До выхода в свет романа Донны Тартт мало кто знал такого художника, как Фабрициус ). А тем более его маленькую картину «Щегол». Но именно благодаря писательнице мир вспомнил мастера. И заинтересовался его картиной.
Фабрициус жил в Нидерландах в XVII веке. Но о нем забыли. Это искусствоведы считают его вехой в развитии искусства и пылинки сдувают с «Щегла». А обычные люди, даже любители живописи, мало что о нем знают.
Почему же так произошло? И что особенного в этом маленьком «Щегле»?
В чем необычность «Щегла»
К светлой, голой стене прикреплен птичий насест. На верхней перекладине сидит щегленок. Он — птичка невольная. К его лапке прикреплена цепочка, которая не даёт ему как следует взлететь
Щеглы были излюбленными питомцами в Голландии в XVII веке. Так как их можно было обучить пить воду, которую они зачерпывали маленьким ковшиком. Это развлекало скучающих хозяев.
«Щегол» Фабрициуса принадлежит к так называемым картинам-обманкам. Они были очень популярны в то время в Голландии. Это было тоже развлечением для владельцев картины. Поражать ее 3D-эффектом своих гостей.
Но в отличие от многих других обманок того времени, у работы Фабрициуса есть одно существенное отличие.
Посмотрите на птичку в приближении. Что необычного вы в ней видите?
Карел Фабрициус. Щегол (фрагмент). 1654 г. Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага
Широкие, небрежные мазки. Они как бы не до конца прорисованы, что создаёт иллюзию оперения.
В некоторых местах краска слегка растушевана пальцем, а на головке и грудке лежат еле различимые пятна сиреневатой краски. Все это создаёт эффект расфокусировки.
Ведь птичка по идее живая, и почему-то Фабрициус решил написать ее не в фокусе. Как будто птичка шевелится, и от этого изображение слегка размазывается.
Но о фотокамере тогда не знали и о таком эффекте снимка тоже. Однако художник интуитивно почувствовал, что это сделает изображение более живым.
Это очень отличает Фабрициуса от его современников. Особенно специализировавшихся на обманках. Они, наоборот, были уверены, что реалистичное — значит четкое.
Посмотрите на типичную обманку художника Ван Хогстратена.
Сэмюэл Ван Хогстратен. Натюрморт-обманка. 1664 г. Художественный музей Дордрехта, Нидерланды
Если мы приблизим изображение, четкость останется. Все мазки спрятаны, все предметы выписаны тонко и очень аккуратно.
В чем особенность Фабрициуса
Фабрициус учился в Амстердаме у Рембрандта 3 года. Но быстро выработал собственную манеру письма
Из всех учеников Рембрандта только Фабрициус смог выработать оригинальную художественную манеру.
В отличие от Рембрандта, достигшего в своих портретах совершенства в передаче игры светотеней преимущественно на тёмном фоне,
Карел Фабрициус располагал модель на слегка подсвеченном фактурном фоне, придавая большое значение технической стороне передачи света и очертаний объектов на холсте с помощью холодной цветовой гаммы.
В начале 1640-х годов вместе со своим братом Барентом Фабрициусом учился в студии Рембрандта в Амстердаме, работал сначала в этом городе, однако в 1643 году после смерти его двоих детей и смерти жены во время ее третьих родов, вернулся в Мидден Бемстер.
В 1650 году женился вторично и поселился в Делфте, где через два года стал мастером гильдии Св. Луки.
Постепенно обрёл популярность в качестве мастера стенных росписей (не сохранились), а также портретиста.
Трагическая гибель Фабрициуса
Фабрициус трагически погиб в 32 года. Это произошло по совершенно независящим от него причинам.
На случай внезапного вторжения в каждом голландском городе находился пороховой склад. В октябре 1654 года произошёл несчастный случай, такой склад взлетел на воздух. А вместе с ним и треть города.
Художник Карел Фабрициус «Юный художник в мастерской», 1655-60
Фабрициус в это время работал над портретом в своей мастерской. Там же находилось много других его работ. Он был ещё молод, и работы не так активно продавались.
Лишь 15 работ уцелели, так как были на тот момент в частных коллекциях. В том числе и «Щегол».
Картина «Щегол» — «лебединая песня» блистательного художника
Спящий страж (Новая версия после реставрации 2005) (1654, Staatliches Museum Schwerin) Государственный музей Шверина
Гера, скрывающаяся у Океана и Тефии, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва)