии. Названа в честь поэта Владимира Маяковского.
В жизни происходит так: пассажир приехал на станцию и быстрее совершает выход в город, единицы любуются красотой станции. Сегодня мы взглянем на архитектуру станции без суеты и рассмотрим всё детально.
Станция колонная трёхсводчатая глубокого заложения (34 м) с одной островной платформой.
Впервые, при строительстве станции глубокого заложения, бетон внутренних опор был заменен металлом — и тяжелые пилоны превратились в изящные колонны.
Площадь Маяковского, 1936 и современная
Согласно генплану 1935 года, станцию предполагалось назвать «Триумфальная площадь» по её расположению под одноимённой площадью.
В 1936 году в связи с переименованием площади проектное название станции было изменено на «Площадь Маяковского». В конечном итоге станции было решено дать более лаконичное название «Маяковская»
Художественные и конструктивные достоинства станции «Маяковская» были оценены уже через год после постройки: в 1939 г. проект получает Гран-При на Всемирной выставке в Нью-Йорке.
Южный вестибюль • Наземный (северный) вестибюль.
Станция имеет три выхода в город
Северный вестибюль
Он был открыт в 2005 году
Архитекторы Н.И. Шумаков и Г.С. Мун . В оформлении нового вестибюля принимал участие художник-монументалист Иван Леонидович Лубенников.
Свод кассового зала украшен мозаиками на тему неба.
И тех пор свод кассового зала украшают постмодернистское мозаичные панно на тему неба. Жёлтый фон похож на тетрадный лист в клеточку, на котором записаны почерком поэта строки из его лирики.
Небеса на панно представлены во всех ситуациях и состояниях: ночь с Большой медведицей и Полярной звездой, ясный день с двумя птицами, радуга. Всё пронизано цитатами из Маяковского: "и небо, в дымах забывшее, что голубо", "грудой дел, суматохой явлений день отошел, постепенно стемнев", "и никаких гвоздей".
Иван Лубенников. Эскиз мозаики для вестибюля станции "Маяковская"
И небо,
в дымах забывшее, что голубо,
и тучи, ободранные беженцы точно,
вызарю в мою последнюю любовь,
яркую, как румянец у чахоточного
Поднимаясь по эскалатору, мы приближаемся к небу, на котором читаем строки из поэмы "Облако в штанах".
"Серьезно.
Занято.
Кто тучи чинит,
кто жар надбавляет солнцу в печи.
Всё в страшном"
"За всех вас,
которые нравились или нравятся,
хранимых иконами у души в пещере,
как чашу вина в застольной здравице
подъемлю стихами наполненный череп."

значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
Египетские колонны в виде лотосов в кассовом зале. В отделке использованы различные виды мрамора, нержавеющая сталь, пол выложен гранитом.

Бюст работы Александра Павловича Кибальникова появился тут в конце 50-х. Скорее всего в том же 1958, когда памятник пролетарскому поэту появился на Триумфальной площади.
В вестибюль его перенесли из торца станционного зала.
Южный вестибюль
.Раньше этот выход был отдельно стоящим павильоном, но сейчас он встроен в новое здание.
Фото 2021 года
3-й выход Тверская-Ямская улица, Оружейный переулок
Он расположен на первом этаже дома угол которого выходит на Триумфальную площадь. Этот выход был открыт в 1959 году в доме 30/2 по Тверской. Фото 2021 года.
Станция построена по проекту архитектора Алексея Душкина
Алексей Николаевич Душкин
(1903 — 1977)
— советский архитектор и градостроитель. Член-корреспондент Академии архитектуры СССР (1950). Лауреат трёх Сталинских премий второй степени
Проект А.Н. Душкина, 1936.
Интересно,
что первоначальный проект станции не имел ничего общего с тем, что мы видим сейчас. Архитектор С.М. Кравец предлагал возвести колонную станции глубокого заложения (до этого в мире такого не делал никто)..
Проект станции "Триумфальная площадь" С.М. Кравеца, 1935.
Украсить платформу планировали продольными аркадами. А стиль оформления напоминал бы итальянский "Ренессанс".
В своде станции разместились 34 овальные ниши, внутри которых находятся лампы освещения и мозаичные панно
Освещение создает ощущение простора, легкости и наполняет пространство станции воздухом
Вдоль пояса каждого купола размещены 16 бра. Над каждым бра красуется или пятиконечная звезда или серп и молот
Украшением станции являются размещённые в нишах мозаичные панно из смальты.
Автор эскизов — А. А. Дейнека.
Дейнека Александр Александрович
(1899 — 1969)
— русский и советский художник-живописец, монументалист, график, скульптор, педагог.
Тема — «Сутки советского неба».
Изначально станцию украшало 35 панно. Одно, находившееся ближе к старому выходу, было впоследствии утеряно из-за строительства гермозатвора.
«Сутки советского неба»
От рассветного утра, в день, вечер, закат, ночь и опять в утро.
Мозаики ушли из реального пространства, стали «невидимыми», по-настоящему «небесными».
Самое забавное в станции то,
что замечательные произведения Дайнеки, которые должны были украсить станцию, совершенно потерялись из-за неудачной формы овальных ниш. Кажется, что эти ниши выполняют только функцию освещения, но нет, где-то там наверху спрятались красивые мозаики.
Архитектор размельчил купола и запроектировал их слишком глубокими, с двойным куполом, благодаря чему мозаики, скрытые первым куполом, прячутся от зрителя.
Смотреть их можно почти только в зенит, <тогда как> более выгодна точка зрения сбоку – от перрона… к этому поневоле обязывало расположение плафонов
Эффект шепчущей галереи
Если Вы встанете лицом к колонне и тихонько скажете что-нибудь в неё (подойти нужно близко, почти в упор), а Ваш спутник в это время приблизит ухо к колонне напротив, то даже в «час пик» он услышит Ваши слова с противоположной стороны станции. Наоборот тоже работает: Вы услышите ответ.
Фокус — в архитектурном построении станции: колонны соединены друг с другом единой металлической направляющей. Это помогает звуку почти беспрепятственно распространяться то в одну, то в другую сторону.
Слышнее всего у колонн, которые ближе всего к эскалаторам.
Чудеса с монеткой
Можно пустить монетку по одной стороне арки, и она приземлится точь-в-точь с другой стороны арки.
Многие кто пробовал советуют: оптимально взять двухрублёвую. Слегка прижимая к этому металлическому покрытию пальцем, запускаем её вверх, чтобы она «проскользила» весь свой путь и упала с противоположной стороны станции.
Арки «Маяковской» сделаны из ребер первого дирижабля Циолковского.
Одна из народных легенд о стальных арках «Маяковской» гласит - арки сделаны из ребер первого дирижабля Циолковского. Красиво, но не точно.
Проектировать арочные дуги из хромированной стали архитектору помогал знаменитый авиаконструктор А.И. Путилин (создатель самолетов АНТ-2 и АНТ-3)..
Сделаны арки на заводе «Дирижабльстрой» на том же самом оборудовании, что и дирижабль Циолковского, но деталей самого дирижабля на станции нет.
Зато нам точно известно, что арки «Маяковской» приносят удачу.
— ♦♦♦ —.
Полосы родонита розово-фиолетовых оттенков
Колонны украшены полосами родонита розово-фиолетовых оттенков, уральским розовым марганцем.
Родонит – это минерал, который образовывается в условиях контакта магмы с породами, богатыми марганцем.
К настоящему времени значительная часть камней заменена более дешёвыми аналогами
Колонны и арки станции впервые в московском метро отделаны полированной рифлёной нержавеющей сталью
Нержавейка была эксклюзивным материалом и использовалась в авиации, заполучить себе такие штуки было не просто.
Стальные конструкции арок обрамлены вставками из тёмно-серого мраморовидного известняка грузинского месторождения «Садахло»
Путевая стена
«Уфалей»
Верхняя часть путевых стен отделана бело-голубым мрамором «уфалей»
Мраморизированный известняк «давалу»
Нижняя — чёрно-оливковым мраморовидным известняком «давалу».
Цоколи путевых стен оформлены серо-зелёным диоритом
Полы: «квадраты Малевича»
Сколько раз вы пробежали по вестибюлю, не подозревая, что под ногами спокойно, с 1938 года, лежат самые знаменитые в мире символы русского авангарда?
Квадраты Малевича, футуристические квадраты из мрамора чередуются - красный на белом фоне с чёрным на белом фоне, а вверху мозаики должны тематически отобразить творческий подъём масс».
«Квадраты» Казимира Малевича как символ «прошлого» говорят о начале, самом раннем этапе творчества поэта, когда он сам называл себя «футурист Владимир Маяковский».
История в фотографиях
Как и все станции глубокого заложения Маяковская имела еще дополнительные задачи. Во время Великой Отечественной войны она использовалась как бомбоубежище.


— ♦♦♦ —
6 ноября 1941 года именно на Маяковской состоялось совместное заседание Моссовета и Московской парторганизации, посвященное 24 й годовщине Октябрьской революции.
С докладом на этом заседании выступил И. Сталин, который приехал на метропоезде. Заседание транслировалось по радио и эта передача приостановила начинающуюся панику в городе, прекратились слухи о том, что Сталин и правительство покинули Москву.
А после был концерт: пел И. Козловский и М. Михайлов, выступали военные ансамбли песни и пляски.
А на следующий день, Красная площадь с парада провожала военных на защиту Москвы. Глубокая «Маяковская» всю войну была бомбоубежищем для москвичей.
— ♦♦♦ —
В Москве два памятника Маяковскому: один - статуя, к которой он, по всей вероятности, отнесся бы строго, и другой - станция метро его имени, от которой он, влюбленный в индустриальное, несомненно, пришел бы в восторг.
— ♦♦♦ —
С 1980х годов станция имеет статус памятника архитектуры, а с 2001 года включена в список ценнейших архитектурных объектов города.
https://promfront.tilda.ws/mayakovskaya
http://moscowalk.ru/transport/metro/mayakovskaya.html
https://galik-123.livejournal.com/974543.html
Информация и фото - интернет